Практическое занятие 1
Дошкольная олигофренопедагогика как педагогическая наука.
Дошкольная олигофренопедагогика - это наука о воспитаний и обучении умственно отсталых детей дошкольного возраста. Является частью специальной педагогики и представляет собой сложную, многофункциональную, многокомпонентную отрасль.
Дошкольная олигофренопедагогика как наука рассматривает следующие вопросы:
- изучение особенностей и закон мерностей развития ребенка под влиянием коррекционного обучения
- определения принципов
- содержание и методов воспитания умственно отсталых детей в различных учреждениях коррекционного вида
- обеспечение индивидуального подхода в ходе проведения коррекционной работе с детьми разной степени отставания
- вариантность системы и структуры специальных учреждений для умственно отсталых детей.
Дошкольная олигофренопедагогика как наука основывается на изучений фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей. Особое значение для дошкольной олигофренопедагогики является метод индивидуального изучения ребенка, обеспечивающий разработку индивидуальной программы коррекционного воздействия.
Построение программ в соответствии с основными принципами коррекционного обучения обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Важнейшим компонентом коррекционной работы является преоделение социальной дезадаптаций ребенка, максимально возможна стимулирования его познавательной активности, гармонизация личностного развития.
В настоящее время на государственном уровне помощь оказывается в рамках трех министерств: Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства социальной защиты РФ.
Практическое занятие 2
14. Направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Главной целью дошкольного коррекционного-педагогической работы является создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Работа педагога с ребенком с интеллектуальной недостаточностью проводится по следующим направлениям:
1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослыми (устанавливается эмоциональный отклик педагога с ребенком как основу его сотрудничества со взрослым), формируется потребность в общении с взрослыми.
2. Формирование образа Я (у ребенка формируется представление о себе)
3. Формирование представлений об окружающей людях (ребенка учат выделять близких взрослых, обращая внимание на других взрослых и сверстников, формируют положительные навыки взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности)
4. Формирование представлений об окружающем предметном мире и адектватных способах действия с нем (формируются адекватное восприятие окружающих предметов и явлениях: знакомятся с предметами и их словесными обозначениями, их свойства, применением. Учат способами действия с ними)
5. Формирование способов усвоения общественного опыта (формируют совместные действия: жесты, подражательные способы, умение выполнять действие по речевой инструкции)
6. Формирование навыков социального поведения (регулируют и организовывают поведение ребенка в соотвествии с принятиыми правилами и нормами через формирование интереса к совместным действиям с близким и незнакомыми людьми)
7. Формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков (учат и формируют ориентировку ребенка в окружающем пространстве путем обучения его навыкам опрятности и гигиены, самостоятельности в еде, навыками использования предметов и приборов в быту)
Практическое занятие 3
Умственное развитие детей дошкольного возраста.
Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.
В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.
Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате — ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.
Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).
Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.
Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.
В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие — либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.
Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.
Практическое занятие 4
37. Работа учителя-дефектолога с родителями: планирование, проведение, оценка эффективности.
Совместная работа дефектолога с родителями по формированию коррекций с интеллектуальными возможностями будет эффективной, если родители будут активно поддерживать и активно принимать участие в деятельности по коррекции детей. Необходимо провести:
1. Провести индивидуальные беседы с родителями, для сбора информации о ребенка. И сделать с помощью анкетирования
2. Провести индивидуальные беседы и консультаций по возникшим вопросам.
Провести индивидуальные консультирования по итогам психолого-педагогического обследования детей.
3. Выступить на родительских собраниях (школы, сады) на определенные темы.
• «Содержание и организация работы учителя дефектолога. Ознакомление родителей с планом работы на год, обсуждение организационных моментов».
• «Результаты работы за первое полугодие. Необходимые условия и документация для прохождения ПМПК в конце года»
• «Подведение итогов коррекционно-развивающего обучения за учебный год». Дать Определенные рекомендации родителям на летний период».
4. Посещать родителям подгрупповых, индивидуальных занятия, чтобы посмотреть как ребенок взаимодействует с окружающими и сделать выводы
Проведение для родителей индивидуальных занятий, в которых участвует их ребенок.
Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
5. Проведение различных тематических консультаций:
«Функциональное значение дефектолога в ДОУ»
«Особенности интеллектуального развития детей с ОВЗ»
«Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста» «Формирование основ сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
«Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в домашних условиях»
«Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
6. Ввести папки для занятий дома «Занимаемся вместе с мамой».
7. Организовывать различные выставки достижений детей, конкурсы, совместные проекты с родителями.