Делегаты IX Съезда некоммерческих организаций России инициировали создание в стране Федерального Народного Совета




ИТОГОВЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ

IX Съезда некоммерческих организаций России

Делегаты IX Съезда некоммерческих организаций России инициировали создание в стране Федерального Народного Совета

18-20 декабря 2018 года в Московском доме ветеранов войн
и Вооруженных Сил прошел IX Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 059 делегатов из всех 85 субъектов РФ,
а также зарубежные официальные делегации и гости из Дании, Белоруссии, Италии, Германии, Украины, Швеции, Индии, Казахстана, Грузии, Латвии, Молдавии, Узбекистана, Китая и других стран.

Собравшись в Москве в период сложной экономической обстановки, делегаты Съезда из всех уголков необъятной России еще раз продемонстрировали историческую общность и собственную идентичность строителей нового будущего своей страны, подлинное единство тружеников некоммерческого сектора.

Съезд прошел при участии депутатов Государственной Думы ФС РФ, представителей руководства федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, социально ответственного бизнеса, наиболее авторитетных некоммерческих организаций, известных государственных и общественных деятелей.

Организатором Съезда выступил Общенациональный союз некоммерческих организаций, генеральным партнером Съезда выступила Группа компаний «Информ Девелопмент», стратегическим партнером – Фонд Вагита АЛЕКПЕРОВА «Наше будущее», деловыми партнёрами стали: Центр гуманитарного образования «Лингва» (г. Сургут) и компания «Инновационная технология оздоровления «Луотерапия», научным партнером – Российская муниципальная академия, главным организационным партнером – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО».

К делегатам и организаторам Съезда с приветствиями обратились советник президента РФ Сергей ГЛАЗЬЕВ, президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Рамзил ИШСАРИН, член Комитета Государственной думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим КУДРЯВЦЕВ, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей КОНЮШКОВ, губернатор Чукотского автономного округа Роман КОПИН, аудитор Счётной палаты РФ Татьяна БЛИНОВА, член Общественной палаты РФ, председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артём МЕТЕЛЕВ, руководитель аппарата Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии Александр ОЛЬШЕВСКИЙ, директор Русского дома в Копенгагене (Дания) Валерий ЛИХАЧЁВ, руководитель некоммерческого объединения Германии «Интеграл для интеграции» Павел ВАЙСМАН, народный артист РСФСР Михаил НОЖКИН и др.

Государственные и общественные деятели в своих выступлениях единодушно подчеркнули, что IX Съезд российских НКО – это важное ежегодное авторитетное мероприятие не только для представителей некоммерческого сектора, но и для органов власти и бизнес-сообщества, по итогам которого, всегда делается всесторонний анализ проблем в сфере правового регулирования деятельности НКО, выявляются тенденции развития сектора, предлагаются инновационные рекомендации по совершенствованию различных мер его поддержки.

Советник Президента РФ, академик РАН Сергей ГЛАЗЬЕВ в своём приветствии охарактеризовал ежегодный Съезд НКО, как крупнейшее значимое мероприятие в некоммерческом секторе страны, направленное на решение проблем построения гражданского общества и участия некоммерческих организаций в реализации социально значимых для народов России проектов. Он выразил надежду, что Президент РФ и Правительство РФ примут все необходимые меры для поддержки социально значимых проектов и создадут необходимые условия для плодотворной деятельности некоммерческих общественно-полезных организаций.

Выступающие также отметили, что за девять лет делегатами Съезда были инициированы и претворены в жизнь существенные поправки к законам и новые постановления Правительства РФ, региональные законы и подзаконные акты. К примеру, появилась в Законе № 7-ФЗ об НКО «информационная поддержка», переделана система грантовой помощи НКО, создан единый оператор президентских грантов, почти у всех региональных грантооператоров появилась «обратная связь», по-другому заработали в стране ресурсные центры для некоммерческого сектора, построены целые Дома НКО, введен в эксплуатацию в тестовом режиме «Портал социальных услуг», в процессе создания Третейский суд НКО и многое другое.

Три дня в рамках пленарных сессий, Всероссийской конференции ГОСГРАНТ 2018, тематических круглых столов обсуждались вопросы выполнения указов и поручений Президента РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов в части развития некоммерческого сектора в России, а также вопросы совершенствования системы государственной поддержки НКО. Представители общественности неоднократно подчёркивали, что последовательная и системная политика руководства страны в отношении некоммерческих организаций позволила определить особую роль этого сектора как поставщика социальных услуг населению.

Делегаты Съезда с большим воодушевлением отнеслись к предложению президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра АЙГИСТОВА создать в России негосударственное, непартийное общественное движение – Федеральный Народный Совет.

«Различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и, в конечном итоге, реализуются именно в местных сообществах, образующих базу гражданского общества. Востребованность новых подходов взаимодействия власти и общества, предлагаемых некоммерческими организациями России, возрастает с каждым годом. В обществе появляется всё больше граждан и общественных структур, которые проявляют свою инициативу, в том числе и на местном уровне. Поэтому сегодня исключительно актуально и востребовано развитие новых инфраструктур подобного взаимодействия и креативные технологии для таких коммуникаций», – отметил Александр АЙГИСТОВ.

Президент Союза НКО России считает, что эффективным институтом гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения могут стать территориальные общественные самоуправления (ТОСы) и муниципальные общественные палаты, которые, в отличие от общественных советов, существующих, хотя далеко не везде, при органах местного самоуправления, могут создаваться в инициативном, заявительном порядке, как некоммерческие организации. Они могут создаваться из представителей общественных формирований, ведущих свою деятельность на территории муниципальных образований и объединяющих наиболее активных граждан, и руководствоваться в своей деятельности Законом № 7-ФЗ «Об НКО» и №-131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Общественный деятель напомнил также, что при Общенациональном союзе некоммерческих организаций в этом году уже создана Федерация муниципальных общественных палат России, и предложил создать в субъектах РФ сеть специальных центров для взаимодействия институтов гражданского общества с органами муниципальной власти, которые могут быть организованы как на базе ресурсных центров, так и на базе представительств общероссийских некоммерческих структур, самостоятельными подразделениями. Таких организаций сегодня пока нет, но Союз НКО готов выступить центральной коммуникационной, научной и организационной структурой для создания такой ресурсной сети.

Александр АЙГИСТОВ засвидетельствовал, что Общенациональный союз некоммерческих организаций, уже объединяющий многотысячную армию российских НКО, включая Федерацию муниципальных общественных палат России и все региональные подразделения Российской муниципальной академии, готов предоставить свою площадку для объединения всех непартийных прогрессивных структур, подключив для этого Общенациональную ассоциацию территориального общественного самоуправления, неформализованные земские сходы, группы территориальных активистов, отдельных граждан и все ресурсные общественно-муниципальные структуры взаимодействия с властью на местах.

«В связи с вышесказанным, обращаюсь к делегатам Съезда и сообщаю наступившем историческом моменте, о крайней необходимости консолидации местных сообществ страны и создания в России «Федерального Народного Совета», негосударственной непартийной общественной структуры, возможно, движения, объединяющего прогрессивные некоммерческие силы и граждан, базирующегося на идеях солидарности, справедливости и самоуправления», – заявил Александр АЙГИСТОВ, который выразил полную уверенность в том, что при правильно созданной инфраструктуре, Совет сможет обобщить стратегическое экспертное видение развития различных отраслей экономики нашей страны с точки зрения её среднестатистического жителя и трансформировать в конкретные прикладные действия и проекты на территориях, также именно на этой основе будут созданы новые финансовые, административные, кадровые и информационные рычаги воздействия.

«Крайне важно создать устойчивую инфраструктуру воздействия, которая отсутствует во всех нынешних политических институтах. Необходимо добиться того, чтобы мнение простого трудящегося, обобщенное аналитическими инструментами и обработанное научным сообществом, напрямую воздействовало на его среду обитания. Разве не об этом обо всём говорит наш Президент РФ Владимир Путин в течение последнего года? – задал вопрос залу известный общественный деятель.

Бурными аплодисментами поддерживая идею создания в стране Федерального Народного Совета, делегаты, выступающие политики, общественники и ученые констатировали, что в стране в кризисном состоянии находится вся система управления, что проявляется в отсутствие экономического роста в масштабах, необходимых для сохранения значимых позиций в мировом сообществе. Сокращение численности населения не удается компенсировать мигрантами, продолжаются негативные явления в системе образования, науки, здравоохранения, а также отсутствует интегративная идеология, стратегическое целеполагание, без которого невозможно стратегическое планирование, разработка различных отраслевых стратегий, национальных проектов, справедливо раскритикованных на ноябрьском заседании Госсовета Российской Федерации.

По мнению главного научного сотрудника Института философии РАН, известного разработчика государственных стратегий в СССР и России Владимира ЛЕПСКОГО, сложность управления государством непрерывно растет с внедрением новых информационных технологий и нарастающей интенсивностью процессов коммуникации и самоорганизации в обществе. Решить же проблему сложности можно только за счет усложнения системы управления на основе разнообразных механизмов включения в нее общественных структур. Причем российская наука является в настоящее время мировым лидером в видении будущего проблематики управления социальными системами.

Владимир ЛЕПСКИЙ отметил, что создание Федерального Народного Совета помогло бы способствовать стимулированию формирования гражданского общества и всех процессов консолидации государства, бизнеса и граждан. Именно ФНС сможет создать предпосылки для организации новых современных механизмов управления страной с использованием прямой демократии в условиях цифровой реальности.

Выдающийся советский и российский учёный, анализируя современные реалии, считает, что в стране имеются категории населения, которые имеют мотивы поддержать становление гражданского общества и совершенствование системы управления страной. Это представители науки, образования, культуры, малого бизнеса, высокотехнологичных секторов экономики и др. Однако их мотивов недостаточно в силу снижения социальной активности, влияния «культа денег», недоверия к государству и крупному бизнесу, утраты позитивного образа будущего. Политические партии также не могут претендовать на роль лидеров в построении гражданского общества в силу их увлеченности политическими процессами, а не результатами, а также в силу потери доверия со стороны общества.

Владимир ЛЕПСКИЙ объяснил, почему именно НКО сегодня в России главные претенденты на роль лидеров в становлении гражданского общества:

Во-первых, НКО за последние несколько лет имели нарастающую финансовую поддержку со стороны государства, что способствовало их интенсивному развитию, в том числе по оказанию социальных услуг, прежде всего на территориях в сфере малых дел.

Во-вторых, в деятельности НКО сформировались социально активные граждане, обладающие опытом организации социальных процессов, неравнодушные к судьбе страны, чувствительные к несправедливости, открытые к проблемам других людей – бескорыстные и готовые прийти на помощь.

В-третьих, НКО оказались хорошо организованными через Общенациональный союз НКО, который охватывает сейчас муниципальные общественные палаты и у которого организованы представительства во всех регионах страны.

По мнению Владимира ЛЕПСКОГО, сама специфика НКО позволяет сделать вывод, что они единственные в стране могут претендовать на роль локомотива в становлении гражданского общества и совершенствовании системы управления страной, но для этого для ФНС понадобится общая информационная платформа по консолидации государства, общества и бизнеса на федеральном, региональном, местном, а также на ведомственных и корпоративных уровнях.

Президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ согласился, что в тяжёлое для страны время именно третий сектор беспрецедентно дополняет институты власти и бизнеса, что именно социально ориентированные некоммерческие организации – уникальные очаги и аккумуляторы человеческой доброты – сегодня могут стать сильнейшим мотиватором для эволюционных изменений в мышлении людей, принимающих ответственные для государства решения.

Общественный деятель при этом напомнил строчки из сказки Леонардо Да Винчи: «Доброта всегда обитает в чутком, отзывчивом сердце. Истинная любовь сказывается в несчастье – как мотылёк, как маленький огонёк, она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла».

Александр АЙГИСТОВ также, как и Владимир ЛЕПСКИЙ, уверен, что представители некоммерческого сектора – в период затянувшихся ожиданий партийных инициатив и молчания элит аккумулируют народную мудрость, интеллект, инновации. Именно НКО должны представить обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров, решении поставленных государством задач в различных сферах.

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и местному самоуправлению Игорь БАБИЧЕВ также поддержал создание Федерального Народного Совета. Это позволит, по его мнению, сформировать и поддерживать социально-экономическое и общественно-политическое пространство на местном и региональном уровне, которое будет напрямую связанным с деятельностью НКО и местных сообществ.

«Федеральный Народный Совет должен создать особую экосистему гражданского участия на местном и региональном уровне, в основе которой долгосрочное стратегическое планирование. При этом необходимо инициативное бюджетирование для решения вопросов местного значения с участием граждан, некоммерческих организаций, бизнес-структур, с привлечением софинансирования из местных и региональных бюджетов.

Под патронатом ФНС, некоммерческие структуры должны стать главными в предоставлении социальных услуг на местном уровне в рамках решения вопросов местного значения. Во всех муниципалитетах из числа активистов именно снизу должны быть организованы общественные палаты, как генераторы и проводники местных инициатив, и субъекты общественного контроля за их реализацией. В рамках ФНС они должны вести отбор, подготовку и продвижение муниципальных кадров – актива местных сообществ, в том числе молодежи. Необходимо инициировать местный депутатский корпус, начать консалтинговое сопровождение их деятельности», – сказал в заключение экс-депутат Государственной Думы ФС РФ, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и местному самоуправлению Игорь БАБИЧЕВ.

Председатель оргкомитета IX Съезда НКО России Александр АЙГИСТОВ заверил делегатов в том, что Федеральный Народный Совет, учитывая мнение каждого среднестатистического человека-труженика, мог бы предложить и новую интегративную идеологию российского общества.

«Я не случайно употребил это слово «труженик», то есть трудящийся, работящий, именно тот, кто отличается трудолюбием. Когда-то в СССР было такое обращение к народу: «Товарищи трудящиеся!» Именно труд граждан нашей страны был во главе угла, был узаконен культ труда и воспевался героизм трудящегося человека.

Трудящийся человек мог не иметь высшего образования, каких-то высоких должностей, но мог и хотел своей работой показывать выдающиеся результаты на благо нашей великой Родины. Лучшие труженики: сталевары, доярки, председатели колхозов, учителя, общественники, военные, деятели науки и культуры избирались в высшие органы власти страны. Именно люди труда принимали важные и ответственные для государства решения. Я жил в то время и уверен, что совсем не на коммунистических постулатах, а именно на героизации человека труда держалась наша страна. Не коммунизм, а особая магия труда была философской основой советской идеологии.

Сегодняшняя же философия жизни, согласно которой нужно покупать больше необходимого, а успех зависит только от богатства, в России точно не имеет будущего», – констатировал Александр АЙГИСТОВ.

Общественный деятель отметил, что пока идеологически собственный путь россияне не нашли, но имеются хорошие подсказки из великого прошлого, которые смогут поставить здравый смысл, справедливость, солидарность и высоконравственные идеалы на первое место, резко перевернув «вниз головой» успевший уже укорениться, особенно у молодёжи, культ денег! Тогда, по мнению Александра АЙГИСТОВА, восстановится и разрыв сознания, сформулируется единая государственная идея, появится, наконец, общепризнанная государственная идеология интегративного общества и ее институты. Именно это даст необходимый импульс к созиданию и обновлению страны.

«Крайне важно, чтобы наш народ искренне верил в то, что он живёт пусть не в самом комфортном и обеспеченном, но в добром и справедливом государстве, базирующемся уже сегодня на такой философии добра и правды, которую демонстрируют социальные некоммерческие организации», – уверен общественный деятель.

Поддерживая создание в России Федерального Народного Совета, о необходимости новой российской идеологии заявила председатель правления Чукотского автономного окружного отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный крест» Ида РУЧИНА.

«Труженики некоммерческого сектора в первую очередь ассоциируются с лучшей отечественной героикой, именно они – хранители добра – отдают все свои силы, свою душу и личные средства на благо других людей, на развитие и процветание институтов взаимопомощи, народной памяти и всеобщего благополучия», – считает Ида РУЧИНА.

Руководитель чукотской НКО рассказала, что в Чукотском автономном округе благодаря мудрой политике властей и деятельности некоммерческого сообщества многие люди включены в активную социальную жизнь территории, и Чукотка стала теперь интересна как новая «туристическая Мекка». Появилась необходимость в маленьких кафе и гостиницах, которых нет пока в сёлах, в дополнительных транспортных услугах и проводниках по новым туристическим маршрутам. Всё это – замечательная возможность для дополнительной занятости и организации здорового активного досуга местного населения.

Подобные проекты, по мнению Иды РУЧИНОЙ, невозможны без грантовой и другой благотворительной поддержки. До 2006 года многие территории поддерживали своих благотворителей местными региональными законами о благотворительности, существенно облегчая налоговое бремя для благотворителей, поддерживающих социальные проекты территорий.

После приведения местных законов в соответствие с федеральным законодательством, помимо местных законов о благотворительности, канули в лету и другие законы, регулирующие различные стороны жизни регионов: браконьерство, экологию, браго-и-самогоноварение, жестокое обращение в семье и другие важные законодательные акты, учитывающие особенности территорий.

Ида РУЧИНА уверена, что настало время вновь обратиться к вопросу о создании «Закона о благотворительности», определить статус благотворителя с наделением его реальными налоговыми и иными льготами. И, как следствие – нужно сделать благотворительность и меценатство достойными уважения не только среди населения, но и у государства.

Эта тема особенно важна для некоммерческих организаций, которые не имеют бюджетного финансирования и во многом зависят от поддержки грантодателей. Но и здесь, по мнению Иды РУЧИНОЙ, необходим дифференцированный подход.

«Скажите – может ли Чукотка, население которой менее 50 тысяч человек на огромном арктическом пространстве вне дорог и устойчивой интернет-связи конкурировать в проектной деятельности с центральными регионами России?

Ответ очевиден – нет. Невозможно – ни по охвату населения, ни по стоимости затрат на транспорт – перелёт, например, пяти специалистов на территорию для реализации проекта стоит минимум миллион рублей.

Но, для удалённой территории каждый новый социальный проект – как новая кровь для организма. Поэтому жизнь Чукотки невозможна без подвижничества волонтёров с их неравнодушными сердцами и позитивной энергией созидания!» – констатировала общественный деятель с Чукотки.

Делегаты Съезда искренне приветствовали общественницу из Чукотского автономного округа. В своих выступлениях они подчёркивали, что трудящиеся на территориях некоммерческие организации и гражданские активисты, выражающие мнение больших и малых групп населения, безусловно стремятся делать что-то нужное, полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное – есть желание воплотить их в жизнь. Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать, понять предложения инициативных граждан или инициативных групп.

Председатель Организационного комитета Съезда Александр АЙГИСТОВ напомнил делегатам, что в мартовском 2018 г. Послании Федеральному Собранию РФ и в майском Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент России Владимир ПУТИН подчеркнул необходимость принятия мер, направленных на укрепление местного самоуправления.

«Считаю эту тематику напрямую связанной с деятельностью НКО на территориях», – сообщил Александр АЙГИСТОВ.

«Хотел бы в связи с этим отметить, что основной упор Президент России сделал не на масштабных серьезных изменениях в муниципальной организации и ее законодательном регулировании, а на необходимости создания современной среды для жизни, на развитие городов и сельских территорий, на решение инфраструктурных проблем и внедрение новых технологических решений, способных вывести на другой уровень эффективность государственного и муниципального управления, а также на создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

При этом Президент России говорит нам, для того чтобы достичь этих результатов, необходимо создание «понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».

В связи с этим возникает вопрос, как нам наиболее эффективно взаимодействовать, как использовать потенциал общественных объединений граждан, как развивать диалог и получать обратную связь? Считаю, именно с этих позиций и следует рассматривать направления дальнейшего развития как местного самоуправления, так и некоммерческих организаций.

Думаю, что именно это направление – главный тренд деятельности НКО на ближайшее будущее», – заявил президент Общенационального союза НКО.

Обсуждая сказанное, делегаты Съезда констатировали, что перед ними ставится очень важная, а с другой стороны – довольно приятная и полезная задача – осмыслить происходящее и предложить направление деятельности на весь следующий год.

В то же время они отмечали, что в преддверии не только нового календарного, но и бюджетного года, сопряженность деятельности НКО с государственным управлением остаётся ключевой.

Формы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления представлены в федеральных и региональных правовых актах: законах, государственных программах, планах мероприятий. Однако, во многих регионах стратегии развития некоммерческого сектора или их разновидности, а также программы поддержки СО НКО отсутствуют.

В некоторых регионах такие программы утверждены, но они имеют ограниченный срок действия и не определяют стратегию развития некоммерческого сектора, которая, безусловно необходима государству.

Делегаты Съезда уверены, что благодаря появлению такой стратегии, сегодня озвучивались бы совсем другие цифры.

Тем не менее, по данным Росстата, на начало 2018 года в России было зарегистрирована 142 тысячи 641 социально ориентированная НКО, это на одну тысячу меньше, чем годом ранее, численность работников в них – 630 тысяч 253 человека, это на примерно на 78 тысяч меньше чем в год назад: было 708 тысяч человек, и это против почти 1 миллиона человек на начало 2016 года, сокращение почти на 36 процентов!

Российские НКО за прошлый год оказали социальные услуги 42 тысячам гражданам. Кроме того, получили юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе 2 813 человек; получили благотворительную помощь в натуральной форме, за исключением оказания социальных услуг и юридической помощи на безвозмездной или льготной основе 6 600 человек; получили благотворительную помощь в денежной форме 1 995 человек.

Макроэкономические показатели: вклад российских НКО в ВВП страны менее 1%, тогда как соседи из Казахстана приближаются к 4%, в Восточной Европе до 8 %, в Западной Европе до 9%, в США более 10%.

Количество организаций, имеющих помещение в собственности 7 544, такое же количество примерно было в прошлом году.

Аренда нежилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 9 840 НКО; аренда нежилого помещения, находящегося в частной или иной собственности – 16 738 НКО; безвозмездное пользование нежилым помещением, находящимся в государственной или муниципальной собственности – 18 699 НКО; безвозмездное пользование нежилым помещением (зданием), находящимся в частной или иной собственности –13 298 НКО; фактическое пользование нежилым помещением, но права на него не оформлены – 2 750 НКО; фактически располагаются в жилом помещении – 4 224 НКО.

72 576 НКО вообще не имеют площадей (более половины всех организаций). Огромное число организаций зарегистрировано в местах массовой регистрации, а также в квартирах и в частных жилых домах. Эта цифра только увеличилась по сравнению с прошлым годом.

Делегаты посетовали, что отсутствие помещений создаёт значительные трудности организациям в осуществлении собственной деятельности и весьма негативно влияет на качество оказываемых услуг. Это, пожалуй, основная нерешенная проблема, которая с каждым годом все более обостряется.

Александр АЙГИСТОВ напомнил участникам мероприятия, что еще в декабре 2012 г. во исполнение статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Правительством РФ было принято постановление №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым были утверждены правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

Однако, большинство регионов до сих пор не приняли собственных ответных актов и распоряжений. С 2013 года должен вестись реестр, где уже находятся НКО, реестр помещений, выставляемых на конкурс для СО НКО и реестр перспективных помещений, которые будут построены, освобождены или переданы НКО в будущем. Реестры, за которые отвечают региональные органы Роскомимущества, почти нигде не ведутся или не находятся в публичном поле. А контроль за этой работой должно осуществлять согласно Постановлению Правительства РФ вот уже в течение шести лет – Минэкономразвития России.

Делегаты Съезда рассмотрели также механизмы использования простаивающих государственных имущественных комплексов, ратуя за создание равных условий доступа НКО и ГБУ к оказанию социальных услуг населению и проектной деятельности.

Органы власти сейчас предоставляют конкретное помещение конкретной организации, которая ремонтирует его, закупает оборудование, мебель и прочее для свой деятельности. И только потом она приступает к оказанию социальных услуг населению. Всё это, безусловно, создает дополнительную надбавку к себестоимости услуг. Также необходимо учитывать риск того, что после хорошего ремонта НКО «попросят» из этого помещения, расторгнув контракт под тем или иным предлогом. Такие случаи, к сожалению, сплошь и рядом.

Делегаты предложили следующий подход: открыть простаивающую инфраструктуру ГБУ для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению. Постараться большему числу организаций предоставить места также, как, например, во времена СССР люди заселялись в коммуналки. Тесно, зато весело и не на улице.

Некоммерческие организации получат возможность использования инфраструктуры ГБУ на определенных взаимовыгодных условиях с целью оказания социальных услуг населению. От НКО – только кадры, методики и рынок потребителей. А оборудование, помещение, доступ, базы клиентов – от государства.

Делегаты Съезда уверены, что это – революционный ход, который, практически моментально сможет снять барьеры и обеспечить равный доступ НКО к рынку социальных услуг.

Уже в прошлом году за счет общего увеличения господдержки и, безусловно, за счет возможности предоставления социальных услуг населению на счета НКО поступило финансовых средств и иного имущества на сумму 849 миллиардов рублей, в позапрошлом году 832 миллиарда рублей, против 687 миллиардов рублей три года назад. Динамика есть: увеличение за два года примерно на 23%!

«Конечно, я про это часто говорю, при таких деньгах давно можно создать государственный или иной банк некоммерческих организаций страны, банк, который выдаст банковские гарантии на участие НКО в конкурсах, тендерах, прогарантирует финансовое обеспечение таких контрактов, обеспечит НКО другими кредитами, в конце концов выведет на финансовый рынок новые услуги для НКО.

При выдаче грантов и субсидий такой банк гарантировал бы с одной стороны собственную устойчивость за счет больших чисел, а с другой – обеспечивал полную прозрачность и движение всех денежных средств в секторе.

В общем, такой банк мог бы стать реальным подспорьем для НКО, решить многие нерешённые сегодня вопросы», – считает президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр АЙГИСТОВ.

Особое внимание делегаты Съезда уделили обсуждению сервисной модели господдержки НКО, которая предложена взамен существующей в России проектной поддержке.

Сейчас уже практически половина всех некоммерческих организаций чтобы как-то выжить осуществляют свою деятельность только за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации. Такая ситуация крайне неблагоприятная.

Делегаты Съезда поддержали идею президента Общенационального союза некоммерческих организаций Александра АЙГИСТОВА начать активное переформатирование коммуникации некоммерческого сектора и власти.

Несмотря на то, что внедрен статус исполнителя общественно полезных услуг, хоть и не в полную силу, но все же заработал 442 федеральный закон, по которому НКО привлекаются в качестве поставщиков социальных услуг населению – по мнению делегатов Съезда необходима новая региональная сервисная модель предоставления поддержки некоммерческим организациям.

Поддержка в первую очередь должна быть адресной. Нельзя подходить по одному и тому же шаблону к совершенно разным организациям по масштабу, специфике деятельности и, соответственно, потребностям.

Сейчас есть гранты, субсидии, есть имущественная поддержка, информационная и другие виды помощи. Но, зачастую, на разных этапах деятельности организации ей нужны разные виды поддержки.

Если она только открылась – ей нужно наладить хозяйственную деятельность, обеспечить себя помещением, подобрать кадры, найти стартовый капитал.

Если организация имеет свою продуктовую линейку и уже выпускает социальную продукцию – для нее главное – содействие со сбытом, налаживание контактов с сетевиками.

Если это крупный фонд со своей пресс-службой, значительными результатами деятельности – ему требуется содействие в присутствии в прессе.

Сервисная модель предусматривает работу с конкретными задачами и проблемами НКО, а не просто предоставление ей той или иной поддержки, оговоренной в Законе и постановлениях, не одноразовую поддержку ее проекта.

Поддержка в рамках сервисной модели должна предоставляться по нескольким категориям. А это – не только гранты и помещения. Это – поддержка в сбыте продукции, и помощь в поиске клиентов и партнеров, и содействие в сертификации товаров и услуг, и подбор квалифицированных кадров, и помощь в выходе на рынок государственных закупок, и содействие в организации эндаумент-фондов и многое другое. Речь идёт о совершенно новой ступени в сфере государственной поддержки, а, следовательно, и развитии некоммерческого сектора России.

Продолжая идею сервисной модели, делегаты Съезда высказались и о централизации всех закупок на проекты, поддержанных государством.

Если проанализировать и сопоставить сметы проектов-победителей конкурсов грантов, то выявятся типовые расходы. Например, закупка компьютеров, камер, фотоаппаратов, бумаги, канцелярских товаров и прочее.

Каждая некоммерческая организация будет закупать товар или услугу отдельно – и это рыночные розничные цены. А если делать закупки централизовано (составить единый список закупок, обобщить его, выбрать наиболее востребованные модели и сформировать единый заказ на электронной торговой площадке, т.е. объявить тендер), то можно добиться снижения стоимости до 50%, если не больше.

Представители органов государственной власти и местного самоуправления сами отмечали на Съезде, что они уже куда дальше пошли в этом вопросе. Практикуются коллективные закупки бюджетных учреждений, когда несколько учреждений закупают вместе и, соответственно, дешевле бумагу, картриджи, принтеры, хозтовары, а муниципалитеты, например, закупают новогодние елки, украшения и подарки также централизовано. Поставщику так удобнее – он продает оптом. А, представив тендер производителю, можно выбить дополнительные скидки и особые условия.

Делегаты Съезда предложили перевести все гранты, в первую очередь федеральные, на такого рода закупки. Нужен компьютер по смете – подавай заявку и приходи за ним в специализированную организацию: цену на него тебе скажет са



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: