Здоровьеформирующеепространство начальной школы как условие развития акмеличности




«Здоровье — это та вершина,

которую каждый должен

преодолеть сам»

(Вальтер Шененберг)

С древнейших времен важнейшей ценностью для человека было его здоровье. Здоровье – бесценное достояние не только отдельного человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Большинство людей при ответе на вопрос, какие ценности для них являются приоритетными, отмечают здоровье. Однако значительно меньше отмечают личную значимость здорового образа жизни, считая, что соблюдение режима, правильное питание, регулярные занятия физической культурой не играют для них слишком большой роли. Поэтому проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.Вот уже на протяжении двух десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По статистическим данным: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; только 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или увечий» (слайд 2).

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию прозвучало, что здоровье ребенка формируется именно в период обучения в школе. Таким образом, на школу возложена функция быть здоровьеформирующей средой для личности ребёнка (слайд 3).

Кто должен и может взять на себя ответственность за сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения?Прежде всего – семья, школа и сам ребенок (слайд 4).

Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуальная задача школы. Школа должна исходить из необходимости творческого развития личности, содействовать становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта всех участников образовательного процесса. При этом нужно помнить,что это сложный многоэтапный процесс, и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и методы. Приведем лишь несколько проблем, связанных с формированием навыков ЗОЖ в школе:

-интенсификация обучения, общая стрессогенная система организации образовательного процесса, в результате чего происходит стремительное ухудшение показателей здоровья;

-проблема организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

-распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;

-снижение уровня духовно-нравственного воспитания школьников;

-психопрофилактика эмоционального напряжения учащихся;

-недостаточная осведомленность участников образовательного процесса в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;

-синдром эмоционального выгорания педагогов.

В решении этих проблем может помочь опыт работы наших учителей по программе «Акмеологическое становление подрастающего поколения».

«Школа- АКМЕсреда здоровой личности» предполагает системный подход в становлении подрастающего поколения, в развитии способностей и дарований.

Таким образом, апогеем акмеологического воздействия становится здоровьеформирующая среда для становления акмеличности. (слайд 5).

(Akme(от греч.)– вершина, цветущая гора – высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений).

Школа акмеологического становления личности включает: (слайд 6).

-непрерывное совершенствование стиля руководства; достижение профессиональных вершин педагогами (акме-учитель);

-движение учащихся к вершинам: здоровье, нравственность, интеллект;

-здоровьеформирующую среду (см.рисунок)

 
 

 

 


Опыт работы наших учителей показывает, что наиболее эффективными, для создания АКМЕсреды являются следующие здоровьесберегающие технологии:

- Технология «ИнтеллекТ»,созданная научной лабораторией Ломоносовской школы г.Москвы под руководством д.п.н. Марата Александровича Зиганова, одобренная Академией Медицинских наук РФ и запатентованная как здоровьесберегающая и развивающая технология. (слайд 7).

- Коучинговая технология (слайд 8), построенная на принципах партнерства, стимулирующая мышление, творчество обучающихся и вдохновляющая на максимальное раскрытие личностного потенциала. Организуется всеобъемлющая поддержка с осознанием почему и для чего важно обучение для каждого обучающегося индивидуально. Индивидуальным будет и результат, и осознание того, как ты поймешь, что ты достиг этого результата.

- Психофизические тренировки (слайд 9). Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий педагогами нашей школы систематически на уроках применяются данные психофизические тренировки: упражнения для снятия общего или локального утомления, пальчиковая гимнастика, мудры – йога для пальцев, кинезиологические упражнения, упражнения для развития мелкой моторики,

упражнения со зрительными стимулами, физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажёров, цветотерапия, упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

- Проектный метод (слайд 10) - одна из составляющих здоровьесберегающих технологий, направленных на индивидуализацию обучения и создание ситуации успеха для учащихся, формирующий такие ключевые компетенции личности, которые необходимы в реальной жизни. В нашей школе метод проектов является одним из распространенных видов деятельности. Организация проектной деятельности имеет свои особенности в учебно-воспитательном процессе, т.к. планирование работы проектных групп тесно связано с волонтерским движением.

-Технология ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, разработанная МБУ ДО «Центр «Позитив» (слайд 11).

Таким образом, в нашей школе мы придерживаемся следующей модели по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса «Школа – АКМЕсреда здоровой личности» (слайд12,13), которая объединяет в себе основные направления работы в сфере здоровья: психофизические тренировки, улучшение санитарных условий, организацию питания, технологию «ИнтеллекТ», коучинговые техники, физическую культуру и спорт, медико-психолого-педагогическое сопровождение, внеурочную деятельность, обучение жизненно важным навыкам, волонтерское движение, проектную деятельность и т.д. (слайд 13 по щелчку).

 
 


 

 

Конечно, интенсивно меняющаяся внешняя и внутренняя среда окружения школы могут вносить свои коррективы. Но если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Жан-Жаком Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Желаем всем здоровья и творческих успехов! (слайд 14, 15).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: