Умения «грамотности чтения»




Связь спецметодики преподавания рус.языка со смежными науками

Философия. Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку.
Психология. Методика тесно связана с психологией, опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи. В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический феномен: формирование умений и навыков правописания, усвоение языковых понятий, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных интересов.

Дидактика. Связи методики русского языка с дидактикой проходят по
нескольким линиям. Первая - это определение применимости дидактических принципов в методике. Так, принцип воспитывающего обучения - общедидактический принцип - в методике родного русского языка интерпретируется следующим образом: во-первых, в отборе языкового материала воспитывающего характера - слов, их сочетаний, текстов.Во -вторых, изучение закономерностей и структуры (уровней) языка, всей его системы в ее развитии формирует лингвистическое мировоззрение и развивает логическое мышление учащихся. В-третьих, развивая культуру речи школьников, воспитывая любовь к русскому языку, к его красоте и богатству, показывая его роль среди языков мира, школа воспитывает у учащихся патриотизм. В-четвертых, самовыражение учащегося - подростка, юноши - в сочинении, в рассказе формирует его самосознание, его
личностные качества, его жизненную позицию.

Языкознание. Дидактика дает широкое, обобщенное понимание
процесса обучения (это необходимо учителю!), но она не опирается на
конкретное содержание учебного предмета. Следовательно, важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению - науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания. Естественно, что в методике русского языка учитывается его природа: социальная функция, связь с сознанием, уровни (фонетический - лексический - морфемный - словообразовательный - морфологический - синтаксический - уровень текста), а также специфика его разделов.

Вопрос 2

Понятие о тексте как единице связной речи. Умения, формируемые у учащихся при работе с текстом.

Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.

Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору.

Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.

Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.

Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц.

Выделяют 3 типа текстов:

· описание;

· повествование;

· рассуждение.

Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.

Описание – это словесное изображение какого- либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.

Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.

Обучение чтению предполагает определенную систему работы учащихся над текстом:

· размышление над содержанием текста,

· наблюдение над развитием сюжета,

· выделение главного в содержании текста,

· определение основной идеи прочитанного, анализ и оценка фактов, событий, поступков персонажей,

· деление текста на смысловые части,

· составление плана, полный, краткий и выборочный пересказ прочитанного, изложение по прочитанному....

Типы чтения:

1. коммуникативное чтение вслух и про себя;

2. учебное;

3. самостоятельное.

Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.

Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:

· предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

· понимать основную мысль текста;

· формировать систему аргументов;

· прогнозировать последовательность изложения идей текста;

· сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

· выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

· понимать назначение разных видов текстов;

· сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

· выражать информацию текста в виде кратких записей;

· различать темы и подтемы специального текста;

· ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

· выделять не только главную, но и избыточную информацию;

· пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

· анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления;

· понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

Умения «грамотности чтения»

· общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

· нахождение информации;

· интерпретация текста;

· рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: