ОБЩЕСТВЕННОГО (ГРАЖДАНСКОГО) КОНТРОЛЯ В СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (БОЛЬНИЦЕ)




 

1. Сбор информации о стационарных учреждениях здравоохранения, в которых предполагается проводить гражданский контроль (ФИО руководителя, статус, специализация, история учреждения, основные проблемы и т.д.). Информацию можно найти в открытом доступе, на официальных сайтах. Например, в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году на территории Пермского края, размещенном на официальном сайте Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - https://www.pofoms.ru/shdata/ref/mo/mo.html.

 

Целесообразно запросить официальную информацию об учреждении в профильных муниципальных и региональных ведомствах. Желательно ознакомиться с различными отчётами учреждения за последние годы. Основная предварительная информация:

· Нормативные акты, регулирующие деятельность контролируемых учреждений и устанавливающих права и обязанности пациентов стационарных учреждений здравоохранения (см. приложение 1).

· Документы, регламентирующие деятельность контролируемых учреждений (устав), а также документы, которые тем или иным образом затрагивают права и интересы пациентов учреждения (правила внутреннего распорядка, правила поведения и пребывания в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) и т.п.)

· Материалы проверок различных контролирующих инстанций: прокурорские проверки, проверки Управления Росздравнадзора по Пермскому краю, проверки курирующих учреждения органов власти и т.п.

· Статистическая информация: количество жалоб от пациентов и сотрудников учреждений в контролирующие инстанции.

· Информационно-аналитическая информация: материалы, имеющиеся в распоряжении Уполномоченного по правам человека в Пермском крае с информацией о конкретных стационарных учреждениях здравоохранения (больницах) и от их пациентов.

 

2. Планирование контроля и график работ (определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ). Программа-план контроля отвечает на вопросы: зачем контролируем (цель контроля), что контролируем (параметры контроля), где контролируем (перечень учреждений), как контролируем (методы контроля), когда контролируем (сроки основных этапов подготовки контроля и сроки посещения учреждений). Возможные параметры общественного (гражданского) контроля:

· факты нарушения прав человека (прежде всего, факты жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания);

· соответствие условий проживания пациента и обращения с ними требованиям уважения человеческого достоинства;

· случаи злоупотреблений со стороны руководства и персонала стационарного учреждения здравоохранения (больницы);

· существующие ограничения для реализации основных неотъемлемых прав человека;

· соблюдение существующих стандартов минимального объема гарантированных государством при оказании стационарной медицинской помощи;

· наличие дискриминации пациентов в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) в получении стационарной медицинской помощи, гарантированной государством.

 

Программа-план позволяет упорядочить во времени и в пространстве эту сложную и разнообразную деятельность.

 

3. Разработка самой технологии и инструментария контроля (разработка плана (стандарта) посещения, инструкции для общественного наблюдателя, бланков листов наблюдения, анкет или опросных листов и т.п.)

 

Смотрите приложения к данной технологии. Данные приложения – не догма. Догмой является обязательная разработка стандарта посещения, бланков листов наблюдения, анкет или опросных листов и т.п. Контроль основан на документированном доказательстве нарушений. Контроль живёт документами, он – бюрократическая процедура. Все факты должны быть доказуемы. Весь инструментарий должен быть максимально удобен для использования, заполнения, передачи и т.д.

 

4. Организационно-техническая подготовка контроля (тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, организация проезда в стационарное учреждение здравоохранения и т.д.)

 

У общественного наблюдателя всё необходимое должно быть в достатке и обеспечено инициатором контроля. Комфорт общественного наблюдателя во время контроля обеспечивается его полной «вооружённостью», он должен только наблюдать и слушать, не заботясь о мелочах. Например, общаться с сотрудниками и пациентами учреждения часто придётся стоя или даже на ходу – заполнять бумаги в таком положении неудобно, поэтому общественным наблюдателям желательно при себе иметь планшеты или их заменители. Ручки обязательно иметь на специальной тесёмке, обязателен иметь при себе запасные ручки или карандаши для сотрудников и пациентов, заполняющих анкеты (ручек с собой может не быть ни у кого), должны быть с собой и листы чистой бумаги для желающих написать жалобы. В избытке должны быть визитки, хорошо бы не забыть запасные батарейки для диктофонов и фотоаппаратов или зарядные устройства к ним. И т.д. и т.п.

 

Максимальный «набор общественного наблюдателя»:

· Удостоверение личности.

· Удостоверение члена региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей.

· Именной бейдж.

· Набор личных визитных карточек.

· При необходимости, набор визитных карточек региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей.

· Памятка для общественного наблюдателя (см. приложение № 2).

· Бланки листов наблюдения (см. приложение № 3).

· Бланки анкет (см. приложения № 4 - 7).

· Бланки других материалов, необходимых для контроля.

· Материалы для распространения.

· Шариковая ручка на тесемке, запасная ручка.

· Набор простых карандашей.

· Планшет (или предмет его заменяющий).

· Листы чистой бумаги.

· Диктофон с запасными батарейками.

· Фотоаппарат с необходимыми комплектующими.

· Сумка, удобная для ношения всего этого во время контроля.

 

5. Непосредственное проведение общественного контроля. Смотрите Примерный стандарт посещения и Правила посещения.

 

6. Обработка и оформление полученной информации. Листы наблюдения, анкеты (опросные листы), аудио- и фотоматериалы систематизируются и архивируются. Данные всех листов наблюдения, результаты анкетирования и прочая полученная информация сводятся в единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа.

7. Анализ и оценка полученной информации. Анализ и оценка производятся с точки зрения соответствия полученной информации избранной системе критериев. Например: в какой степени соблюдаются те или иные права человека, соответствуют ли условия пребывания пациентов требованиям уважения человеческого достоинства, применяются ли дискриминационные практики и т.д.

8. Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций. Заключение по результатам общественного (гажданского) контроля отвечает на вопросы: каково положение пациентов в стационарном учреждении здравоохранения (больнице) (по каждому из исследованных параметров)? Как можно оценить это положение? Какие выявлены нарушения, злоупотребления и т.д.? Что и кому нужно сделать, чтобы эти нарушения были устранены? Требования по устранению нарушений должны быть чётко разграничены по уровням ответственности (администрация учреждения, муниципальный уровень, региональный уровень, федеральный уровень). В Заключении очень важно указать на успехи и достижения учреждения, а также на проблемы, решение которых не зависит от администрации учреждения. Рекомендации по улучшению ситуации желательны, но не обязательны. Форму Заключения общественные наблюдатели выбирают сами. В Заключении необходимо выдержать правильный тон: «ничего личного», эмоциональных обвинений, обзывательств и т.п., под каждым тезисом - чёткая доказательная база, оценки - аргументированные и ясные, требования - чёткие и реалистичные, рекомендации – конкретные. Следуя принципу «не навреди», в Заключении следует исключить любое упоминание фамилий конкретных пациентов и любой другой идентифицирующей информации.

9. Внутреннее подведение итогов контроля (с приглашением всех членов региональной группы общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей. Очень важная часть технологии, с одной стороны, является «резюмирующим» элементом акции общественного (гражданского) контроля в конкретном стационарном учреждении здравоохранения (больнице), с другой стороны, «мотивирующим» элементом для общественных наблюдателей на участие в следующих акциях общественного (гражданского) контроля в этих учреждениях.

10. Представление Заключения администрации стационарного учреждения здравоохранения (больницы) и в другие компетентные органы, в соответствии с подведомственностью нарушений. Заключение можно переслать по почте (надежнее будет отправить его заказным письмом с уведомлением, так будет получено доказательство, что администрация стационарного учреждения здравоохранения (больницы) получила письмо), но желательно вручить лично, одновременно согласовав время получения ответа у главного врача (в любо случае срок предоставления ответа не может быть больше 30 дней). При вручении заключения лично необходимо при себе иметь два экземпляра заключения: один экземпляр отдается адресату – главному врачу, второй экземпляр должен остаться у общественных наблюдателей, в котором главный врач (или по его поручению представитель учреждения) должен поставить отметку о его получении (с указанием даты, месяца и года, должности и фамилии, имени и отчества сотрудника, получившего заключение). Крайне важно, не прибегая к преждевременной огласке, дать возможность администрации учреждения самой исправить выявленные нарушения. Обращаться в вышестоящие органы, придавать факты огласке желательно лишь после того, как станет ясно, что администрация учреждения отказалась от конструктивного реагирования на Заключение или в случаях, когда устранение нарушений находится вне сферы компетенции администрации учреждения.

11. Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений (планирование действий инициатора контроля по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля). Содействие устранению выявленных нарушений – главная задача в рамках технологии общественного (гражданского) контроля. Для устранения нарушений контроль и проводится. Опыт говорит о том, что сам факт выявления нарушений и информирования о них компетентных лиц не обеспечивает устранения этих нарушений. Устранения нарушений, как правило, надо добиваться: упорно и последовательно, не единожды меняя методы воздействия на ответственных лиц. Общественный (гражданский) контроль дискредитирует себя, если ограничивается только направлением Заключения в соответствующие органы и организации. Желательно заранее спланировать свои действия по обеспечению устранения выявленных нарушений. Арсенал этих действий достаточно широк:

· Направление Заключения с предложением устранить выявленные нарушения непосредственно администрации учреждения и, в соответствии с подведомственностью нарушений, в вышестоящие органы.

· Проведение переговоров и иных согласительных процедур для разрешения спорных ситуаций, для разъяснения позиции общественных наблюдателей.

· Создание совместных с полномочными органами комиссий по проверке нарушений, выявленных в ходе контроля.

· Жалобы на непринятие мер в вышестоящие органы регионального и федерального уровня, в адрес регионального и федерального Уполномоченного по права человека (при необходимости Уполномоченного по правам ребенка).

· В зависимости от содержания выявленных нарушений, обращение с требованием принятия мер в профильные «надзорные» органы (Управление Росздравнадзора по Пермскому краю т.п.).

· Обращение к общественному мнению, широкое освещение информации о нарушениях и злоупотреблениях в средствах массовой информации (пресс-релизы, пресс-конференции, организация публикаций в СМИ и т.д.).

· Проведение общественных акций и кампаний с требованием устранения выявленных нарушений (пикеты, сбор подписей, различные символические акции и т.д.).

· Обращение в органы прокуратуры как с требованием устранения выявленных нарушений законодательства, так и с жалобой на непринятие должных мер со стороны полномочных органов.

· Обращение в правоохранительные и иные уполномоченные органы, указанные в федеральном и региональном законодательстве об административных правонарушениях (КоАП РФ, законы субъектов РФ), если выявленные и не устраненные добровольно нарушения могут быть предметом для возбуждения уголовного или административного дела.

· Другое, на усмотрение инициатора контроля.

 

Желательно прибегать к этим мерам воздействия именно в такой последовательности: от мягких, информационных к всё более жёстким, принудительным.

12. Стимулирование/принуждение ответственных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля. Выбор мер, стимулирующих/принуждающих к устранению выявленных нарушений, зависит от возможностей общественных наблюдателей и степени сопротивления/саботажа со стороны лиц, ответственных за устранение нарушений. В любом случае общественным наблюдателям необходимо стремиться использовать все возможные меры (см. процедуруРазработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений).

13. Контроль устранения выявленных нарушений. Данный общественный (гражданский) контроль предполагает: добиваться получения официальных ответов на все обращения по результатам общественного (гражданского) контроля; регулярно обзванивать лиц, ответственных за устранение нарушений; организовывать повторные экспресс-посещения учреждения; проводить беседы с персоналом и пациентами вне учреждения и т.д.

ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

 

· Программа общественного (гражданского) контроля

· План-график мероприятий по подготовке и проведению общественного (гражданского) контроля.

· Стандарт посещения стационарного учреждения здравоохранения (больницы).

· Заполненная анкета для главного врача стационарного учреждения здравоохранения (больницы) «о потребности в помощи».

· Заполненные листы наблюдения.

· Заполненная анкета для главного врача

· Заполненные анкеты для пациента стационарного учреждения здравоохранения (больницы).

· Инструкция для общественного наблюдателя.

· Сводные таблицы с данными листов наблюдения и анкетирования.

· Заключение (аналитический отчет) по результатам общественного (гражданского) контроля.

· Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации в стационарном учреждении здравоохранения (больнице).

· Жалобы, заявления, обращения по результатам общественного (гражданского) контроля.

· Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам общественного (гражданского) контроля.


[1] Региональная группа общественного (гражданского) контроля общественных (гражданских) наблюдателей - группа граждан, осуществляющая общественный (гражданский) контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения, доступ в которые регламентирован правилами внутреннего распорядка, и создаваемая Общественной палатой Пермского края в порядке, установленном Законом Пермского края от 21.12.2011 № 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае»;

[2] Графы, отмеченные значком, * - мероприятия обязательные для проведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: