Примеры интегрированных проектов по одной из образовательных областей (монопроекты)
Тема проекта: «История костюма»
Детям предлагается осуществить путешествие на «машине времени» в прошлое, для того чтобы узнать секреты предметов одежды.
Данный проект связан с содержание проекта «Сказки А. С. Пушкина», дополняет и расширяет его содержание (какую одежду люди носили раньше).
Мотивационный этап. Проблемная ситуация. В группу вносят сундучок с предметами крестьянской одежды (поневой, сорокой, кафтаном и др.) (вариант: фотографии или рисунки с их изображениями). Предлагается навести порядок: разобраться, что для чего нужно, и сопоставить название (представлено на отдельном листке-описи) и предметы одежды.
Вопросы для активизации деятельности. Кому могут принадлежать такие предметы одежды? Что такое пояс, рубаха, картуз, понева? (Данные слова часто используются в русских сказках и пословицах.) Где хранили одежду и какие бывают сундуки? Кто придумал пуговицу? Какая форма пуговицы самая «правильная»? Самый необычный костюм — это какой? Летний и зимний гардероб крестьянина (найди отличия)? Когда мальчикам и девочкам разрешали носить одежду как у взрослых (одевание штанов и юбок вместо рубашек)? Как художники рассказывали деталями костюма характер героя? Можно ли по костюму, изображенному в известных произведениях, узнать время (традиции), в котором жили люди? Чем костюм городского жителя отличался от одежды деревенского человека (костюм человека прошлого от современного)? Какие костюмные традиции были приняты раньше? Где и как хранились костюмы? Что такое приданое?
Обсуждение вариантов оформления выставки или мини-музея, изготовление предметов для драматизации русских народных сказок, сюжетные игры по теме.
Проблемно-деятельностный этап
Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).
Образовательная ситуация или серия ситуаций «Что за чудо из чудес?» или «Секреты из сундука» (ознакомление детей с крестьянским костюмом).
Представить разнообразие одежды по сезонному, событийному и традиционному календарям, название предметов одежды, историю возникновения, традиции носки, изготовления. Обратить внимание на связь материала, орнаментов (узоров с растительными и животными мотивами), цвета одежды с природой края (для рассматривания возможно использовать предметы одежды, репродукции известных произведений, фотографии).
Образовательная ситуация «Как ткали и вязали наши прадеды и прабабушки?» (знакомство с некоторыми простыми способами ткачества, вязки, вышивки). Возможно проведение в форме экскурсии в Этнографический музей (виртуальной экскурсии с использованием коммуникативных средств). Рассматривание ткацкого станка, веретена, льна. Ознакомление (обследование и экспериментирование) со свойствами ткани (коллекция ткани — сортировка по свойствам).
Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных и литературных произведений по тематике («Валенки, ах, валенки», «Темно-вишневая шаль», «Оренбургский пуховый платок»).
Образовательная ситуация «Веселые переодевания к карнавалам и праздникам» (одежда праздничная, обрядовая). Различия, традиции разных народов; интересные предметы и аксессуары (маски, веера и др.).
Образовательная ситуация «Узоры и орнаменты» (символические образы в узорах). Рисование на ткани, копирование узоров в тематический альбом.
Образовательная ситуация или рассматривание иллюстрированной энциклопедии «Царский наряд» (традиции одежды коронованных особ). Рассматривание репродукций, скульптурных портретов: выходное платье, мантия, корона, перевязь, знаки отличия и др.
Развлечение «История шапки» (традиции разных народов, связанные с ношением головных уборов). Просмотр мультфильмов по теме, чтение сказок и историй, рассматривание головных уборов, изготовление из различных материалов, ряженье и обыгрывание (например, шапка добра, шапка смелости и др.).
Образовательная ситуация или деятельность по интересам (для девочек): «Кружева, пуговицы, воланы» (традиции декорирования одежды). Рассматривание предметов, ознакомление с инструментами (спицами, коклюшками, пяльцами, нитками и др.). Пополнение атрибутов в уголке творчества (для ручного труда и игры) (для мальчиков): «Секреты прялки-мастерицы» (традиции изготовления пялец, прялок). Техника вытачивания и росписи, плетения, выполняемые мужчинами; элементы росписи (изготовление в подарок близким).
Образовательная ситуация «Сказочные одежды: шапка невидимка, сапоги-скороходы и не только...» Изображение сказочных предметов одежды в произведениях народных мастеров, живописцев, графиков. ТРИЗ-приемы: обсуждение функций предметов, придумывание вариантов. Изготовление атрибутов для игры, рисование эпизодов любимых сказок, в которых используется магический предмет.
Беседа «Современная одежда и форма»: связи между функциями, профессиональными обязанностями и особенностями материалов и покроя одежды.
Игры «Профессии»: дизайн одежды для кукол (или в игровой уголок по заданным условиям: самого доброго врача, веселого учителя, заботливого библиотекаря, внимательного хранителя музея, строгого постового, улыбчивого и доброжелательного кассира в кафе и др.).
Игра «Подходит — не подходит»: подбор предметов одежды (косынок, поясов, рукавиц и др.) по изображениям, называемым сказочным персонажам или ситуациям (бал, парад, выезд в лес и др.).
Игра или диалог «Ткани из красок и камня»: способы изображения предметов одежды и тканей в скульптуре и изобразительном искусстве (мастерство художников и скульпторов передать фактуру ткани, форму предметов). Исследование способов передачи фактуры в изображении (отпечатками) или лепке (рельефы).
Образовательная ситуация «Одежки зверей и птиц». Приспособление животных к климатическим условиям, особенности внешнего вида (окраса, пушистости, фактуры).
Детско-родительское исследование «Самое модное и самое важное». Рассматривание собственного (детского) гардероба, определение списка самых необходимых предметов, советы по бережному пользованию, сохранению, чистке. Подведение детей к пониманию важности и ценности не количества и дороговизны одежды, а ее чистоты, опрятности.
Творческий этап. Оформление выставки, презентация материалов для родителей, сюжетно-художественная игра «Телевизионная передача «Модный приговор или подиум».