Запоминание завершенных и незавершенных действий




Практическое задание 1.

Тема: Развитие умений по операционализации понятий и переменных в эксперименте

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении.

Методика проведения лабораторной работы:

Студенты в течение занятия должны выполнить 2 вида упражнений:

Упражнение 1. Выявление переменных

В каждом из перечисленных ниже исследований выявите независимую переменную, значения независимой переменной и зависимую переменную.Определите, являются ли независимые переменные управляемыми или неуправляемыми.

Укажите, какая шкала использовалась для измерения зависимых переменных.

1. В исследовании когнитивных карт сравнивалась способность первокурсников и студентов старших курсов точно указывать местоположение зданий студенческого городка. Некоторые здания располагаются в центре городка поблизости от дорог, по которым часто ходят студенты, а другие — на периферии студенческого городка. Участников исследования попросили оценить (по шкале от 1 до 10) степень уверенности в том, что они правильно указали направление, и записать количество ошибок (в процентах).

2. В исследовании эффективности нового лекарства для лечения депрессии одни участники принимали его, а другие думали, что принимают. Третья группа участников не подвергалась экспериментальному воздействию. По окончании программы участники заполнили Опросник депрессии Бека, а затем опытные наблюдатели оценили (по 10-балльной шкале) уровень их депрессии.

3. В исследовании обусловливания, проведенном И.П. Павловым, у голодных животных вырабатывался условный рефлекс слюноотделения при ЗВУКОВОМ сигнале, связанном с получением пищи. Одним животным, прежде чем выдать еду, предъявляли сигнал, а затем снова выключали его. На других животных воздействовали сигналом до самого кормления. Третья группа животных получала еду до включения сигнала. Экспериментаторы отмечали начало слюноотделения и ее объем для определенного промежутка времени.

4. В исследовании по психолингвистике развития двух-, трех- и четырехлетним детям показывали кукол и просили разыгрывать отдельные сценки, чтобы определить, способны ли они использовать определенные грамматические правила. В одних случаях детей просили разыгрывать сценки, используя активный залог (Эрни побил Берта), а в других — используя пассивный залог (Эрни был побит Бертом). Оценивалось, правильно ли дети разыгрывают сценки (две оценки) и как быстро они приступают к игре.

5. В исследовании способностей к запоминанию лабиринта одни крысы на протяжении 30 попыток получали корм после прохождения лабиринта, другие корма не получали, третьих не кормили на протяжении первых 15 попыток, но кормили в конце следующих 15 раз, а последнюю группу крыс кормили первые 15 раз и не кормили вторые 15 попыток. Исследователь отмечал все сделанные ошибки (неправильные повороты) и время прохождения лабиринта.

6. В исследовании, посвященном готовности к оказанию помощи, к посетителям торгового центра подходит либо хорошо одетый студент, либо неряшливый и спрашивает, где находится туалет или ближайший магазин. Расположившийся неподалеку экспериментатор отмечает, была ли оказана помощь.

Упражнение 2. Обнаружение внешних переменных и осложнителей

Для каждого из приведенных ниже исследований определите независимые и зависимые переменные, значения, принимаемые независимыми переменными, а также укажите хотя бы одну внешнюю переменную, контроль за которой не был адекватным (т. е. которая создала осложнитель).

1. Фирма, проводящая тестирование, пытается выяснить, можно ли новой клюшкой для гольфа (клюшка 1) посылать мяч дальше, чем это делают с помощью клюшек трех других конкурирующих торговых марок (клюшки 2-4). Для этого набрали 20 добровольцев — мужчин, профессионально играющих в гольф. Каждый гольфер наносит 50 ударов клюшкой 1, затем 50 клюшкой 2, далее 50 клюшкой 3 и 50 клюшкой 4. Для большего реализма эксперимент проходит на настоящей площадке для гольфа. Используются первые четыре лунки — участник совершает первые 50 ударов от первой метки для мяча, затем 50 от второй и т. д. Четыре лунки находятся на расстоянии 380-400 ярдов, попадание в каждую дает 4 очка.

2. Исследователь хочет определить способность страдающих шизофренией пациентов определять длительность различных событий. Выдвинута гипотеза, что сильный шум будет снижать точность. Проверка участников проводится двумя способами: одних участников исследуют в условиях «тишины» в маленькой звуконепроницаемой комнате, которую используют для проверки слуха, а других — в комнате медицинского персонала, где играет музыка с постоянной (и довольно высокой) громкостью. По причине существующего расписания пациенты, которым не разрешено самостоятельно покидать палаты (т. е. немного более опасные), могут участвовать в исследовании только в понедельник, а те, которые могут свободно передвигаться (т. е. немного менее опасные), — только в четверг. Кроме того, в четверг проводится проверка слуха, поэтому звуконепроницаемая комната может использоваться только в понедельник.

3. Экспериментатор хочет определить, улучшится ли память у людей, использующих визуальные образы. Участники (женщины) разделяются на две группы — в первой используют технику создания зрительных образов, а во второй запоминают путем механического повторения. Первой группе предлагают для изучения список из 20 существительных, обозначающих конкретные понятия (для них легче, чем для абстрактных, сформировать образы), а второй — 20 абстрактных слов (таких, которые особенно легко произносить, а следовательно, повторение не составит труда), имеющих такую же частоту общего использования, как и конкретные слова. Для согласования метода представления слов со способом их запоминания участникам из первой группы слова демонстрируют визуально (на экране компьютера). Для контроля возможной «компьютерофобии» участники из второй группы также сидят у экранов компьютеров, запрограммированных на чтение слов. После прослушивания соответствующих наборов слов участникам дается 60 секунд на их воспроизведение в произвольном порядке.

4. Социальный психолог изучает готовность к оказанию помощи другим людям. Он познакомился с двумя аспирантами, готовыми участвовать в проведении экспериментов. Первый (Нед) хорошо одевается, а второй (Тед) не слишком заботится о своей внешности. В ходе эксперимента к посетителям торгового центра подходит либо хорошо одетый Нед, либо потрепанный Тед и просит двадцатипятицентовик на кофе. Находящийся поблизости экспериментатор записывает, дают ли покупатели деньги. Исследование проводится с 8 до 9 часов вечера, причем Нед работает в понедельник, а Тед —в четверг.

Практическое задание 2.

Тема: Развитие умений по использованию доэкспериментальных планов в проведении эксперимента

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

Методика проведения лабораторной работы:

Студентам предлагаются задания, в которых приводится примеры проведения экспериментов. Студенты должны определить план, цель, НП и ЗП, а также влияние ВП на валидность проведения эксперимента и выполнить эти задания в виде таблицы.

ПЛАН ПРИМЕР
ХО Исследования единичного случая /результаты эксперимента сопоставляются с обыденными представлениями о реальности; в плане отсутствует возможность сравнения с научно достоверными данными; отсутствует возможность контроля независимой переменной/. пример по: Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 381 с. Цель эксперимента:изучается эффективность нового метода преподавания психологии в вузе. Независимая переменная:введение нового метода преподавания. Зависимая переменная:успеваемость студентов в обучении. Организация эксперимента:в одной из академических групп первого курса используется новый метод преподавания психологии. Вывод об эффективности метода делается на основе анализа результатов экзамена - средний балл по группе - 4,2. Артефакты: фон /влияние личности преподавателя/; естественное развитие /интеллектуальное развитие студентов/; состав групп /исходный высокий уровень студентов/; отсеивание /"слабые " студенты отказались от занятий/; взаимодействие состава групп с экспериментом /студенты экспериментальной группы - выпускники специализированного лицея/.
ОХО План с предварительным и итоговым измерением на одной группе /сопоставляются результаты до и после экспериментального влияния на одной группе; в плане отсутствует контрольная группа, что делает невозможным однозначный вывод о том, что изменения между O1 и О2 вызванные именно X. пример по: Мартин Д. Психологические эксперименты. -СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. - 480 с. Цель эксперимента:изучается влияние телепрограммы, посвященной Холокосту, на осведомленность населения об этом событии. Независимая переменная:показ телепрограммы. Зависимая переменная:осведомленность населения. Организацияэксперимента: по центральному телеканалу транслируется передача, в которой рассказывается про массовое уничтожение евреев (Холокост). После этого группе лиц рассылается опросник про события Холокоста. Вывод о влиянии телепередачи делается на основе анализа результатов опросника - 76% опрошенных знают о событиях Холокоста. Угрозы валндности:фон /участники были проинформированы раньше, или повлияю другое событие/; естественное развитие /участникишкольники/; эффект тестирования /на осведомленность повлиял опрос, а не просмотр передачи/; инструментальная погрешность /несовершенный опросник/; взаимодействие тестирования с X /участники узнали о событии именно в результате опроса/; взаимодействие состава групп с X /опросили только лиц с высшим образованием/.
ХО О План сравнения статистических групп (результаты эксперимента сопоставляются с неэквивалентной контрольной группы; в плане отсутствует предварительное измерение, в связи с чем, невозможен однозначный вывод о том, что отличия в результатах групп вызваны X). пример по: Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб.: Социально-психологический центр, 19%. -391 с. Цель эксперимента: сравнивается успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил. Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения. Зависимая переменная: школьная успеваемость. Организация эксперимента: в одном из классов школы все ученики прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики второго класса такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов: ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть - 4,0; второй - 3,4. Угрозы валидности: состав групп /исходный высокий уровень школьников, которые проходили курс!; отсеивание / "слабые " ученики были переведены в класс, который не проходил курс/; взаимодействие состава групп с X. /ученикам было обещано вознаграждение за прохождение курса/.

Практическое задание 3.

Тема: Развитие умений по использованию планов истинных экспериментов

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

Методика проведения лабораторной работы:

Студентам предлагаются задания, в которых приводится примеры проведения экспериментов. Студенты должны определить план, цель, НП и ЗП, а также влияние ВП на валидность проведения эксперимента и выполнить эти задания в виде таблицы.

ПЛАН ПРИМЕР
RX О R О План с контрольной группой и измерением после влияния /сопоставляются результаты эквивалентных экспериментальной и контрольной групп после влияния. Рандомизация и отсутствие предыдущего измерения разрешают контролировать угрозы внутренней валидности/. пример по: Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 391 с. Цель эксперимента: сравнивается успеваемость школьников, которые прошли курс скоростного чтения, и тех, кто не проходил. Независимая переменная: прохождение курса скоростного чтения. Зависимая переменная: школьная успеваемость. Организация эксперимента: ученики одного из классов школы были случайным образом разделены на две группы. Ученики группы А прошли курс скоростного чтения, тогда как ученики группы Б такого курса не проходили. Вывод об эффективности курса делается на основе сопоставления результатов: ученики первой группы получили средний балл успеваемости за четверть - 4,0; второй - 3,4. Угрозы валидности: взаимодействие состава групп с X (ученикам было обещано вознаграждение за прохождение курса)
R О X О R О О План для двух эквивалентных групп с предварительным и итоговым измерениями /сопоставляются результаты эквивалентных экспериментальной и контрольной групп до и после влияния. Рандомизация и измерение до и после влияния являются эффективными приемами контроля угроз валидности/. по материалам исследований студентов социально-психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франко (2004-2005 гг.) Цель эксперимента: исследуется влияние метода двойного оценивания (каждая оценка удваивается) на успеваемость учеников. Независимая переменная: метод двойного оценивания. Зависимая переменная: успеваемость по предмету («английский»). Организация эксперимента: в эксперименте принимают участие ученики одного из классов общеобразовательной школы. Дети случайным чином делятся на две подгруппы, изучающие английский язык (уроки проводит одна и та же учительница). Предварительно измеряется успеваемость детей. После этого в одной из групп используется метод двойного оценивания (эксперимент длится в течение месяца). По завершению эксперимента снова осуществляется измерение в обеих группах. Установлено, что у участников экспериментальной группы бал успеваемости выше, чем у участников контрольной группы. При подсчете успеваемости учитывалась одна из «удвоенных» оценок.
RO Х О RO О RX О R О План Соломона /сопоставляются результаты 4 эквивалентных групп (объединение первых двух планов); использование рандомизации, измерений до и после влияния, а также групп, в которых измерение до влияния отсутствует, разрешает контролировать все угрозы валидности). по материалам исследований студентов социально-психологического факультета Житомирского университета имени Ивана Франко (2004-2005 гг.) Цель эксперимента: изучалось влияние вербального поощрения на производительность изобразительной деятельности детей. Независимая переменная: вербальное поощрение. Зависимая переменная: производительность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Организация эксперимента: в эксперименте приняли участие дети, посещающие подготовительные группы одного из городских садиков. Дети, случайным образом, были поделены на четыре группы по 10-12 человек в каждой (А, Б, В, Г). Предварительно анализировались рисунки, выполненные на протяжении предыдущей недели, детьми двух групп (А, Б). После чего экспериментатор работал отдельно с детьми каждой из групп. Дети рисовали на свободную тему, при этом участников групп А и В постоянно поощряли, отмечали стиль рисования и общую старательность, тогда как дети других двух групп не поощрялись. Гипотеза подтвердилась: вербальное поощрение повышает производительность изобразительной деятельности детей.

Практическое задание4.

Тема: Развитие умений по использованию квазиэкспериментальныхпланов

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии.

Методика проведения лабораторной работы:

Студентам предлагаются задания, в которых приводится примеры проведения экспериментов. Студенты должны определить план, цель, НП и ЗП, а также влияние ВП на валидность проведения эксперимента и выполнить эти задания в виде таблицы.

ПЛАН ПРИМЕР
ООООХОООО План временных серий /сопоставляются результаты, полученные до и после экспериментального влияния на одной группе; применяется многоразовое измерение, которое позволяет контролировать отдельные угрозы внутренней валидности/. пример по: Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - СПб.: Питер, 2004. -558с. Цель эксперимента:исследовалось влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение. Независимая переменная:антитабачная кампания. Зависимая переменная:злоупотребление табакокурением. Организация эксперимента:в одной из общеобразовательных школ была проведена классическая антитабачная кампания: детям читались лекции о последствиях курения, демонстрировались легкие курильщиков, проводилось индивидуальное консультирование. Измерения количества подростков, которые курят, проводились за 3, 2 и за 1 месяц до начала программы, а также через 1, 2 и 3 месяца после ее завершения, В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от табакокурения. Угрозы валидности:фон /администрацией школы были введены дисциплинарные мероприятия/] взаимодействие тестирования с X /предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте/.
ОООХООО ООО ООО План с множественными сериями измерений /сопоставляются результаты многоразовых измерений неэквивалентных контрольной и экспериментальной групп; использование множественных измерений разрешает контролировать угрозы валидности/. пример по: Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с. Цель эксперимента:исследовалось влияние двухмесячной антитабачной кампании на подростковое табакокурение. Независимая переменная:антитабачная кампания. Зависимая переменная:злоупотребление табакокурением. Организация эксперимента:в одной из общеобразовательных школ была введена классическая антитабачная кампания (см. предыдущий план), а в другой школе такой кампании не было. Измерения количества подростков, которые курят, осуществлялись в обеих школах одновременно. В результате оказалось, что кампания была эффективной и 30% подростков отказались от курения. Угрозы валидности:взаимодействие тестирования с X /предварительный опрос привел к осознанию последствий курения, которое было закреплено в эксперименте/; взаимодействие состава групп с X /с детьми школы, где проводилась кампания и раньше осуществлялись профилактические беседы/.
X1OXoO Х1О XoOX1O План с эквивалентными временными сериями /проводится серия эквивалентных операций - экспериментальное влияние - измерение: измерения после каждого из влияний разрешают избежать большинства угроз внутреннейвалидности/. пример по: КэмпбеллД. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -391 с. Цель эксперимента:изучалось влияние музыки на производительность труда. Независимая переменная:музыкальное сопровождение. Зависимая переменная:производительность труда. Организация эксперимента:группа работников промышленного предприятия работала в разных режимах с музыкальным сопровождением (разные классические произведения) и без него через день на протяжении ста дней. Сравнивалась производительность труда участников эксперимента каждый день. Оказалось, что музыкальное сопровождение стимулирует производительность труда. Угрозы валидности:взаимодействие тестирования с X /постоянное тестирование повышает производительность/, реакция участников на X /реакция участников на внимание, которое им уделяется/.

Практическое задание 5.

Тема: Развитие умений по проведению корреляционного исследования

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

Методика проведения лабораторной работы:

Студентам предлагаются задания, в которых они должны определить типы шкал и на основании таблицы, вычислить корреляционную зависимость между данными.

Тип шкалы Мера связи
Переменная X Переменная Y
Интервальная или отношений Интервальная или отношений Коэффициент Пирсона гху
Ранговая, интервальная или отношений Ранговая, интервальная или отношений Коэффициент Спирменарху
Ранговая Ранговая Коэффициент τ (тау) Кендалла
Дихотомическая Дихотомическая Коэффициент φ (фи)
Дихотомическая Ранговая Рангово-бисериальныйRрб
Дихотомическая Интервальная или отношений БисериальныйRбис
Интервальная Ранговая Не разработан

 

Для каждого из приведенных ниже исследований определите, какая шкала измерений была использована при измерении характеристик поведения. 1. Салли хочет выяснить, по каким предметам дети республиканцев и дети демократов больше успевают: точным, гуманитарным или экономическим. 2. Фред решил исследовать, действительно ли крысы, изучившие один лабиринт, изучат второй быстрее, чем необученные. 3. Джим предполагает, что дети оценят цветные телевизионные программы выше, чем черно-белые, а у взрослых цвет не повлияет на оценку. 4. Нэнси считает, что соматотип изменяется с возрастом, и предлагает определять соматотипы у группы людей в 10, 15 и 20 лет по шкале Шелдона. 5. Сюзан изучает готовность людей помогать окружающим и считает, что она зависит от погоды — вероятность оказания помощи в солнечный день выше, чем в пасмурный. 6. Джон хочет узнать, какой из пяти новых сортов пива больше понравится (т. е. будет оценен как № 1) постоянным посетителям его бара. 7. Элен изучает, как студенты оценивают безопасность различных зданий студенческого городка. Она попросила нескольких студентов сложить карточки с написанными на них названиями зданий в стопку, в которой наиболее безопасные здания располагались бы сверху, а наименее безопасные — снизу. 8. Пэт считает, что люди с синдромом навязчивых состояний сделают меньше ошибок в составлении лабораторных отчетов по стандарту АРА, чем здоровые люди. 1) Используются категории — номинальная шкала; 3) ранжирование — порядковая шкала; 5) номинальная шкала, если предположить, что в исследовании оценивалось, оказывают люди помощь или нет (т. е. две категории); но может быть и шкала отношений, если измеряется, сколько времени занимает помощь.

 

Практическое задание 6.

Тема: Подготовка и проведение экспериментального исследования

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций.

Вопросы для обсуждения:

1. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования, формулирование цели и гипотезы исследования как этапы исследовательской программы

2. Методика поиска близких исследований.

3. Авторская модель – основа индивидуального научного вклада молодого ученого.

4. Подготовительная работа с испытуемыми – методологические и методические основы.

5. Алгоритм действий по контролю за объективностью получаемой информации в ходе эксперимента.

 

Практическое задание 7.

Тема: Развитие умений по проведению экспериментального исследования

Цель: занятие направлено на формирование способности и готовности к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии.

Методика проведения лабораторной работы:

Для каждого из приведенных ниже исследований определите зависимые и независимые переменные, уровни независимых переменных и вид каждой независимой переменной.

Определите шкалу измерений для каждой зависимой переменной. С помощью факторной системы нумерации определите количество независимых переменных и их уровней (например, 2 х 3), а также экспериментальный план.

1. На основании оценок «Исследования активности» Дженкинса было создано три группы испытуемых: типа А, типа В и промежуточного типа. Группы состоят из одинакового количества участников, каждый из которых выполняет по два задания. В ходе первого задания испытуемые сидят в небольшой комнате и, не имея часов, должны оценить, когда пройдет две минуты. Второе задание включает такую же оценку, но при его выполнении участники играют в портативные видеоигры.

2. Студентов колледжа в ходе исследования когнитивных карт попросили с помощью прибора для определения направления точно указать направление расположения трех объектов, находящихся на разных расстояниях от лаборатории и не видимых из нее. Один объект — это соседний кампус, второй — близлежащий город, а третий — удаленный город. Половина участников выполняют задание в комнате без окон, в которой находится компас, указывающий на север. Остальные участники выполняют задание в той же комнате, но без компаса.

3. В исследовании тактильной чувствительности у двух равных по количеству групп слепых и зрячих взрослых измеряется порог чувствительности в 10 различных точках тела. Для характеристики порога используются две оценки.

Одна половина участников выполняют задание утром, а вторая — вечером.

4. Три группы дошкольников участвуют в исследовании с задержкой вознаграждения, в котором варьируется длительность задержки. Дети во всех трех группах собирают головоломки. Одной группе сказали, что в качестве вознаграждения они могут получить доллар сейчас или три доллара завтра.

Вторая группа выбирала между долларом сразу и тремя долларами через два дня, а третья — между долларом сразу и тремя долларами через три дня. В каждой группе половина детей собирала простые головоломки, а вторая половина — сложные. Группы сформированы таким образом, что средний доход родителей одинаков для детей в каждой группе.

5. В исследовании зрительных иллюзий и восприятия размера испытуемые поворачивают ручку, которая регулирует величину одного из двух стимулов. Задача состоит в том, чтобы уравнять стимулы по величине. Каждый участник выполняет по 40 попыток, в ходе каждой из которых измеряется величина ошибки. В одной половине попыток в качестве стимула используются цветные изображения, а во второй — черно-белые. Половину и цветных, и черно-белых изображений демонстрируют с расстояния 10 футов, а другую половину — с 20 футов от участников.

6. В исследовании осознанности чтения студенты шестого курса читают короткий рассказ о бейсболе. Студентов разделили на две группы в зависимости от их познаний в этой игре. В каждой группе одна половина студентов имеет высокие оценки теста на вербальный интеллект, а вторая — низкие.

 

Практическое задание 8.

Тема: Структурно-методологический анализ психологических экспериментов

Цель: систематизировать в ходе занятия последовательность процедур оценивания психологического эксперимента.

ЭЛЕМЕНТЫАНАЛИЗА
1. Определение зависимой и независимой переменных, вариантов проявления НП
2. Формулирование экспериментальной гипотезы
3. Определение стратегии эксперимента (констатирующая, формирующая, сопоставления) и объяснение выбора
4. Определение плана эксперимента по способу представления НП (качественный, количественный) и объяснение выбора
5. Определение плана эксперимента по количеству групп (межгруп- повой, внутригрупповой) и объяснение выбора
6. Определение плана эксперимента по особенностям контроля валидности (истинный, квазиэкспериментальный, доэксперимен-тальный), схематическое представление плана, объяснение выбора
7. Определение плана эксперимента по количеству независимых переменных (с одной независимой переменной, факторный), для факторного плана - схематическое представление данных, объяснение выбора
8. Определение основных методов измерения экспериментального эффекта
9. Описание основных способов контроля, которые используются в эксперименте

Проанализируйте представленные эксперименты, попробуйте выделить и представить основные структурно-методологические элементы в соответствии со схемой анализа.

Вариант 1.

Запоминание завершенных и незавершенных действий

по: Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. -572 с.

Б.В. Зейгарник изучала особенности запоминания завершенных и незавершенных действий. Эксперименты проводились в Берлинском университете. Общая выборка - 164 особы возрастом от 13 до 65 лет. Эксперименты проводились с каждым участником индивидуально.

Участникам предлагалось выполнить серию заданий (18-22), половину из которых не было возможности завершить. В инструкции отмечалось, что все задания следует выполнять с максимальной скоростью и качеством. По завершению эксперимента участники писали самоотчет, в котором описывали свои переживания, связанные с работой, перечисляли задания, которые они выполняли, а также характеризовали эти задания как интересные или неинтересные, приятные или неприятные. Кроме того, регистрировались все спонтанные реакции участников во время выполнения задач.

Завершенные и незавершенные задания давались в случайной последовательности и были разными по содержанию: записать стих, вылепить из пластилина животное, проколоть дырочки в картоне, нанизать бусинки, и т.п. Одним участникам давали возможность завершить одни задания, а другим — другие.

В результате было установлено, что лучше запоминаются задания, завершить которые нет возможности. Участники не только лучше вспоминали такие задания, а и называли их первыми в перечне. С незавершенными заданиями были преимущественно связанные отрицательные эмоции: желание продолжать работу, неудовольствие, что перебили работу, враждебность и т.п.

«Эксперимент с куклой Бобо»

по:. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. - 416 с.

В эксперименте, проведенном А. Бандурой и коллегами, изучались особенности имитации моделей агрессивного поведения взрослых детьми. Детям (3-5-годовалым мальчикам и девочкам из детского сада при Стенфордском университете, распределенным в экспериментальные группы случайным образом) демонстрировали агрессивное отношение взрослых к большой игрушке Бобо - кукле, похожей на человека. Куклу били в разные места, толкали, садились верхом и пр. Агрессивное поведение демонстрировалось по-разному: одни дети непосредственно наблюдали агрессивное поведение взрослых; другие -в видеозаписи; третьи - смотрели мультфильм «Кот Герман», в котором агрессивное поведение демонстрировалось по отношению к мультипликационной кукле Бобо. Детям из контрольной группы агрессивное поведение не демонстрировалось. После просмотра детей приглашали в комнату, оборудованную зеркалом Геззела, где было много игрушек, среди которых и кукла Бобо.

Экспериментаторов интересовали особенности имитационного поведения детей в зависимости от способа демонстрации агрессии, также сравнивались результаты мальчиков и девочек.

Куклы подбирались соответственно росту и физической силе детей и взрослых: кукла, с которой игрались дети, была 3 фута высотой, кукла, к которой демонстрировалась агрессия взрослыми, - 5 футов. Детей всех групп перед началом игры с куклой намеренно разозлили: дали поиграть с интересными игрушками, которые спустя некоторое время забрали.

Основными результатами эксперимента стали надежные данные про то, что дети, которые видят агрессивное поведение - наследуют его, причем не имеет значения способ демонстрации агрессии. Мальчики при всех прочих равных условиях ведут себя агрессивнее, чем девочки, с большим задором бьют и толкают куклу.

Когнитивный диссонанс

по: Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. - СПб.: "Прайм-Еврознак", 2003. - 416 с.

Л. Фестенгер и Дж. Карлсмит исследовали особенности поведения людей в ситуации, когда они вынуждены говорить и делать не то, что думают, - в ситуации когнитивного диссонанса. Семидесяти студентам факультета психологии было предложено принять участие в исследовании эффективности деятельности человека. Настоящая цель эксперимента не сообщалась.

Участники эксперимента должны были выполнять скучную, монотонную и неинтересную работу: сначала на протяжении 30 минут они одной рукой перекладывали катушки с подноса на стол, на протяжении следующих 30 минут - поворачивали фишки на четверть оборота. После этого всех участников случайным образом делили на три группы. Участников контрольной группы сразу по завершению выполнения задания опрашивали про их отношение к деятельности и эмоциональное состояние. С участниками двух других групп исследователь проводил индивидуальные беседы. Им объяснялось, что в эксперименте берут участие две группы: студентам группы А, к которой они якобы принадлежат, предварительно не сообщают о характере задачи, тогда как со студентами группы Б проводится предварительная беседа, в которой один из аспирантов рассказывает, какую деятельность и как надо выполнять. Подчеркивалось, что участники группы Б осведомлены о будущей деятельности как о интересной и увлекательной. Также экспериментатор сообщал, что аспирант, который информирует студентов группы Б, не смог сегодня прийти и просил каждого из участников взять на себя его функции. Студентам одной группы такая работа оплачивалась в размере одного доллара, другой - двадцати долларов.

После завершения работы студенты отвечали на вопросы опросника: была ли полезной, интересной и важной для них работа по перекладыванию катушек и вращению фишек.

В результате было установлено, что студентам, которым заплатили по одному доллару, работа понравилась намного больше, чем студентам, которым платили по 20 доллароз, и студентам, которым вообще не нужно было врать (участникам контрольной группы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: