Mолодежное общественное объединение это добровольное объединение молодых граждан, объединившихся для реализации общих целей, в основе которых лежат общие интересы членов молодежного объединения.
ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» определяет понятие «Молодежные объединения», как объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Закон вводит возрастные рамки членов молодежного объединения,, согласно российскому законодательству, членами молодежного общественного объединения могут быть граждане в возрасте от 14 до 30 лет. [9]
Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:
1. повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;
2. получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;
3. участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;
4. создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.[4]
Общественным молодежным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.[10]
|
Молодежные общественные объединения могут быть классифицированы по различным основаниям:
по юридическому статусу: официальные, т.е. признанные государством, зарегистрированные в соответствии с законодательством, незарегистрированные объединения, существующие в заявительном порядке, самостоятельные объединения);
по характеру социальной направленности: просоциальные – социально-положительные; асоциальные – стоящие в стороне от общественных проблем, объединяемые на основе совместных развлечений и т.п.; антисоциальные – противостоящие обществу и представляющие для него опасность;
по численности (массовые, средние, малые и т. д.);
по полу (мужские, женские, смешанные);
по степени стабильности (постоянные, временные, ситуативные, случайные);
по целям и функциям (самые разнообразные);
по типу лидерства (демократические, авторитарные, либеральные и др.);
по возрастному признаку (детские, молодёжные, смешанный возрастной характер);
по продолжительности существования: от спонтанно появляющихся и кратковременно существующих компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи;
по организационно-правовым формам (официальные, т.е. признанные государством, зарегистрированные в соответствии с законодательством, незарегистрированные объединения, существующие в заявительном порядке, самостоятельные объединения) и др. [7]
|
На 2004 в России зарегистрировано около сотни общероссийских молодежных и детских объединений. В 1992 году был создан Национальный совет молодежных и детских объединений России, объединяющий порядка 80 организаций (50 общероссийских и межрегиональных), который был призван координировать действия организаций в отстаивании своих интересов, содействовать развитию молодежной инициативы и политики, обмену информацией, представлять российское молодежное движение на международной арене. Сфера деятельности молодежных объединений охватывает содействие получению образования и трудоустройству, организацию свободного времени, решение жилищных проблем, политику, культуру, спорт, социальную поддержку и другие области. Первые молодежные объединения в России возникли в конце 19 века, как правило они носили религиозный характер. В 1900 было создано Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «МАЯК», которое выступало частью Христианской Ассоциации молодых людей, общество было много конфессиональным. Члены сообщества проводили лекции и беседы, музыкальные и спортивные мероприятия, походы и прогулки, вечерние курсы по философии, истории, физике, математике.[3]
МОЛОДЕЖНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО
Молодежное добровольчество (волонтерская деятельность), направлено на повышение молодежной общественной активности, на формирование у молодых людей гражданской ответственности. Содействие в создании благоприятных условий участия молодежи в добровольческой деятельности должно основываться на поддержке создания молодежных добровольческих центров; разработке молодежных добровольческих программ в школах, вузах, по месту жительства; информировании общественности о добровольческих программах молодежных объединений, организаций, работающих в молодежной сфере; расширении освещения их деятельности через СМИ; формировании системы стимулов и поощрений, направленных на повышение мотиваций молодежи к участию в волонтерских программах.[2]
|
Ряды добровольчества могут быть существенно расширены за счет популяризации и информирования молодежи об акциях, организациях, что, в свою очередь, будет способствовать распространению гражданственности и гуманности в сердцах поколения, которое принято называть «прагматичным» и «черствым». Активное сотрудничество с вузами, студенческими профсоюзными организациями – одно из возможных решений расширения волонтерства среди молодежи.[7]
Включенность в систему высшего профессионального образования, общность интересов, субкультур и образа жизни дает возможность рассматривать серьезный потенциал студенческой молодежи в развитии волонтерских практик. Немаловажную роль при этом может играть получаемая специальность. Так, будущим специалистам по социальной работе, социальным педагогам участие в волонтерских объединениях должно быть особенно интересно и должно быть ими востребовано. Хотя, безусловно, взращивание духовно-нравственных качеств через участие в безвозмездной помощи нуждающимся «прописано» максимально широкому кругу лиц. Как показал опрос 300 студентов разных курсов, обучающихся на специальности «социальная работа» в Российском профессионально-педагогическом университете (выборка случайная) в октябре 2008 г., каждый третий готов участвовать в волонтерском движении и проявляет к этому интерес, если бы не одно «но» – большинство абсолютно ничего не знает об этой деятельности и, главное, не знает, куда сообщать о своей «готовности» помочь.[6]
Сегодняшние молодежные общественные движения можно приблизительно классифицировать следующим образом:
1. «Подкрышные» движения. Начиная с 1994г. многие «взрослые» партии стали формировать молодежные филиалы, подобные ВЛКСМ. Сейчас наиболее известны из так называемых «молодежек» всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш Дом Россия» (лидер Олег Бочаров) и всероссийское молодежное движение «Новый Курс» (лидер Григорий Антонов), молодежное «Яблоко» (лидер Андрей Шаронов) и молодежный союз «Демократический Выбор России» (лидеры Федор Борисов, Олег Ефросиний, Роман Крылов). В своем уставе они целиком повторяют главы из программы своих «взрослых» движений; степень их лояльности к существующей власти равна степени лояльности их «крыши». Так, проправительственный молодежный НДР участвует только в санкционированных партией мероприятиях; «Новый Курс» в лучшем случае проводит пикеты ГосДумы, выпрашивая вернуть в госбюджет строку о молодежной политике; «Яблоко» участвует в митингах, посвященных решению злободневных, таких как введение повременной оплаты за телефон, а молодежная ДВР замечена в организации антикоммунистических митингов, например, «проводы Ленина назад в Финляндию», устроенном на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Как правило, лидеры движений занимают оплачиваемую должность во «взрослой» партии. Выявлен и другой факт: наличие фиктивных региональных организаций. Большинство таких движений не имеет реальной силы за пределами Москвы. К той же категории можно отнести и наследников советского комсомола. Российский Коммунистический Союз Молодежи (лидер Дарья Митина, депутат ГосДумы). Хотя РКСМ формально и не является молодежным отделением КПРФ.
2. «Досуговые» движения, состоящие из небольших групп молодых людей, объединившихся по интересам и активно лоббирующих в пользу этих интересов. Во многом они напоминают прежние культурные неформальные объединения. Из них можно отметить «Ассоциацию Свободных Художников» (А. Козлов, Л. Диденко, Воронеж), «Организацию Студентов Столичных» (М. Бятсц), «Ассоциацию Юных Лидеров» и другие. Такие движения не претендуют на массовый охват, объединяют узкий круг людей, кому интересно заниматься общим делом. Сюда же можно отнести различные творческие клубы.
3. Лево-радикальные организации. В какой-то степени это наиболее близкая к неформальным объединениям группа. Большинство панков причисляют себя к анархистам, потому из их рядов формировались в начале 90-х такие анархические организации, как Анархо-Радикальное Объединение Молодежи, которое отметилось рядом шумных акций (в частности, пикетированием военкоматов), а затем распалось. Немалую известность радикалистскими действиями приобрел профсоюз «Студенческая защита» и их лидер Дмитрий Петров (во время манифестаций они, например, били стекла в жилых домах и переворачивали автомашины), а также Национал-большевистская Партия Эдуарда Лимонова, который ораторским мастерством привлек к себе изрядное число панков и трэшеров. Сейчас довольно радикальную позицию занимает Социально-экологический Союз, который поддерживает известный анархист Влад Тупикин.
4. «Поколение Рубежа». В начале 1995 г. группа активно заявивших о себе на общественном поприще молодых людей (галерист Марат Гельман, имиджмейкер Ефим Островский, депутат ГосДумы Владимир Лепехин, председатель Комитета по делам молодежи города Гатчины Василий Кухарь, лидер «СтудЗащиты» Дмитрий Петров и другие) объединились для создания нового мощного политического движения. С легкой руки Е. Островского был реанимирован известный в 20-30-е годы термин «Поколение рубежа», ставший названием всего движения. К концу лета того же года было подготовлено огромное количество идеологических текстов, построена крепкая база для выборов в регионах. Основные идеи звучали примерно так: «Сегодня в России нет классов, а есть поколения. Их всего два - поколение уходящих, развалившее империю и экономику, проигравшее холодную войну, и поколение приходящих - поколение рубежа. Уходящее поколение уже показало, на что оно способно у власти, теперь дайте шанс проявить себя молодым... У нас нет лидера, мы против вождизма, у нас есть команда лидеров, команда профессионалов...». «Рубежисты» собирались участвовать в выборах в ГосДуму-95, рассчитывая получить, по их собственным прикидкам, от 30 до 50% голосов. Однако накануне выборов лидеры перессорились между собой, и движение перестало существовать. Многие «рубежисты» в одиночку потянулись к кормилу власти, солидаризируя вокруг себя новые молодежные поколения.
5. Другие прополчтические движения. К наследникам «Поколения Рубежа» примыкают другие независимые молодежные движения, созданные для удовлетворения политических амбиций своих лидеров. В Москве получили известность «Антифашистское Молодежное Действие» (АМД) и «Молодежная Солидарность» (МС). АМД привлекла внимание серией концертов «Рок против фашизма». Идея стать объединительной для представителей различных неформальных движений организацией не осуществилась. Идеология АМД встретила резкое неприятие у скинов, а авторитарные методы председателя АМД Петра Казначеева отпугнули всех других. На данный момент из пяти учредителей АМД остался один П. Казначеев, который занят выкачиванием денег из международных антифашистских организаций на проведение съездов и конференций (желательно, конечно, за рубежом). Напротив, МС никогда не стремилась к массовости, предпочитая тактику информационной атаки. Пиком деятельности для нее стала кампания (совместно с Независимым Профсоюзом Студентов) против возведения памятника З. Церетели. Из-за конфликта с ее председателем Романом Тканом большинство активных членов МС ушли. Оставшиеся три активиста Молодежной Солидарности продолжают организовывать шумные кампании.
6. Движения-проекты. Это наиболее перспективная категория общественных организаций. Это движения, построенные вокруг идеи реализовать конкретные культурные инициативы. Из их числа можно отметить Конфедерацию Свободного Труда в Воронеже (лидер Андрей Юров) и «Первое Свободное Поколение» (ПСП) в Москве (лидеры Владимир Шмелев, Тимур Катеев, Александр Шмелев и Глеб Голуб). Зачинателям культурных инициатив ясно, что невозможно объединить значительную часть молодежи по одному-единственному признаку, например, вокруг занятий политикой или искусством. Целесообразнее вести работу по нескольким направлениям. Так, ПСП совмещает политические и культурные акции. Свободный Профсоюз Студентов, защищающий студенческие права в случае нарушения их администрацией и занимающийся трудоустройством студентов, создает творческие клубы, где начинающие поэты и художники могут собираться и устраивать свои выставки. Молодежное информационное агентство Интеллектуальная Служба Информации (ИСИ), где молодые люди проходят журналистскую стажировку и спортивный проект, занимается организацией молодежных спортивных соревнований. Здесь нет авторитарных лидеров. Каждый человек, ведущий один из проектов, становится на время лидером.
Из-за отсутствия официальной статистики невозможно достоверно оценить общую численность участников молодёжного движения. В общественных организациях зачастую не ведётся строгого учёта ее членов. Часто «списочный» состав не соответствует действительному. Социологи Санкт-Петербурга характерной чертой современного молодёжного движения считают наличие большого числа организаций, существующих формально или только «на бумаге». По данным их социологических исследований, не более 10% опрошенных подтвердили своё членство в какой-либо молодёжной организации, при этом под видом организации понималась неформальная «тусовка».
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.[8]
Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у молодежи социальных, юридических, медицинских проблем, выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
Эффективность и результативность социальной работы с молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств социально-профессионального становления личности молодого человека.
Список использованной литературы
1. Борисова Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация. – Новосибирск, 2004. С. 39.
2. Грибанов В. В., Грибанова Г. И. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - Л.: Мысль, 2005. – 310 с.
3. Запесоцкий А. С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь. - М.: Мир, 1999. – 286 с.
4. Лисовский В. Молодежная политика: проблемы и перспективы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.-Тула, 1993. Ч. 2. - 318 с
5. Трегубова Т. М. Социальная работа со студентами в XXI веке - новые обязательства, поликультурный анализ // Полемика. - №13. – 2004
6. Шмелёв А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. – 2006. - №8. С. 103-109.
7. Яковлев Л. С. Притязания молодежи, ожидания общества // Человеческие ресурсы. - 1998. - № 2. С. 27.
8. Молодежная политика. Информационный бюллетень №129-130 / Под ред. Б. А. Ручкина. - М.: Прогресс, 1997. С. 34-36.
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2009. - 446 с.
10. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / Под ред. В. Т. Лисовского. - М.: Проспект, 1994. – 370 с.