Характеристика структуры и содержания КИМ




Диагностическая работа по литературе состоит из двух частей. В части 1 работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой диагностической работе, в части 2 даются темы сочинений При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Часть 1 состоит из двух альтернативных вариантов (участнику необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведе­ния; второй - анализ лирического стихотворения (или басни).

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны выявить особенности восприятия текста участником, а также проверить его умение высказывать краткие оценочные суждения о прочитан­ном. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3-5 предложений и оценивается максимально3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в диагностической работе (примерный объем - 5-8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотво­рение, или басня), с которым нужно провести сопоставление в задании 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят не только из произведений, названных в государ­ственном образовательном стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и обеспечивают дополнительный охват учебного материала, позволяют проверять уровень сформированностиважнейших предметных компетенций. Максимальный балл за выполнение сопоставительного задания (1.1.3 или 1.2.3) - 5.

Второй вариант части 1 диагностической работы в структурном отно­шении, а также в распределении времени на выполнение заданий идентичен первому, но ориентирован на текст лирического стихотворения (или басни), что определяет специфику заданий к тексту, выявляющих особенности восприятия и понимания лирики (или басенного жанра).

В целом на выполнение заданий части 1 работы участнику реко­мендуется отвести 120 минут.

При разработке диагностического материала части 1 учитываются тре­бования к отбору фрагмента текста или стихотворения.

Отобранный фрагмент эпического (или драматического, или лироэпического) произведения должен:

обладать смысловой завершенностью;

сохранять целостность текста (в ряде случаев все же возможны купюры, связанные с оправданным сокращением объема текста);

быть корректным и адекватным ситуации работы

(не включаются фрагменты, содержащие психологически травмирую­щие натуралистические подробности; большое количество диалектиз­мов, иноязычные тексты с переводом; многочисленные комментирую­щие ссылки, требующие дополнительного времени для полноценного восприятия текста, и проч.);

быть репрезентативным в отношении средств художественной изобразительности, что позволяет формулировать задания, требующие анализа изобразительно-выразительных средств, элементов художест­венной формы;

быть значимым для понимания идейно-художественных особен­ностей произведения, содержать комплекс важных для автора проблем, что позволяет сформулировать задания, требующие анализа содержа­тельных элементов текста, рассуждений о тематике и проблематике фрагмента и произведения в целом;

содержать основание для актуализации внутрипредметных связей, что позволяет сформулировать задание сопоставительного характера.

Требования к отбору текста лирического стихотворения (или басни) не столь многочисленны. Помимо точного соответствия стихотворения нормативным документам по предмету, поэтический текст должен позволять участнику: выявлять характерные особенности поэтики автора, виды и функции изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы; строить развернутое рассуждение применительно к содержательной основе стихотворения (тематика, проблематика, лирический герой), особен­ностям образно-эмоционального воздействия поэтического текста, проблем­но-тематическим связям данного стихотворения с произведениями других

отечественных писателей-классиков.

Часть 2 диагностической работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема (2.1) относится к произведению, из которого взят фраг­мент для первого варианта части 1; вторая (2.2) относится к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение (или басня) включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIXи ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в части 1 диагностической работы. Участник выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике участник должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению участника).

Участникам рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочине­нии менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий диагностической работы по частям.

 

 

Таблица 1.

Распределение заданий по частям диагностической работы

Часть работы Количе­ ство заданий Макси­ мальный первичный балл Типы заданий
  Часть 1 (участнику предлагается выбор из двух вариантов)     Задание с развернутым ответом в объеме 3-5 предложений
    Задание сопоставительного характера с развернутым ответом в объеме 5-8 предложений
  Часть 2 (участнику предлагается выбор из четырех заданий)     Задание с развернутым ответом (сочинение в объеме не менее 200 слов)
  Итого      

Всего в работе — 10 заданий; из них от участника требуется выполнить 4 задания: 3 из части 1 и 1 из части 2.

 

2. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Диагностическая работа нацеливает участника на углубленную работу с художе­ственным текстом; проверяет его ориентированность в проблематике курса («сопоставительные» задания); учитывает читательские предпочтения, предоставляя выбор заданий. Все задания диагностической работы имеют интерпретационный, проблемный характер; участник должен аргумен­тировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал.

Содержание и структура диагностической работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобрази­тельно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- владеть различными видами пересказа;

- строить письменные высказывания в связи с изученным произве­дением;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Опора на указанный комплекс умений позволит осуществлять компетентностно-ориентированный подход при разработке и проведении диагностической работы за курс основной школы.

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована диагностическая работа, определяется Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор).

Содержание курса литературы представлено в 8 разделах кодифика­тора.

1. «Сведения по теории и истории литературы»

2. «Из русского фольклора»

3. «Из древнерусской литературы»

4. «Из русской литературы XVIIIв.»

5. «Из русской литературы первой половины XIXв.»

6. «Из русской литературы второй половины XIXв.»

7. «Из русской литературы XXв.»

8. «Из зарубежной литературы»

На основании раздела «Сведения по теории и истории литературы» в КИМ включены те или иные термины и понятия. В соответствии с кодификатором по разделам 2 «Из русского фольклора» и 8 «Из зарубеж­ной литературы» специальные задания в КИМ не формулируются. Предпола­гается, что указанный литературный материал участники могут самостоятельно привлечь для выстраивания литературных аналогий при выполнении других заданий.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Литература» представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам курса литературы

Содержательные разделы Коли­ чество заданий Макси­мальный первич­ный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного раздела содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 23  
Эпические, драматические, лироэпические произведения - из древнерусской литературы; - из русской литературы XVIII в.; - из русской литературы первой половины XIXв.; - из русской литературы второй половины XIXв.; - из русской литературы XXв. (1.1.1, 1.1.2);      
Эпические, драматические, лироэпические произведения - из древнерусской литературы; - из русской литературы XVIIIв.; - из русской литературы первой половины XIXв.; - из русской литературы второй половины XIXв.; - из русской литературы XXв. (1.1.3)      
Лирические стихотворения, басни - из древнерусской литературы; - из русской литературы XVIIIв.; - из русской литературы первой половины XIXв.; - из русской литературы второй половины XIXв.; - из русской литературы XXв. (1.2.1, 1.2.2)    
Лирические стихотворения, басни - из древнерусской литературы; - из русской литературы XVIIIв.; - из русской литературы первой половины XIXв.; - из русской литературы второй половины XIXв.; - из русской литературы XXв. (1.2.3)    
Эпические, драматические, лироэпические произведения, лирические стихотворения, басни - из древнерусской литературы; - из русской литературы XVIIIв.; - из русской литературы первой половины XIXв.; - из русской литературы второй половины XIXв.; - из русской литературы XXв. (2.1-2.4)    
Итого      
               

 

Распределение заданий по проверяемым умениям и способам действий приведено в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение заданий диагностической работы по проверяемым умениям и способам действий

Виды работ Коли­ чество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 23
Ответ на проблемный вопрос к предложенному тексту (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1,    

  1.2.2)    
Сопоставление предложен­ного текста с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в диагностической работе (1.1.3 или 1.2.3)    
Сочинение на литературную тему (2.1-2.4)    
Итого      

 

3.Распределение заданий КИМ по уровням сложности

В диагностической работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 (в обоих вариантах) содержит два задания базового уровня (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) и одно задание

повышенного уровня (1.1.3, 1.2.3). Часть 2 содержит задание высокого

уровня сложности (предложен выбор из четырех заданий: 2.1-2.4), которое требует от участника написания самостоятельного полноформатного сочинения на литературную тему.

Таблица 4.

Распределение заданий диагностической работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий Коли­ чество заданий Максималь­ный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполне­ние заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 23
Базовый (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2)      
Повышенный (1.1.3, 1.2.3)      
Высокий (2.1-2.4)      
Итого      

 

4.Продолжительность диагностической работы по литературе

На выполнение диагностической работы отводится 235 минут. Обу­чающимся рекомендуется так распределить время: на выполнение заданий части 1 (три задания к тексту) - 120 минут; на выполнение задания части 2 (сочинение) - оставшееся время.

5. Дополнительные материалы и оборудование

При выполнении заданий обеих частей диагностической работы участник имеет право пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики (см. Приложение «Список произведений, по которым могут формулироваться задания КИМ по литературе»).

Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому участнику. Участники по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых находятся нужные книги. При проведе­нии диагностической работы необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подгото­вить таким образом, чтобы у участника не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам. Организатор должен обеспечить равные условия доступа к художественным текстам для всех участников работы.

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Оценивание выполнения заданий диагностической работы произво­дится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) участник может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргумен­тов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляет­ся 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 участник может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критери­ям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально - 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально - 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально - 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально - 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально - 3 балла). Таким образом, за сочинение участник может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляет­0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Участникам рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалль­ной шкале.

Приложение 1

Обобщенный план варианта КИМ 2017 года

По ЛИТЕРАТУРЕ

Уровни сложности заданий: Б — базовый; П — повышенный; В — высокий.

Обозначение задания в работе Проверяемые элементы содержания и умения Уро­ вень слож­ ности Макси­мальный балл за выпол­нение задания Пример­ ное время выпол­ нения задания
1.1.1, 1.1.2 Развернутые рассуждения о тематике и проблематике фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического произведения), его принадлежности к конкретной части (главе); о видах и функциях авторских изобразительно­выразительных средств, элементов художественной формы и др. Б 3 (за 1 задание) 30 мин. (на 1 задание)
1.1.3 Развернутое сопоставление анализируемо­го произведения (эпического, или драматического, или лироэпического) с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказа­тельств и формулированием обоснованных выводов) П   60 мин.
1.2.1, 1.2.2 Развернутое рассуждение о тематике, проблематике, лирическом герое, об образах стихотворения (или басни); о видах и функциях изобразительно­выразительных средств, об элементах художественной формы; об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста Б 3 (за 1 за - дание) 30 мин. (на 1 задание)
1.2.3 Развернутое сопоставление анализируемо­го произведения (лирического стихотворе­ния или басни) с художественным текстом, приведенным для сопоставления (нахождение важнейших оснований для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, построение сравнительной характеристики литературных явлений, построение аргументированного суждения с приведением убедительных доказа­тельств и формулированием обоснованных выводов) П    
2.1-2.4 Осмысление проблематики и своеобразия художественной формы изученного литературного произведения (произведе­ний), особенностей лирики конкретного поэта в соответствии с указанным в задании направлением анализа В   115 мин.
Всего заданий в диагностической работе - 10; из них участник должен выполнить 4задания (по уровню сложности: Б - 2; П - 1; В - 1). Максимальный первичный балл - 23. Общее время выполнения работы - 235 минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: