детей с ЗПР в начальной школе




Развитие эмоционально - волевой сферы

 

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.

В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем. Развитие эмоциональной сферы ребёнка с задержкой психического развития проходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. В силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.

Клинические исследования отечественных авторов показывают, что эмоциональные нарушения у детей с ЗПР проявляются по-разному, в зависимости от формы задержки.

(слайд 2) Как отмечает В.В.Кисова, у детей с ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизиологический инфантилизм) первичным дефектом является эмоционально-волевая незрелость, проявляющаяся повышенной эмоциональностью, яркостью эмоций, эмоциональной неустойчивостью. В младшем школьном возрасте игровые интересы преобладают над учебными, доминируют мотивы получения удовольствия. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно отрефлексировать результаты своей деятельности. Для этих детей свойственны наивность, повышенная внушаемость, неспособность к занятиям, которые требуют волевых усилий.

При ЗПР соматогенного происхождения (длительные хронические заболевания) характерна хроническая и физическая астения, тормозящая развитие активных форм деятельности, в результате чего формируются боязливость, робость, неуверенность в себе. Часто у детей наблюдается заниженная самооценка, тревожность, страхи.

ЗПР психогенного происхождения (неблагоприятные условия воспитания и обучения) проявляется в психической неустойчивости, возникающей в следствии гипоопеки, то есть безнадзорности, в результате которой не формируются чувство долга, адекватные формы социального поведения, не поддерживаются познавательные интересы; гиперопеки, способствующей формированию эгоцентризма, несамостоятельности; эмоционального отвержения, проявляющегося в агрессивности, лживости, повышенной тревожности, возбудимости.

При ЗПР церебрально-органического генеза (экзогенные повреждения мозга без грубого недоразвития) выделяются два типа нарушения эмоционально-волевой сферы: возбудимый - склонность к эйфории, импульсивность, психомоторная расторможенность; тормозимый – нерешительность, безынициативность, тревожность, страхи. В более тяжелых случаях церебрально-органической недостаточности наблюдаются немотивированные колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью.

Таким образом, особо актуален, на наш взгляд, дифференцированный подход к проблеме ЗПР с учетом клинико-психологической структуры дефекта, степени его тяжести и особенности социальной ситуации развития ребенка.

(слайд 3) В нашей школе организована система психолого-педагогических воздействий, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений у детей ЗПР, основными направлениями которой являются:

- смягчение эмоционального дискомфорта детей;

- повышение их активности и самостоятельности;

- формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

(слайд 4) Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям: диагностического, собственно-коррекционного, закрепляющего и оценочного.

В рамках диагностического направления первостепенной задачей является диагностика направленности конфликта и оценка социальной ситуации развития ребенка.

(слайд 5) Коррекция эмоционально–волевой сферы у обучающихся — это комплексная работа, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса при условии тесного сотрудничества с родителями. Особое внимание уделяется уменьшению эмоционального дискомфорта у детей за счёт создания психологически комфортной среды: учет места и обстановки занятия, использование специальных звуковых, цветовых, музыкальных, зрительных и тактильных стимулов, сенсорных уголков. Важным направлением работы является коррекция самооценки и формирование эмоциональной устойчивости.

(слайд 6,7,8) Одним из эффективных методов коррекции эмоционально – волевых нарушений детей с ЗПР являются игровые методы, в которых ребенок переживает чувство соперничества, соревновательности, риска, преодолевает трудные конфликтные ситуации с перспективой успешного разрешения проблемы. В своей работе мы активно используем следующие психотехнические приемы: спонтанные игры, игры на невербальные коммуникации, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций.

Разумеется, высокий результат не может быть достигнут только игровыми методами, так как данная категория детей имеет достаточно стойкие и серьёзные отклонения в поведении. В связи с этим они нуждаются в регулярной коррекционной работе по всем направлениям различных специалистов.

Так же важную роль в эффективности коррекционно-развивающей работы играет семья ребенка с ЗПР, что требует обязательного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.

(слайд 9) Считаем, что эффективность работы по развитию эмоционально - волевой сферы детей ЗПР зависит от профессионального уровня психолога, педагога, врачей и других специалистов, окружающих ребенка. Только при хорошей команде единомышленников, их тесном профессиональном сотрудничестве мы поможем детям с ЗПР реализовать свой личностный потенциал и найти достойное место в жизни.

(слайд 10) Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: