В результате освоения программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» выпускник должен:
а) знать:
− международные стандарты в области прав и свобод человека; систему гарантий прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и механизм их обеспечения, в том числе в условиях чрезвычайного положения и в период вооруженных конфликтов;
− основную нормативно-правовую базу, обеспечивающую безопасность жизнедеятельности населения и регламентирующую защиту населения от чрезвычайных ситуаций;
− основные данные о новой эпохе развития цивилизации, которая характеризуется, прежде всего, появлением глобальных угроз от жизнедеятельности человека;
− систему понятий и категорий, используемых дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности»;
б) уметь:
− владеть системой практических умений и навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС и больным, а также обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья человека;
− понимать проблемы национальной безопасности в свете современного комплекса проблем безопасности и общие перспективы её решения
в) владеть навыками:
− самостоятельной работы с учебной и научной литературой по вопросам безопасности жизнедеятельности;
− свободного оперирования юридическими понятиями и категориями по вопросам безопасности жизнедеятельности;
г) обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
− способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
− способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
|
− способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
− способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
− способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-13);
д) обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
− способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
− способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
− способностью анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-3);
− способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
|
− способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
− способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК- 6);
− способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);
− способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
− способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-9);
− способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10);
− способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
− способностью выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства (ПК-12);
− способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-13);
− способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-14);
|
− способностью реализовывать мероприятия по получению юридически-значимой информации, анализировать, проверять и оценивать ее, использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения безопасности личности, общества, государства (ПК-15);
− способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-16);
− способностью осуществлять деятельность в сфере международного сотрудничества правоохранительных органов (ПК-17);
− способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18);
− способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-19);
− способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-20);
− способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-21);
− способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-22);
− способностью принимать оптимальные управленческие решения
(ПК-23);
− способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-24);
− способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-25);
− способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-26);
− способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27);
− способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам исследования (ПК-28);
− способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);
− способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30);
Промежуточный контроль по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации, проводимых согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.
В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.
Зачет может проводиться с использованием ПЭВМ в компьютерном классе.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности.
3. Федеральный закон от 09 января 1996 года № 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О радиационной безопасности населения».
4. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. От 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
6. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Основные понятия. Классификация ЧС.
7. Землетрясения, их основные характеристики. Правила безопасного поведения.
8. Ураганы, бури, смерчи, их происхождение и последствия. Меры по обеспечению безопасности населения.
9. Наводнение, его последствия. Действия населения при угрозе и во время наводнения.
10. Обвалы, оползни и сели. Их происхождение, последствия. Действие населения при угрозе обвалов, схода оползней и селей.
11. Лесные и торфяные пожары, их последствия. Меры безопасности в зоне лесных и торфяных пожаров.
12. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Основные причины производственных аварий и катастроф.
13. Аварии на радиационно-опасных объектах, возможные последствия. Правила поведения при радиационных авариях.
14. Химически-опасные объекты производства, возможные последствия при авариях на химически опасных объектах, правила поведения.
15. Пожары и взрывы, их причины и возможные последствия. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва.
16. Предназначение и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
17. Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О гражданской обороне».
18. Задачи гражданской обороны, организация ГО в РФ, ее силы и средства, гражданские организации гражданской обороны.
19. Оповещение населения при угрозе ЧС.
20. Современные средства поражения, их характеристика, поражающие факторы.
21. Виды защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.
22. Средства индивидуальной защиты населения, их предназначение. Медицинские средства защиты.
23. Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (стенокардия, инфаркт миокарда, гипертонический криз).
24. Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).
25. Характеристика кровотечений. Способы остановки кровотечений.
26. Понятие о ранах. Неотложная помощь при ранах.
27. Первая помощь при закрытых повреждениях.
28. Переломы костей. Неотложная помощь.
29. Электротравмы. Оказание первой помощи утопающему. Правила проведения простейших реанимационных мероприятий.
30. Понятие о термических ожогах и оказание неотложной помощи.
31. Общие мероприятия оказания неотложной помощи при отравлениях.
32. Отравление нервно-паралитическими ядами.
33. Отравления веществами удушающего действия.
34. Неотложная помощь при отравлении веществами общеядовитого действия
35. Наиболее распространенные кишечные инфекции. Меры их профилактики.
36. Понятие о гриппе. Его профилактика.
37. Антропозоонозные инфекции, их профилактика.
38. Заболевания, передающиеся половым путем. Меры их профилактики.
39. Курение и его влияние на здоровье человека.
40. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Медицинские, социальные и юридические последствия наркозависимости.
41. Алкоголь и его влияние на физическое и психическое здоровье человека. Профилактика пристрастия к алкоголю.
42. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе, меры его профилактик