Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России




 

Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России[7]. Удвоение ВВП к 2010 году ­­– цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

Уместно заметить, что так называемая инвестиционная направленность бюджетной политики государства на 2006г. с инвестиционным фондом явно малого объема находится в рамках той «стратегии», для которой была характерна доля «капитальной» составляющей расходов федерального бюджета меньше 8% (текущие расходы составляли более 92%).Ущербная «инвестиционная направленность» бюджетной политики на 2006г. вполне соответствует явно неинвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно. Видимо, это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2002-2005гг. составляли (по годам соответственно) 16.2; 16.38; 16.29; 16.31% ВВП, а в 2006-2008гг. прогнозируются 17.6; 19.05; 20.2% (таблица 2).[8]

Таблица 2.

Инвестиции за счет всех источников в экономику России

в 2002-2008гг.[9]

  2002г. (факт) 2003г.(факт) 2004г.(факт) 2005г. (оценка) 2006г. (прогноз) 2007г.(прогноз) 2008г.(прогноз)
Валовой внутренний продукт, (млрд. руб.) Темп роста,(% к предыдущему году) Инвестиции в основной капитал за счет всех источников,(млрд. руб.) Темп роста,(% предыдущему году) Амортизация,(млрд. руб.) Прибыль, (млрд. руб.)   10830,5     104,7   1762,4   102,8   715,0   1141,0   13342,2     107,3   2186,0   112,5   834,0   2324,0   16751,5     107,2   2730,0   110,9   901,0   3250,0       105,9   3426,0   109,8   999,0   4340,0       105,8   4305,0   111,1   1102,0   4910,0       105,9   5304,0   110,4   1210,0   5500,0       106,0   6336,0   109,9   1329,0   6015,0

Новую институциональную инвестиционную среду и сеть быстро создать невозможно, но делать это нужно – вплоть до радикальной реорганизации Министерства экономического развития и торговли на «старте» таких преобразований.

Определяющим финансовым условием реализации национальных инвестиционных проектов должно стать превращение стабилизационного фонда в фонд национального инвестирования. В нынешнем качестве он не соответствует своему названию, является встроенным в экономическую модель дестабилизатором условий экономического роста, инструментом обесценивания валютной выручки и фактором инфляции. Достаточно указать на то, что за неполных три месяца 2006г. инфляция составила свыше 4%.[10]

Работа по привлечению инвестиций идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ[11] в период экономической стабилизации после 2000г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций. Динамика их поступления характеризуется данными, представленными в таблице 3.


Таблица 3.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам[12].

             
  Млн. долл. США Млн. долл. США Млн. долл. США Млн. долл. США Млн. долл. США Млн. долл. США
             
Всего инвестиций            
в том числе:            
прямые инвестиции            
из них:            
взносы в капитал            
кредиты, полученные            
прочие прямые инвестиции            
портфельные инвестиции            
из них:            
акции и паи            
долговые ценные бумаги            
прочие инвестиции            
из них:            
торговые кредиты            
прочие кредиты            
прочее            

 

 

Объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд. долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд. долларов.

Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд. долларов (рост на 18,1%).

Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн. долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд. долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд. долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

- сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

- улучшение финансового положения предприятий;

- рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

- увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

- снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

- формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

- высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

- достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

- недостаточный уровень развития фондового рынка.

Базовый закон 2000г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.[13]Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Правительство одобрило сценарий развития, в котором в среднесрочной перспективе предлагается осуществить переход от потребительски ориентированной, к инвестиционно ориентированной экономике. Вместе с тем по прогнозам в ближайшие три года в России ожидается как сокращение темпов роста доходов населения, что являлось базой потребительски ориентированной экономики, так и инвестиций в основной капитал, что не позволяет говорить о возможности и успешности реализации инвестиционного варианта. Средний прирост инвестиций в основной капитал, составляющий по прогнозу на три года 9.3%, пока не достаточен. Он требуется, как минимум, в полтора – два раза выше.

Могут ли государственные инвестиции решить эту проблему? В 2005г. практически был осуществлен поворот к политике наращивания государственных инвестиций. Их доля в общем объеме инвестиций не поднималась с 2001г. выше 20%. В текущем году она увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 20,1%, т.е. наметилась тенденция замещения частных инвестиций государственными, что подтверждается прогнозом, согласно которому вклад частных инвестиций в прирост ВВП сокращается в 2006-2009гг. с 2 процентных пунктов до 1,7-1,9 процентных пункта ВВП. Общий объем инвестиций в основной капитал при сокращающейся доле государственных инвестиций за последние годы увеличился на 100 млрд. долл., причем в основном за счет частных инвестиций.

Поэтому точка зрения Минфина такова: прирост инвестиций может и должен быть увеличен за счет частных инвестиций в экономику. Первые могут создавать инфраструктуру для дальнейшего наращивания частных инвестиций. Причины торможения частных инвестиций, по мнению министра, можно объяснить, прежде всего, зарегулированностью экономики, ее недостаточной либерализацией, низким уровнем конкуренции.[14]

 


Практикум

1) Определите, чему будет равен равновесный уровень дохода, если известно, что экономика описана следующими данными:

Y = C + I; C = 500 + 0,6 Y; I = 100;

2) Если автономные инвестиции (I) возрастут до 200, то, как изменится равновесный выпуск?

3) Каково значение мультипликатора инвестиций?

4) Покажите изменение уровня равновесия графически.

Решение:

1)Определите, чему будет равен равновесный уровень дохода, если известно, что экономика описана следующими данными:

Y = C + I; C = 500 + 0,6 Y; I = 100;

Если известно, что экономика описана следующими данными, то необходимо в первую очередь выяснить значения этой экономической функции:

Y – уровень дохода;

С – потребление;

I – инвестиции;

С = С* + МРС ∙ Y – формула выражающая потребление, где С* - некая постоянная, зависящая от других факторов, кроме дохода (процентная ставка, инфляционные ожидания и т.п.) в данном случае = 500;

МРС – предельная склонность к потреблению, величина предельной склонности к потреблению (МРС) находится в пределах от 0 до 1, т.е.

0 < МРС < 1,

в данной задаче МРС = 0,6:

МРS – предельная склонность к сбережению, понимают ту часть дополнительного дохода, который идет на сбережения (инвестиции) содержащуюся в каждой дополнительно заработанной денежной единице, МРС + МРS = 1.

Таким образом, при известной одной части равенства можно определить и другую путем вычитания известной части из единицы:

МРS = 1 – МРС,

в данном случае:

МРS = 1 – 0,6 = 0,4.

Итак, основным фактором, определяющим величину потребления и сбережений (инвестиций), является уровень дохода, но так как величина потребления и сбережения нам известны, то находим уровень дохода:

Y = 500 + I / MPS;

Y = 500 + 100 / 0,4 = 1500.

Определяем, чему будет равен равновесный уровень дохода по описанным экономическим данным:

Y = 500 + 0,6 Y + 100;

Y = 500 + 0,6 ∙ 1500 + 100 = 1500.

2) Если автономные инвестиции (I) возрастут до 200, то, как изменится равновесный выпуск?

Воспользуемся данными, решения первого задания.

Необходимо вычислить уровень дохода по известным величинам, потребления и сбережения:

Y = 500 + I / MPS;

Y = 500 + 200 / 0,4 = 1750.

Определяем, чему будет равен равновесный уровень дохода, если автономные инвестиции (I) возрастут до 200:

Y = 500 + 0,6 Y + 200;

Y = 500 + 0,6 ∙ 1750 + 200 = 1750.

3) Каково значение мультипликатора инвестиций?

Известно, что население расходует на потребление 60 % получаемого им дохода, а остальные 40 % сберегает. Потребительская функция тогда имеет вид:

С = 0,6 Y.

Пусть объем инвестиционной деятельности увеличился первоначально на 100. Это вызовет непосредственное увеличение доходов затронутых этим лиц на такую же сумму. В связи с этим увеличением доходов им придется увели­чить свои потребительские расходы. В соответствии со сделанным выше предпо­ложением эти расходы возрастут на 100 х 0,6 = 60 (на 40 увеличатся сбережения). Такое увеличение спроса отразится на доходах еще ка­кой-то группы лиц, которые тоже увеличатся на эту сумму. Эти лица в свою оче­редь увеличат свои потребительские расходы на сумму 60 х 0,6 = 36, что свидетельствует о возрастании на 36 еще чьих-то доходов, что заставит увеличить потребление еще на 36 х 0,6 = 21,6 и т. д. Данный процесс будет продолжаться по математически бесконечной цепочке. Однако сум­ма увеличения дохода будет сходиться к определенному пределу (пределу суммы геометрической прогрессии). В данном примере этот предел легко подсчитать. Общее увеличение дохода составит:

100 + 60 + 36 + 21,6 +...= 100 (1 + 0,6 + 0,62 + 0,63 +...) = 100(1/(1-0,6))= 100/0,4 = 250

Каков же мультипликатор в нашем примере и как его можно определить посредством предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению?

Если общее увеличение дохода составит 250, а автономные инвестиции возрастут на 100, то мультипликатор инвестиций равен:

250 / 100 = 2,5

Ответ:

· Равновесный уровень дохода по описанным экономическим данным будет равен 1500.

· Если автономные инвестиции возросли до 200, равновесный выпуск будет равен 1750.

· Мультипликатор инвестиций равен 2,5.

 

4) Покажите изменение уровня равновесия графически.

 

График:

 

 

S

S

 

 

 

 

 

 

0 1500 1750

Y

 
 

 


S

«Жизнь в долг»

Рис. 1. Изменение уровня равновесия


Заключение

 

Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширения производительных возможностей страны и экономического роста.

Без инвестиций невозможны: современное создание капитала, обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешних и внутренних рынках. Процессы структурного и качественного обновления мирового товаропроизводства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно путем и за счет инвестирования. Чем интенсивней оно осуществляется, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования. Несмотря на то, что инвестиции составляют относительно небольшую часть совокупных расходов (15-16% в развитых странах) именно изменения данного компонента вызывают основные макроэкономические сдвиги. Вот почему так важно выявить влияние инвестиционных расходов на совокупные расходы и национальный доход, иными словами, включить инвестиции в модель «доходы – расходы». В России существует большое число коммерческих организаций, имеющих достаточные суммы для осуществления инвестиций в реальные проекты, однако, понимая неустойчивость сегодняшнего российского рынка, они соглашаются финансировать какой-либо проект очень осторожно, помня о том, что достаточно высока вероятность разорения, еще вчера непоколебимых и самых солидных компаний. Вообще капиталовложения проводятся инвесторами в первую очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

Литература



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: