Киберпространство как новый тип реальности




Социальные функции культуры

Культура представляет собой многофункциональную систему. В культурологии понятие функции используется в смысле служебной ролитой или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей. Основные функции культуры в обществе: познавательная, информационная, коммуникативная, нормативная гуманистическая, адаптивная и функция социализации. Такое строгое разделение существенно для удобства изучения. В реальной жизни они тесно переплетены и взаимосвязаны между собой:

Познавательная функция (или гносеологическая) Важнейшим элементом культуры являются систематизированные знания о мире. В современную эпоху культура превратилась в важный интегрирующий фактор, который пронизывает все виды человеческой жизнедеятельности. Сюда включаются не только научно-технические достижения, но и самопознание общества, нации, человека.

Информационная функция (или функция передачи социального опыта). Культура исторична по своей природе. Ее настоящее существует в отношении к прошлому и формирует будущее. Благодаря культуре происходит трансляция социального опыта от одного поколения к другому. Если же мы говорим об одном историческом периоде, то посредством культуры происходит передача информации от одной страны к другой, от одного народа — к другому.

Коммуникативная функция, которая неразрывно связана с информационной. Любую деятельность людей (производственную, идеологическую, политическую, религиозную и т.д.) сопровождает слово. Язык является продуктом культуры, обеспечивает универсальное общение между людьми, но он также является и средством овладения той или иной культурой. Процесс общения может осуществляться и при помощи специфических языков искусства (музыки, танца, кино и т.д.), а также языков науки (математических символов, химических формул и т.д.). Воспринимая информацию, заключенную в памятниках культуры, человек вступает в опосредованное общение с создавшими эти памятники людьми.

Нормативная функция (или функция регуляции). Культура выступает в качестве системы требований, предъявляемых обществом ко всем сторонам деятельности людей. Сюда включаются и трудовая деятельность человека, и сфера межличностных отношений. При помощи культуры оценивается соответствие поведения человека или группы людей нормам и принципам, которые приняты в обществе.

Гуманистическая функция. Сущность этой функции заключается в том, что культура формирует определенный тип личности, соответствующий интересам общества. В средневековье это был рыцарь, а при социализме — активный борец за построение коммунистического общества. Она проявляется в единстве двух процессов: процесса социализации (то есть освоения общественных отношений) и процесса индивидуализации (то есть освоения этих отношений в неповторимой индивидуальной форме).

Адаптивная функция.Информационно-коммуникативные возможности культуры позволяют ей обеспечивать приспособление человека к окружающей среде. Но в отличие от животных человек одновременно приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями. У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде

Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Социализация имеет своеобразие в различных исторических и национальных культурных контекстах (российских, американских, индийской и др.). От этого контекста зависят не только формы деятельности, но и формы отдыха, развлечения, психической разрядки: праздники, игры, спорт, массовое искусство, разнообразные «хобби». Все эти формы регулируются культурными нормами и имеют ритуальный характер.

Дисфункции культуры. Дисфункции культуры – это ее негативные воздействия на природу, общество и человека. Реальное функционирование культуры дает не только решение той или иной задачи, но и порождает множество побочных эффектов, которые не были предусмотрены, а нередко и не могли быть предусмотрены, творцами культуры. Эти эффекты могут иметь пагубные последствия.

Киберпространство как новый тип реальности

История мировой культуры убедительно свидетельствует об освоении человеком все более обширного пространства, о создании новых миров, которые трансформируются в новый тип виртуальной реальности или «параллельного мира».

Понятие «виртуальная реальность» сравнительно недавно вошло в научный лексикон и повседневную жизнь. Оно имеет ряд значений — это особая сфера информационной деятельности; способ расширения диапазона познания, средство моделирования возможных ситуаций; сфера общения и межличностных контактов, диалог культур и способ включения в мировое культурное пространство. Все эти и многие другие аспекты виртуальной реальности могут стать предметом специального исследования.

Американский социолог А. Тоффлер отмечал:

Шквал перемен не только не стихает, но все больше набирает силу. Перемены охватывают высокоразвитые индустриальные страны с неуклонно растущей скоростью. Их влияние на жизнь этих государств не имеет аналогов в истории человечества1.

«Киберпространство» — новый термин, характеризующий информационные технологии. Оно включает ареалы распространения языков общения, средства передачи информации и трансляции культурного наследия на основе компьютерных технологий и сети Интернет. Киберпространство постоянно расширяется, включая в свою орбиту

Особенно сложно прогнозировать влияние Интернета на моральные ценности и психологические установки личности, ее эмоциональную сферу. Самодостаточность и одиночество, замена реального общения виртуальными контактами, возможность спрятаться под маской анонима или создать вымышленный образ, вступить в игру и уклониться от ответственности — все эти новые грани человеческих отношений требуют обсуждения. В этих условиях возникают эмоциональные стрессы, дисгармонии, драмы и конфликты, депрессии и неуверенность в себе, страхи и новые комплексы.

Под влиянием компьютеризации меняются личные предпочтения и интересы, ценностные ориентации и жизненные позиции, настроения и взгляды. Новая среда обитания в виртуальном пространстве, расширение сферы коммуникаций, изменение интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности оказывают влияние на процесс возникновения новой формы ментальности, человека современной цивилизации.

11. Институализация культурной деятельности


Процесс выделения и закрепления определенных общественных отношений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) общественных потребностей определяется в социологии как "институциализация". Ее результатом является формирование социальных институтов.

Социальными институтами называются социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В отличие от социальных отношений, институты не зависят от личных качеств участников взаимодействия. В рамках социальных институтов появляется дополнительный элемент – статусы и роли: субъекты взаимодействуют не как конкретные личности – Мария Иванова и Сидор Петров, а как "учитель" и "ученик", "начальник" и "подчиненный", "жена" и "муж", "истец" и "ответчик", "обвиняемый" и "потерпевший" и т.д. Безличный характер взаимодействия на уровне социальных институтов делает его еще более устойчивым и обеспечивает передачу устоявшихся общественных отношений из поколения в поколение.

Необходимо особо отметить, что процесс институциализации есть процесс возникновения нового, которое всегда оценивается с позиций исторически сложившихся потребностей общества, то есть с позиций "развитого старого". Естественно, что развитое "старое" (например, феодальные институты XVIII в.) лучше выполняет социальные функции: феодал заботится обо всех детях своих крестьян, сколько бы их ни было. С точки зрения "старого" возникшее "новое" - буржуазные институты, выглядит как нечто дикое, грубое, хамское: буржуа уже не будет заботиться о детях рабочих. Но новые социальные институты сменяют старые не потому, что так хочется отдельно взятым индивидам, а потому, что развитие истории переходит из одного качественного состояния в другое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: