Все сказанное действительно и для съемки с движущейся точки (с поезда, с парохода, с автомобиля, с самолета) при неподвижном объекте. Безразлично, что именно движется - объект съемки или самый аппарат. Имеет значение передвижение изображения по фотослою, скорость же движения изображения в обоих случаях подчинена одним и тем же законам. Поэтому, например, указанные в табл. 25 пределы выдержек действительны и для съемки пейзажа, фотографируемого с какого-либо вида транспорта (при условии, что нет близкого переднего плана).
Бывают и более сложные случаи съемки, когда одновременно движутся и объект и фотоаппарат. Здесь приходится учитывать обе скорости движения, а также их направления.
Таблица 26. НАИМЕНЬШИЕ РАССТОЯНИЯ, С КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ФОТОГРАФИРОВАТЬ ДВИЖУЩИЕСЯ ОБЪЕКТЫс выдержками в 1/250 и 1/500 секунды | |||||
Скорость объекта (в час) | В трех последних колонках указаны наименьшие расстояния для выдержки в 1/250 секунды | ||||
направление движения объекта съемки относительно фотоаппарата: | прямо на объектив | под углом в 45o | параллельно пленке | ||
3,5 км | Медленно идущий пешеход, пловец, спокойно играющие дети, вода в равнинной реке | 0,8 м | 1,5 м | 3 м | 5 м |
5,5 км | Быстро идущий пешеход, пловец в 100-метровке, лошадь и другие животные шагом, падающий снег | 1 м | 2 м | 4 м | 7 м |
7 км | Трудовые процессы, подвижные жанровые сцены, лыжник в нормальном шаге | 1,5 м | 2,5 м | 5 м | 10 м |
11 км | Оживленно играющие дети, тихоходный пароход | 2 м | 4 м | 7 м | 15 м |
15 км | Велосипедист, конькобежец, лыжник в гонке на равнине, лошадь рысью, быстро движущиеся животные, яхта | 2,5 м | 5 м | 10 м | 20 м |
18 км | Бегун на длинной дистанции, спортивные упражнения, гробной спорт | 3 м | 6 м | 12 м | 25 м |
22 км | Морские полны в обычную погоду, вода в горном потоке | 4 м | 8 м | 15 м | 30 м |
25 км | Трамвай, троллейбус, автобус, грузовик, прыгун, дождь | 4,5 м | 9 м | 18 м | 35 м |
30 км | Легковой автомобиль, мотоцикл в городе | 5 м | 10 м | 20 м | 40 м |
35 км | Футболист, бегун в 100-метровке, велогонщик и конькобежец на длинных дистанциях, быстроходный пароход | 6 м | 12 м | 25 м | 50 м |
45 км | Конькобежец и 100-метровке, хоккеист, лыжник в прыжке с трамплина, скаковая лошадь на длинной дистанции, скутер, товарный поезд | 8 м | 15 м | 30 м | 60 м |
55 км | Велогонщик в 100-метровке, скаковая лошадь на короткой дистанции, пассажирский поозд | 10 м | 20 м | 40 м | 75 м |
70 км | Автомобиль на шоссе, лыжник в слаломе, буер, морские волны в бурю | 12 м | 25 м | 50 м | 100 м |
90 км | Курьерский поезд, электропоезд, самолет при посадке, скоростной спуск с гор на лыжах | 15 м | 30 м | 60 м | 120 м |
направление движения объекта съемки относительно фотоаппарата: | прямо на объектив | под углом в 45o | параллельно пленке | ||
В трех первых колонках указаны наименьшие расстояния для выдержки в 1/500 секунды |
Если объект и аппарат движутся в противоположных направлениях (например, встречные автомашины на шоссе), обе скорости движения нужно сложить, и выдержка потребуется самая короткая.
|
Наиболее простой случай,- когда объект съемки и фотоаппарат движутся в одном направлении и с одинаковой скоростью. Например, два самолета летят рядом со скоростью нескольких сотен километров в час, и с одного из них надо сфотографировать другой, или с движущегося автомобиля надо заснять идущий сзади мотоцикл. По отношению друг к другу объект и аппарат неподвижны (движется земля под ними), и здесь возможна сравнительно не очень короткая выдержка).
|
При движении аппарата и объекта в одну и ту же сторону, но с различными скоростями пришлось бы учитывать только разницу между большей и меньшей скоростями. О влиянии на относительную величину выдержки встречных углов движения было рассказано в первом параграфе этого урока.
Во всех случаях съемки с движения помимо обычных условий приходится учитывать еще одно существенное обстоятельство. Тряска, вызываемая неровностями почвы при езде на автомобиле, толчки поезда и сотрясения вагонов на стыках рельс, а также вызываемая работой двигателей вибрация корпуса автомашины, парохода, самолета, даже когда они стоят на месте,- все это легко передается фотоаппарату, причем даже, казалось бы, незначительное колебание вызывает существенное смещение изображения на фотослое.
Для смягчения таких сотрясений избегайте прислонять аппарат к какой-либо твердой опоре и не опирайтесь на что-либо, а, стоя и согнув ноги в коленях, держите аппарат в руках. Ваш корпус будет пружинить, амортизируя сотрясения, которые могли бы служить дополнительной причиной смазанности снимка. Из предосторожности правильно вычисленную выдержку все же лучше несколько сократить (компенсировав увеличением диафрагмы).