Анализ основных статистических показателей бюджета ХМАО-Югры за 2016-2020 гг.




 

Статистический анализ показателей бюджета региона обычно начинается с анализа структуры бюджета. Для этого будут использованы данные отчетов об исполнении бюджетов ХМАО-Югра, представленные на официальном сайте Департамента финансов ХМАО-Югра (анализ проводится по бюджету автономного округа, а не по консолидированному бюджету).

Согласно данным Департамента, структура бюджета региона выглядела в 2016-2020 гг. (в показателях исполнения бюджета) следующим образом (таблица 1).

Структуры бюджета региона за 5-летний период выглядела следующим образом. В 2018-2019 гг. в регионе бюджет был профицитным, это значит, что уровень бюджетных доходов превышал уровень бюджетных расходов. Профицит составил:

В 2018 г.: 269448,5 – 232768,9 = 36679,6 млн. руб.

В 2019 г.: 259758,9 – 248789,9 = 10969 млн. руб.

В 2019 г. обозначилась кризисная тенденция снижения уровня бюджетного профицита. Как видно из данных таблицы 1, в 2019 г. относительно 2018 г. уровень бюджетного профицита снизился более чем наполовину, а именно – на 70,1%:

10969 * 100 / 36679,6 – 100 = -70,1%

В итоге в 2020 г. региональный бюджет вновь стал дефицитным, как и в 2016-2017 гг.

 


Таблица 1 – Показатели структуры бюджета ХМАО-Югры за 2016-2020 гг. по данным об исполнении бюджета

Показатель           2017 к 2016, % 2018 к 2017 2019 к 2018 2020 к 2019
Доходы бюджета, млн. руб. 197898,9 179448,3 269448,5 259758,9 261727,6 90,7 150,2 96,4 100,8
Расходы бюджета, млн. руб. 206190,2 196637,1 232768,9 248789,9 272902,4 95,4 118,4 106,9 109,7
Дефицит / профицит бюджета, млн. руб. -8291,3 -17188,8 36679,6   -11174,8 207,3 -313,4 -70,1 -201,9

 


За последние 5 лет в регионе три года были для бюджета ХМАО-Югры дефицитными. Дефицит составил:

В 2016 г.: 197898,9 – 206190,2 = -8291,3 млн. руб.

В 2017 г.: 179448,3 – 196637,1 = -17188,8 млн. руб.

В 2020 г. в связи с пандемией коронавирусной инфекции, приведшей к спаду в экономике региона, бюджет региона вновь стал дефицитным. Величина бюджетного дефицита составила:

В 2020 г.: 261727,6 - 261727,6 = -11174,8

Изменение структуры бюджета ХМАО-Югры за 2018-2020 г. наглядно представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Изменение структуры бюджета ХМАО-Югры в 2016-2020 гг.

 

Рассчитаем относительную величину координации доходов и расходов регионального бюджета ХМАО-Югры к уровню доходов и расходов 2016 г.

1. Величина координации доходов бюджета к уровню доходов 2016 г. составила:

В 2017 г.: 179448,3 / 197898,9 = 0,91

В 2018 г.: 269448,5 / 179448,3 = 1,36

В 2019 г.: 259758,9 / 269448,5 = 1,31

В 2020 г.: 261727,6 / 259758,9 = 1,32

Как видно из расчетов, в 2016-2020 гг. (за исключением 2017 г.) наблюдалась выраженная координация уровня доходов бюджета ХМАО-Югры с уровнем доходов 2016 г. в коридоре от 1,31 до 1,36 раз, т.е. доходы регионального бюджета относительно уровня 2016 г. практически не росли.

2. Величина координации расходов бюджета к уровню расходов 2016 г. составила:

В 2017 г.: 196637,1 / 206190,2 = 0,95

В 2018 г.: 232768,9 / 196637,1 = 1,13

В 2019 г.: 248789,9 / 232768,9 = 1,21

В 2020 г.: 272902,4 / 248789,9 = 1,32

Как видно из расчетов, в 2016-2020 гг. в отличие от доходов в бюджетных расходах ХМАО-Югры не было координации с уровнем расходов 2016 гг. На протяжении всего периода с 2017 по 2020 г. наблюдается увеличение величины координации расходов бюджета – с 1,13 в 2018 г. до 1,32 в 2020 г.

Разница в уровне координации доходов и расходов регионального бюджета с показателями 2016 г. – одна из основных причин возникновения бюджетного дефицита в ХМАО-Югре: расходы бюджета региона в 2017-2020 гг. росли активнее, чем доходы.

3. Величина координации уровня бюджетных расходов к уровню бюджетных доходов за сопоставимые календарные периоды составила:

В 2016 г.: 206190,2 / 197898,9 = 1,4

В 2017 г.: 196637,1 / 179448,3 = 1,1

В 2018 г.: 232768,9 / 269448,5 = 0,86

В 2019 г.: 248789,9 / 259758,9 = 0,96

В 2020 г.: 272902,4 / 261727,6= 1,04

Как видно из расчетов, на протяжении последних пяти лет в бюджете ХМАО-Югры наблюдалось неравенство координации между уровнем расходов и уровнем доходов. Это, как можно полагать, является одной из причиной того, что в бюджете региона в 2016-2017 и 2020 г. оказался бюджетный дефицит.

Для анализа структуры бюджета ХМАО-Югры следует учитывать требования, закрепленные в ст.92.1 Бюджетного кодекса РФ. Согласно п.1 ст.92.1 БК РФ, дефицит бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, предусмотренных пп.2-3 ст.92.1 БК РФ.

Согласно п.2 ст.92.1 БК РФ, дефицит бюджета субъекта РФ по общему правилу не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъекта РФ, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные п.4 ст.130 БК РФ (привлекаются дотации из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме более 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ), дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Анализ данных за 5-летний период показал, что бюджет ХМАО-Югры стал дефицитным в 2016-2017 и 2020 году. Общий объем бюджетного дефицита составил в эти годы 8290,3, 17880,8 и 11174,8 млн. руб. (рисунок 3).

Рисунок 3 – Изменение уровня бюджетного дефицита в ХМАО-Югры

в 2016-2017 и 2020 гг., млн. руб.

Наиболее стремительно вырос бюджетный дефицит в 2017 г. (более, чем в 2 раза), а к 2020 г. – сократился, но все равно был выше уровня 2016 г.

Исходя из данных о структуре доходов регионального бюджета ХМАО-Югры за рассматриваемый период, можно рассчитать долю дефицита бюджета в структуре собственных доходов региона. Для этого анализироваться должны данные за 2016-2017 и 2020 гг., поскольку именно в эти периоды бюджет региона был дефицитным.

Необходимые данные для расчетов представлены в таблице 2 (в таблице отсутствуют данные за 2018-2019 гг., т.к. в эти периоды бюджет был профицитным).

Таблица 2 – Структура доходов ХМАО-Югры за 2016-2017 и 2020 гг.

Показатель      
Доходы бюджета всего, млн. руб. 197898,9 179448,3 261727,6
В т.ч. собственные налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. 189662,5 171204,2 234120,0
В т.ч. безвозмездные поступления, млн. руб. 8236,4 8244,1 27607,6
Дефицит бюджета, млн. руб. -8291,3 -17188,8 -11174,8

 

Итак, собственные доходы ХМАО-Югры составили:

В 2016 г.: 189662,5 млн. руб.;

В 2017 г.: 171204,2 млн. руб.;

В 2020 г.: 234120,0 млн. руб.

Тогда доля дефицита в структуре собственных доходов региона оказалась равной:

В 2016 г.: 8291,3 * 100 / 189662,5 = (-) 4,37%

В 2017 г.: 17188,8 * 100 / 171204,2 = (-) 10,04%

В 2020 г.: 11174,8 * 100 / 234120,0 = (-) 4,77%

Таким образом, при пороговом нормативе в 15% дефицит бюджета региона во все рассматриваемые периоды (2016, 2017 и 2020 г.) оказался его ниже, особенно это касается 2016 года (4,37%) и 2020 г. (4,77%), когда уровень бюджетного дефицита был существенно ниже порогового значения в 15%. Что касается 2017 г., то он оказался кризисным для бюджета ХМАО-Югры, поскольку уровень бюджетного дефицита вырос существенно, до 10,04% и сильно приблизился к пороговому значению.

Несмотря на колебания уровня дефицита бюджета, следует констатировать, что в целом структура бюджета ХМАО-Югра в 2016, 2017 и 2020 г. была правильной и соответствовала бюджетным правилам РФ.

Данные таблицы 1 показывают, что структура бюджета региона за трехлетний период менялась противоречиво (рисунок 4).

Рисунок 4 – Изменение доходов бюджета ХМАО-Югры
в 2016-2020 гг., млн. руб.

 

Так, в 2017 и 2019 г. доходы бюджета ХМАО-Югра падали:

В 2017 г.: 179448,3 * 100 / 197898,9 – 100 = -9,3%

В 2019 г.: 259758,9 * 100 / 269448,5 – 100 = -3,6%

В то же время в 2018 и 2020 г. доходы бюджета региона росли:

В 2018 г.: 269448,5 * 100 / 179448,3 – 100 = 50,2%

В 2020 г.: 261727,6 * 100 / 259758,9 – 100 = 0,8%

Особенно заметным оказался рост в 2018 г. – на 50,2%. В 2020 г., несмотря на пандемию, доходы бюджета также выросли, хотя рост составил всего 0,8%.

Для выявления причин роста доходов регионального бюджета целесообразно рассмотреть динамику образующих их собственных (налоговых и неналоговых) доходов и безвозмездных поступлений
(таблица 3, рисунок 5).


Таблица 3 – Структура доходов ХМАО-Югры за 2016-2020 гг.

Показатель          
Доходы бюджета всего, млн. руб. 197898,9 179448,3 269448,5 259758,9 261727,6
В т.ч. собственные налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. 189662,5 171204,2 256765,0 229178,7 234120,0
В т.ч. безвозмездные поступления, млн. руб. 8236,4 8244,1 12683,5 30580,2 27607,6

 

Рисунок 5 – Изменение внутренней структуры доходов бюджета ХМАО-Югры в динамике за 2016-2020 гг., млн. руб.

 

Анализ данных рисунка 5 показывает, что в 2018-2020 гг. рост бюджетных доходов ХМАО-Югры обеспечивался в том числе за счет активного наращивания безвозмездных поступлений (дотаций, субвенций) из бюджетов других уровней бюджетной системы России. Особенно это стало заметно в 2019-2020 гг. Так, в 2019 г. уровень безвозмездных поступлений вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2018 г. и более чем в 3 раза по сравнению с уровнем 2016-2017 гг. В 2020 г. дотационность бюджета ХМАО-Югры несколько сократилась, но в целом осталась очень высокой (в 2-3 раза выше показателей 2016-2018 гг.).

Внутренний анализ доходной части бюджета ХМАО-Югры за рассматриваемый период показывает, что ее структура менялась в 2016-2020 гг. следующим образом.

На долю собственных доходов регионального бюджета пришлось:

В 2016 г.: 189662,5 * 100 / 197898,9 = 95,8%

В 2017 г.: 171204,2 * 100 / 179448,3= 95,4%

В 2018 г.: 256765,0 * 100 / 269448,5 = 95,3%

В 2019 г.: 229178,7 * 100 / 259758,9 = 88,2%

В 2020 г.: 234120,0 * 100 / 261727,6 = 89,5%

Как видно из расчетов, начиная с 2016 г. происходило постоянно сокращение удельной доли собственных доходов в структуре регионального бюджета с 95,8% в 2016 г. до 88,2% в 2019 г., т.е. на 7,6 п.п. В 2020 г. ситуация несколько улучшилась, и доля собственных доходов немного выросла – с 88,2% до 89,5%, т.е. на 1,3 п.п. Но восстановления величины собственных доходов бюджета региона до уровня 2016 г. не произошло.

На долю доходов в виде безвозмездных поступлений в региональном бюджете пришлось:

В 2016 г.: 8236,4 * 100 / 197898,9 = 4,2%

В 2017 г.: 8244,1 * 100 / 179448,3= 4,6%

В 2018 г.: 12683,5 * 100 / 269448,5 = 4,7 %

В 2019 г.: 30580,2 * 100 / 259758,9 = 11,8 %

В 2020 г.: 27607,6 * 100 / 261727,6 = 10,5 %

Как видно из расчетов, начиная с 2016 г. в структуре доходов бюджета региона постепенно росла доля безвозмездных поступлений. Особенно заметным этот рост стал в 2019 г. – с 4,7% до 11,8%, т.е. больше, чем в 2 раза. В 2020 г. ситуация несколько улучшилась, и удельная доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета ХМАО-Югры снизилась с 11,8% до 10,5%. Однако существенно ситуацию это не изменило.

В целом можно говорить, что в 2016-2020 г. (особенно, начиная с 2019 г.) бюджет ХМАО-Югры стал менее автономным и более зависимым от субвенций из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Динамика изменения расходов бюджета ХМАО-Югры дана на
рисунке 6.

Рисунок 6 – Изменение расходов бюджета ХМАО-Югры

в 2016-2020 гг., млн. руб.

 

Как видно из рассмотренных данных, если в части доходов региональный бюджет ХМАО-Югры развивался нестабильно (падал, потом рос, снова падал), то в части расходов на протяжении последних пяти лет, за исключением 2017 г., наблюдается ежегодный рост. Он составил:

В 2018 г.: 232768,9 * 100 / 196637,1 – 100 = 18,4%

В 2019 г.: 248789,9 * 100 / 232768,9 – 100 = 6,9%

В 2020 г.: 272902,4 * 100 / 248789,9 - 100 = 9,7%

Как следует из данных статистики, особенно заметный рост расходов в регионе был отмечен еще в 2018 г., а также в 2019 г. (до пандемии). Если в 2019 г. темпы роста бюджетных расходов региона замедлились относительно 2018 года, то в 2020 г. темпы роста бюджетных расходов снова выросли – до уровня 9,7% в год, что на фоне сокращения безвозмездных поступлений в структуре доходов в пандемию привело к бюджетному дефициту и ухудшению структуры бюджета ХМАО-Югры.

В целом по итогам анализа можно говорить, что, хотя в рассматриваемый период структура бюджета ХМАО-Югры в 2016-2020 гг. и соответствовала бюджетным правилам и требованиям, тем не менее, менялась негативно, о чем говорит возникновение бюджетного дефицита в кризисных 2016-2017 и 2020 гг., снижение уровня автономии бюджета и рост его зависимости от безвозмездных поступлений из других уровней бюджетной системы страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: