Утверждаю
Декан школы «Общей медицины»
________ д.м.н, проф. Шопаева Г.А.
«____» _____________2018г.
Образовательная программа | Бакалавриата | ||
Шифр и наименование специальности | 5В130100 – «Общая медицина» | ||
Цикл дисциплины | БДВ | ||
Код дисциплины | B.18-Mbiofiz | ||
Наименование дисциплины | Медицинская биофизика | ||
Курс | Семестр | ||
Кредиты KZ | Кредиты ECTS | ||
Общий объем часов | аудиторных | ||
самостоятельных | |||
Кафедра/курс | Кафедра информатики с курсом биофизики/Курс биофизики | ||
Язык обучения | Русский | ||
Форма итогового контроля | Экзамен (Тесты MCQ) |
Алматы 2018
Нормативные ссылки:
Силлабус составлен в соответствии c:
Приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения и социального развития РК №647 от 31.07.2015 г.
Образовательной программой, утвержденной на заседании Университетского Совета от 14 августа, протокол №12.
Разработано: | подпись | Ф.И.О. |
Преподаватели: Доцент Доцент Ст. преподаватель | Адибаев Б.М. Байдуллаева Г.Е. Абдрасилова В.О. | |
Обсуждено: | ||
Заведующий кафедрой №__ протокола от «___» ________ 2018 г. заседания кафедры | Ажибекова Ж.Ж. | |
Ответственный за курс биофизики | Байдуллаева Г.Е. | |
Председатель КОП школы «Общая медицина» №__ протокола от «___» ________ 2018 г. заседания КОП | Нуфтиева А.И | |
Ст.методист ОУМР | Сегизбаева Ж.У. |
Введение
Цель дисциплины:Формирование научного мировоззрения и научной методологии, как теоретической основы медико-биологических и санитарно-гигиенических исследований. |
Краткое описание дисциплины: Медицинская биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.Знаниезаконов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы научного исследования и анализа. В настоящее время многие биофизические методы широко используются для выяснения механизма действия на организм факторов внешней и внутренней среды, в том числе физической, химической, техногенной природы, действия токсических агентов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы приборов и аппаратов и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники. |
Пререквизиты:физика, химия, биология |
Общие компетенции: 1. Профессиональные черты Обучающиеся будут способнымыслить абстрактно, анализировать и синтезировать информацию и творчески подходить к рассматриваемой проблеме, быть инициативными и коммуникативными. 4. Профессиональная эрудиция Обучающиеся будут способны осознавать разнообразия окружающей среды и мультикультурализма, понимать и применять во внимание обычаи других культур, работать в международной среде и общаться на других иностранных языкахдостигать общие, немедицинские знания. Предметные компетенции: 13. Применять принципы, навыки и знания доказательной медицины Обучающиеся будут способен провести соответствующий поиск литературы и объективно оценивать опубликованную медицинскую литературу. 15. Способность применять научные принципы, методы и знания в медицинской практике и исследованиях Обучающиеся будут способны применять научные принципы, методы и знания в медицинской практике и исследованиях. |
Результаты обучения: По завершении данной программы ожидается, что обучающиеся - будут способны описать основные биофизические законы, лежащие в основе функционирования живых систем; анализировать методологические принципы изучения живых систем, включая принципы теории и практики планирования. - будут способны интерпретировать данные, полученные в ходе биофизических исследований с учетом полученных данных. - будут способны анализировать данные современной литературы. - будут способны демонстрировать навыки логического анализа, ведения дискуссии,проявления толерантности и сотрудничества; работать в команде и владеть профессиональной терминологией. |
|
|
План изучения дисциплины
№/п | Наименование темы/раздела дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной работы и задание | ||||||
Практические занятия | Лаб. зан | СРОП (консультации) | СРО | Задания | |||||
Пр | сем | трен | … | ||||||
1. | 1-блок. Биофизика клетки и электровозбудимость тканей | Индивидуальная работа 1. Работа с литературой по теме. 2. Изучить строение и механизм переноса веществ через биомембрану и заполнить протокол 3. Подготовка демонстрационного материала и видеофильмов по теме: Биоэлектрические потенциалы. Физические основы электрокардиографии и электроэнцефалографии | |||||||
Рубежный контроль №1 | Повторение пройденных материалов по 1 -блоку. | ||||||||
2-блок.Биофизика органов и тканей. | Индивидуальная работа 1. Работа с литературой по теме. 2. Подготовка реферата с созданием глоссария на трех языках по темам «Методы исследования кровообращения», «Биомеханика внешнего дыхания» | ||||||||
3-блок. Квантовая биофизика. | Индивидуальная работа 1. Работа с литературой по теме. 2.Изучить специальные методы микроскопии и рефрактометрии и оформить протокол (ход лучей в микроскопе и глазе, законы геометрической оптики). 3.Подготовка реферата с созданием глоссария на трех языках по теме: «Люминесценция биологических систем». | ||||||||
4-блок. Воздействие электрических полей и токов на организм | Индивидуальная работа 1. Работа с литературой 2. Написание эссе/проекта по теме: Принципы преобразования биологических сигналов (электроды и датчики) в электрические 3. Подготовка демонстрационного материала и видеофильмов по теме: Терапевтическая техника | ||||||||
5-блок. Методы исследования биообъектов. | Индивидуальная работа 1. Работа с литературой по теме. 2. Подготовка демонстрационного материала и видеофильмов по теме: Физические основы гемодинамики. 2. Подготовка реферата с созданием глоссария на трех языках по теме: Фотоэлектрические преобразователи. | ||||||||
Рубежный контроль №2 | Повторение пройденных материалов по 2-5 блокам | ||||||||
Всего: |
|
В рамках программы внедрения трехязычного обучения в университете по предмету «Медицинская биофизика» для всех обучающихся на государственном и русском языках проводится
- практическое занятие на английском языке по теме «Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран»;
- лабораторно-практическое занятие на втором языке (казахский, русский) по теме «Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле».
Для обучающихся на английском языке тема «Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран» проводится на казахском языке, тема «Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле» проводится на русском языке.
В СРО включены задания по созданию глоссария на трех языках то темам «Методы исследования кровообращения. Импеданс биологических тканей», «Люминесценция биологических систем», «Фотоэлектрические преобразователи».
Методы оценки
Компетенции | Метод преподавания | Метод оценки |
будут способны описать основные биофизические законы, лежащие в основе функционирования живых систем; анализировать методологические принципы изучения живых систем, включая принципы теории и практики планирования. | - Электронные лекции -Практические занятия -Семинар-Консультация | -Собеседование (устный опрос)-Тестовые вопросы с множественным выбором (MCQs)-Письменные задания (заполнение таблиц, схем, оформление протоколов)Ситуационные задачи |
- будут способны интерпретировать данные, полученные в ходе биофизических исследований с учетом полученных данных. | Практические занятия СеминарКонсультацияЛабораторный практикум-Дебрифинг | Собеседование (устный опрос)Тестовые вопросы с множественным выбором (MCQs)Ситуационные задачи(выводы, методы обработки результатов, схемы, построение графиков) |
будут способны анализировать данные современной литературы. | -Практические занятия -Семинар-Дебрифинг (обсуждение после выполнения задания) | -Устный опрос-Письменные задания (заполнение таблиц, схем, оформление протоколов) |
- будутспособны демонстрировать навыки логического анализа, ведения дискуссии,проявления толерантности и сотрудничества; работать в команде и владеть профессиональной терминологией. | -Практические занятия-Семинар-Дебрифинг (обсуждение после выполнения задания) | -Собеседование (устный опрос)-Оформление протоколов (выводы, математическая обработка результатов лабораторных работ, схемы, заполнение таблицы, построение графика) |
Вид контроля | Удельный вес оценки | Методы оценки | Сроки оценивания | |
Текущий | 40% ОРД | 60% ОИК | Собеседование (устный опрос по вопросам темы) – 25%Оценка выполнения практических работ на занятиях (по чек-листам)– 25%.Оценка умения интерпретировать результаты практических работ на занятиях (написание выводов)– 25%.Оценка выполнения заданий по СРО (оформление протоколов)– 25%. | Ежедневно |
Рубежный контроль | 60% ОРД | рубежный контроль (MCQs-тестовые вопросы с множественным выбором).Оценка знания студентов, полученных в течение изучения темы по разделу: обучающийся должен понимать теоретические вопросы и применять их для решения задач.Студент допускается к рубежному контролю при посещении практических занятий и выполнении всех заданий на практических занятиях и СРО (по темам).При пропуске практических занятий 30% и более или не выполнении заданий на практических занятиях и СРО: студент не допускается к рубежному контролю. | 2 рубежных контроля по завершению изучения каждогораздела | |
Итоговый | 40% ОИК | Оценка практических навыков - Экзамен (MCQ) |
Список литературы
Обязательная:
1. Ремизов А.Н.Медицинская и биологическая физика:учебник., М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2016 г.
2. Антонов В.Ф. Физика и биофизика: учебник. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2013. – 472с.
3. Dillon, F.P. Biophysics: a physiological approach - [Текст] / F Patrick Dillon.- CambridgeUniversityPress, 2012.- xvi, 298 p.: ill.; 26 cm.
4. Сlaser, RBiophysics-,2012
Электронныеисточники
1. Suzanne, A.K. Introduction to physics in modern medicine /Amodor Kane Suzanne.-2-еc. ISBN: 13:978-1-58488-943-4, 2009
2. https://ru.wikipedia.org/
3. https://www.youtube.com
4. https://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/109.html
5. https://postnauka.ru/video/70630
Дополнительная:
1. Физика и биофизика. Руководство к практическим занятиям [Текст].- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2013.- 336с.: ил
2. Ремизов А.Н., Максина А.Г., ПотапенкоА.Я. Медицинская и биологическая физика:учебник. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 558 с.: ил.
3. Антонов В.Ф., Коржуев А.В. Физика и биофизика: курс лекций для студентов медицинских вузов: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2010.
4. Ремизов, А.Н. Сборник задач по медицинской и биологической физике: Учеб.пос./А.Н.Ремизов, А.Г.Максимова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Дрофа, 2010-189с.:ил.
5. Физика и биофизика. Практикум. [Текст]: Учеб.пос. / В.Ф.Антонов и др.- М: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008.- 336с.:ил.
6.Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2007. –560 с.
7. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
Используемые сокращения и термины
Аббревиатура | Термин, понятие |
КОП | Комитет образовательных программ |
УМО | Учебно методическое обеспечение |
СРО | Самостоятельная работа обучающегося |
СРОП | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя |
УВЧ | Ультравысокие частоты |
ЭКГ | Электрокардиография |
ЭЭГ | Электроэнцефалография |
ФЭК | Фотоэлектроколориметрия |
CBL | -метод обучения на основе случая (Сase-basedlearning) |
Координатор дисциплины:
Байдуллаева Гульжахан Елтаевна, доцент курса биофизики.
E-mail: g.baydullatva@mail.ru
Моб. тел. 8-701-58-58-471
Профессорско-преподавательский состав
Ф.И.О. полностью | Должность | Ученое звание/ степень | Квалификация специалиста | Научные интересы | Преподаваемая дисциплина | Место проведения занятий (адрес, кабинет) | Контакты: электронная почта, телефон |
Адибаев Берикхан Мукатович | Проф | К.ф.-м.н | - | Методы преподавания биофизики | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Ул.Богенбай батыр 151, корпус- 2, 2-этаж, кабинет -218 | Adibaev45@mail.ru |
Нурмаганбетова Мугульсум Омаровна | Проф | К.т.н | - | Методы преподавания биофизики | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-142 | Mug2009@mail.ru |
Байдуллаева Гулжахан Елтаевна | Доцент | К.ф.-м.н | - | Методы преподавания биофизики | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-202 | G.Baydullaeva@mail.ru |
Умирбекова Замзагуль Климовна | Ст.преподаватель | Магистр | - | Методы преподавания биофизики | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-219 | uzamza@mai.ru |
Алмабаева Нургайша Махаметшариевна | Ст.преподаватель | Магистр | - | Методы преподавания биофизики | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | ANMNuri@mail.ru | |
Нуртаева Галия Кадырхановна | Ст.преподаватель | Магистр | - | Методы преподавания биофизики на английском языке | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-142 | Shaibala@mail.ru |
Абдрасилова Венера Оналбаевна | Ст.преподаватель | Магистр | - | Методы преподавания биофизики на английском языке | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-401 | Cholpan_69@mail.ru |
Ильясова Гулжан Оспанбековна | Преподаватель | Магистр | - | Методы преподавания биофизики на английском языке | Мед.биофизика, Биофизика, Физика | Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, кабинет-143,202,218, | Yliyasova_gulzhan@mail.ru |
Приложения