Памятка
локомотивной бригаде по обнаружению
и устранению возможных неисправностей
тепловоза
ТЭМ14
2018г.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ,
ИХ ПРИЧИНЫИ МЕТОДЫУСТРАНЕНИЯ
В таблице 1 указаны возможные неисправности, их признаки, вероятные причины и методы устранения.
Таблица 1
Наименование неисправности и характерные признаки | Вероятные причины | Метод устранения |
По дизелю и системам | ||
При включении автомата «Топливный насос » вал топливоподкачивающего насоса не вращается: | ||
- автомат «Топливный насос I» не включается | Сработал автомат 12АТН1 (12АТН2) | Включить автомат, если автомат выбивает, то проверить цепь и устранить в ней короткое замыкание, проверить автомат АТН |
- автомат «Топливный насос I» включается | 1) Заклинена топливная помпа или разрушена муфта ее привода | 1) Устранить неисправность |
2) Нарушен контакт в соединениях клеммной коробки или обрыв межкатушечных соединений электродвигателя | 2) Восстановить контакт или устранить обрыв соединений | |
3) «Заедание» щеток в обоймах щеткодержателей, неприлегание щеток к коллектору двигателя (после постановки новых) | 3) Устранить неисправность | |
Не срабатывает контактор 12КТН1 (12КТН2) или нарушились цепь питания двигателя или контактора | Устранить неисправность | |
При переводе тумблера 32ПЗП1 (32ПЗП2) в положение «Запуск» маслопрокачивающий насос не работает | Нарушена цепь питания электродвигателя 12ЭМН1 (12ЭМН2) | Проверить цепь и устранить неисправность |
Маслопрокачивающий насос не вращается: | Заклинены масляная помпа или неисправна муфта ее привода | Устранить неисправность |
Контактор 12КМН1 (12КМН2) не включается | 1) Контроллер машиниста не установлен в «0» положении. | 1)Установить контроллер машиниста в «0» положение |
Контактор 12КМН1 (12КМН2) включился, но маслопрокачивающий насос не работает | 1) Перегорел предохранитель 11ПрБ1 или 12ПРМ1 (12ПРМ2) в цепи электродвигателя | 1) Заменить предохранитель |
2) Нарушен контакт силовых губок контактора 12КМН1 (12КМН2) | 2) Восстановить контакт | |
3) «Заедание» щеток в обоймах щеткодержателей нарушен контакт в соединениях клеммной коробки или обрыв межкатушечных соединений электродвигателя маслопрокачивающего насоса | 3)Устранить неисправность | |
Топливоподкачивающий насос не создает нормального давления топлива | Попадание воздуха в топливную систему | Выпустить воздух, отвернуть пробку на фильтре тонкой очистки топлива, прокачать топливо |
Вал дизеля проворачивается с недостаточным числом оборотов, дизель не запускается | 1) Утечка электролита в одном из аккумуляторов батареи или выход его из строя | 1) Найти банку с сильно пониженным уровнем электролита,отключить ее от батареи и поставить перемычку вместо банки. Допускается отключение не более двух аккумуляторов одновременно. По прибытии в депо неисправные аккумуляторы заменить |
2) Недостаточная емкость аккумуляторной батареи | 2) Подзарядить аккумуляторную батарею от постороннего источника тока | |
Пусковой контактор КД включается и отпадает, стрелка вольтметра в цепи управления в этот момент устанавливается около нуля | Нет контакта в цепи соединения аккумуляторной батареи: сильно понижена емкость батареи | Проверить соединения аккумуляторной батареи или подзарядить ее от постороннего источника тока; проверить наличие электролита |
После пуска дизеля нет зарядки батареи | 1) Перегорел предохранитель 11ПРБ1 и (или) 11ПРГ1 (11ПРГ2) зарядки батареи | 1) Сменить предохранитель. При повторном сгорании проверить цепь зарядки на наличие короткого замыкания |
2) Неисправен регулятор напряжения 12БРН1 (12БРН2) | 2) Устранить неисправность | |
3) Неисправен аккумулятор | 3) Заменить аккумулятор | |
После пуска дизеля и установки контроллера на первую позицию не включаются контакторы 35КВГ1 (35КВГ2), горит сигнализация «Сброс нагрузки» | 1)Открыты двери ВВК, разомкнуты блокировки дверей 35БД1-35БД11 | 1) Плотно закрыть двери ВВК |
2) См. сообщения на дисплее | 2) Устранить неисправности согласно сообщению | |
Колебание стрелки манометра топливоподкачивающего насоса на дисплее | Попадание воздуха в топливную систему | Открыть пробку на фильтре тонкой очистки топлива и выпустить воздух |
Топливоподкачивающий насос не создает нормального давления | 1)Низкая температура топлива (топливо загустело, плохо проходит через фильтры) | 1) Включить топливоподогреватель |
2) Загрязнение фильтров «заедание» перепускного или предохранительного клапанов | 2) Очистить фильтры. Проверить клапаны | |
При установке контроллера машиниста в первое положение тепловоз не трогается с места, горит сигнализация «Сброс нагрузки». Не включаются 35КП1–35КП8, 35КВГ1 (35КВГ2) | 1) Отключены выключатели моторов 41Тб1–41Тб8 | 1) Включить выключатели |
2) Срабатывает сигнализация обрыва тормозной магистрали | 2) Устранить причину срабатывания сигнализатора | |
3) Нет разрешения на тягу от АЛСН или включено экстренное торможение от АЛСН | 3) Включить ключ ЭПК, восстановить работу АЛСН | |
Включаются все аппараты: 35КВГ, 35КП1–35КП8, но тепловоз с места не трогается («Сброс нагрузки» не горит) | 1)Сгорел предохранитель 21ПРВГ1 (21ПРВГ2) в цепи возбуждения генератора | 1) Заменить предохранитель |
2) Нет контакта в силовых контактах 35КВГ1 (35КВГ2) | 2) Восстановить контакт | |
3) Неисправность схемы возбуждения, требующая поэлементной поблочной проверки аппаратуры (перегорело сопротивление, неисправны вспомогательные контакторы 21К6, 21К12 и др. | 3) Проверить схему возбуждения, восстановить | |
Дизель не увеличивает обороты по команде контроллера машиниста при работе регулятора с бортовой микропроцессорной системой управления тепловозом. Частота вращения дизеля 8,7 с -1 (520 об/мин) | Пропала связь с бортовой микропроцессорной системой управления тепловозом – нарушен контакт в разъемах кабеля связи бортовой микропроцессорной системой управления тепловозом с блоком управления регулятора или обрыв в кабеле | 1) Промыть контакты соединительных разъемов или заменить кабель. Промывку контактов производить спиртом ГОСТ 18300-87. |
2) Проверить надежность соединения разъемов кабеля связи. При необходимости разъемы подтянуть и надежно закрепить. | ||
Мощность дизеля падает (до 0 или в очень значительной степени) | 1) Вышел из строя 21КРВ1 (21КРВ2) | 1) Сменить КРВ |
2) Обрыв цепи управления ключом 21КРВ1 (21КРВ2) | 2) Устранить обрыв | |
Мала мощность на выходе выпрямительной установки на восьмой позиции контроллера | 1)Неисправен регулятор дизеля: | Неправильно отрегулирован уровень мощности, поддерживаемый регулятором. Отрегулировать по Руководству на регулятор |
2)Обрыв в цепи сигнала свободной мощности | 2)Устранить обрыв | |
3) Тугой ход реек топливных насосов или заклинил насос | 3)Устранить неисправность | |
Дизель работает не устойчиво | Неисправен регулятор дизеля | Устранить неисправность по Руководству на регулятор |
Дизель перегружается, наблюдается «просадка» оборотов | 1) Исчезновение питания датчиков тока 24Iм1–24Iм3 и датчика напряжения 22Ur1 (22Ur2) | 1) Проверить напряжение на датчиках. При отсутствии напряжения проверить цепи и обмотки |
2) Обрыв цепей датчиков тока и напряжения 24Iм1–24Iм8, 22Uву1 (22Uву2), или нарушена их целостность | 2) Проверить их показания на стойке управления и целостность их цепей. Неисправность устранить | |
3) Разрегулирован уровень мощности, поддерживаемый регулятором | 3) См. Руководство на ЭРЧМ | |
Дизель «сбрасывает» нагрузку при переводе контроллера с пятой на шестую позицию | Низкое давление масла в системе дизеля | Устранить неисправность |
При переводе контроллера обороты дизеля не изменяются или резко изменяются | Неисправен электронный регулятор частоты оборотов | См. Руководство на ЭРЧМ |
Мощность дизеля не достаточна (наблюдается просадка оборотов, особенно на высших позициях) | Подсос воздуха в топливную систему | Устранить дефект |
Неисправен электронный регулятор частоты оборотов | См. Руководство на ЭРЧМ | |
Недостаточное количество охлаждающей жидкости (результат контроля по водомерному стеклу, не сработал датчик реле уровня воды) | Утечка охлаждающей жидкости из системы | Немедленно снять нагрузку и остановить дизель, найти место утечки и устранить течь. Устранить причины несрабатывания 32ДУВ1 (32ДУВ2), дальнейшая эксплуатация допустима только после заправки системы охлаждающей жидкостью до необходимого уровня |
При следовании тепловоза произошел сброс нагрузки: | ||
- сработало реле заземления 44Р3ЕМ1 (44РЗЕМ2) | В силовой цепи имеется пробой на корпус или частичное разрушение изоляции | Произвести осмотр всей силовой цепи для выявления неисправности. При обнаружении неисправности восстановить изоляцию или устранить касание токоведущих частей корпуса тепловоза. Если повреждение не обнаружено, восстановить контакт реле от руки в нормальное положение и попытаться продолжать движение. Если реле срабатывает и после повторного тщательного осмотра место повреждения все же не обнаружено, вновь восстановить реле в нормальное положение рубильником реле заземления и продолжать движение до основного или оборотного депо. При обнаружении неисправного тягового электродвигателя отключить его выключателем и следовать до основного депо |
- сработало 22РПВ1 (22РПВ2) или произошло превышение тока после выпрямительной установки | Замыкание в силовой цепи | Устранить замыкание. ВНИМАНИЕ:ДО УСТРАНЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИНАПРЯЖЕНИЕ НА ТЯГОВЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ |
- появилось давление в тормозных цилиндрах | Снижение давления в тормозной магистрали | Выявить причину и устраните неисправность |
- произошел перегрев охлаждающей жидкости или масла дизеля | Проверить работу вентиляторов и жалюзи, проверить настройку терморегуляторов (в депо) | Охладить охлаждающую жидкость, устранить причины перегрева охлаждающей жидкости или масла |
Не происходит включение контакторов шунтировки поля тяговых электродвигателей | 1) Не включен тумблер 35ТОП или нарушен его контакт | 1) Включить тумблер 35ТОП или восстановить его контакт |
2) Нарушены замыкающие контакты контакторов 41КШ1, 41КШ2 | 2) Восстановить контакт | |
Недостаточное количество масла (по маслоизмерительному щупу) | Утечка масла из системы | Устранить утечку масла. Долить в картер масло до необходимого уровня |
Густой черный дым из выхлопного патрубка | 1) Нарушена регулировка топливного насоса высокого давления. В цилиндры поступает излишнее количество топлива | 1)Снять насос с дизеля и отрегулировать на специальном стенде в соответствии с инструкцией по эксплуатации |
2) Сбился (уменьшился) угол опережения подачи топлива | 2) Проверить и установить угол опережения подачи топлива | |
3) Неисправна форсунка. Зависла игла распылителя | 3) Проверить работу форсунок на специальном стенде. Неисправные форсунки разобрать, промыть детали, собрать и отрегулировать | |
4) Низкое давление наддува, повышенное сопротивление на впуске воздуха в компрессор из-за загрязнения воздухоочистителей, увеличенное сопротивление впускного тракта | 4) Очистить или заменить фильтрующие элементы воздушных фильтров | |
Сизый дым на выхлопе и повышенный расход масла | 1) Зависание или износ поршневых колец | 1) Провести ревизию цилиндро-поршневой группы. Очистить от нагара или заменить поршневые кольца в соответствии с разделом Руководства на дизель |
2) Нарушено уплотнение ротора турбокомпрессора. Масло из турбокомпрессора попадает в выхлопной и во впускной тракты | 2) Устранить дефект в соответствии с Руководством по эксплуатации турбокомпрессора | |
3) Износ штоков клапанов и направляющих втулок клапанов | 3) Проверить зазоры в паре шток-втулка и, при необходимости, заменить при первой переборке | |
Белый дым на выхлопе | Трещина в выхлопном корпусе турбокомпрессора, в головке цилиндра или в выхлопном коллекторе | Заменить дефектные детали |
Низкое давление масла в магистрали | 1) Пониженная вязкость масла вследствие его перегрева в или попадания топлива | 1) Снизить температуру масла. По прибытии в основное депо проверить качество масла |
2) Недостаточное количество масла в картере дизеля | 2) Проверить уровень масла по маслоуказателю, при необходимости добавить масло | |
3) Неисправен аналогичный датчик | 3) Заменить манометр | |
4) Неисправен масляный насос | 4) Осмотреть насос, устранить неисправность | |
5) Заедание поршня перепускного клапана. | 5) Устранить заедание | |
6) Засорение фильтров очистки масла | 6) Промыть фильтры и заменить фильтрующие элементы | |
7) Засорение заборных сеток маслоприемников | 7) Очистить сетки | |
8) Увеличенные зазоры на масло в подшипниках коленвалов | 8) Замерить зазоры, при необходимости заменить вкладыши | |
Дизель не развивает максимальную мощность | 1) Давление надувочного воздуха ниже нормы | 1) Устранить неисправность турбокомпрессора. |
2) Рейка топливного насоса садится на упор | 2) Проверить положение рейки ТНВД, при нахождении на упоре отрегулировать. | |
3) Нарушено согласование ИУ регулятора с рейкой ТНВД | 3) Проверить требования согласования согласно РЭ на регулятор частоты вращения и мощности ЭРЧМ30Т | |
Аккумуляторная батарея | ||
Понижена емкость аккумуляторной батареи | 1)Электролит работает слишком долго | 1) Снять аккумуляторы, сменить электролит и произвести лечебный цикл |
2) Примеси в электролите | 2) Сменить электролит | |
3) Утечка тока | 3) Повысить сопротивление изоляции. Протереть выплески и налет | |
4) Систематически глубокие разряды (частые пуски дизеля без подзарядки) | 4) Восстановить емкость батареи путем заряда | |
Ненормальное напряжение аккумуляторной батареи: | ||
- слишком низкое в разомкнутой цепи | 1) Короткое замыкание | 1) Устранить короткое замыкание |
2) Утечка тока | 2) Повысить сопротивление изоляции. Устранить выплески и налет | |
- слишком высокое при зарядке и низкое при разрядке | 1) Плохие контакты, плохо привернуты гайки или нечистая поверхность контактов и контакторов | 1) Привести в порядок контакты |
2) Понижена плотность электролита | 2) Откорректировать электролит | |
- слишком низкое при зарядке и разрядке | Внешнее или внутреннее короткое замыкание | Заменить аккумулятор или устранить замыкание |
Ненормальное выделение газов: | ||
- выделение газов при разрядке | Примеси в электролите | Сменить электролит |
- отсутствие газообразования при заряде в то время, как в других аккумуляторах оно протекает нормально | Короткое замыкание в аккумуляторе | Необходима проверка аккумулятора. Если напряжение при заряде и разряде не достаточное, сменить аккумулятор |
Плотность электролита аккумуляторной батареи слишком низкая | Электролит долго работает. Большой процент углекислых солей | Произвести полную или частичную замену электролита |
Сильный нагрев аккумуляторов и зажимов | 1) Чрезмерный ток заряда и разряда | 1) Уменьшить ток регулировкой R3Б |
2) Плохие контакты | 2) Подтянуть гайки | |
3) Низкий уровень электролита | 3) Долить необходимое количество электролита | |
Охлаждающее устройство | ||
Температура охлаждающей жидкости и масла дизеля поддерживается на предельно допустимом уровне при температуре наружного воздуха от 20 до 30°С | 1) Загрязнились охлаждающие секции или водомасляный теплообменник | 1) Произвести продувку секции снаружи и промывку их внутри с проверкой на время истечения. Промыть теплообменник масла |
2) Не открылись или открылись не полностью жалюзи, износ манжеты цилиндра привода | 2) Заменить манжеты | |
3) Заедание жалюзи | 3) Отсоединить привод жалюзи от цилиндра привода и несколько раз открыть и закрыть жалюзи вручную | |
4) Не открываются верхние жалюзи при открытых боковых жалюзи – заклинило переключатель | 4) Отсоединить от переключателя воздушные трубки, разобрать, осмотреть детали переключателя, устранить заедание | |
Автоматика холодильной камеры | ||
Повышение температуры охлаждающей жидкости и масла дизеля | Неисправны датчики температуры | Датчики заменить |
Не включается вентилятор холодильника | Неисправен датчик температуры | Перейти на ручное управление тумблером ТВО1 (ТВО2), по приезде в депо устранить неисправность |
|
|
|
Памятка разработана на основе
Руководство по эксплуатации
ТЕПЛОВОЗА ТЭМ14
РЭ
Исп. ТЧМИ Златоустов А.Ю. т. 799455