Дисциплина — ВОЗрастная физиология
Факультет — психологический
Отделение — заочное
Уч. год
Преподаватель — Ведясова Ольга Александровна, профессор кафедры физиологии человека и животных.
Учебный план:
Лекции — 6 час.(зимняя сессия)
Семинары — 4 час. (весенняя сессия, 8 вопросов)
Семестровое задание — Контрольная работа (5 вопросов)
Отчетность - ЗАЧЁТ
Вопросы для контрольной работы
1. Показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические и физиологические показатели).
2. Классификация соматотипов детей и подростков (по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому). Сроки формирования разных типов соматической конституции у детей.
3. Значение вилочковой железы (тимуса) для развития организма и её возрастные изменения.
4. Формирование цветового зрения у ребенка.
5. Изменение процессов мышления и памяти в позднем онтогенезе.
Срок сдачи контрольных работ — 1 апреля 2016 г.
Работа должна включать — Титульный лист, Содержание (желательно представить в виде развернутого плана по каждому вопросу), изложение ответов на 5 вопросов, Список использованных источников, оформленный по ГОСТУ.
Общий объем работы — 10 стр. машинописного текста (кегль 14, межстрочный интервал одинарный или полуторный)
На титульном листе указать: ВНазвание университета, факультет, далее – Контрольная работа по дисциплине Возрастная физиология, ф.и.о. студента, № группы, преподаватель — профессор кафедры физиологии человека и животных О.А. Ведясова.
Вопросы для подготовки к семинару
1. Материнская доминанта и её компоненты.
2. Возрастные особенности остроты зрения и аккомодационной способности хрусталика. Детская близорукость.
3. Функциональная межполушарная асимметрия и этапы её развития у человека в онтогенезе.
4. Теории старения: молекулярно-генетические (теории А.М. Оловникова, В.М.Дильмана, В.В.Фролькиса) и вероятностные (теории Д. Хармана и Н.М. Эмануэля, В. Сцилларда, В.П. Скулачева).
5. Высшая нервная деятельность человека в инволюционном периоде (особенности условно-рефлекторной деятельности, 1-й и 2-й сигнальных систем, когнитивных процессов, памяти, эмоционального статуса и др.).
6. Проблема витаукта (антистарения). Физиологические механизмы антистарения. Социальные меры борьбы со старением.
7. Преждевременное старение. Детская прогерия.
Вопросы для подготовки к зачёту
1. Предмет и задачи возрастной физиологии. Место возрастной физиологии в системе наук о человеке (связь с психологией, педиатрией, геронтологией и др.).
2. Ведущие факторы индивидуального развития и их характеристика.
3. Проблема возрастной периодизации онтогенеза. Критерии периодизации.
4. Периодизация онтогенеза по И.А. Аршавскому.
5. Антенатальный онтогенез, его периоды и их характеристика
6. Основные возрастные изменения периода новорожденности.
7. Основные возрастные изменения в период лактотрофной формы питания
8. Основные возрастные изменения в период сочетания лактотрофного питания с прикормом.
9. Возрастная характеристика преддошкольного (ясельного) периода.
10. Возрастная морфофункциональная характеристика детей дошкольного возраста.
11. Школьная зрелость, её критерии. Способы определения готовности к школе.
12. Морфофункциональная характеристика младших школьников.
13. Возрастные морфофункциональные особенности подростков.
14. Основные показатели физического развития детей и подростков. Понятие об акселерации и ретардации развития.
15. Классификация соматотипов детей и подростков.
16. Период юношества и его возрастные особенности.
17. Период половой зрелости, его характерные признаки.
18. Поздний онтогенез и его периоды. Понятие о старении и старости.
19. Теории и механизмы старения.
20. Характерные черты старения.
21. Проблема памяти и ее изменения в инволюционном периоде.
22. Проблема витаукта (антистарения).
рекомендуемая литература
Основная
1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. (30 экз.).
Информационный библиотечный ресурс
2. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Том 1. Организма человека, его регуляторные и интеративные системы. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. (ЭБС Издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru
3. Любимова З.В., Никитина А.А. Возрастная анатомия и физиология: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Том 2 Опорно-двигательная и висцеральные системы. 2-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. (ЭБС Издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru
Дополнительная
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 376 с.
3. Анатомия, физиология, психология / под ред. А.С. Батуева. С.-Пб.: Питер, 2002. 256 с.
4. Бадалян Л.О. Детская неврология: учебник. М.: Медицинская книга, 1984. 576 с.
5. Безруких М.М. Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. 312 с.
6. Биология старения: рук-во по физиологии. Л.: Наука, 1980. 616 с.
7. Возрастная физиология: рук-во по физиологии. Л.: Наука, 1975. 692 с.
8. Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С. Биология продолжительности жизни. М.: Наука, 1991. 280 с.
9. Голубев А.Г. Проблемы обсуждения вопроса о возможности подходов к построению общей теории старения. III. Теория и практика старения // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 3. С. 387-400.
10. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: уч. пос. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. 92 с.
11. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999. 373 с.
12. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М.: Высшая школа, 1985. 384 с.
13. Клиорин А.И., Чтецов В.П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л: Наука, 1979. 164 с.
14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 1997. 304 с.
15. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Директ-Медиа, 2008. 649 с.
16. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для вузов. М.: Феникс, 2007. 411 с.
17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
18. Психология развития: учебник для студ. психол. и педагог. вузов / Марютина Т.М. [и др.] / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 352 с
19. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 232 с.
20. Скулачев В.П. Феноптоз: запрограммированная смерть организма // Журнал Биохимия. 1999. Т. 64. № 12. С. 1418-1426.
21. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: уч. пос. для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
22. Трофимов А.В. Функциональная морфология старения // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 3. С. 401-408.
23. Физиологические основы здоровья человека / под ред. академика РАМН Б.И. Ткаченко. С.-Пб., Архангельск: Изд-во СевГМУ, 2001. 328 с.
24. Фролькис В.В. Старение. Нейрогуморальные механизмы. Киев: Наукова думка, 1981. 320 с.
25. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. 319 с.
26. Югова Е.А, Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 333 с.
27. Web-портал поисковый медицинский сервер «PubMed».
28. Медико-биологический информационный портал «Medline.ru».
29. Информационно-аналитический портал «Российская психология».
30. Официальный сайт Института возрастной физиологии РАО.
31. Официальный сайт Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН (www.gerontology.ru).
32. Официальный сайт Института геронтологии АМН Украины ( www.geront.kiev.ua ).
33. Журнал «Успехи геронтологии».