Программа по Ветхому Завету
Курс рассчитан на один год преподавания (13-й, 14-й семестр). Возраст детей 13–14 лет.
Особенности программы
Предмет стоит в программе преподавания после курса Нового Завета и имеет перед собой задачу углубить понимание Нового Завета, показав прообразность ветхозаветных событий.
Для того чтобы ветхозаветное повествование не приобрело в сознании детей сказочный, мифологический характер, целесообразно делать акцент на историзме ветхозаветного повествования, реальности упомянутых исторических личностей. К 14 годам в общеобразовательной школе уже пройден курс всемирной истории, отсылки к этому курсу (правление фараонов в Египте, завоевание палестины Александром Македонским и пр.) должны содействовать тому, чтобы ветхозаветные повествования органично встроились в понимании детей в историю развития человечества в принципе.
В курсе Ветхого Завета необходимо осветить некоторые апологетические и сложные для понимания моменты. Ребятам рано или поздно придется самим себе дать ответ на вопросы: как соотносятся творение мира Богом за 6 дней и научная теория о происхождении мира в течение тысячелетий, большая продолжительность жизни, происхождение религий на земле и пр., а также нравственные вопросы: допустимость в Ветхом Завете брака между родственниками, кровавые жертвы, грехи ветхозаветных святых и их праведность пред очами Божиими и т.п. Ответы на эти, пусть даже не заданные детьми, вопросы, с одной стороны, могут повысить интерес к курсу, а с другой стороны, вооружить детей в полемике со сверстниками.
При организации уроков целесообразно обратить внимание на то, что ребятам пригодится «для жизни»: ветхозаветный характер ирмосов всех канонов, память Иосифа Прекрасного на Страстной седмице, происхождение праздника Пасхи, устройство храма, происхождение и предназначение священства и т.п.
Закрепить материал и углубиться в детали поможет междисциплинарный подход. Курс Ветхого Завета смежен с курсами по Закону Божию, Основам богослужения и Устава (паремии, полиелеос). Рассказ учителя можно подкрепить пением духовных стихов, отсылкой к богослужебным текстам.
Составлено на основе программы МСДУ, ред. 2008 г.
Рекомендации по организации уроков
При организации уроков целесообразно использование наглядного материала: карт, портретов исторических личностей, икон ветхозаветных святых.
Для понимания хронологической последовательности событий можно использовать схемы и таблицы. Более эффективно будет вместе с учащимися составлять эти таблицы и схемы.
Необходимо раскрыть, как Ветхий Завет используется в современном христианском богослужении, приводя в пример ветхозаветные книги (Псалтырь, паремьи из пророческих книг), ветхозаветные события, отраженные в ирмосах канонов и т.д.
Цель курса — рассказать о периоде ожидания человечеством Спасителя и сохранении знаний об Истинном Боге еврейским народом.
Задачи курса:
1. Дать представление о ходе истории развития человечества.
2. Раскрыть важность ветхозаветных событий в понимании Нового завета.
3. Раскрыть роль истории еврейского народа в промысле Божием о спасении рода человеческого.
По итогам слушания курса учащиеся должны знать
· Теологическую концепцию происхождения мира и человека,
· Последовательность основных событий в истории еврейского народа
· Основные прообразы Христа и Богородицы и пророчества о Христе
· Имена основных исторических личностей
· Использование книг Ветхого Завета в современном богослужении
По итогам слушания курса учащиеся должны уметь
· Разъяснять происхождение мира и творения человека с точки зрения христианской веры, моменты противоречия и непротиворечия христианского учения и науки в этом вопросе
· Разъяснять происхождение многоязычия и происхождение многих религий
· Растолковывать заповеди Моисея
· Последовательно разъяснять в общих чертах ход ветхозаветной истории
· Находить в современном богослужении ветхозаветные чтения (Псалтырь, паремии)
Формы контроля усвоения знаний
Поскольку основной задачей курса является установление связи Ветхого и Нового Заветов, видится целесообразным совместное с учителем рассуждение ребят на эту тему, а также другие задания на установление причинно-следственных связей между историческими событиями Ветхого Завета и логических связей между событиями Ветхого и Нового Заветов.
Ветхий Завет достаточно обширен, его невозможно подробно рассмотреть в рамках одного только года, и совершенно естественно, что многие детали его останутся без внимания.