Человек как результат биологической и социокультурной революции.




Государственное профессиональное автономное образовательное учреждение Ярославской области

Ярославский педагогический колледж

  Рассмотрен на заседание ПЦК протокол № ___ от ____   Председатель ПЦК ______     “   “ Утверждаю 3аместитель директора по учебной работе протокол № ___ от ____   _______  

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Предмет: Обществознание

Специальность: 0320-коррекционная педагогика в начальном образовании

Курс: I

Преподаватель: Ольнева О. В.

Тема согласно КТП: Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Сущность человека как проблема философии.

Количество часов согласно КТП 1 ч.

Форма организации учебного процесса: Лекция

Источники информации 1) Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2001.

2)Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 1997.

3) Малышевский А. Ф. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:- Интерпакс, 1995.

4) Мир человека. Хрестоматия для старших классов. Состав. Малышевский А. Ф. М.: Интерпакс, 1995.

Цели и задачи: актуализировать знания студентов о причинах появления человека и общества; развивать умения анализировать, выделять главное систематизировать учебный материал.

Характеризовать: признаки человека, его отличия от животного.

Ообосновывать суждения о факторах формирования личности.

Работа со словарем понятий: Общество, Антропогенез, Социогенез, Факторы социогенеза, Антропосоциогинез и др.


Место философии в системе обществознания.

Философия и наука.

Сущность человека как проблема философии.

I. Повторение пройденного.

1. Значимость социального знания

2. Персоналии ученых.

 

II. Изучение нового материала.

«Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать».

В.А. Сухомлинский

Человек как результат биологической и социокультурной революции.

Введение в тему:

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (IVв. до н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека».

- Что тем самым хотел сказать философ?

(ответы обучающихся).

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. С этой темы мы начнем и наш основной курс изучения обществознания.

Обратите внимание на мысль Василия Александровича Сухомлинского «Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать». В первом случае повторяющегося слова буква строчная, во втором прописная. Подумайте, а на следующем занятии объясните, что хотел нам сказать великий педагог.

В качестве помощи в ваших рассуждениях я расскажу вам притчу В. А. Сухомлинского. Заглавие не сообщаю: постарайтесь предложить свой вариант. По ходу работы мы несколько раз будем останавливаться. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.

«В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живет дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – поворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда».

??? - Почему благодарят деда, а не внука? (Он построил колодец и заслуги внука нет).

«Однажды ведро оборвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это человек? – спросил внук деда».

??? – Что это за человек? Ответьте внуку.

«- Это не человек, ответил дед.

В полдень проезжал мимо избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? Спросил внук деда».

??? Снова учащиеся должны ответить на тот же вопрос. И снова сверяемся с автором.

«- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и уехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- а это что за человек? – спросил внук».

??? Как вы считаете, что ответил дед?

«Обыкновенный, - ответил старик».

??? Попробуйте озаглавить текст.

«Обыкновенный человек»

??? Как вы думаете почему именно так называется притча?

 

Теории антропегенеза

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала ученых, мыслителей, художников всех эпох. Не завершены споры о человеке и сегодня и вряд ли завершатся когда-либо.

Так Иммануил Кант полагал, что человек принадлежит сразу как бы к двум мирам: умозрительному – своим духовным и моральным существованием и эмпирическому (чувственному) – своим физическим существованием. И действительно, каждый человек, оставаясь единым и целостным существом различает в себе душу и тело. Несмотря на то что человека нет без тела, сущность его заключена в его душе.

Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять как он появился.

??? Какие теории происхождения человека вам известны? (божественная, теория эволюции - Дарвинская, инопланетяне).

Научное исследование происхождения человека - антропогенеза было положено в XIX веке выходом книги Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор", в которой впервые была высказана идея о происхождении человека и человекообразных обезьян от общего предка. Другой фактор антропогенеза раскрыл Ф. Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", где обосновал положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидательное. В ХХ веке эти идеи составили концепцию биосоциальной природы человека.

► Антропогенез – процесс появления человека («антропос»- человек; «генезис»-происхождение).

-------------------------------Видео урок.

► Наиболее часто природу человека называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: