Проблемно-деятельностный этап




Примеры интегрированных проектов по одной из образовательных областей (монопроекты)

Тема проекта: «История костюма»

Детям предлагается осуществить путешествие на «машине времени» в прошлое, для того чтобы узнать секреты предметов одежды.

Данный проект связан с содержание проекта «Сказки А. С. Пушкина», до­полняет и расширяет его содержание (какую одежду люди носили раньше).

Мотивационный этап. Проблемная ситуация. В группу вносят сунду­чок с предметами крестьянской одежды (поневой, сорокой, кафтаном и др.) (вариант: фотографии или рисунки с их изображениями). Предлагается наве­сти порядок: разобраться, что для чего нужно, и сопоставить название (пред­ставлено на отдельном листке-описи) и предметы одежды.

Вопросы для активизации деятельности. Кому могут принадлежать та­кие предметы одежды? Что такое пояс, рубаха, картуз, понева? (Данные сло­ва часто используются в русских сказках и пословицах.) Где хранили одежду и какие бывают сундуки? Кто придумал пуговицу? Какая форма пуговицы са­мая «правильная»? Самый необычный костюм — это какой? Летний и зим­ний гардероб крестьянина (найди отличия)? Когда мальчикам и девочкам раз­решали носить одежду как у взрослых (одевание штанов и юбок вместо руба­шек)? Как художники рассказывали деталями костюма характер героя? Можно ли по костюму, изображенному в известных произведениях, узнать время (тра­диции), в котором жили люди? Чем костюм городского жителя отличался от одежды деревенского человека (костюм человека прошлого от современного)? Какие костюмные традиции были приняты раньше? Где и как хранились ко­стюмы? Что такое приданое?

Обсуждение вариантов оформления выставки или мини-музея, изготовле­ние предметов для драматизации русских народных сказок, сюжетные игры по теме.

Проблемно-деятельностный этап

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности, ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).

Образовательная ситуация или серия ситуаций «Что за чудо из чудес?» или «Секреты из сундука» (ознакомление детей с крестьянским костюмом).

Представить разнообразие одежды по сезонному, событийному и тра­диционному календарям, название предметов одежды, историю возникнове­ния, традиции носки, изготовления. Обратить внимание на связь материала, орнаментов (узоров с растительными и животными мотивами), цвета одежды с природой края (для рассматривания возможно использовать предметы одеж­ды, репродукции известных произведений, фотографии).

Образовательная ситуация «Как ткали и вязали наши прадеды и праба­бушки?» (знакомство с некоторыми простыми способами ткачества, вязки, вышивки). Возможно проведение в форме экскурсии в Этнографический му­зей (виртуальной экскурсии с использованием коммуникативных средств). Рассматривание ткацкого станка, веретена, льна. Ознакомление (обследование и экспериментирование) со свойствами ткани (коллекция ткани — сортиров­ка по свойствам).

Рассматривание произведений изобразительного искусства, прослушива­ние музыкальных и литературных произведений по тематике («Валенки, ах, валенки», «Темно-вишневая шаль», «Оренбургский пуховый платок»).

Образовательная ситуация «Веселые переодевания к карнавалам и празд­никам» (одежда праздничная, обрядовая). Различия, традиции разных народов; интересные предметы и аксессуары (маски, веера и др.).

Образовательная ситуация «Узоры и орнаменты» (символические обра­зы в узорах). Рисование на ткани, копирование узоров в тематический альбом.

Образовательная ситуация или рассматривание иллюстрированной эн­циклопедии «Царский наряд» (традиции одежды коронованных особ). Рассматривание репродукций, скульптурных портретов: выходное платье, ман­тия, корона, перевязь, знаки отличия и др.

Развлечение «История шапки» (традиции разных народов, связанные с но­шением головных уборов). Просмотр мультфильмов по теме, чтение сказок и историй, рассматривание головных уборов, изготовление из различных мате­риалов, ряженье и обыгрывание (например, шапка добра, шапка смелости и др.).

Образовательная ситуация или деятельность по интересам (для де­вочек): «Кружева, пуговицы, воланы» (традиции декорирования одежды). Рассматривание предметов, ознакомление с инструментами (спицами, коклюш­ками, пяльцами, нитками и др.). Пополнение атрибутов в уголке творчества (для ручного труда и игры) (для мальчиков): «Секреты прялки-мастерицы» (традиции изготовления пялец, прялок). Техника вытачивания и росписи, плетения, выпол­няемые мужчинами; элементы росписи (изготовление в подарок близким).

Образовательная ситуация «Сказочные одежды: шапка невидимка, сапоги-скороходы и не только...» Изображение сказочных предметов одежды в произ­ведениях народных мастеров, живописцев, графиков. ТРИЗ-приемы: обсуж­дение функций предметов, придумывание вариантов. Изготовление атрибутов для игры, рисование эпизодов любимых сказок, в которых используется маги­ческий предмет.

Беседа «Современная одежда и форма»: связи между функциями, про­фессиональными обязанностями и особенностями материалов и покроя одежды.

Игры «Профессии»: дизайн одежды для кукол (или в игровой уголок по за­данным условиям: самого доброго врача, веселого учителя, заботливого би­блиотекаря, внимательного хранителя музея, строгого постового, улыбчивого и доброжелательного кассира в кафе и др.).

Игра «Подходит — не подходит»: подбор предметов одежды (косынок, по­ясов, рукавиц и др.) по изображениям, называемым сказочным персонажам или ситуациям (бал, парад, выезд в лес и др.).

Игра или диалог «Ткани из красок и камня»: способы изображения пред­метов одежды и тканей в скульптуре и изобразительном искусстве (мастер­ство художников и скульпторов передать фактуру ткани, форму предметов). Исследование способов передачи фактуры в изображении (отпечатками) или лепке (рельефы).

Образовательная ситуация «Одежки зверей и птиц». Приспособление жи­вотных к климатическим условиям, особенности внешнего вида (окраса, пу­шистости, фактуры).

Детско-родительское исследование «Самое модное и самое важное». Рассматривание собственного (детского) гардероба, определение списка са­мых необходимых предметов, советы по бережному пользованию, сохране­нию, чистке. Подведение детей к пониманию важности и ценности не количе­ства и дороговизны одежды, а ее чистоты, опрятности.

Творческий этап. Оформление выставки, презентация материалов для ро­дителей, сюжетно-художественная игра «Телевизионная передача «Модный приговор или подиум».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: