Иерархия идеалов и ценностей в традициях Востока и Запада




Питирим Сорокин в своем законе социального иллюзионизма отметил, что идеалы и ценности часто бывают иллюзорными, /1, с.126/ и существуют 2 противоположные системы идеалов и ценностей: в идеационной (=идеалистической – О.С.) системе преобладают вера и альтруизм; а в потребительской – наслаждение и обогащение /[1]

Конфликт этих двух ценностных систем так стар, но так актуален в западном мире, что надо рассмотреть его детально – в виде табл.1 с параллельными формулировками основных ценностей нашего мира – отдельно: с точки зрения материалистов-атеистов и – идеалистов (верующих, устремленных к духовным ценностям):

Ценности, идеалы и понятия материалистов-атеистов Идеал — наивысший уровень благосостояния. Цель жизни — максимальный уровень благосостояния и социального положения. Культура (=Цивилизация) – все, созданное человеком на планете с целью его выживания. Философия –«универсальный упаковщик и осмыслитель смыслов и данных естественных наук».[1] Средства достижения — труд идобывание денег любыми способами.   Основные понятия: Познание — увеличение запаса знаний об окружающем мире. Личность — индивид, выделяющий себя из природы и социума. Семья — союз двоих для удовлетворения личных потребностей и рождения детей. Труд — средство заработка, а также получения результатов труда. Воспитание — материальное обеспечение детей и передача им своих ценностных установок. Творчество — любое самовыражение   Ценности, идеалы и понятия людей верующих- идеалистов Идеал — Бог, Творец (=Истина-Добро-Красота). Цель — слияние с Идеалом, т.е. достижение наивысшего уровня духовного развития личности (Гармонии). Культура —все созданное человеком, что способствует его духовному развитию /Ал.Блок/. Цивилизация —все изменения (в т.ч. разрушения!) в Мироздании, произведенные человеком. Философия –«любовь к мудрости», отрасль Единого знания, направленная на максимальное обобщение и формирование гармоничного и целостного миропонимания /Платон, Рерихи…/ Средства достижения — 1) морально-этическое самоочищение; 2) помощь другим людям, полезная деятельность; др. Определения основных понятий: Познание — отражение в себе мира (Бога) через расширение кругозора. Имеет 2 источника: интуитивно- мистический и научно-логический. Личность — индивид, осознающий свои цели и возможности – как элементарной единицы Ноосферы, Природы, Мироздания. Семья — союз двоих для совместного духовного Творчества во всех его аспектах (дом, дети, духовное общение и развитие). Труд — метод духовного развития (Служение людям при непривязанности к результату труда, который принадлежит всем людям). Отдых — способ восстановления всех сил, гармонизации личности. Воспитание — создание условий для формирования независимой гармоничной творческой личности. Творчество — деяние (в т.ч. мысленное) на Общее Благо..

Вывод из табл.1: эти 2 мировоззренческие системы настолько противоположны и непримиримы, что можно пренебречь переходной, промежуточной системой (у П.Сорокина – идеалистическая: мы ее слили с его же идеационной). Ранее мы показали[2], что эти 2 социальные группы по сути существуют в своих субъективных социальных пространствах разной мерности: материалисты – в 2-мерном, а идеалисты – в 3-мерном, что резко затрудняет взаимопонимание.

Однако переход человека от безверия к вере редко мгновенен: в большинстве случаев людям трудно ВДРУГ уверовать в то, чего никто (или почти никто) не видит, полностью сменить мировоззрение на диаметрально противоположное. Поэтому многие философы /от Библии до И.Ильина[3] и Рерихов[4] разрабатывали некую Лестницу Восхождения – она известна от библейской Лестницы Иакова до масонской Шкалы Степеней.

Рерихи в Агни-Йоге/5, п.107/ рассматривают такие Степени Познавания:

- встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий

Антагонизм двух мировоззрений: идеализма и материализма восходит в седую древность. Так о.Александр Мень [5] пришел к выводу, что древние люди были поголовно религиозны и более нравственны (по эпосам ряда народов); с другой стороны – упадок веры в некоторые эпохи всегда сопровождался падением нравов:

«Зло появляется там, где мы отталкиваем от себя Бога» / А.Эйнштейн, по /6 /;

Карл Густав Юнг [6] также считал, что отказавшись от Бога, человек «приобретает свободу Прометея, но вместе с ней – и односторонность безбожника » /с.111/.

Итак, типичный для Западной цивилизации антагонизм этих двух систем ценностей в наши дни все еще налицо и не может не беспокоить - учитывая односторонний и ограниченный характер атеистической системы, как выше видно из табл. 1, а также тот факт, что академическая наука в нашей стране остается до сих пор в шорах атеистических концепций, не желая замечать, что не только большинство населения давно уже не считает себя атеистами[7] - но более того: свыше 70% современных студентов России относят себя к верующим[8].

Очевидно, что сейчас мы находимся на той части синусоиды эволюции человечества /см. рис.1/, где духовность (в виде религиозности) находится на подъеме, а техническая цивилизация претерпевает явные кризисные явления. Перед нами несколько возможных путей выхода: от постепенной гармонизации ситуации путем сближения «траекторий» Духовности и Цивилизации – до полного и резкого коллапса или технологического прорыва ценой полного отказа от ценностей гуманизма и духовности (вариант «Матрицы» и др. примеры космических антиутопий)…

 

Рис. 1: Модель соотношения циклов духовного и технического развития современной цивилизации и близкие перспективы /по 3/.

Однако на Востоке традиционные философские системы никогда не противопоставляли материализм и идеализм, рассматривая не только цепь переходных состояний, но и целую лестницу-иерархию духовного восхождения как древнюю Шкалу Идеалов и Ценностей, поскольку это и есть Лестница развития личности. Некоторые интерпретации этой шкалы (точнее – серии шкал) взяты (с исправлением ошибок) из уровневой системы Авессалома Подводного [9]. Обе приведенные шкалы давно использует американский психолог Кен Уилбер [10], однако он пытается эклектически объединить их в одну – в результате получая хаос, поскольку эти 2 шкалы совершенно различны. Согласно А.Подводному, система тел/слоев, планов Мироздания отражает разные формы материи и энергии Космоса и может рассматриваться как ось Х на двумерном графике. Вторая же шкала (чакр как уровней развития ВСЕГО) – скорее ось У.

Мы начнем с семеричной системы тел-сфер человека (моделью которой служит матрешка – учебное пособие славянских народов для детей по изучению структуры как нашего тела – Микрокосмоса, так и Макрокосмоса). Философски правильно будет рассматривать систему сверху вниз – по ходу управляющих, нисходящих из Высшего Источника потоков – хотя нумерация планов дана снизу вверх, по ходу усложнения.

Табл.2: Тонкие тела человека = планы Мироздания

Дух 7. АТМАтическое Монада=Идеал (Бог=Добро, Истина, Красота)
6. БУДДХИальное Жизненная позиция субъекта
5. КАУЗАЛьное Сфера Причин (Карма)
дух/душа 4.МЕНТАЛьное Сфера Мысли
Душа 3. АСТРАЛьное Сфера Чувств, эмоций
  1. ЭФИРное
тело
Обмен веществ, биоэнергетика организма
1.ФИЗИЧеское тело Грубая материя

Каждое из 7 тел человека как Микрокосмоса представляет собой – согласно АНТРОПНОМУ ПРИНЦИПУ Мироздания – объективный план (сферу, слой) мира-Макрокосмоса как соответствующий энергетический поток (форму материи или энергии). В этом и заключается философское подобие и богословское единство Микро- и Макрокосмоса.

Из табл. 2 видно, что доминирующее положение занимает уровень Высшего Идеала. Это может быть только Бог или заменяющие его Высшие Ценности (Его Имена) – по Питириму Сорокину это: Добро, Истина, Красота /1/. Атматическое тело и есть та Божественная Искра, тот зародыш-семя Бога в нас, который и движет нас по эволюции к совершенствованию и становлению. Но обычно эту функцию нашей духовной «пружины» выполняет проекция Монады - бессмертный дух человека, т.е. Высшая Триада тел-принципов. Душой же правильно именовать низшую (смертную) триаду: низший Ментал+Астрал+ Эфирное тело - имеющие отношение к сфере чувств. Это классическая триада личных ценностей в христианстве: дух-душа-тело.

Здесь мы видим, что на Востоке развита семиричная система ценностей и уровней развития личности, а в христианстве и на Западе – сокращенная, троичная, но явно восходящая к восточной.

6-й уровень (принцип) – Буддхи (букв:«пробужденный») – Жизненная позиция – это сфера намерений и жизненных планов субъекта исходя из его целей и ценностей. Она достаточно развита лишь у небольшого числа людей – «с активной жизненной позицией». Т.е. тело-принцип реально формируется и становится бессмертным (память сохраняется в следующих воплощениях!) лишь в том случае, если Цель субъекта – одна из тех уже рассмотренных Высших Ценностей, а что бывает при выборе ложных, более низких целей - мы увидим ниже.

5-й уровень – Каузальная сфера как область причин представлена на материальном плане нашей генетической наследственностью (ДНК), формируя не только физическое тело, но и психику, и характер

4-й уровень – в теософии из Ментального плана выделяют Высший Ментал (сферу абстрактных мыслеформ и значимых жизненных выводов), замыкающий снизу Высшую Триаду бессмертного духа человека. В литературе все схемы, в которых отсутствуют планы выше Ментала, выдают себя как профанированные: их авторы не понимают и не признают высших планов и соответствующих ценностей… Нижележащие сферы просты и мы не будем их здесь комментировать.

Каждый из данных энергопотоков как форм материи-энергии проходит в своем развитии 7 уровней, ( в результатеформируя все многообразие действительности ) /10 /.

Это древне-ведическая, известная в эзотерике – семеричная иерархическая шкала из 7 так называемых чакр(отсюда лат. корень САКРальный – священный), энергетических центров нашего организма, связанных с 7-ю физиологически важными структурами организма (плексусами, или нервными сплетениями).

По Пифагору «Человек – мера всех вещей » и наша универсальная шкала, буквально наш личный «аршин» – не что иное как позвоночный столб любого человека, кстати, имеющий одну и ту же длину у человека любого роста. В пифагорейской традиции эти же 7 точек на позвоночном столбе как струне дают 7 нот звукоряда и 7 цветов спектра. Семь ступеней-уровней этой иерархической модели представляют собой 7 стадий развития любой системы – от каждого живого существа, включая человека – до фирмы и государства…

Чтобы сохранить смысл иерархической уровневой системы (направление развития) – читать ее мы будем - снизу вверх ( здесь каждому уровню прямо соответствует Цель, которую преследует субъект, находящийся на данном уровне):

7. САХАСРАРА – полное единение с Богом…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: