· Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».
Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
· Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».
В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
· Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
· Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
В каких сказках действие происходят в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?
· Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».
Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
· Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
|
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).
· Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.
«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.
Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.
На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.
|
· В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
1. 1.Читается отрывок.
2. 2.Вопросы
Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.
· Игра «Докончи фразу».
Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
· Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
· Игры, построенные по принципу игры в «Города».
Также называем литературных героев.
Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.
· Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
· Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.
«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».
Вариант «Придумай за автора».
· Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
Например, стихи о деревьях.
Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
· Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
· Составлять разные слова из одного слова.
· Игры «сходство-различия».
Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.
Использованные материалы:
Материал с сайта: https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.