Словесные методы в экологическом образовании.




Наблюдение – ведущий метод экологического образования детей.

Наглядные методы играют значимую роль в организации процесса ознакомления с окр. миром. Одним из ведущих наглядных методов явл. наблюдение, которое представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные и количественные изменения. Активное мышление, включённое в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного (важное от случайного). Наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого объекта или предмета зависит от воспитателя, который ставит цели наблюдения, планирует его ход.

Следующий подход – характеристика наблюдения, как сложного познавательного процесса, в котором проявляется единство чувственного и рационального. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря рассказу воспитателя, у детей формируются представления о мире природы, развиваются: мышление, речь, мир восприятия.

Выделяют следующие структурные компоненты:

1. Подготовительный этап. Цель, которого стимуляция интересов детей к объекту предстоящего наблюдения. Приёмы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, опора на опыт, показ диа-, кинофильмов, диапозитивов; иллюстрации; указывается цель и задачи наблюдения.

2. Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте, цель которого поддержание познавательного интереса, который был вызван на первом этапе. Здесь используются сюрпризные моменты, либо познавательные задания (загадки, пословицы, приметы и т.д.). Этап длится1-2 минуты.

3. Основной этап. Цель – самостоятельное наблюдение за объектом или предметом, длительный по времени, состоит из 3 частей:

a. Целостное восприятие предмета или явления;

b. Обследование наблюдаемого предмета. Важно обратить внимание детей на особенности предмета, его части и свойства, а также направляющий характер вопросов воспитателя к детям.

c. Вторичное целостное восприятие объекта.

4. Заключительный этап. Цель - закрепить и уточнить информацию полученную детьми, выделить то новое, что дети узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Этот этап наблюдения часто связывают с изодеятельностью (рисуют объект).

Третий подход заключается в познавательной деятельности. Известный психолог (Ананьев) отмечает, что наблюдение – есть сложная психологическая деятельность в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность – это умение и способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений. Решение задач наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов исследования зависящих от задач наблюдения и характера наблюдаемого объекта. Итог наблюдения может быть выражен в продуктах детской деят-ти (лепке,рисунке, подделок, рассказов…) и в форме выбора ухода за живыми объектами.

Требования:

1. Цели и задачи должны быть чёткими и конкретными. Задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объём информации. Представления формируются постепенно в процессе многократных встреч.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей и познавательную активность.

5. Знания полученные детьми в результате наблюдения должны подкрепляться, уточняться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

Словесные методы в экологическом образовании.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой книги, беседу. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы (например, о половодье, об образе жизни зверей в лесу и т. д.). Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, диа- и кинофильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.

При использовании словесных методов воспитатель учитывает способность детей к пониманию речи, длительному произвольному вниманию и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также наличие у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Виды словесных методов.

Рассказ воспитателя

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются.

Яркость, образность и конкретность языка — обязательное требование к рассказу воспитателя. Такой рассказ действует не только на ум, но и на чувства ребенка, надолго запоминается. Однако яркость и образность должны подчиняться содержанию рассказа, а не быть самоцелью. Хорошо воспринимаются детьми рассказы от лица героя. Для того чтобы подчеркнуть существенное, значимое, в рассказ включают вопросы к детям, побуждая их к обмену мыслями, лучшему осмыслению материала.

Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях; для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.

Беседа с детьми.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную, сопровождающую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.

Сопровождающая беседа используется воспитателем во время деятельность детей. Такая беседа направлена на пояснение какого-либо опыта детей, знакомство детей с новыми, ранее неизвестными названиями предметов или каких-либо действий детей.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и др.), другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: