ВНИМАНИЕ; ВОСПРИЯТИЕ; МЫШЛЕНИЕ; ВООБРАЖЕНИЕ; РЕЧЬ; ПАМЯТЬ




СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК

 

Стремление родителей воспитать успешных и образованных детей естественно. Самые «продвинутые» родители понимают, что в деле образования детей навык осознанного чтения РЕАЛЬНО стоит на первом месте и далеко от всего остального, потому что это «всё остальное» от него, в общем-то, и зависит.

Зависят даже успехи в математике, потому что, например, условие задачи, нужно не просто как-нибудь прочитать - нужно точно понять смысл прочитанного, выделить главное и чётко представить себе в уме картинку, прописанную в задаче.

Всё это возможно только при условии правильного обучения ребёнка умению читать.

Так что абсолютно понятно, почему многие родители, желая научить своё чадо нормально читать, приходят к необходимости решить очень непростую задачу: выбрать методику, по которой карапуз легко и быстро научился бы складывать буквы в слова.

И ещё родители хотят, чтобы методика обучения гарантировала бы не только эффективное обучение и желательно без проблем, родители очень даже хотят, чтобы ребёнок не просто научился читать, а чтобы ему потом нравилось читать книги, чтобы он предпочитал книгу разным смартфонам, компьютерам и телевизору.

 

Из всех существующих способов обучения чтению (а их больше десятка!) наибольшей популярностью последние годы пользуются две методики: кубики Зайцева и кубики Чаплыгина.

Методика Николая Александровича Зайцева имеет уже приличный срок практического применения - более 25 лет. Методика Евгения Васильевича Чаплыгина появилась относительно недавно и активно применяется всего 7 лет, но это единственный в стране способ обучения чтению, получивший Патент РФ.

Обе методики не стоят на месте, обогащаясь новыми приёмами и опытами практического применения кубиков. И сколь неблагодарной работой не было бы сравнение, попробуем всё же провести сравнительный анализ этих обучающих комплектов.

Перед тем, как будем сравнивать, договоримся, что выводы будем делать не в результате поверхностного сравнения, то есть сравним не только ТО, ЧТО мы видим, читаем в отзывах или в рекламе, или в какие игры играем.

Мы сравним процессы, которые происходят в головах у детей при обучении чтению по разным методикам, с применением разных игр и упражнений, потому что итог обучения как раз и зависит от того, ЧТО и КАК происходит в голове ребёнка при обучении, от того - КАК работают у него процессы ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ и ПАМЯТИ. Вот это и будет объективным сравнением, а не просто наши эмоции и впечатления от содержания методик, от увиденного и услышанного.

 

Почему так?

 

Если сравнивать игры и упражнения, заложенные в методику, если сравнивать содержание наборов по количеству кубиков, карточек, таблиц, по количеству различных игр, то «Кубики Зайцева» выигрывают в глазах родителей и педагогов с большим отрывом. Опытный педагог сможет проводить занятия по методике Н. Зайцева весело и интересно - будут довольны и дети, и родители.

В этом плане есть существенный минус у этой методики, и касается он родителей - нужно очень прилично подготовиться, чтобы качественно проводить занятия дома со своим малышом. Просто достать из коробки кубики и сказать - мы будем с тобой играть и учиться читать - не получится. К каждому занятию нужно готовиться.

Вопрос - а ЧТО и ЗАЧЕМ заносится в голову ребёнку, КАК он будет этим пользоваться, будет рассмотрен далее.

 

Набор кубиков Чаплыгина «Я САМ читаю!» выглядит гораздо скромнее - самих кубиков в 4 раза меньше, картинок в наборе тоже меньше, практически нет таблиц.

 

Если сравнивать конструкции кубиков, то между ними вообще нет ничего общего - у Зайцева кубики разноцветные и это не случайно - цвет задействован в играх и упражнениях, к тому же они гремят, звенят, то есть издают разные звуки. А кубики Чаплыгина деревянные, с магнитами и больше никаких внешних примечательностей не имеют.

Есть правда один большой плюс, который внешне никак не проявляется, а работает он «в процессе» - это подбор и количественный состав БУКВ на кубиках. БУКВЫнанесены на кубики в таком порядке и в таком количестве, которые позволяют собрать не просто бесчисленное количество СЛОВ, даже очень сложных и длинных. Состав и количество БУКВ на кубиках позволяет из относительно небольшого общего количества кубиков в наборе составлять предложения типа - МАМА, ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ или МЫВИДЕЛИ В ЗОООПАРКЕ СЛОНА, ЛЬВА И ТИГРА (полный набор – 32 кубика), чего ни с «Кубиками Зайцева», ни с каким-либо другими пособиями сделать не удастся.

Наличие в наборе «Я САМ ЧИТАЮ» двух чистых кубиков (на них нет букв) позволяет наглядно показать ребёнку важность пробелов в тексте между словами, а также придумывать много игр на формирование навыка грамотного письма уже во время обучения чтению.

 

Вернёмся к «Кубикам Зайцева».

Н. Зайцев решил учить детей читать не просто по СКЛАДАМ, что уже само по себе очень сильно облегчает ребёнку обучение чтению. Он придумал для лучшего и более лёгкого восприятия «глазками и ушками» и запоминания ребёнком учебного материала, сделать СКЛАДЫ«звучащими» и разделил их по цвету, привязав эти отличия к согласной БУКВЕ, как основной словообразующей букве в русском языке.

Кстати, эти разные звуки являются опорой для ребёнка при запоминании БУКВ и СКЛАДОВ. Другими словами - ребёнок по замыслу автора методики должен опираться на эти разные звуки, как при запоминании, так и при вспоминании, а также при прочтении целых СЛОВ.

 

Обратите на этот момент своё внимание - это не просто особенность методики или интересная придумка автора - это принципиально важный момент, практически - это ключевой момент методики.

Для реализации этой задумки и идеи сделать кубики «звучащими» и обучать детей таким вот образом, в методике чуть ли не самыми главными обучающими упражнениями являются «попевки», чистоговорки и скороговорки.

Повторяются эти игры и упражнения бесчисленное количество раз и имеют одну ЦЕЛЬ - ребёнок должен всё это запомнить что называется «назубок» - чисто и без запинок назвать любой СКЛАД или любую БУКВУ на любом кубике. Считается, что только в этом случае есть гарантия, что он прочитает СЛОВО.

Методика предписывает, что сначала нужно надёжно выучить с детьми СКЛАДЫили какую-то часть СКЛАДОВ и только потом пытаться читать СЛОВА.

Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на этот момент - с ребёнком сначала заучивают СКЛАДЫ, а потом предлагают прочитать целое СЛОВО. Этот момент и этот порядок действий при обучении чтению заложен в игры и упражнения, и на этом моменте построена вся методика обучения чтению «по Зайцеву».

 

Такой подход в обучении чтению отличается от традиционного и привычного подхода и от прочих методик только одним существенным моментом - во всех прочих методиках сначала «изучают и заучивают БУКВЫи ЗВУКИ», а затем пытаются «читать СЛОВА». А в методике Н. Зайцева «заучивают СКЛАДЫ» и затем пытаются «читать СЛОВА», применяя эти знания.

 

Далее маленькое отступление, которое важно осознать и понять.

То, что разные методики, в том числе и методика Н. Зайцева, различаются между собой всякими карточками, таблицами, играми, упражнениями и объяснениями - вообще не принципиально, как бы не спорили методисты и разные «знатоки», доказывая оригинальность того или иного автора.

Все эти «уловки» и авторские «придумки» имеют в итоге общую ЦЕЛЬ - ребёнок должен для начала просто запомнить, а потом нам всем станет легче, потом мы что-нибудь придумаем, чтобы ребёнок как-то сообразил, как-то соединил у себя в голове эти «знания» и прочитал нам СЛОВО. Пусть для начала не в целом виде, пусть сначала по СЛОГАМ или по СКЛАДАМ, но чтобы у него получился ДО-М, а не ДЭ-О-ЭМ, МА-МА, а не ЭМА-ЭМА.

В итоге всё «авторство» в различных методиках сводится к придумыванию таких игр и упражнений, чтобы ребёнку было легче запомнить. Получается, что ПАМЯТЬ ребёнка ставят на первое место в обучении, а одна методика отличается от другой фактически по одному показателю - в методике А ребёнок надёжно запоминает в среднем после 150-ти повторений, а в методике Б нужно повторить раз 300, чтобы надёжно запомнил. Ну и делается вывод - методика А в два раза более эффективная. Понятное дело, что всё это более чем несерьёзно.

 

Вернёмся к сравнению методик.

 

Справедливости ради нужно сказать, что это подход Н. Зайцева более рациональный и эффективный, чем всё остальное - дети избавлены от необходимости «изучать» до школы «звуко-буквенный анализ», который только запутывает ребёнка и отбивает всякий интерес и желание учиться читать.

 

Итак, что мы имеем после краткого внешнего обзора «Кубиков Зайцева»:

· В наборе достаточно много кубиков - более 60-ти штук.

· В наборе много карточек.

· В наборе имеется таблицы, где перечисляются более 240 складов.

· Сами кубики имеют разный цвет и «издают разные звуки».

· Цвет кубиков и звуки привязаны к согласной букве.

· Ребёнок в итоге должен научиться определять по цвету и звучанию кубика - какая согласная буква может быть в этом складе - «звонкая» или «глухая», «твёрдая» или «мягкая».

· В методике предлагается поиграть в достаточно много различных игр и проделать много различных упражнений. Все эти игровые занятия имеют всего одну цель - ребёнок должен запомнить - КАК произносятся все эти склады на кубиках, и потом на этой базе знаний пытаться читать СЛОВА.

· При обучении чтению целых СЛОВ применяются также различные игры и интересные упражнения.

Нужно отметить такой момент в обучении детей чтению - приличного КАЧЕСТВА в итоге можно добиться и при НЕэффективных действиях. Но, при одном условии - процесс нужно растянуть по времени, нужно одно и то же повторять «по пятьсот раз», а чтобы ребёнку не надоело, превратить всё это дело в интересную игру.

У ребёнка есть интеллект, и когда интеллекту «надоест» повторять одно и то же, пусть даже в игре, интеллект «доделает всю работу сам», то есть исправит все «косяки» методики и ребёнок научится делать то, чего от него ожидают.

К счастью для ребёнка наш мозг обладает такими способностями и возможностями.

Проблема только в том, что кроме интеллекта на весь процесс обучения значительное влияние оказывает темперамент ребёнка, психотип ребёнка и его воспитание. И если что-то пойдёт «не так» в обучении, то эти три фактора могут оказать такое негативное влияние, что процесс обучения просто остановится и даже интеллект не поможет - ребёнок будет просто устраивать истерики при одном упоминании о том, что «а сейчас мы немножко позанимаемся чтением», например.

Продолжим сравнение методик.

Итак, ЧТО же происходит в голове малыша при обучении «по Зайцеву»? В любом обучении чему угодно участвуют умственные процессы:


ВНИМАНИЕ; ВОСПРИЯТИЕ; МЫШЛЕНИЕ; ВООБРАЖЕНИЕ; РЕЧЬ; ПАМЯТЬ


ВНИМАНИЕ детей задействовано и работает очень хорошо, потому что всё происходит в игре, где нельзя отвлекаться - можешь пропустить что-нибудь интересное.

Но, есть в работе процесса ВНИМАНИЕ один очень негативный момент, особенно, если методика Н. Зайцева применяется ранее шести лет.

Любой умственный (и не только умственный, но и физический) процесс в голове имеет свойство специализироваться, то есть поддаётся тренировке и в итоге - умеет делать только то, чему его научили.

Так вот, если вы в различных играх и упражнениях достаточно долго будете на что-то обращать ВНИМАНИЕ ребёнка, это приведёт к тому, что ребёнок будет смотреть на целый объект, а видеть там только детали, то есть только то, что вы с ним долго «изучали» и запоминали.

 

ЧТО произойдёт в голове малыша, если с ним десятки и сотни раз повторить БУКВЫи СКЛАДЫ(или СЛОГИ - разницы нет никакой)?

Даже если это будут интересные игры, результат будет один и тот же - ребёнок будет смотреть на целое СЛОВО, а видеть в нём будет отдельные БУКВЫили СКЛАДЫ(или СЛОГИ). Его ВНИМАНИЕ будет буквально фокусироваться и буквально выискивать среди кучи кубиков или ряда БУКВ или СКЛАДОВ именно ТО, ЧТО он знает, ЧТО ему занесли в ПАМЯТЬ.

К чему это приводит, будет показано далее.

 

ВОСПРИЯТИЕ работает уже в ограниченном режиме и достаточно напряжённо, потому что для лёгкого и правильного ВОСПРИЯТИЯ новой информации про БУКВЫи про СКЛАДЫребёнку требуется понимание, а понимание как раз отсутствует, потому что, например, вот ЧТО тут должен понять ребёнок:

большие "золотые",

маленькие "золотые",

большие "железные",

большой "двойной железный",

маленькие "железные",

маленький "двойной железный",

большие "деревянные",

большие "двойные деревянные",

"железно-деревянный",

и так далее.

Правильно, - понимать здесь и не надо, нужно просто запомнить! Поэтому малышу приходится ВОСПРИНИМАТЬ всё «как есть».

Выше было показано негативное влияние такого фактора, как «специализация внимания » при попытке прочитать СЛОВО сразу целиком.

Так вот, умственный процесс под названием ВОСПРИЯТИЕ, тоже имеет свойство специализироваться при работе и ребёнок при том, что смотрит на целое СЛОВО, видит и воспринимает в нём только отдельные СКЛАДЫили БУКВЫ, только потому, что вот таким образом научили работать ВОСПРИЯТИЕ у ребёнка, когда он смотрит на объект - БУКВУ или СКЛАД (СЛОГ). Оно специализировалось или натренировалось (и так, и так верно будет) и по-другому воспринимать объекты не умеет.

 

 

МЫШЛЕНИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ работают в голове, скажем так, в связке и по своим законам - в соответствии с возрастом ребёнка.

Так вот, чтобы понять и представить себе в уме - ЧТО и КАК нужно сделать, чтобы получилось новое СЛОВО, ребёнку нужно на момент началаобучения чтению вот таким способом, уже обладать словесно-логическим мышлением, потому что за эти и подобные умственные операции отвечает именно этот вид мышления - словесно-логический.

 

И вот тут появляется первая трудность для ребёнка и неочевидная ловушка для родителей, желающих обучать ребёнка чтению в 3 – 4 – 5 лет вот по таким методикам.

Трудность и ловушка заключаются в том, что словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей только после пяти лет и, даже, ближе к шести. Это биология, это Природа. Ускорить это невозможно, если только на полгодика, но для этого нужны специальные занятия в этом направлении.

Других способов и методов наглядно показать ребёнку - КАК и ПОЧЕМУ образуются новые СЛОВА, и чтобы ребёнок буквально за два-три показа-объяснения понял - ЧТО ему самому делать, в данной методике просто нет.

Остаётся в играх повторять одно и то же бесконечное количество раз, чтобы малыш просто запомнил.

Обычно если ребёнок элементарно забыл что-то, а в нашем случае он может забыть БУКВУ или СКЛАД, то ему говорят: «Подумай!».

Толку от таких призывов нет никакого, потому что по законам работы мозга вот в таких ситуациях «подумать » означает практически только один вариант - мысленно перебрать варианты, которые хранятся в ПАМЯТИ. И если нужный вариант «вылетел из головы», то есть - забылся, то у ребёнка нет шансов вспомнить и думать ему не над чем.

Для того, чтобы ребёнок смог бы реально подумать и придумать то, что нужно, если забыл, то его этому нужно учить заранее - дать возможность самому составлять разнообразные варианты СКЛАДОВ из БУКВ. Только в этом случае ребёнку можно говорить: «Подумай!».

В данной методике такой вариант обучения не предусмотрен.

РЕЧЬ в игровых занятиях по методике Н. Зайцева развивается очень даже хорошо - в играх много речёвок, попевок, скороговорок и чистоговорок. Всё это, конечно же, отлично развивает и язык, и речь маленьких учеников.

ПАМЯТЬ, по сравнению с остальными умственными процессами, во время обучения по методике Н. Зайцева, играет главную роль. Собственно говоря, на неё вся надежда, поскольку главным условием успешного обучения чтению является запоминание складов и их характеристик - «звонкий», «золотой» и так далее.

Но, чтобы ребёнок всё это надёжно запомнил, нужно повторять и повторять.

Если нет понимания, то запоминание обеспечивается только через многочисленные повторения, и это - Закон работы мозга.

 

Поскольку в обучении «по Зайцеву» применяется очень много заданий, упражнений и интересных для детей действий, то ПАМЯТЬ развивается у ребёнка очень хорошо.

Но, опять же в обучении чтению «по Зайцеву», особенно в возрасте до шести лет, есть очень большой минус в работе ПАМЯТИ. И даже не в работе, а в организации работы ПАМЯТИ, что очень негативно сказывается на первых очень важных попытках читать СЛОВА в целом виде и, тем более, читать предложения.

Выше было написано, что ПАМЯТЬ у детей, обучавшихся «по Зайцеву», развита очень хорошо, и это действительно так.

Но видов памяти достаточно много и все они имеют разное «назначение», скажем так, и разную специализацию. Каждый вид памяти хорошо работает только в своей области, при решении своих конкретных задач, и плохо или совсем не работает, если меняются условия - запоминали одно и одним способом, а спрашивают другое или даже - то же самое, но вспомнить нужно по-другому. Для детей это вообще часто неразрешимая задача и призывы «подумать чуть чуть» не помогают.

 

Штука в том, что в играх и упражнениях с «кубиками Зайцева», а также с таблицами активно работает декларативная память. Дети всё запоминают, находят, показываю и называют. А когда ставится задача прочитать эти же БУКВЫи СКЛАДЫ(или СЛОГИ), то выполнить это задание возможно только при активном участии процедурной памяти.

 

Справка:

Декларативная память, это такой вид памяти, которая отвечает на вопросы - ЧТО ЭТО, КТО ЭТО, КОГДА ЭТО и тому подобные вопросы. Короче говоря - она «отвечает» за наши знания.

Процедурная память «отвечает» за наши умения, навыки и опыт. Она отвечает на вопрос - КАК это сделать? Процедурная память отвечает НЕ за то, ЧТОмызнаем, она отвечает за то, ЧТО мы умеем ДЕЛАТЬ с этими знаниями. И если во время обучения её не задействовать, то ребёнок будет просто хорошо знать БУКВЫ, СКЛАДЫили СЛОГИ, но ЧТО и КАК с ними ДЕЛАТЬ, он не будет ни понимать, ни уметь.

И вот это очередная и неочевидная трудность для детей, когда с ними долго учат или «изучают» всё, что связано с БУКВАМИ, СКЛАДАМИ или СЛОГАМИ.

Выводы по этим критериям оценки:

 

· ОПОРА в обучении чтению делается на запоминание СКЛАДОВ через ЦВЕТ и через ЗВУК кубика.

· Привязка цвета и звука, издаваемого кубиком, к БУКВЕ или к СКЛАДУ. У ребёнка на всю свою мощь включается ассоциативная память - он ассоциирует ЦВЕТ и ЗВУК с изображением на кубике.

Это чуть ли не ведущий вид памяти у детей и они, когда что-то легко и очень быстро всё запоминают, пользуются именно ассоциативной памятью. А вот ещё одна непонятная для взрослых проблема - подобные ассоциации во время процесса чтения СЛОВ и ТЕКСТА не только НЕ работают, а наоборот - мешают ребёнку думат ь.

Ассоциации помогают малышу только вспомнить БУКВУ или СКЛАД.

Вот так он поначалу и читает СЛОВО - увидит - вспомнит - назовёт СКЛАД - переведёт взгляд на следующий СКЛАД - увидит - вспомнит - назовёт, и вот так - до конца СЛОВА, если оно длинное.

Но вот «прочитав» вот таким образом всё слово, назвать его не может. А тому, кто на всё это смотрит со стороны, вообще непонятно - как такое может быть - вроде прочитал, пусть медленно и по слогам, но прочитал же, а ЧТО прочитал - не знает!

У детей в возрасте до 5 лет эта проблема чуть ли не №1, когда с ними предварительно заучивают БУКВЫ, СКЛАДЫили СЛОГИ.

КАК решать эту неочевидную проблему взрослым непонятно. ПРИЧИНА её возникновения тоже непонятна, и они применяют «тупой» метод - «читай хоть двадцать раз, пока не расскажешь - про что ты читал».

 

А причина описана выше.

· Главным умственным процессом в обучении «по Зайцеву» выступает ПАМЯТЬ ребёнка. Влияние МЫШЛЕНИЯ на обучение чтению по «Кубикам Зайцева» довольно сильно ограничено, поскольку там в процессе нужно только запоминать, а потом вспоминать, когда попросят.

А вот нейробиология и законы обучения отдают приоритет в обучении таким умственным процессам, как МЫШЛЕНИЕ и ВООБРАЖЕНИЕ.

К тому же, если над заданием не нужно думать и что-то там представлять и воображать себе в уме, а нужно просто вспомнить то, что заучивали, то ИНТЕЛЛЕКТ «отдыхает».

 

· В методике отсутствуют игры и упражнения «на слияние» двух БУКВ.

Ребёнку не дают знаний и не образуют навыков в этом плане, а также не показывают и не объясняют - КАК получается, например, БА, БИ, БЕ, БО или МА, МИ, МЕ, МУ, и ЧТО ему нужно самому ДЕЛАТЬ, чтобы составить эти и другие склады. Ему просто предлагают ЗАПОМНИТЬ готовые, прописанные на кубиках СКЛАДЫ.

 

Чтобы понять - КАК получаются все эти МА - МИ - МЕ - МУ или МА – ША – ПА – КА ребёнку нужно дать возможность СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ и ПОЧУВСТВОВАТЬ весь этот процесс от начала и до конца.

Только в случае САМостоятельных действий с БУКВАМИ вопрос и проблема с пониманием - КАКсоставляются и прочитываются СЛОВА, отпадает сама собой. И ещё одно практическое наблюдение - одновременно составить много слов невозможно из-за того, что кубики с «нужными складами» уходят на другие слова. Составлять предложения также невозможно, если только из двух-трёх слов.

 

Конечно же, детки в итоге всё равно обучаются читать и обучаются гораздо лучше, чем по традиционному фонемному методу - через «изучение» букв и звуков, через развитие фонематического слуха, через звуко-буквенный анализ и прочую галиматью.

Знаниями всё это может стать только одном случае - если все эти вещи объяснять ребёнку после 12-ти лет, когда у него оформятся все типы мышления (абстрактно-логическое) и он способен будет всё это понять.

 

Николай Александрович Зайцев придумал свою методику лет тридцать назад, как отличную альтернативу бестолковой школьной программе. Предназначалась методика для детей шести-семи лет - как раз в этом возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление и дети начинают понимать объяснения педагога, а также начинают понимать - ЧТО и КАК им самим делать с кубиками, чтобы научиться читать.

В этом случае всё проходит нормально и успешно.

 

Мода на раннее развитие опустила этот возрастной порог до трёх лет и ранее. Никому в голову не приходит задать простой вопрос - а КАК всё ЭТО малыш должен понять и на основе понимания легко научиться читать. Научить малыша читать с применением подобных методов и по причинам, описанным выше, не получается. Поэтому понимание задвинули подальше, а за основу взяли игры и бесконечные повторения.

 

Объяснения логопедов и разных «знатоков», что во всём виноват недоразвитый слух ребёнка, невнимательность, гиперактивность и прочие «диагнозы» и ярлыки, которые навешивают на ребёнка, говорят о том, что эти «товарищи» просто не разбираются в возрастной физиологии и в методиках обучения. В итоге параллельно с методикой Н. Зайцева в программу по обучению деток чтению с трёх лет они рекомендуют включать и развитие фонематического слуха, и занятия с логопедом, и специальные занятия по развитию речи и ещё много чего понапридумывали, чтобы методика обучения чтению выглядела солидно - ведь так проще заморочить родителям голову, чтобы и самим выглядеть солиднее.

 

Если бы «Кубики Зайцева» применяли с шести лет, как это и было задумано когда-то, то проблем с обучением ребёнка чтению и не было бы.

По существу, в реализации этого варианта была бы только одна проблема - родителей и педагогов нужно было бы сначала очень основательно обучить пользоваться этой методикой, потому что она не так проста, как описывается в рекламе. Но непроста она для родителей и педагогов, а дети, если всё сделать правильно и разумно, обучаются читать без особых проблем.

Рассмотрим методику Чаплыгина и обучающий набор кубиков «Я САМ ЧИТАЮ» с этих же позиций - ЧТО происходит в голове ребёнка и КАК он обучается читать. Методика рекомендуется к применению после трёх лет, но не ранее. При этом очень желательно, чтобы малышу к этому времени дома прочитали достаточное количество детских книжек с картинками и его речь должна быть достаточно развитой. При этом какие-то логопедические проблемы не помешают ребёнку научиться читать. Скорее наоборот - осознанное чтение поможет ребёнку быстрее освоить язык и произношение.

 

Как можно добиться с малышом осознанного чтения в таком раннем возрасте? Возможно ли это вообще? Это, пожалуй, главный вопрос и проблема, и ответ на него должен быть внятным и аргументированным.

 

Сразу договоримся, что осознанным чтением будем считать только такое чтение, когда прочитав стишок или рассказ, ребёнок сможет его пересказать хотя бы своими словами, если малышу от трёх и до пяти лет и дословно, если больше пяти лет, и, причём, сделать это он должен после первого же прочтения. Это означает, что уже во время чтения ребёнок понимает смысл читаемого текста.

Также договоримся, что если ребёнку даже для вольного пересказа нужно прочитать текст несколько раз, то это уже не обучение чтению, а дрессировка.

 

Справка.

Дрессировка, это один из способов обучения, когда для достижения нужного результата, одно и то же действие (неважно - физическое это действие или умственное) повторяют с учеником очень много раз, чтобы он просто запомнил. Понимание при таком обучении обычно не требуется - всё решает количество повторений.

Как не попадать в ситуацию дрессировки при обучении ребёнка чтению. Ведь ни для кого не секрет - по сколько раз приходится повторять с малышом и БУКВЫ, и СЛОГИ, и прочитывать одни и те же СЛОВА или предложения, чтобы он сказал - ЧТО он только что прочитал?

А сколько на это тратится нервов и времени - вообще никто не считает. Также никто не задумывается об отсроченных последствиях вот такого обучения - а захочет ли ребёнок потом брать в руки книжку, чтобы почитать? Потом родители обычно спрашивают - ЧТО и КАК нам сделать, чтобы ребёнок полюбил читать книжки и не задумываются при этом, что вопрос этот нужно было задавать ДО того, как начинали обучение чтению.

 

ВНИМАНИЕ ребёнка работает в активном режиме. Этому способствует конструкция кубиков - в них встроены магниты и это позволяет собирать любые комбинации из БУКВ.

 

Именно этот момент - то что кубики не статичны, а ситуация меняется и изменяет её САМ ребёнок, является решающим моментом и в привлечении ВНИМАНИЯ, и в его удержании на объекте обучения. Это важный момент методики, потому что мы обращаем и удерживаем своё произвольное ВНИМАНИЕ преимущественно на то, что изменяется.

Эти изменения являются гарантией того, что ВНИМАНИЕ ребёнка НЕ становится жестко привязанным к отдельным БУКВАМ, оно специализируется НЕ на БУКВАХ, а на изменениях, ведь сочетание БУКВ в словах тоже меняется. Это очень важно и при чтении текста - там в комбинациях букв в словах и в самих словах нет постоянства - ситуация всё время меняется, поэтому ВНИМАНИЕ ребёнка должно быть готово воспринимать эти изменения.

Кубики «Я САМ ЧИТАЮ» идеально готовят ВНИМАНИЕ ребёнка к такой работе.

 

ВОСПРИЯТИЕ

Важнейший умственный процесс, потому что «как будет воспринято, так будет и понято». Поэтому необходимо с первых же попыток ребёнка что-либо делать с кубиками и с БУКВАМИ на кубиках должно обеспечиваться правильное ВОСПРИЯТИЕ новой для него информации. Все игры, начиная с первой, прописанные в методичке к набору «Я САМ ЧИТАЮ» строго отвечают этому правилу. Все умственные и физические ДЕЙСТВИЯ малыша с первой же игры будут направлены на то, чтобы он сразу же правильно ВОСПРИНИМАЛ обучающую ситуацию. Этот момент исключительно важен для понимания и того, что ему говорят и показывают, и для того, чтобы он смог САМ это повторить и объяснить - ЧТО и КАК он делал.

 

Кубики «Я САМ ЧИТАЮ» с первого игрового занятия формируют правильное ВОСПРИЯТИЕ и объяснений взрослого, и собственных действий с кубиками.

 

ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Как было сказано ранее, одно без другого работают плохо, поэтому очень желательно, чтобы в играх у ребёнка включались оба процесса. Игры с кубиками Чаплыгина на 100% включают и ВООБРАЖЕНИЕ, и МЫШЛЕНИЕ, потому что иначе у малыша ничего не будет получаться. Проще говоря - думать за него во время игры никто не будет. Замечено, что если игра увлекает ребёнка, то его не нужно уговаривать «подумать чуть чуть», он делает это САМ. А самое главное преимущество при обучении детей чтению по кубикам «Я САМ ЧИТАЮ» заключается в правильной организации работы МЫШЛЕНИЯ - малыш думает не по шаблону - ему постоянно во время игры приходится думать - искать и находить варианты и принимать решение.

МЫШЛЕНИЕ в обучении ребёнка чтению по методике Чаплыгина играет ключевую роль, потому что ребёнку предлагается в занятиях НЕ запоминать БУКВЫ, ЗВУКИ, СЛОГИ и так далее, а думать над тем, что ему показали и о чём рассказали.

 

Работу мышления не по шаблону обеспечивает КЛЮЧ. Когда Вы покажете ребёнку «КАК вы читаете», ему всё равно ещё не до конца будет понятно «как вы превращаете разные буквы в звуки? », «как вы соединяете буквы, чтобы их прочитать?». Объяснения ваши, как бы вы ни старались, малыш всё равно не поймёт. Это очень тонкая грань между пониманием или не пониманием. Как-то увидеть её во время наблюдения за читающим человеком не возможно. Вот простой опыт - посадите малыша себе на колени и начните читать сказку, а ему скажите, чтобы смотрел внимательно за тем - КАК вы читаете, то есть превращаете эти БУКВЫв книжке в ЗВУКИ своей РЕЧИ. А потом попросите попробовать сделать то же самое.

Любой скажет, что это глупость - это невозможно для малыша. Это невозможно НЕ потому, что он не знает БУКВ. Это невозможно потому, что он смотрит в книжку на буквы и не испытывает никаких ощущений, кроме беспомощности. Откройте книгу на испанском языке - ЧТО вы будете ощущать, кроме своей беспомощности? И это при том, что написана она латинскими буквами, которые вы знаете.

Но, нужные нам и ребёнку ощущения можно получить, понять и почувствовать через одно умственное действие, которым мы все пользуемся в некоторых ситуациях. Это умственное действие условно называется КЛЮЧ. В чистом виде КЛЮЧ - это алгоритм или порядок действий при решении задачи или проблемы. Действия в свою очередь могут быть как физическими, так и умственными. С помощью КЛЮЧА ваши действия приобретают смысл и порядок или по-другому, - обретают содержание и форму. В итоге вы получаете то, что хотели получить. И всё это без ненужных проблем и трудностей.

Как только человек (и большой, и маленький) получает в своё распоряжение такой КЛЮЧ и понимает - как им пользоваться, в голове происходит, образно говоря, некий щелчок и всё становится ясно и понятно. Обычно так и говорят в таких случаях, - у меня как-бы что-то щёлкнуло в голове и до меня дошло, - что и как нужно сделать! Так вот этот КЛЮЧ и есть одна из главных особенностей и конструкции кубиков, и методики обучения чтению по этим кубикам - ребёнок буквально видит и ощущает - КАК поворотом кубика и заменой одной БУКВЫв слове, это слово становится другим.

Например, повернув кубик на одну грань, ребёнок САМ превращает слово МАША в слово КАША. Повернув кубик ещё на одну грань, ребёнок увидел, ощутил и понял - КАК слово КАША «превратилось» в слово ПАША. Ему всё видно и понятно и каких-то дополнительных заумных разъяснений не требуется.

Проделав этот «фокус» всего несколько раз, ребёнок усваивает самый сложный для детей момент в обучении чтению - он ПОНИМАЕТ - КАК буковки «сливаются» между собой и КАК получаются новые СЛОВА. Для понимания этого «фокуса» абсолютно не нужны «знания» - какие буквы гласные, а какие согласные и уж тем более не нужен звуко-буквенный анализ.

Попутно при обучении чтению по кубикам Чаплыгина и при включении в работу МЫШЛЕНИЯ и ВООБРАЖЕНИЯ начинает работать ещё один важный закон обучения ребёнка: «Чтобы ребёнок смог в будущем в уме проделывать определённые умственные действия, сначала он должен научиться делать эти действия руками».

В нашем случае - чтобы малыш смог в уме складывать БУКВЫв целые СЛОВА и быстро их прочитывать, он должен сначала САМ руками посоставлять СЛОВА кубиками, а далее он спокойно будет делать то же самое, но уже в уме.

Только так у детей образуется личный ОПЫТ, который заносится в долговременную память и не забывается уже никогда.

Такой поход к обучению - через активную работу ВООБРАЖЕНИЯ и МЫШЛЕНИЯ, через личные ДЕЙСТВИЯ и через приобретение ОПЫТА, считается идеальным для обучения и развития человека в любом возрасте, а у детей - тем более.

Кубики «Я САМ ЧИТАЮ» такой подход обеспечивают.

РЕЧЬ удетей при обучении чтению по методике Чаплыгинаразвивается очень хорошо, потому что игры в методичке основываются



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: