Структура простой программы и комментарий




Простая программа начинается с заголовка программы служебным словом PROGRAM, за которым пишется имя программы. После заголовка следует раздел объявления именованных констант CONST и раздел объявления переменных VAR. Далее следует основной блок программы,начинающийся ключевым словом BEGIN и за­канчивающийся словом END с точкой в конце. Основной блок программы состоит из выполняемых операторов, в которых используются только те данные, что были объявлены в разделе описаний. В конце каждого оператора обязательно должен стоять символ “; “. Программа компилируется последовательно, поэтому все, что используется в програм­ме или подпрограмме, должно быть определено выше.

Приведем пример программы, преобразующей вещественные числа в целые:

PROGRAM INTRЕAL;

CONST Y= 5.7;

VAR A, B, C: INTEGER;

X, Y: REAL;

BEGIN

READ(X); {ввод числа с клавиатуры}

A := TRUNС(X); {выделение целой части X}

B := ROUND(Y); (* округление Y *)

C := B - A;

WRITELN(' X= ', X, ' A= ', A, ' B= ', B, ' C= ', C); {вывод на экран

монитора}

END.

Программа на языке Паскаль может содержать произвольные комментарии.

Комментарий в Pascal ABC - это произвольная последовательность любых символов, обрамленная фигурными скобками { и } или составными символами
(* и *). С этой целью применяется также двойной слеш-символ //, после которого остаток строки воспринимается как комментарий. Коммента­рий разрешается вставлять в любое место программы, где по смыслу может стоять пробел.


ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ И ЧИСЛОВЫЕ ДАННЫЕ

Арифметические выражения

В программах на Паскале обрабатываются выражения различных типов. Простое выражение представляет собой константу или переменную.

Сложное выражение содержит константы и переменные, объединенные знаками операций, скобками и функциями. Данные, которые участвуют в операциях, называются операндами. Операциями называются действия, производимые над данными (т.е. операндами).

Арифметическим называется выражение, содержащее операнды целого или вещественного типов и арифметические операции. Правило для определения типа арифметического выражения: если в выражении все операнды целые и отсутствует операция деления, то результат выражения получится целого типа (integer), в противном случае - вещественного типа (real).

В арифметических выражениях могут использоваться бинарные и унарные арифметические операции (табл. 1), а также стандартные функции.

Таблица 1

Приоритеты операций в выражении

№ п/п Арифметические Логические Отношения Другие
    *, /, div, mod +, -   NOT аnd, shl, shr, оr, xor     <=, >=, <>,<,>,= @ адресное преобразование   in

К бинарным относятся арифметические операции, применяемые к двум операндам: умножение (*), деление (/), целочисленное деление (DIV), остаток от целочисленного деления (MOD), сложение (+) и вычитание (-).

К унарным относятся арифметические операции, применяемые к одному операнду: операции + и – для целых вещественных чисел.

При выполнении целочисленного деления операцией DIV результатом является целая часть частного (остаток отбрасывается), например: 15 DIV 4 = 3.

В случае применения операции MOD результатом является остаток от деления левого на правый операнд (оба операнда целые), например: 11 MOD 3 = 2.

Согласно общим правилам вычисления в первую очередь вычисляются выражения, заключенные в круглые скобки, а затем вычисляются значения функций, входящих в выражение.

В арифметических выражениях без скобок вычисления выполняются в соответствии с приоритетом операций (табл. 1), т.е. сначала выполняется унарная операция (унарный минус), затем операции умно­жения и деления (*, /, div, mod) и в последнюю очередь - операции сложения и вычитания (+, -).

 

Оператор присваивания

Как и во всех языках программирования, в Pascal ABC имеется оператор присваивания. Он служит для определения или переопределения значения переменной. В случае переопределения старое значение переменной стирается и записывается новое значение. Структура оператора присваивания имеет следующий вид:

<идентификатор>:= <выражение>;

Для идентификатора (имени переменной) допускается использовать любой тип, за исклю­чением файлового. При этом тип идентификатора и тип выражения в операторе присваивания должны быть совместимы [1–3], т.е. для арифметического выражения используется переменная арифметического типа, для логического выражения – переменная логического типа и т.п.

С помощью этого оператора переменной, идентификатор которой стоит в левой части, присваивается значение выражения. Для обозначения операции присваивания применяется составной символ присваивания (: =), слева от которого записывается имя переменной, а справа - выра­жение, значение которого предварительно вычисляется перед выполнением присваивания.

Пример арифметического оператора присваивания, где переменным присваиваются значения арифметических выражений:

y: = x*y + sin(x); { VAR x, y: real; }

x: = 0; { VAR x: integer;}

Пример логического оператора присваивания, где переменной присваивается значение логического выражения:

B:= (X<0) OR (K>1); { VAR X, K: real; B: boolean;}.

Пример оператора присваивания, где переменной присваивается символ:

S:= ' + '; { VAR S: char;}

 

Процедуры ввода-вывода

Ввод данных осуществляется с клавиатуры с помощью процедур Read или ReadLn. При повторных вызовах процедура Read позволяет вводить данные в одной и той же строке, а ReadLn выполняет ввод каждый раз с новой строки.

Например, ReadLn(x); означает ввод одного значения для переменной х. При выполнении данной процедуры происходит приостановка выполнения действий в программе и переход компьютера в состояние ожидания. Для ввода данных необходимо при помощи клавиатуры набрать нужное значение для переменной х и затем нажать клавишу ввода “Enter”.

Для процедуры ввода Read(x, y); необходимо будет ввести через пробел уже два значения: одно для переменной х, другое для переменной y.

Вывод данных на экран монитора осуществляется при помощи процедур write или writeln. При повторных вызовах процедура write продолжает выводить данные в одной и той же строке, а writeln выводит данные каждый раз с новой строки.

Например, процедура WriteLn(n:3); позволяет вывести на экран значение переменной n целого типа по заданному формату “: 3 ”. Согласно этому формату число позиций, отводимых под запись всего числа, включая его знак, будет равно 3.

Процедура Write(‘ s = ’, s:8:3); выводит на экран сначала комментарий в виде символов s =, а затем само значение вещественной переменной s по указанному формату “:8:3”, где 8 будет задавать общее число позиций, отводимых под запись всего числа, включая его знак, а 3 определяет число цифр после десятичной точки в записи этого же числа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: