МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУВПО
«ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГ ИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Задания для самостоятельной работы № 3
Для студентов, обучающихся по направлениям
220300 – «Автоматизированные технологии и производства», 220200 – «Автоматизация и управление», 230200 –
«Информационные системы», 200500 – «Метрология,
Стандартизация и сертификация», 260600 – «Пищевая
Инженерия», 260200 – «Производство продуктов питания
Из растительного сырья», 260500 – «Технология
Продовольственных продуктов специального назначения
И общественного питания», 260300 – «Технология сырья
и продуктов животного происхождения», 240900 –
«Биотехнология», 240500 – «Химическая технология
Высокомолекулярных соединений и полимерных
Материалов», 240800 – «Энерго- и ресурсосберегающие
Процессы в химической технологии, нефтехимии
И биотехнологии», 280200 – «Защита окружающей среды», 080500 – «Менеджмент», 080100 – «Экономика», 080800 – «Прикладная информатика», 100100 – «Сервис», 260400 – «Технология жиров», 260100 – «Технология продуктов
Питания», 240100 – «Химическая технология
И биотехнология»,
Дневной формы обучения
__________________
ВОРОНЕЖ 2010
УДК 803.0
Немецкий язык [Текст]: Задания для самостоятельной работы № 3 / Воронеж. гос. технол. акад.; сост. Т.Б. Рехвиашвили, С.В. Полозова. – Воронеж: ВГТА, 2010. – 28 с.
Задания составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПО подготовки специалистов и бакалавров по направлениям 220300 – «Автоматизированные технологии и производства», 220200 – «Автоматизация и управление», 230200 – «Информационные системы», 200500 – «Метрология, стандартизация и сертификация», 260600 – «Пищевая инженерия», 260200 – «Производство продуктов питания из растительного сырья», 260500 – «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания», 260300 – «Технология сырья и продуктов животного происхождения», 240900 – «Биотехнология», 240500 – «Химическая технология высокомолекулярных соединений и полимерных материалов», 240800 – «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», 280200 – «Защита окружающей среды», 080500 – «Менеджмент», 080100 – «Экономика», 080800 – «Прикладная информатика», 100100 – «Сервис», 260400 – «Технология жиров», 260100 – «Технология продуктов питания», 240100 – «Химическая технология и биотехнология». Они предназначены для закрепления теоретических знаний дисциплин цикла ГЭС.
|
Составители: ст. преподаватели
Т.Б. РЕХВИАШВИЛИ, С.В. ПОЛОЗОВА
Научный редактор доцент Е.А. ЧИГИРИН
Рецензент доцент О.В. МЕРКУШЕВА
(Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний России)
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Воронежской государственной технологической академии
© Рехвиашвили Т.Б.,
Полозова С.В., 2010
© ГОУВПО «Воронеж. гос.
технол. акад.», 2010
Оригинал-макет данного издания является собственностью Воронежской государственной технологической академии, его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия академии запрещается.
Методические указания
Студент должен выполнить один вариант задания в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки. Студенты, шифр которых оканчивается на 1, 2, 3, 4 выполняет первый вариант, на 5, 6, 7 – второй вариант, на 8, 9 и 0 – третий вариант.
|
Успешному выполнению заданий для самостоятельной работы и эффективному усвоению грамматического материала может способствовать обстоятельная проработка следующего грамматического материала:
1. Сложноподчиненные предложения. Порядок слов в придаточном предложении. Придаточные предложения (определительные, дополнительные, времени).
2. Пассив (Passiv), презенс и имперфект пассива.
3. Актив (Aktiv), презенс и имперфект актива.
4. Степени сравнения прилагательных и наречий.
5. Основные формы глаголов.
6. Образование количественных и порядковых числительных.
7.Словообразование (образование производных глаголов, сложные существительные).
I Вариант
1. Прочитайте внимательно текст, переведите его устно, а затем переведите письменно заголовок текста и абзацы 2, 6.
Max Planck
1. Computer, Laser oder Transistor – ohne die Forschungsarbeiten des deutschen Wissenschaftlers Max Planck gäbe es diese Technologien heute nicht. Der deutsche Physiker, der am 23. April 1858 in Kiel geboren wurde, gilt als Begründer der Quantenphysik. Dieser Bereich der Physik beschäftigt sich mit dem Verhalten der kleinsten Teilchen der Materie.
2. Es war am 14. Dezember 1900, als der damals 42-jährige Planck seine Forschungen in der Deutschen Physikalischen Gesellschaft in Berlin präsentierte. Der Physiker hatte als erster bei Experimenten mit erwärmten Körpern die neue physikalische Größe «h» gefunden und nachgewiesen. Diese physikalische Größe beschreibt das Verhältnis von Energie und Frequenz eines Teilchens. Mit dieser Naturkonstante, die später als planck‘sches Wirkungsquantum bezeichnet wurde kann man bis heute die Wechselwirkung von kleinsten Teilchen in der Physik genauer erklären. Für diese Entdeckung wird Planck 1918 mit dem Nobelpreis für Physik belohnt.
|
3. Zu dieser Zeit hat der renommierte Forscher und ausgesprochene Familienmensch schon einige Schicksalsschläge in seinem Privatleben hinnehmen müssen. 1909 stirbt seine Frau Marie, mit der er vier Kinder hat. Sein Sohn Karl fällt 1916 im Ersten Weltkrieg; seine Zwillinge Emma und Grete sterben ebenfalls früh bei der Geburt ihrer Kinder.
4. Als Max Planck, der 1911 ein zweites Mal heiratet, den Nobelpreis erhält, gilt er nicht nur als glänzender Theoretiker, sondern als Repräsentant der deutschen Physik. Er wird unter anderem Rektor der Berliner Universität und ständiger Sekretär der Preußischen Akademie der Wissenschaften.
5. Von 1930 bis 1937 leitet er als Präsident die Kaiser-Wilhelm-Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaft (KWG). Zwangsläufig kommt er nun mit den regierenden Nationalsozialisten in Kontakt. Ein erklärter Hitlergegner war Planck wohl nicht, wie Historiker heute urteilen. Das änderte sich aber, als sich das politische Klima im Dritten Reich verschärfte. Die Nazis drängen Planck nicht mehr als Präsident der Kaiser-Wilhelm-Gesellschaft anzutreten.
6. Ende 1938 verlässt er auch die Preußische Akademie der Wissenschaften. Kurz vor Kriegsende erreicht ihn nochmals eine tragische Nachricht: Sein Sohn Erwin aus erster Ehe wurde wegen Beteiligung am Attentat auf Hitler vom 20. Juli 1944 hingerichtet. 1947 erliegt Planck den Folgen eines Sturzes und mehrerer Schlaganfälle. Ein Jahr zuvor wird die Kaiser-Wilhelm-Gesellschaft in die Max-Planck-Gesellschaft (MPG) umbenannt und trägt bis heute den Namen des großen deutschen Physikers.
Пояснения к тексту:
1. Max Planck – Макс Планк, немецкий физик. Его исследования по распределению энергии в секторе черного тела положили начало развитию квантовой физики.
2. … gäbe es … nicht … – … не было бы …
3. die Größe «h» – величина «h» (h=6,625*10-27 эрг*сек, т.е. размерность произведения энергии на время; чаще применяется величина h=h/2π, называется также квантом действия).
4. planck’sches Wirkungsquantum – Планка постоянная (входит в выражение законов движения частиц очень малой массы – микрочастиц).
5. Schlaganfälle pl – апоплексия, кровоизлияния в мозг
6. j-m zuteil werden – выпадать на чью-либо долю, доставаться кому-либо.
2. Найдите в тексте эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
- считаться основателем;
- представитель немецкой физики;
- изучать поведение мельчайших частиц материи;
- наградить Нобелевской премией;
- пережить удары судьбы;
- блестящий теоретик;
- вынужденно контактировать.
3. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Welcher deutschen Wissenschaftler ist der Begründer der Quantenphysik?
2. Was hatte M. Planck gefunden und nachgewiesen?
3. Wann und wofür wurde M. Planck mit dem Nobelpreis für Physik belohnt?
4. Welche große Ehre wurde M. Planck im Jahre 1946 zuteil?
4. Опираясь на текст, подтвердите или опровергните следующие высказывания.
Muster: Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
1. Ja, das stimmt. Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
2. Nein, das stimmt nicht. Der Gelehrte erhielt keinen Nobelpreis.
1. Die Forschungsarbeiten von Max Planck trugen der Entwicklung verschiedener Technologien bei.
2. Max Planck arbeitete auf dem Gebiet der Chemie.
3. Sein Privatleben war glücklich.
4. Max Planck gilt als hervorragender Repräsentant der deutschen Physik.
5. Die Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaft trägt den Namen von Max Planck seit 1946.
5. Замените в предложениях выделенные курсивом слова одним из следующих синонимов:
der Vertreter, an etwas sterben, ertragen, bekannt, verschlechtern, gezwungenmaßen.
1. Max Planck war ein renommierter Forscher.
2. Von 1937 verschärfte sich das politische Klima im Dritten Reich.
3. Max Planck gilt als Repräsentant der deutschen Physik.
4. Zwangsläufig kam M. Planck mit den regierenden Nationalsozialisten in Kontakt.
5. Max Planck musste einige Schicksalsschläge in seinem Privatleben hinnehmen.
6. Max Planck erliegte den Folgen mehrerer Schlaganfälle.
6. Образуйте сложные существительные и переведите их на русский язык:
die Forschung | der Gegner | |
die Natur | die Konstante | |
der Wechsel | das Leben | |
privat | + | der Sozialist |
national | die Wirkung | |
Hitler | die Arbeit |
7. Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения от следующих прилагательных и наречий:
а) alt, wichtig, oft; б) viel, gut, nah.
8. Выпишите из прочитанного Вами текста производные глаголы и напишите их основные формы.
9. Напишите словами следующие:
а) числа 12, 23, 91, 465;
б) даты в 1870 году, в 1947 году, в 2011 году;
в) числительные der 8. November, der 31. Dezember, am 8. März, am 23. Februar, am 12. Oktober.
10. Обратите внимание на многозначность слова als, посмотрите в словаре все значения этого слова, а затем переведите письменно следующие предложения:
1. Max Planck zeigte sich als ausgezeichneter Wissenschaftler.
2. Kein anderer als Planck hatte die neue physikalische Größe «h» gefunden und nachgewiesen.
3. Die größten deutschen Wissenschaftler als M. Planck, K. Röntgen, A. Einstein, R. Koch sind in der ganzen Welt bekannt.
4. Newton schuf als erster klare Begriffe von Masse und Kraft.
5. Max Planck war als Rektor der Berliner Universität tätig.
6. Als der hervorragende deutsche Physiker Heinrich Hertz am 1. Januar 1894 in Bonn starb, wurde er nicht einmal 37 Jahre alt.
7. Mehr als 50 Jahre seines Lebens widmete Kopernikus der Wissenschaft.
II Вариант
1. Прочитайте внимательно текст, переведите его устно, а затем переведите письменно заголовок и абзацы 3, 5.
Albert Einstein
1. 2005 feierte Deutschland das Jahrhundertgenie Albert Einstein. Einstein war ein Wissenschaftler, der mit fünf Aufsätzen die Welt veränderte. Er hat unser Wissen über den Aufbau unserer Welt sehr vermehrt. Man darf ihn mit Kopernikus und Newton vergleichen. Einstein war mehr als ein Genie, er war Superstar und wurde zur Wissenschaftsikone des 20. Jahrhunderts.
2. Einer der berühmtesten Menschen der Welt, Albert Einstein, wurde 1879 in der Familie eines Ingenieurs in der süddeutschen Stadt Ulm geboren. Als er 14 Jahre alt war, fuhr er in die Schweiz und beendete in der Stadt Zürich das Polytechnikum. Dann arbeitete der junge Physiker als Lehrer an einer Schule. Mit dem Diplom eines Fachlehrers für Mathematik und Physik verließ er im Jahre 1900 Zürich. Zu der Zeit, als er mit der Arbeit im Patentamt anfing, erarbeitete er die Grundlagen der Relativitätstheorie.
3. Gegen Ende des 19. Jahrhunderts klopfte an die Tür das Quantenzeitalter. Dann kam das Jahr 1905. In diesem Jahr reichte ein junger Mann bei den «Annalen der Physik» in kurzer Folge fünf Aufsätze, deren Bedeutung für die Wissenschaft grundlegend war, ein. Sein Name war Albert Einstein. Er war 26 Jahre alt. Seine Aufsätze betrafen zwei ganz verschiedene Gebiete der Physik, nämlich die Quanten– und Relativitätstheorie. Diese beiden große Entdeckungen Einsteins machten ihn bekannt. Über Jahrhunderte wurden von den Physikern Masse, Länge und Zeit als unveränderte Größen angesehen. Nach Einstein hängt aber zum Beispiel die Masse eines Körpers davon ab, mit welcher Geschwindigkeit er sich bewegte. Einstein entdeckte, dass Masse und Energie voneinander abhängen. Bei hoher Geschwindigkeit verwandelt sich Masse immer mehr in Energie. Er entdeckte auch, dass Raum, Zeit und Energie relativ sind.
4. 1909 verließ Einstein das Patentamt und schlug eine Universitätskarriere ein. Er lehrte an der Universität Zürich, an der Uni in Bern und dann auch in Prag. 1912 kehrte er nach Zürich zurück. 1913 fuhr er nach Berlin und wurde dort Leiter eines Instituts für Physik und Professor der Berliner Universität.
5. Als er 1921 den Nobelpreis für seine Arbeiten auf dem Gebiet der Photoelektrizität und für seine Relativitätstheorie erhielt, war er eine Größe der Weltgeschichte.
6. Als 1933 in Deutschland Hitler die Regierung übernahm und seine Bücher verbrannt wurden, musste Einstein in die USA emigrieren. Die Massenverbrechen der Nazis erschütterten ihn so sehr, dass er nie wieder nach Deutschland zurückkehrte. Von den USA aus unterstützte Einstein den antifaschistischen Kampf. Er hasste den Krieg und kämpfte für die Abrüstung der Völker. Er war ein begeisterter Segler, ein enthusiastischer Musikliebhaber, Humanist und Pazifist.
Пояснения к тексту:
1. Albert Einstein – Альберт Эйнштейн, немецкий ученый, он создал теорию относительности и обнаружил взаимную связь пространства, времени и тяготения
2. die Wissenschaftsikone – научный идол
3. das Quantenzeitalter – эпоха квантов
4. «Annalen der Physik» - «Анналы физики»
5. in kurzer Folge – друг за другом
2. Найдите в тексте эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
- разработать основы;
- иметь основополагающее значение для науки;
- крупные открытия;
- неизменяемые величины;
- быть относительным;
- начать карьеру в университете;
- бороться за разоружение народов.
3. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Womit hat Albert Einstein die Welt verändert?
2. Wer war A. Einstein?
3. Welche Entdeckungen machten Einstein bekannt?
4. Was hat Einstein entdeckt?
4. Опираясь на текст, подтвердите или опровергните следующие высказывания.
Muster: Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
1. Ja, das stimmt. Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
2. Nein, das stimmt nicht. Der Gelehrte erhielt keinen Nobelpreis.
1. Albert Einstein nennt man Wissenschaftsikone des 20. Jahrhunderts.
2. Einstein erarbeitete die Grundlagen der Relativitätstheorie, als er an der Universität Zürich lehrte.
3. Einstein war Professor der Berliner Universität.
4. Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis für seine Arbeiten auf dem Gebiet der Mathematik.
5. Er emigrierte in die USA und unterstützte von dort den antifaschistischen Kampf.
5. Замените в предложениях выделенные курсивом слова одним из следующих синонимов:
aufdecken, eine Arbeit beginnen, veröffentlichen, genialer Mensch, Direktor, renommiert
1. Einstein reichte fünf Aufsätze ein.
2. Einstein war mehr als Genie.
3. Einstein ist in der ganzen Welt berühmt.
4. Einstein wurde im Jahre 1913 Leiter eines Instituts für Physik in Berlin.
5. Einstein entdeckte, dass Raum, Zeit und Energie relativ sind.
6. Einstein fing mit der Arbeit im Patentamt an.
6. Образуйте сложные существительные и переведите их на русский язык:
das Fach | die Karriere | |
die Universität | der Preis | |
Nobel | die Geschichte | |
die Welt | + | hundert |
hoch | die Schule | |
das Jahr | der Lehrer |
7. Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения от следующих прилагательных и наречий:
а) leicht, neu, gut; б) hoch, gern, klein.
8. Выпишите из прочитанного Вами текста производные глаголы и напишите их основные формы.
9. Напишите словами следующие:
а) числа 11, 33, 85, 469;
б) даты в 1725 году, в 1936 году, в 2008 году;
в) числительные der 1. Mai, der 12. Juni, am 5. Juli, am 1. April, am 31. Dezember.
10. Обратите внимание на многозначность слова als, посмотрите в словаре все значения этого слова, а затем переведите письменно следующие предложения:
1. Marggraf wurde als erster deutscher Chemiker von der Pariser Akademie zum auswärtigen Mitglied gewählt.
2. Man ehrt Alexander von Humboldt als Forscher und Gelehrte.
3. Kein anderer als Koch entdeckte Mikroorganismen als Erreger der Tuberkulose.
4. Die größten deutschen Erfinder als Rudolf Diesel, Daimler, Johann Gutenberg schufen die Voraussetzungen für die rasche Entwicklung der Wissenschaft und Technik.
5. Als Pawlow die Funktionen unbedingter und bedingter Reflexe in seinen berühmten Hundeversuchen ermittelte, beeinflussten die Pawlowscher Ergebnisse die Medizin grundlegend.
6. Max Planck war als Rektor der Berliner Universität tätig.
7. Mehr als 58 Jahre des Lebens von Röntgen waren der Wissenschaft gewidmet.
III Вариант
1. Прочитайте внимательно текст, переведите его устно, а затем переведите письменно заголовок и абзацы 1, 6.
Robert Koch
1. Robert Koch gehört zu den bedeutendsten deutschen Forschern. Er war Arzt und hervorragender Gelehrte auf dem Gebiet der Bakteriologie. Der entscheidende Schritt zur modernen Bakteriologie gelang Robert Koch durch den Nachweis und die Züchtung der Milzbranderreger (1872 bis 1876) und der Tuberkelbazillen (1882). Dabei entwickelte er bakteriologische Untersuchungsverfahren, die noch heute als mikrobiologische Prüfmethoden Anwendung finden. Er züchtete als erster Mikroorganismen auf Nährboden. Er bewies, dass durch Sporenbildung widerstandsfähige Dauerformen der Bazillen gebildet werden. Er entwickelte Färbemethoden für Mikroorganismen mit Anilinfarben. Er bewies, dass Bakterien die Ursache zahlreicher Krankheiten sind. Als Bakterien-Doktor ging er in die Geschichte der Medizin ein.
2. Robert Koch wurde am 11. Dezember 1843 in Clausthal im Harz als das dritte von 13 Kindern geboren. Sein Vater war im Bergbau beschäftigt. Robert Koch machte das Abitur und studierte anschließend zuerst Mathematik, dann Medizin in Göttingen. 1866 wurde er Assistenzarzt in Hamburg. 1870 ging er als ziviler Kriegsarzt an die Front. Anschließend wurde er Arzt in der Nähe von Posen.
3. Zu dieser Zeit wütete der Milzbrand unter den Viehherden in ganz Europa, und viele Tiere starben daran. Mensch und Tier brauchten ärztliche Hilfe. Das Sprechzimmer richtete Koch zur Hälfte als Laboratorium. Er verbrachte dort lange Abende und forschte nach dem Erreger des Milzbrandes. Er untersuchte unter einem Mikroskop das Blut von gestorbenen Tieren. Dabei fand er Millionen von Milzbrandbazillen. Koch züchtete die Stäbchen auf Nährboden. Als erster erklärte er eine Infektionskrankheit durch ihre spezifische Erreger. 1881 führte Koch feste Nährmedien zur Kultivierung von Mikroorganismen ein.
4. Robert Koch betrieb weitere Forschungen im Bereich der Wundinfektionen. Oft starben Menschen, die operiert wurden. Robert Koch entdeckte, dass das Operationsbesteck oft nicht keimfrei war. Am 24. März 1882 konnte Koch in der historischen Sitzung der Berliner Physiologischen Gesellschaft seine Entdeckung des Tuberkelbakteriums bekannt geben. Dies war der Höhepunkt seiner wissenschaftlichen Laufbahn. Theorie und Praxis bildeten für Koch eine untrennbare Einheit. Er beschäftigte sich auch mit der praktischen Tuberkulosebekämpfung. Durch die Entdeckung der Lebensweise der Bakterien und seine Methoden ihrer Erforschung schuf Koch die Vorraussetzungen für die medizinische Wissenschaft.
5. Kochs letzte Lebensjahre gehörten dem Studium tropischer Infektionskrankheiten. 1883 entdeckte er die Erreger der Cholera. Expeditionen führten ihn durch die ganze Welt. In Indien fand er den Cholerabazillus und bekämpfte ihn durch die Reinhaltung des Trinkwassers. Zum Studium der Malaria unternahm er Forschungsreisen nach Java und Neuguinea.
6. Koch legte den Grundstein zur Volksgesundheit durch Hygiene und zur Desinfektion und Sterilisation in der Medizin. 1891 wurde Koch Direktor des Instituts für Infektionskranheiten, das spatter den Namen Robert-Koch-Institut erhielt. Sein Ruhm ging durch die ganze Welt. Im Jahre 1905 erhielt Robert Koch für seine außerordentlichen Entdeckungen den Nobelpreis. Ihm zu Ehren tragen viele wissenschaftliche Einrichtungen, Straßen und Plätze in Deutschland seinen Namen. Sein Denkmal befindet sich in Berlin.
Пояснения к тексту:
1. der Milzbranderreger – возбудитель сибирской язвы
2. Dauerformen f, Pl. – стойкие формы (микроорганизмов)
3. der Nährboden = das Nährmedium – питательная среда
4. das Sprechzimmer - приёмная
5. die Wundinfektion – раневая инфекция, инфицирование раны
2. Найдите в тексте эквиваленты следующих слов и словосочетаний:
- сдавать выпускные экзамены (на аттестат зрелости);
- врачебная помощь;
- исследовать под микроскопом;
- дальнейшие исследования;
- вершина научной карьеры;
- создать предпосылки;
- заложить основу.
3. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Wer war Robert Koch?
2. Welche Untersuchungsverfahren entwickelte Robert Koch?
3. Was erklärte Robert Koch als erster?
4. Was war der Höhepunkt der wissenschaftlicher Laufbahn von Koch?
4. Опираясь на текст, подтвердите или опровергните следующие высказывания.
Muster: Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
1. Ja, das stimmt. Der Gelehrte erhielt den Nobelpreis.
2. Nein, das stimmt nicht. Der Gelehrte erhielt keinen Nobelpreis.
1. Robert Koch führte seine Untersuchungen auf dem Gebiet der Bakteriologie.
2. Robert Koch entdeckte Milzbrand- und Choleraerreger und das Tuberkelbakterium.
3. Für seine Entdeckungen erhielt Koch Keinen Nobelpreis.
4. Er betrieb Forschungen im Bereich der Wundinfeknionen.
5. Das Institut für Infektionskrankheiten trägt seinen Namen.
5. Замените в предложениях выделенные курсивом слова одним из следующих синонимов:
Der Wissenschaftler, das Nährmedium, anwenden (verwenden), die Karriere, steril (unfruchtbar), der Arzt.
1. Albert Einstein war bedeutender Gelehrte auf dem Gebiet der Physik.
2. Als Bakterien- Doktor ging Koch in die Geschichte der Medizin ein.
3. Das Wasser in diesem Gefäß ist nicht keimfrei.
4. Für seine Versuche nutzte Koch den Nährboden aus.
5. Die Röntgenstrahlen finden in der Medizin Verwendung.
6. Diese Entdeckung war der Höhepunkt der wissenschaftlichen Laufbahn von Einstein.
6. Образуйте сложные существительные и переведите их на русский язык:
die Untersuchung | der Arzt | |
der Krieg | das Wasser | |
die Infektion | die Weise | |
trinken | + | der Erreger |
das Leben | das Verfahren | |
die Cholera | die Krankheit |
7. Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения от следующих прилагательных и наречий:
а) klein, hell, groß; б) billig, empfindlich, spät.
8. Выпишите из прочитанного Вами текста производные глаголы и напишите их основные формы.
9. Напишите словами следующие:
а) числа 9, 24, 78, 352;
б) даты в 1124 году, в 1736 году, в 2003 году;
в) числительные der 5. April, der 22. Dezember, der 1. Mai, am 6. Juli, am 7. Oktober, am 3. November.
10. Обратите внимание на многозначность слова als, посмотрите в словаре все значения этого слова, а затем переведите письменно следующие предложения:
1. Röntgen wurde als erster mit dem Nobelpreis ausgezeichnet.
2. Die größten deutschen Wissenschaftler als Röntgen, Mayer, Marggraf widmeten das ganze Leben der Wissenschaft.
3. Kein anderer als Newton schuf klare Begriffe von Masse und Kraft.
4. Als Max Plank 42 Jahre alt war, präsentierte er seine Forschungen in der Deutschen Physikalischen Gesellschaft.
5. Man ehrt Alexander von Humboldt als das anerkannte Haupt der deutschen Naturwissenschaft.
6. Pawlow war als Rektor der Petersburger Universität tätig.
7. Mehr als 24 Jahre war Newton das anerkannte Haupt der englischen Wissenschaft.
Грамматический справочник
I. Präsens и Imperfekt Aktiv
Презенс актива
Все немецкие глаголы делятся на слабые (их большинство), сильные (их более 100) и неправильные (их единицы). Все глаголы в неопределённой форме (Infinitiv) заканчиваются на -en (lieben, lernen) или -n (rudern, bummeln).
У слабых глаголов при спряжении изменяется только личное окончание.
Для того, чтобы употребить глагол в нужном лице и числе, нужно отбросить от его неопределённой формы (Infinitiv) окончание -en и к оставшейся основе глагола прибавлять личные окончания.
Singular Единственное число | Plural Множественное число |
ich leb+ e du leb+ st er sie leb+ t es | wir leb+ en ihr leb+ t sie leb+ en Sie |
У глаголов с основой на: -d, -t, -chn, -dm, -tm, -gn, -ffn во 2-м и 3-м лице единственного числа и во 2-м лице множественного числа между основой глагола и личным окончанием добавляется гласный -е для благозвучия, т.е. чтобы окончание не сливалось с основой глагола.
ich arbeit+e wir arbeit+en
du arbeit+e+st ihr arbeit+e+t
er, sie sie arbeit+en
es arbet+e+t Sie arbeit+en
Глаголы, основа которых оканчивается на -s, -ss, -ß и -tz во 2-м лице единственного числа Präsens имеют окончание -t вместо -st:
du reist
du sitzt
Сильные глаголы при спряжении изменяют корневую гласную. Они с корневыми гласными а и е изменяют во 2-м и 3-м лице единственного числа а на ä, e на i, ie, ieh,а затем к изменённой основе добавляются такие же личные окончания, как у слабых глаголов.
ich fahr+e seh+e wir fahr+en seh+en
du fähr+st sieh+st ihr fahr+t seh+t
er sie fahr+en seh+en
sie fähr+t sieh+t Sie fahr+en seh+en
es
Глаголы nehmen, treten изменяют долгий гласный e на краткий i:
ich nehme, trete
du nimmst, trittst
er nimmt, tritt
Имперфект актива
Для обозначения действия, относящегося к прошлому, в немецком языке имеется три формы прошедшего времени: имперфект, перфект, плюсквамперфект.
Имперфект употребляется в рассказе, повествовании или при описании.
Имперфект слабых глаголов образуется путем прибавления к основе глагола суффикса –te, -ete и соответствующих личных окончаний за исключением 1-го и 3-го лица единственного числа, где окончания отсутствуют.
lernen
ich lern -te-
du lern -te-st
er, sie, es lern -te-
wir lern -te-n
ihr lern -te-t
sie lern -te-n
Сильные глаголы в имперфекте изменяют корневой гласный и получают соответствующие личные окончания, кроме 1-го и 3-го лица единственного числа.
bl ei ben
ich bl ie b-
du bl ie b -st
er, sie, es bl ie b -
wir bl ie b -en
ihr bl ie b -t
sie bl ie b -en
Изменение гласных у сильных (и неправильных) глаголов следует смотреть в соответствующей таблице.
II. Passiv. Präsens Passiv и Imperfekt Passiv
Глагол в немецком языке имеет два залога: действительный (актив) и страдательный (пассив).
Актив показывает, что само подлежащее совершает действие (действие исходит от подлежащего).
В пассиве подлежащее не совершает никакого действия, а является объектом действия (действие направлено на подлежащее).
Сравните:
Der Student liest ein Buch. (Актив).
Das Buch wird von dem Studenten gelesen. (Пассив).
Если в предложении указано действующее лицо, то оно выражается существительным (или местоимением) с предлогом
a) von(Dat.) – для обозначения лица или коллектива:
von dem Studenten – студентом
б) durch (Аkk.) – для обозначения причины действия, пред-метов, действующей силы:
durch die Maschine – машиной (с помощью машины)
с) mit (Dat.) – для обозначения предмета, инструмента:
mit der Kreide – мелом.
Все временные формы пассива образуются из вспомогательного глагола werdenв соответствующем времени и причастия II основного глагола.
= +
Презенс пассива
Презенс пассива образуется из презенса вспомогательного глагола werden и причастия II основного глагола.
= +
Das Buch wird gelesen. – Книга читается (или: Книгу читают).
Таким образом, глаголы в презенсе пассива переводятся на русский язык глаголами страдательного залога с частицей «-ся» (смешивается, переводится). Во многих случаях (особенно при отсутствии предложенного дополнения) пассив переводится активной формой или неопределенно-личной.
1. Das Buch wird von dem Studenten gelesen. – Студент читает книгу.
2. Das Buch wird gelesen. – Книгу читают.
Имперфект пассива образуется из имперфекта вспомогательного глагола werden и причастия II основного глагола:
= +
Das Buch wurde gelesen. – 1) Книга читалась.
2) Книгу читали.
3) Книга была прочитана.
Таким образом, глаголы в имперфекте пассива переводятся на русский язык глаголами страдательного залога с частицей «-ся» (смешивался, переводился). Во многих случаях (особенно при отсутствии предложенного дополнения) пассив переводится активной формой или неопределенно-личной.
1. Das Buch wurde von dem Studenten gelesen. – Студент читал книгу.
2. Das Buch wurde gelesen. – Книгу читали.
III. Словообразование. Сложные существительные
Сложные существительные в немецком языке образуются путём сложения двух или нескольких слов, соединяемых друг с другом либо непосредственно
der Morgen + die Stunde = die Morgenstunde,
утро час утренний час
либо при помощи соединительных элементов -e(n), -(e)s
die Arbeit + der Tag = der Arbeitstag
работа день рабочий день
Вторая часть сложного существительного (определяемое слово) всегда является существительным. Сложное существительное имеет род определяемого слова, которое стоит на последнем месте. Первая часть сложного существительного, являющаяся определяемым словом, может быть выражена любой частью речи: существительным, прилагательным, глаголом, числительным, предлогом.
Главное ударение падает на первую (определяющую часть существительного)
При переводе сложного существительного на русский язык последняя (определяемая) часть всегда переводится существительным, а определяющие слова:
1) либо прилагательным: die Arbeitszeit – рабочее время;
2) либо существительным:
а) в родительном падеже die Wohnort – место жительства;
б) с предлогом die Fernsehvorlesung – лекция по телевидению;
3) либо одним словом:
der Bahnhof вокзал, das Lehrbuch учебник.
IV. Образование степеней сравнения прилагательных и наречий
Сравнительная степень (Komparativ) образуется от основы положительной степени (Positiv) путем прибавления суффикса -er.
klein – klein er (меньше)
Превосходная степень (Superlativ) имеет две формы:
1. несклоняемую, которая образуется от основы положи-тельной степени, суффикса -st и окончания -en, а также предлога an и определенного артикля в дативе, слившихся в am.
klein – am klein sten (наименьший, самый маленький).
2. склоняемую, которая образуется от основы положитель-ной степени путем прибавления суффикса -st и окончания и употребляется с определенным артиклем или его заменителем:
klein – der klein ste (наименьший, самый маленький).
Запомните!
При образовании сравнительной и превосходной степени гласные а, о, u в большинстве случаев принимают умлаут: groβ gröβer der gröβte, am gröβten
Ряд прилагательных и наречий образуют степени сравнения не по общему правилу. Запомните их!
Positiv | Komparativ | Superlativ |
gut (хорошо) | besser (лучше) | am besten (лучше всего) der beste (самый лучший) |
hoch (высоко) | höher (выше) | am höchsten (выше всего) der höchste (самый высо-кий) |
gern (охотно) | lieber (охотнее) | am liebsten (охотнее всего) |
viel (много) | mehr (больше) | am meisten (больше всего) |
oft (часто) häufig | öfter häufiger | am häufigsten (чаще всего) |
bald (скоро) | eher (скорее) | am ehesten (скорее всего) |
V. Образование производных глаголов
Глаголы, так же как и существительные, могут быть корневыми, производными и сложными.
Производные глаголы образуются как при помощи прибавления к корню приставок (префиксация), так и при помощи прибавления суффиксов (суффиксация).
Префиксация.
Различают отделяемые и неотделяемые приставки, а также приставки, которые могут быть и отделяемыми и неотделяемыми. В качестве глагольных приставок могут выступать некоторые наречия и предлоги, присоединяемые к глаголу.
Запомните! Неотделяемые приставки
be miβ
ge emp
er ent
ver zer
неотделяемые приставки никогда не стоят под ударением и пишутся слитно с глаголом во всех его формах.
отделяемые приставки
an и другие
auf vor
aus zu
mit
Отделяемые приставки стоят под ударением, при спряжении глаголаотделяютсяот него и ставятся в конце предложения. Приставки: durch, hinter, über, um, unter, wieder могут быть как отделяемые, так и неотделяемыми. Это зависит от значения глагола (cм. в словаре).
Суффиксация. При помощи прибавления суффиксов глаголы могут быть образованы от существительных, прилагательных или от других глаголов. Иногда с прибавлением суффикса корневые гласные а, о принимают умляут:
lachen (смеяться) – lächeln (улыбаться)
Наиболее употребительными суффиксами глаголов в современном немецком языке являются –(e)n, -igen, -ieren, -isieren.
VI. Количественные и порядковые числительные
Счёт от 1 до 12
1 – eins 7 – sieben
2- zwei 8 – acht
3 – drei 9 – neun
4 – vier 10 – zehn
5 – fünf 11 – elf
6 – sechs 12 – zwölf
Числительные (сложные и составные)
Числительные | Способ образования | Примеры | Исключения |
13…19 | Число единиц +zehn | 13 – dreizehn 19 - neunzehn | 16 – sechzehn 17 - siebzehn |
20, 30, 40 … 90 | Число десятков +zig | 40 – vierzig 80 - achtzig | 20 – zwanzig 30 – dreißig 60 – sechzig 70 – siebzig |
21…29 (31… 39, 90… 99) | Единицы + und + десятки | 22 – zweiund-zwanzig 75 fünfundsiebzig | 21, 31, 41 … 91 einundzwanzig einunddreißig |
100, 200 … 900 | Число сотен + hundert | 100 – hundert 200 – zweihundert 900 – neunhundert | |
101 … 999 | Сотни + следующие числа по порядку | 101 – hunderteins 119 – hundert-neunzehn 999– neunhundert-neunundneunzig | |
1000, 2000 … | + tausend | 1000 – tausend 2000–zweitausend | |
1 000 000 | eine Million |
Даты
Даты в немецком языке читаются таким образом:
1999 – (19 сотен, 9 и 90) – neunzehnhundertneunundneunzig
1881 – (18 сотен, 1 и 80) – achtzehnhunderteinundachtzig
Даты употребляются самостоятельно (чаще) или со словами im Jahre:
Goethe wurde (im Jahre) 1749 geboren.
Порядковые числительные
Порядковые числительные образуются от количественных при помощи суффиксов:
-t - от 2 до 19 der zweite Tisch, das zehnte Buch, die neunzehnte Schule
-st – от 20 и далее die zwanzigste Frage,
der sechsundzwanzigste Januar
Исключения: 1 (eins) – der (die, das) erste
3 (drei) - der (die, das) dritte
7 (sieben) - der (die, das) sieb(en)te
8 (acht) - der (die, das) achte.
Порядковые числительные, написанные цифрой, обозначаются точкой после цифры: der 1. Juni (der erste Juni), am 20. April (am zwanzigsten April).
VII. Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных.
Вид придаточного предложения определяется:
1) по содержанию придаточного предложения (последнее определяется вопросом, который можно поставить к придаточному предложению);
2) по союзу или союзному слову, соединяющему главное предложение с придаточным.
Придаточные предложения присоединяются к главному при помощи подчинительных союзов (dass, da, weil, damit и др.) и союзных слов (к ним относятся относительные местоимения: der, die, das; welcher, welche; wer, was; наречия: wo, woher, wohin; местоимённые наречия: woraus, worinи др.).
Порядок слов в сложноподчинённом предложении
1. Порядок слов в главном предложении.
В главном предложении такой же порядок слов, как и в простом предложении. Но если главному предложению предшествует придаточное, то изменяемая часть сказуемого в главном предложении стоит непосредственно после придаточного.
Als ich nach Hause ging, war es schon spät. – Когда я пошёл домой, было уже поздно.
2. Порядок слов в придаточном предложении
Союз или союзное слово и глагол образуют в придаточном предложении как бы "рамку", внутри которой располагаются другие члены предложения. На первом месте стоит подчинительный союз или союзное слово. Сказуемое стоит в конце предложения; изменяемая часть занимает последнее место, а неизменяемая – предпоследнее.
Ich fahre gewöhnlich nach dem Süden, wennich auf Urlaub gehe. – Я обычно еду на юг, когда иду в отпуск.
Определительные придаточные предложения
Эти предложения отвечают на вопросы welcher? was für ein? Они соединяются с главными относительными местоимениями der, welcher (который), die, welche (которая), das, welches (которое), die, welche (которые).
Относительные местоимения могут стоять в любом падеже и с любым предлогом.
Определительное придаточное предложение стоит всегда за определяемым существительным и поэтому может стоять после главного, а чаще в середине главного предложения.
Перевод определительных придаточных надо начинать с относительного местоимения, если оно не в генитиве, затем переводить сказуемое придаточного предложения, потом подлежащее, стоящее за относительным местоимением, и, наконец, все второстепенные члены:
Wasser ist ein Stoff, der Вода является веществом,
den gröβten Teil der Erd – которое занимает
oberfläche einnimmt наибольшую часть земной
поверхности
Если относительное местоимение стоит в генитиве, то надо сначала перевести стоящее за ним существительное, а затем относительное местоимение:
Der Schriftsteller, dessen Werk wir besprechen, ist berühmt. - Писатель, произведение которого мы обсуждаем, знаменит.
Дополнительные придаточные предложения с союзом dass
Придаточные дополнительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей и вводятся союзом dass "что", "чтобы".
Дополнительные придаточные предложения употребляются большей частью после глаголов высказывания, глаголов, выражающих мыслительные процессы, чувства, восприятия, волеизлияния, а также после устойчивых глагольных словосочетаний и прилагательных, аналогичных по своему значению таким глаголам, например:sagen, sprechen über, von, antworten, fragen, wissen, erfahren, hören, sicher sein, der Meinung sein и т. д.
Man sagt (schreibt, meint), dass er bald nach Moskau kommt. Говорят (пишут, полагают), что он скоро приедет в Москву.
Учебное издание
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Задания для самостоятельной работы № 3
Для студентов, обучающихся по направлениям
220300 – «Автоматизированные технологии и производства», 220200 – «Автоматизация и управление», 230200 –
«Информационные системы», 200500 – «Метрология,
стандартизация и сертификация», 260600 – «Пищевая
инженерия», 260200 – «Производство продуктов питания
из растительного сырья», 260500 – «Технология
продовольственных продуктов специального назначения
и общественного питания», 260300 – «Технология сырья
и продуктов животного происхождения», 240900 –
«Биотехнология», 240500 – «Химическая технология
высокомолекулярных соединений и полимерных
материалов», 240800 – «Энерго- и ресурсосберегающие
процессы в химической технологии, нефтехимии
и биотехнологии», 280200 – «Защита окружающей среды», 080500 – «Менеджмент», 080100 – «Экономика», 080800 – «Прикладная информатика», 100100 – «Сервис», 260400 – «Технология жиров», 260100 – «Технология продуктов
питания», 240100 – «Химическая технология
и биотехнология»,
дневной формы обу