Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так, оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
В основе метапредметного подхода – понимание того, что главное, чему надо учить в школе, – это творческое мышление. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметность – принцип интеграции содержания образования через создание единого образовательного пространства в школе.
Актуальность темы применения в образовательном процессе междисциплинарной программы обучения детей обусловлена необходимостью в поиске новых путей и средств как в организации учебного процесса, так и в стратегии развития социальных компетенций учащихся, которым предстоит жить и работать в новом мире, а также социальной востребованностью новых решений задач по организации условий управления процессами в современном российском образовании. Программа «Междисциплинарное обучение» создает условия для формирования универсальных учебных действий учащихся, прописанных в стандартах второго поколения, определяющих современное качество образования через создание единого образовательного пространства.
Когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую-то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное …». Знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный.
Формирование метапредметных результатов, а именно: универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний
В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание. Первоначально идею метапредметности стали использовать только лишь на конкурсных уроках «Учитель года», но если заглянуть в новые образовательные стандарты, то можно увидеть, что нам диктуют сейчас совершено другие условия. Использование метапредметных технологий способствует повышению интеллекта. Речь идет о том, чтобы повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приѐмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребѐнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребѐнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
· Метапредметы,
· Метапредметные программы,
· Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
· Метапредметный урок,
· Предметный урок + метапредметная тема,
· Метапредметные задания,
· Межпредметные проблемные ситуации,
· Межпредметные, надпредметные проекты.
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
В практике работы можно использовать следующие программы:
· «Я и проекты»,
· «Учимся проектировать»,
· «Свободная самостоятельная работа»,
· «Рефлексивный круг»,
· «Как стать успешным»,
· «Сам себе учитель»,
· «Культура познания»,
· «Культура мышления»,
· «Основы исследовательской деятельности» и др.
По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
· Развивающего мышления;
· Развитие критического мышления через письмо и чтение;
· ТРИЗ;
· Технологический компонент личностно-развивающего урока;
· Метод проектов;
· Исследовательская деятельность;
· Тьюторские технологии и др.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
· использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
· использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
· умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
· умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
· использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Сегодня школьная отметка не всегда мотивирует детей на образование. Поэтому приходится искать новые формы мотивации к достижению результата. Это камень преткновения в современном образовании. Решить эту проблему мне позволяет технология междисциплинарного обучения.
Данная технология способствует формированию единого образовательного пространства в школе, поскольку в денной технологии мы работаем всем педагогическим коллективом. Благодаря данной технологии мы реализуем основные направления модернизации образования, поскольку реализуемая в образовательном процессе технология содержит:
- системно-деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.
Таким образом, образование сегодня при условии его качества – это инвестиционная сфера, это фактор социального благополучия и социально-экономического развития региона, территории в целом. Качественно новый результат возможен только через создание единого образовательного пространства при формировании метапредметных компетентностей учащихся.
Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования