МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Содержание и структура музыкальных занятий
Воспитательное значение занятий
Основная форма образовательной работы с детьми — музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.
Музыкальные занятия проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год жизни рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Начиная со второй группы раннего возраста (и во всех последующих группах) музыкальные занятия проводятся сначала небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по 10 — 13 минут два раза в неделю.
Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. [1]
Остановимся на некоторых общих вопросах, раскрывающих содержание занятий. На музыкальных, как и на других занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность — упражнения гимнастического типа, игры перестроения, но они направлены только на развитие движений.
Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.
Другая трудность — последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трех песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается.
Аналогичен процесс обучения ритмике — в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные ее элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.
Слайды – «Виды муз. д-сти», «Вариативные формы муз. д-сти»
Требования к построению занятия
Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
· последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара.
· преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний в разучивании музыкального репертуара;
· вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Рассмотрим эти требования:
Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.
Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2—3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена какая-либо определенная тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приемы, которые подчеркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятий можно назвать тематическим.
И наконец, еще один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача («знакомство с космосом», «проводы зимы», «родная армия» и т. д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребенка.
Структура занятия должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринужденный, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
Структура музыкального занятия включает чередование различных видов детской деятельности, определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.
Планирование и учет музыкальных занятий
Планирование — одно из важных условий организации педагогического процесса. Музыкальные занятия требуют обязательного планирования с учетом текущих и перспективных воспитательных задач.
Примерное перспективное планирование в старшей группе
(раздел пение)
№п/п | Музыкально-образовательные задачи | Объем умений и навыков | Репертуар | ||
март | апрель | май | |||
Развитие певческого голоса и слуха | Петь напевно, плавно, в 2—3 ближайших тональностях, в сопровождении инструмента и без него Петь легко, подвижно, точно интонируя фрагменты мелодии, построенные на одном звуке Различать высокие и низкие звуки в пределах терции, петь попевку, показывая движением руки верхний и нижний звуки Различать движение мелодии вверх и вниз, показывая рукой ее направление; петь попевку по одному и всей группой в сопровождении фортепиано и без него; исполнять ее на металлофоне | «Ходит зайкапо саду», русская народная мелодия | «Сорока-сорока», русская народная попевка | «Колыбельная», «Лесенка» Е. Тиличе-евой | |
Усвоение певческих навыков в процессе разучивания песни | Проникнуться радостным, весенним настроением песни; петь легко, весело, подвижно, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев и припев Воспринимать веселый, оживленный характер песни, выражающей чувство любви к Родине, исполнять песню легко, радостно, без напряжения, начинать петь сразу после вступления, брать дыхание между фразами; петь эмоционально, передавая динамические оттенки: запев исполнять громче, припев — чуть тише, мягче Воспринимать песню, в которой, передано веселое, праздничное настроение; исполнять ее легко, оживленно; начинать петь после вступления; различать запев, припев, музыкальное заключение; соблюдать ритм, отчетливо произносить слова; в припеве подчеркивать акценты, соблюдать паузы Воспринимать веселую, задорную песню о дружбе детей; исполнять ее подвижно, легко; точно передавать мелодию, ритмический рисунок, правильно брать дыхание | «Песенка о весне» Г. Фрида «Родине спасибо» Т. Попатенко | «Праздничная» Л. Сидельникова | «Песенка друзей» В. Герчик | |
Песенное творчество | Импровизировать (индивидуально) музыкальные «ответы» на «вопросы» педагога, используя его образец, стремиться петь в заданной тональности | «Что ты хочешь, кошечка?», «Зайка, зайка, где бывал?» Г. Зингера |
Перспективное планирование
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» учебный материал распределен по кварталам.
Однако не учтены конкретные условия каждого дошкольного учреждения: природа, окружение, индивидуальные особенности детей данной группы. Это создает необходимость составления перспективного плана. Он помогает педагогу представить последовательность разучивания песни, танца, хоровода, наметить общие задачи работы над этими произведениями в течение нескольких занятий, показывает постепенное усложнение репертуара Музыкальный руководитель ведет одновременно работу в разных возрастных группах, и перспективное планирование помогает ему успешно осуществлять музыкальное воспитание всех детей
Рассмотрим перспективный план обучения на занятиях, составленный на 2—3 месяца. В нем планируются:
· все виды музыкальной деятельности;
· объем умений и навыков;
· репертуар по всем видам музыкальной деятельности;
· проверка знаний, качество исполнительства, уровень общего и музыкального развития детей..
При планировании разных видов музыкальной деятельности уточняются их задачи. Например, в старших группах выдвигаются следующие задачи: пение — усвоение вокальных навыков в процессе разучивания песен; упражнения, развивающие певческий голос, слух, подготавливающие к ознакомлению с нотной грамотой; песенное творчество. Музыкально-ритмические движения — усвоение двигательных навыков в танцах, хороводах, индивидуальное творческое изображение персонажей в играх, выразительность движений, музыкально-игровое и танцевальное творчество. Слушание музыки — воспитание интереса к музыке, активного ее восприятия, усвоение начальных сведений о музыке. Исполнение на детских музыкальных инструментах — техника игры на отдельных инструментах, навыки индивидуальной игры, приемы коллективного согласованного исполнения.
Планируя объем знаний и навыков детей в тех или иных видах деятельности, не следует механически переписывать их из программы, а указывать лишь те, которые необходимы для исполнения данного репертуара. Так, при разучивании украинской народной песни «Веснянка» в плане отмечается следующее: учить напевному пению в оживленном темпе, правильно петь мелодию (построенную на широких интервалах), выразительно исполнять динамические и темповые оттенки. Эти навыки соответствуют программе, но в них определены конкретные требования, необходимые для исполнения именно этой песни.
В планировании репертуара по всем видам музыкальной деятельности указываются месяцы — время для разучивания какой-либо песни, игры, упражнения. Это позволяет наметить общее количество произведений, необходимых для занятии.
Перспективный план включает задания по проверке усвоенных детьми знаний: музыкального слуха, певческого голоса выразительности движений, творческих проявлений. Учитывать следует те показатели, которые поддаются проверке и являются наиболее значимыми, например в пении показатели усвоения репертуара: исполнение простых песен без сопровождения инструмента выразительное пение с сопровождением, сколько детей знают ту или иную песню и т. д.; показатели усвоения певческих навыков- количество правильно и неточно поющих ребят; показатели развития музыкального слуха: различение звуков по высоте, длительности, умение прислушаться и подстроиться к пению взрослого и т. д. В ритмических движениях можно также проверить качество исполнения знакомых танцев, игр, хороводов, качество усвоения отдельных элементов танца, возможность творческих проявлений в игре, пляске Навыки восприятия в процессе слушания музыки можно проверить так. Педагог выясняет, например, могут ли малыши различать веселую и спокойную музыку, а старшие дошкольники — музыкальное вступление, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в новой пьесе. Аналогично планируются задания по ритмике, слушанию музыки, игре на детских музыкальных инструментах.
Календарный план
Календарный план включает программные требования текущего занятия, репертуар и некоторые наиболее существенные методические приемы.
План составляется на 1—2 недели, т. е. включает 2 или 4 занятия. Так как занятия имеют достаточный объем учебного материала, различные виды деятельности, то целесообразно отразить это в плане. Надо стремиться к тому, чтобы обучение шло организованно, четко.
Примерный календарный план одного занятия
(в старшей группе)
Построение детей в колонны. Ходьба по залу под «Марш» Е. Тиличеевой. Закреплять умение ребят ориентироваться в пространстве, ходить в соответствии с темпом марша.
Упражнения в элементах танца. 1) «Канава», русская народная мелодия, обработка Р.Рустамова — выполнять плавные пружинистые приседания в соответствии с характером музыки.
2) «Полянка», русская народная мелодия, обработка Г. Фрида — выставлять ноги вперед, легко, ритмично подпрыгивая.
Пение. 1) «У кота-воркота», русская народная попевка —упражнение на развитие слуха и голоса. Петь попевку протяжно, точно передавать мелодию) ритм. Методические приемы: исполнение попевки педагогом, индивидуальный опрос детей, исполнение мелодии на фортепиано, на металлофоне.
2) «Сверчок» музыка Е. Тиличеевой — творческое задание на импровизацию мелодии на заданный текст. Методические приемы: образец, исполненный педагогом, индивидуальное исполнение детьми своих импровизаций.
3) «Бравые солдаты», музыка А. Филиппенко - учить петь энергично, в темпе марша, точно передавать мелодию.
Методические приемы: коллективное пение, затем исполнение по подгруппам (отдельных куплетов).
4) «Маме в день 8-го Марта», музыка Е. Тиличеевой – познакомить детей с песней нежного, лирического характера, вызывающей чувство любви к маме. Учить детей внимательно слушать, определять характер, настроение музыки.
Методические приемы: исполнение песни педагогом, вопросы к детям о характере песни, ее содержании.
Слушание. «Смелый наездник», музыка Р. Шумана — повторное восприятие музыки детьми с целью ее узнавания, различения характера, определения количества частей.
Методические приемы: исполнение педагогом отдельных фрагментов из пьесы, слушание произведения в грамзаписи и сравнение его с фортепианным звучанием.
Музыкально-ритмические движения. 1) «Мы военные», музыка Л. Сидельникова — учить детей передавать игровые образы различного характера: трубит трубач, маршируют пехотинцы, едут кавалеристы.
Методические приемы: индивидуальноевыполнение задания, распределение детей на три подгруппы для передачи трех игровых образов.
2) «Веселые дети», литовская народная мелодия, обработка В. Агафонникова — продолжать разучивать с детьми пляску, следить за тем, чтобы их движения были легкими, изящными, чтобы они вовремя меняли направление движения
Методические приемы: коллективное исполнение пляски, замечания педагога отдельным детям по качеству движений.
В календарном плане ведется учет результатов каждого занятия. Он не должен быть формальным. Необходимо отмечать что хорошо усвоили дети, в чем затрудняются, какие нужны дополнительные упражнения. В учете должны фигурировать имена детей чтобы можно было судить об их развитии. Если ребята опрашиваются индивидуально и проверяется, допустим, усвоение какого-либо элемента танца, то можно рядом с их именами ставить какие-либо условные обозначения, фиксирующие качество их ответов (например, + или —).
В конце учебного года подводятся итоги пройденной программы. Дети выполняют задания, в которых определяется уровень их музыкального развития по видам музыкальной деятельности — пению, слушанию музыки, ритмике (см. главы IV, V, VI).
В процессе музыкальных занятий руководитель сочетает различные методы (коллективный, групповой, индивидуальный), следит, чтобы каждый ребенок имел равномерную нагрузку, обеспечивающую его полноценное развитие. Правильной организации занятий во многом способствует продуманное планирование и точный учет проведенной работы.
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1 Каково значение занятий как формы организации музыкальной деятельности детей?
2. Расскажите о требованиях к построению занятий в зависимости от воспитательно-образовательных задач и возрастных особенностей детей.
3. Как осуществляется планирование и учет музыкальных занятии.
4. На примере предлагаемой схемы (см. таблицу 8) составьте перспективный (календарный) план обучения на занятиях музыкально-ритмическим движениям детей какой-либо возрастной группы.
5. Раскройте варианты построения занятий в одной и той же группе.
6. Составьте план музыкального занятия для разных возрастных групп.
7. Проанализируйте построение и проведение музыкального занятия в детском саду и отметьте его положительные и отрицательные моменты.
8. Как осуществляется проверка детских знаний?
[1] Программное содержание каждого вида музыкальной деятельности охарактеризовано в предыдущих главах учебника.