Ведущая репрезентативная система




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Психология

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Общий психологический практикум

 

тема: Характеристика аудиальной репрезентативной системы

 

Студент группы ПСД/с-19-1о

Кафедры Психология

Кетежев Юлий Юрьевич

Проверила Чабаненко С.В.

 

Севастополь-2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1 АУДИАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА...................... 5

1.1 Ведущая репрезентативная система......................................................... 5

1.2 Ключи доступа........................................................................................... 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 9

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ................................................................................ 10


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие системы представлений получило широкое распространение в научных исследованиях различных направлений. Помимо этого, она применяется также в практических сферах, например, гештальт-терапия прибегает к взаимодействию с репрезентативными модальностями, подталкивая консультируемого человека использовать при описании проблемы сначала одну систему представлений, затем другую. В конечном итоге из комплексных описаний образуется целостная картина рассматриваемой ситуации [1].

Системы, которые отвечают за восприятие и усвоение информации, называются репрезентативными системами.

Репрезентативная система – это термин нейролингвистического программирования (НЛП), разработанный психологами-практиками, который является определяющим способом восприятия и переработки информации и зависит от межполушарного взаимодействия мозга человека. Один из основополагающих принципов НЛП заключается в том, что каждый человек усваивает информацию по-своему. После получение информации идет ее обработка и кодирование мозгом, затем информация представляется в виде соответствующих данных. Репрезентативная система – это превалирующий способ получения информации из внешнего мира с помощью органов чувств. Если знать, какая репрезентативная система является основной у человека, можно сделать любую коммуникацию максимально эффективной и продуктивной [2].

Психологи обнаружили, что у разный людей органы чувств (каналы восприятия) работают неравномерно. Одни органы чувств оказываются успешнее, чем другие. Можно выделить три репрезентативных канала и, соответственно, три вида репрезентативных систем: визуальная, аудиальная и кинестетическая.

Чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов. Но все-таки у каждого есть свои преференции [5].

Аудиальный канал — самый редкий. При доминирующей аудиальной модальности обычно ей «ассистирует» визуальная. Аудиальная и кинестетическая модальности не образуют смешанного типа [6].

ГЛАВА 1 АУДИАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА

Ведущая репрезентативная система

 

Основу индивидуальных различий составляют особенности восприятия индивидом окружающего мира. Наши органы чувств ограничены в возможностях восприятия сигналов, поступающих извне. И то, какому анализатору отдается предпочтение в восприятии реальности, во многом определяет создаваемое нами представление об окружающем нас мире. Есть пять основных каналов, по которым люди воспринимают информацию об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Последние три в психологии обычно объединяют одним словом — кинестетика. Каждый индивид создает свою репрезентацию (карту, схему) мира. В зависимости от того, какой канал информации чаще всего используется, говорят о предпочитаемой репрезентативной системе.

Ведущая репрезентативная система (representational system primacy) – система (одно из пяти чувств), которую индивид систематически использует для обработки и организации своего опыта прежде всех остальных. Эта система может определять как личные качества индивида, так и его способность к обучению.

Ведущая репрезентативная система (тип ведущей модальности) оказывает значительное влияние на восприятия информации. Тип модальности оказывает влияние не только на процесс принятия информации из внешнего мира, но и на процесс ее переработки, хранения, а также на процесс ее воспроизведения.

Основная репрезентативная система позво­ляет определить «тип личности». Существует прямая связи между основной репрезентативной системой человека и определенными физиологическими и психологиче­скими характеристиками.

Люди с предпочитаемой аудиальной репрезента­тивной системой будут склонны перемещать свои глаза из стороны в сторону. Дыхание аудиалов будет довольно регулярным и ритмичным и особенно за­метным на уровне середины грудной клетки. Если вы попросите их описать переживание, они будут кон­центрироваться прежде всего на его звучании. При этом их дыхание будет приспосабливаться к выраже­нию тех звуков, которые они слышат внутри себя. Они часто вздыхают.

Обрабатывая информацию в терминах звуков, аудиалы будут с удовольствием отвечать, используя свои собственные звуки и язык музыки. Они часто обладают «бойкостью речи». Аудиалы часто любят давать долгие объяснения. Они даже гордятся тем, что могут ясно и внятно излагать мысли. Из-за сво­ей многословности аудиалы могут доминировать в разговоре. Когда они чрезмерно утомляют людей своей излишней разговорчивостью, они становятся «отшельниками нашей культуры». Аудиалы много говорят с собой. Они часто обладают высокой чув­ствительностью к звукам и легко отвлекаются. Из-за этой повышенной чувствительности неприятные или резкие звуки будут отвлекать их.

Аудиально сфокусированные люди учатся посред­ством слушания. Так как слуховые каналы доставля­ют информацию последовательно, аудиалы также будут «думать» и запоминать методичным, пошаго­вым и последовательным образом. Аудиалам нравит­ся, когда другие люди рассказывают им о происхо­дящих событиях. Так как аудиалы придают самое большое значение звукам, при разговоре с ними при­соединяйтесь к их тональности и предикатам. До­ставьте удовольствие их слуху. Используемые ими предикаты и тональность хорошо звучат для них, по­тому что согласуются с их внутренней реальностью.

По фигуре и форме тела аудиалы склонны зани­мать промежуточное положение между худыми визуалами и тучными кинестетиками. При жестику­ляции их руки часто указывают на уши. Внешне ори­ентированный аудиал будет при разговоре наклоняться вперед. Когда он слышит звуки внутри себя, он будет отклоняться назад. Аудиалы будут следить за тем, чтобы их голос был ритмичным и ровным. В разговоре с такими людьми выражайтесь ясно [3].

 

Ключи доступа

 

В нейролингвистическом программировании выявлен ряд вербальных и невербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей к раскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида – и при его сознательном участии или без него.

Ключи доступа (accessing cues) – неявно выраженные признаки, способные одновременно как вызывать действие, так и указывать, какой репрезентативной системой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступа включают в себя движения глаз, тон и темп голоса, позу, жесты и характер дыхания.

В процессе речи любой непроизвольно употребляет те речевые средства, которые соответствуют его репрезентативной системе.

Предикаты (predicates) – слова, обозначающие процесс (такие, как глаголы, наречия и прилагательные), которыми пользуются для описания подлежащего. Предикаты служат для определения репрезентативной системы, которой человек пользуется при обработке информации [4].

Для аудиальной репрезентативной системы речевые ключи доступа (предикаты) следующие: аккорд, акцентировать, бас, баритон, беседовать, болтать, булькать, внятный, вокальный, вопить, воспевать, вякнуть, гармоничный, гармония, гласный, глухой, глушь, говор, говорить, голос, голосить, гомон, греметь, громкий, грохот, гудеть, гул, делать замечание, диктовать, дискуссия, диссонанс, договориться, дребезжать, заикнуться, замолчать, заявлять, звать, звенеть, звонкий, звонок, звук, звучать, звучный, звякнуть, зычный, жужжать, журчать, интонация, испрашивать, какофония, крик, лейтмотив, мелодичный, многоголосье, молчать, монотонный, мурлыкать, мямлить, настраивать, называть, немой, неразговорчивый, неслыханный, огласка, оглушительный, озвучивать, окликнуть, октава, оркестр, отзвук, отрывисто, перекликаться, песня, петь, пищать, повествование, подпевать, полнозвучный, послушный, потолковать, пронзительный, разговор, разноголосица, разразиться, раскатистый, резонировать, речь, рифма, рычать, свистеть, симфония, синкопированный, сиплый, сирена, скрежетать, скрипеть, скулить, слух, слушать, слушаться, слышать, собеседник, согласовывать, согласный, созвучие, созвучность, созывать, сопрано, стакатто, стонать, сюита, тенор, тихий, тишина, трещать, тон, тональность, тугоухий, тявкать, уговаривать, ударение, унисон, хриплый, хрустящий, шаркать, шумный, шуршать, щёлкать [5].

Аудиальные предикатные фразы: быть услышанным, выражать себя, громко и ясно, дай мне аудиенцию, дать отчет об, детальный рассказ, звонить во все колокола, звонить по телефону, изложи твои намерения, лишиться дара речи, манера речи, мурлычет как котенок, обращать внимание на, озвучить мнение, основной докладчик, писать музыку, по правде говоря, поговорить по-мужски, превратиться в слух, придержи язык, сделать выговор, сила языка, скрытое послание, слово за слово, услышанный голос, уста сплетника [3].


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог можно сказать, что репрезентативная система – это способ получения, хранения и кодирования информации в мозге. Первичные репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Предпочитаемая репрезентативная система – наиболее часто используемая система. Ведущая система – внутренний канал, который мы используем для получения доступа к памяти. Ключи доступа – специфические признаки организации внутреннего опыта (репрезентативной системы, модальности).

Репрезентативные системы – очень полезный способ понять то, как думают разные люди, и прочитать сигналы доступа (предикаты и пр.). Это бесценное искусство для тех, кто хочет улучшить свое общение с другими. Это важно для терапевтов, учителей, администраторов, менеджеров и т.д. Некоторые люди начинают классифицировать себя и людей с точки зрения первичных репрезентативных систем. Делать такую ошибку — значит попасть в ловушку традиционной психологии: создать набор категорий, а затем распределить людей по этим категориям, независимо от того, подходят они или нет. Реальные люди всегда богаче, чем ощущения, связанные с их поведением


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Аскерова Туту Айяровна Отражение функционирования репрезентативной системы в коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №8-2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-funktsionirovaniya-reprezentativnoy-sistemy-v-kommunikatsii (дата обращения: 15.05.2020).

2. Афанасьева Т.С., Гришакина Н.И. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫВ ОБУЧЕНИИ // Beneficium. 2018. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentativnye-sistemy-v-obuchenii (дата обращения: 15.05.2020).

3. Боденхамер, Б. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП/ Б. Боденхамер, М. Холл. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 272 с.

4. Дилтс, Р. Изменение убеждений с помощью НЛП/ Р. Дилтс. – М., 1997. – 314 с.

5. Стасенко, В.Г. Нейролингвистичесвкое программирование в психологии: учебно-методическое пособие/ В.Г. Стасенко. – Воронеж: НОУ ВПО «Международный институт компьютерных технологий», 2010.

6. Хлыстова А. В. Репрезентативные системы и поэзия // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentativnye-sistemy-i-poeziya (дата обращения: 15.05.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: