1) В Курске работает семеро кинотеатров.
2) В обеих крупных районах Курска живут около двести пятьдесят тысяч человек.
3) Трое ученических групп приняли участие в уборке кабинета.
Синтаксис и пунктуация
Работа с текстом.
Посчитайте, сколько раз в данном отрывке из рассказа М. Зощенко «Актер» встречается обращение. Какой букве алфавита соответствует это число?
«Я кричу не своим голосом:
– Караул, дескать, граждане, всерьез грабят.
А от этого полный эффект получается. Публика в восхищении в ладоши бьет, кричит:
– Давай, Вася, давай. Отбивайся, милый.
Я кричу:
– Не помогает, братцы!
Вижу – один любитель кровью исходит, а другие в раж вошли и наседают.
– Братцы, – кричу, – да что ж это? За какое самое это страдать-то приходится?
Режиссер тут с кулис высовывается.
– Молодец, говорит, Вася. Чудно, говорит, рольку ведешь. Давай дальше.
Встал я на колени.
– Братцы, говорю. Режиссер, говорю, Иван Палыч. Не могу больше! Спущайте занавеску. Последнее, говорю, сбереженье прут!»
Ответ:9 обращений. Буква З.
Выделите в этих вредных советах однородные члены предложения и поставьте запятые, где это необходимо.
1) Если вас навек сплотили Все равно на труд поднимет
Озарили и ведут, И на подвиг вдохновит
Не пытайтесь уклониться Вас великий и могучий
От движенья к торжеству. И надежный наш оплот.
Ответ: однородные сказуемые: сплотили, озарили и ведут. Между сплотили и озарили ставится запятая. Однородные сказуемые: поднимет, вдохновит – запятая не ставится Однородные определения: великий, могучий, надежный. Между словами могучий и надежный ставится запятая.
2) Никогда не мойте руки Вновь испачкаются руки
Шею уши и лицо. Шея уши и лицо,
Это глупое занятье Так зачем же тратить силы,
Не приводит ни к чему. Время попусту терять.
Ответ:однородные дополнения: руки, шея, уши, лицо. Запятая ставится между словами руки, шею, уши. Затем эти же слова переходят в однородные подлежащие. Расстановка запятых соответствующая.
Составьте предложения по схемам.
1)
, и |
2)
, а |
3)
, когда |
4)
, чтобы |
5)
Поставьте запятую, найдите в каждом предложении основу.
1. Мир строит а война разрушает.
2. Ласточка день начинает а соловей кончает.
3. Герой умирает а слава его живет.
4. Звал волк козу на обед да коза не идет.
5. Всю ночь собака на месяц пролаяла а месяц того и не знал.
6. Был бы покос да пришел мороз.
7. Перья остались а мясо улетело.
8. Лето собирает а зима подбирает.
9. Труд человека кормит а лень портит.
10. Красота приглядится а ум вперед пригодится.
11. Глаза страшатся а руки делают.
12. Зрячий не видит а слепой нащупает.
Найдите ошибку.
– Где поставить запятую?
Очень-очень Странный вид: Речка за окном Горит, Чей-то дом Хвостом виляет, Песик Из ружья стреляет, Мальчик Чуть не слопал | Мышку, Кот в очках Читает книжку, Старый дед Влетел в окно, Воробей Схватил зерно Да как крикнет, Улетая: – Вот что значит Запятая! Б. Заходер |
Уроки 205–206*. Итоговая контрольная работа.
Анализ выполненной работы. Работа над ошибками
Педагогические задачи: создать условия для проверки знаний, умений, навыков обучающихся по изученным темам; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, соблюдают на письме основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Образовательные ресурсы: задания для итоговой контрольной работы.
Сценарий урока 205