Составными элементами структуры контрольной работы являются: титульный лист, введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
Во введении следует сформулировать проблематику теоретического вопроса контрольной работы и связанные с ней вопросы. Также должны быть определены актуальность поставленного вопроса, сформулированы цели и задачи выполнения задания контрольной работы. При этом введение должно быть кратким (1-2 страницы) и не подменять основной текст задания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Должна содержать последовательное и достаточно полное изложение материала по теме работы в строгом соответствии с пунктами плана.
Основная часть работы может строиться по концентрической схеме, когда все содержание вращается вокруг единой проблемы как центра, который все время удерживается в поле зрения и к которому мысль постоянно возвращается, углубляя и развивая выдвинутые положения. Структура основной части может быть также ступенчатой. В этом случае тема раскрывается последовательно, от одной проблемы к другой, когда анализ предыдущей проблемы выводит к последующей проблеме и так далее. Каждый раздел (параграф) теоретического задания контрольной работы должен быть логически завершенным, содержать выводы. Разделы работы должны быть логически связаны. Они должны образовывать единое целое и раскрывать тему с достаточной полнотой.
Фундаментом основного содержания работы являются сделанные в процессе изучения литературы подготовительные материалы и выписки. Опираясь на эти материалы, следует излагать текст работы своими словами, стремясь к простоте изложения и вместе с тем сохраняя научную стилистику. Следует, по возможности, избегать чрезмерного употребления сложных и малопонятных научных терминов. Используя такие термины, надо с помощью словарей уяснить себе их значение и дать соответствующее пояснение в виде сноски.
|
Цитаты, выписанные в ходе изучения литературы, надо приводить в том случае, если они являются аргументом или иллюстрацией приводимого вами положения или утверждения. Причем цитата должна быть точной, максимально краткой и ярко доносить смысл высказывания. Цитата всегда приводится в кавычках и обязательно сопровождается сноской внизу страницы, которая указывает на источник. Большие цитаты лучше пересказывать своими словами, разумеется, не теряя и не искажая их смысл. Такие пересказы не требуют кавычек, но в изложении следует упомянуть автора, а внизу дать сноску с указанием источника. Злоупотреблять цитированием не стоит. Надо стремиться к тому, чтобы контрольная работа не превращалась в одну большую цитату, чтобы она имела авторское лицо и демонстрировала действительно самостоятельную работу студента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение представляетсобой изложение результатов контрольной работы, в заключении подводится общий итог выполнения теоретического задания, кратко резюмируются основные положения и выводы. Объем заключения не должен превышать одной-двух страниц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Общий список использованных источников должен содержать не менее 10 наименований, не менее 50 %из которыхдолжны быть изданы в последние пять лет.
Не менее 70 %использованныхисточников обязательно должны быть упомянуты в тексте контрольной работы, т.е. по тексту работы должны быть оформлены ссылки на используемые источники.
|
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основная литература
1. Актуальные проблемы философии [Электронный ресурс]: учебник/ И.В. Демидов,С.Г. Киселев, А.Т. Климович, С.Ю. Ручкин, А.И. Федорищенко. М., РИО Российской таможенной академии, 2017 – 270 с.((ЭБС «Книгафонд» – www.knigafund.ru);
2. Киселев,С.Г. Философия: для поступающих в аспирантуру: научно–методическое пособие / С. Г. Киселев. – Москва: Юнити–Дана, 2014. – 135 с.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. под ред. В.П. Ратникова. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 671 с. (ЭБС «Книгафонд» – www.knigafund.ru).
4. Философия [Текст]: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2015. – 670 с.
Дополнительная литература
1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука. 1993., 176 с.
2. Ананьин О. И. Структура экономико-теоретического знания: Ме-тодологический анализ.М.: Наука, 2005. — 243 с.
3. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.
4. Батурин, В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 303 c.
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М., 1994.- 687 с.
6. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – 133 с.
7. Бельская, Е.Ю. История и философия науки (философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова. — М.: МАИ, 2014. — 224 c.
8. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: Учебное пособие для магистров / Б.Н. Бессонов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 394 c.
|
9. Гагаев, А.А. Философия здравого смысла: Критика оснований разума. Книга 2-2: Здравый смысл как основание науки / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М.: Ленанд, 2015. — 568 c.
10. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. – М., 1976.
11. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
12. Канке, В.А. Философия экономической науки / В.А. Канке. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 384 c.
13. Кашпин, М.С. Философские проблемы экономической жизни общества/ М.С. Кашпин //Проблемы современной экономики.- 2008.- N 4(24)
14. Классическая философия в современной культуре: монография / В. И. Коротких. – Москва: Инфра–М, 2014. – 159 с.
15.. Козловски П. Принципы этической экономики. — СПб.: Экономи-ческая школа, 1999. — 346 с.
16. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высших учебных заведений. – 4-е изд., теор. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
17. Кузьменко, Г.Н. Философия и методология науки: Учебник для магистратуры / Г.Н. Кузьменко, Г.П. Отюцкий. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 450 c.
18. Лебедев, С.А. Философия науки: Учебное пособие для магистров / С.А. Лебедев. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 296 c.
19. Лебедев, С.А. Эпистемология и философия науки. Класическая и некласическая: Учебное пособие / С.А. Лебедев, С.Н. Коськов. — М.: Академический проект, 2014. — 295 c.
20. Мамзин, А.С. История и философия науки: Учебник для магистров / А.С. Мамзин, Е.Ю. Сиверцев. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 360 c.
21. Мамыкин, И. П. Философия: материалы для самостоятельной работы / И. П. Мамыкин. – Минск: Экоперспектива, 2012. – 71 с.
22. Орехов А.М. Социальная философия собственности: на пути к новой парадигме. – М., 2000 – 86 с.
23. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. – М., 2000 -364 с.
24. Самсин А. И. Основы философии экономики: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 270 с.
25. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.
26. Степин, В.С. История и философия науки / В.С. Степин. — М.: Академический проект, 2014. — 424 c.
27. Степин, В.С. Философия и методология науки / В.С. Степин. — М.: Академический проект, 2015. — 716 c.
28. Суслов И.П. Методология экономического исследования. – М., 1983.
29. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
30. Федотов А. П. Глобалистика: Начала науки о современном мире: Курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 224 с.
31. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В. Г. Кузнецов и др. – Москва: Инфра–М, 2013. – 517 с.
32. Философия экономики. Антология / Под ред. Дэниела Хаусмана. — М.: Институт Гайдара, 2012. — 520 с.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ (ВАРИАНТОВ) КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ВАРИАНТ № 1
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Мифологическое мировоззрение и его специфика».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите правильное определение понятия «философия» | 1.1 Античное учение о природе и материи. 1.2. Учение о безмятежности духа и свободе. 1.3. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания. 1.4. Духовное оружие рабочего класса. | |
Одной из школ древнекитайской философии является | 2.1 даосизм 2.2 джайнизм 2.3 локаята 2.4 санкхья | |
«Ангельским доктором» называют средневекового мыслителя: | 3.1 Аристотеля 3.2 Боэция 3.3 Августина Блаженного 3.4 Фому Аквинского | |
Гносеология – это учение о | 4.1 бытии; 4.2законах и формах правильного мышления; 4.3 ценностях; 4.4 познании | |
Теория «двух истин» получила распространение в | 5.1 эпоху позднего средневековья 5.2 ортодоксальной схоластики 5.3 учении Платона о двух мирах 5.4 диалектическом учении об абсолютном и относительном знании | |
К законам диалектики, сформулированным Г. Гегелем, не относится закон | 6.1 взаимопроникновения противоположностей 6.2 отрицания отрицания 6.3 единства и борьбы противоположностей 6.4 перехода количества в качество | |
Для христианской картины мира характерно | 7.1 отрицание достижений естествознания 7.2 отрицание греховности человека 7.3 отрицание свободы воли у человека 7.4 высоко оценивать назначение человека | |
К. Поппер является автором концепции? | 8.1 научных революций 8.2 роста знания 8.3 научно-исследовательских программ 8.4 эволюционной эпистемологии | |
Направление в философии, считающее, что человечество в будущем сможет заменить природную среду на искусственную, техническую, называются | 9.1 технократическим утопизмом 9.2 экологическим пессимизмом 9.3 экологическим оптимизмом 9.4 неоруссоизмом | |
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют | 10.1 методом исследования 10.2 парадигмой 10.3 теорией 10.4 законом |
Задание 3.Выполните упражнение:
Проанализировав размышления Б. Рассела, выявите, что общего у философии с религией и наукой и в чем специфика её предмета и места в духовной жизни:
«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Всё точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия».
(Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 7)
ВАРИАНТ № 2
Задание 1.Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Гносеология Платона».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите правильное определение понятия «мифология» | 1.1. Наука о человеке. 1.2. Учение о синтезе философии, религии и науки. 1.3. Античное учение о природе и материи. 1.4. Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании. | |
Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом: | 2.1 философии 2.2 науки 2.3 религии 2.4 искусства | |
Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека | 3.1 диалектический 3.2 субъективный 3.3 непоследовательный 3.4 объективный | |
Автором философского произведения «Левиафан» является… | 4.1 Жан-Жак Руссо 4.2 Дени Дидро 4.3 Томас Гоббс 4.4 Аврелий Августин | |
Философское учение о ценностях – это: | 5.1 онтология, 5.2 гносеология, 5.3 аксиология, 5.4 антропология. | |
Основные идеи брахманизма изложены в: | 6.1 Упанишадах; 6.2 Книге перемен; 6.3 Бхагавадгите; 6.4 Книге «Лунь юй». | |
Представителем стадиальной теории развития общества является | 7.1 А. Тоффлер 7.2 Дж. Вико 7.3 А.Тойнби 7.4 О. Шпенглер | |
Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется | 8.1 мировоззрением 8.2 наукой 8.3 мифологией 8.4 методологией | |
К неортодоксальным школам Древней Индии относится | 9.1 йога 9.2 миманса 9.3 ньяя 9.4 джайнизм | |
Кто из философов полагал, что искусство имеет классовый характер: | 10.1 В. Ленин 10.2 Н. Бердяев 10.3 Г. Плеханов 10.4 В. Соловьев |
Задание 3. Выполните упражнение.
Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит?
«Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее».
(Цит по:Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).
ВАРИАНТ № 3
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Онтология Платона».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите правильное определение понятия «натурфилософия» | 1.1 Философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в ее целостности. 1.2. Наделение явлений мира свойствами человека. 1.3. Учение о синтезе философии, религии и науки 1.4. Наука о человеке | |
Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит: | 2.1 К. Ясперс 2.2. Л. Витгенштейн 2.3 З. Фрейд 2.4 Э. Фромм | |
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют | 3.1 методом исследования 3.2 парадигмой 3.3 теорией 3.4 законом | |
Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек | 4.1 счастлив 4.2 смертен 4.3 верит в Бога 4.4 разумен | |
И материальная, и духовная культура представляют собой: | 5.1 преобразование окружающего мира 5.2 взаимоисключающие явления 5.3 результат творческой деятельности человека 5.4 продукты деятельности разума | |
Древнейшей формой постижения реальности человеком является | 6.1. искусство 6.2 миф 6.3 наука 6.4 философия | |
Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризуется смысл позиции | 7.1 сциентизма 7.2 технократического утопизма 7.3 экологического оптимизма 7.4 антисциентизма | |
Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется | 8.1 субъективной истиной 8.2 относительной истиной 8.3 недоказуемым 8.4 абсолютной истиной | |
Раздел философского знания, возникший позже всех остальных | 9.1 онтология 9.2 гносеология 9.3 философская антропология 9.4 социальная философия | |
Принцип ответственности личности несовместим с | 10.1 природной и социальной необходимостью 10.2 свободой 10.3 абсолютизацией сиюминутных выгод 10.4 сознательной целенаправленной деятельностью |
Задание 3. Решите упражнение.
Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса?
«Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. <…> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…»
(Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1).
ВАРИАНТ № 4
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Софисты и Сократ».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите правильное определение понятия «пантеизм» | 1.1 Приписывание материальным предметам сверхъестественных свойств. 1.2. Учение о всеобщей одушевленности. 1.3. Учение, отождествляющее природу и бога. 1.4. Учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях. | |
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для: | 2.1 эвдемонизма 2.2 гуманизма 2.3 аскетизма 2.4 гедонизма | |
Основоположником немецкой классической философии является | 3.1 Жан-Поль Сартр 3.2 Иммануил Кант 3.3 Рене Декарт 3.4 Уилсон Эдвард | |
Автором произведения «Философия общего дела» является: | 4.1 В. Соловьев 4.2 Н. Федоров 4.3 Н. Данилевский 4.4 Н. Бердяев | |
Под обществом в широком смысле слова понимается | 5.1 древнекитайское общество 5.2 любая совокупность людей 5.3 часть материального мира, отделенного от природы, но тесно связанного с ней 5.4: весь материальный мир в целом | |
Полилинейность общественного прогресса отстаивал | 6.1 А. Тюрго 6.2 Дж. Вико 6.3 Н.Я. Данилевский 6.4 Гесиод | |
Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется | 7.1 фрейдизмом 7.2 философией науки 7.3 прагматизмом 7.4 экзистенциализмом | |
Естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени дано в теории | 8.1 синергетики 8.2 относительности 8.3 натурфилософии 8.4 физикализма | |
Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является? | 9.1 угроза исчезновения национального разнообразия 9.2 использование информационных технологий 9.3 формирование демократических институтов 9.4 глобальное разделение | |
Представителем стадиальной теории развития общества является: | 10.1 А. Тоффлер 10.2 Дж. Вико 10.3 А. Тойнби 10.4 О. Шпенглер |
Задание 3. Решите упражнение.
Проанализируйте рассуждение В.И. Ленина о практике. Найдите слабые места в его аргументации. В чем состояло проявление принципа партийности в его рассуждении?
«Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют", и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, - то отсюда вытекает признание единственным путем к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения. Например, Богданов соглашается признать за теорией денежного обращения Маркса объективную истинность только "для нашего времени", называя "догматизмом" приписывание этой теории "над-исторически-объективной" истинности ("Эмпириомонизм", книга III, с. VII). Это опять путаница. Соответствия этой теории с практикой не могут изменить никакие будущие обстоятельства по той же простой причине, по которой вечна истина, что Наполеон умер 5-го мая 1821 года. Но так как критерий практики, - т. е. ход развития всех капиталистических стран за последние десятилетия, - доказывает только объективную истину всей общественно-экономической теории Маркса вообще, а не той или иной части, формулировки и т. п., то ясно, что толковать здесь о "догматизме" марксистов, значит делать непростительную уступку буржуазной экономии. Единственный вывод из того, разделяемого марксистами, мнения, что теория Маркса есть объективная истина, состоит в следующем: идя по пути марксовой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем придти ни к чему, кроме путаницы и лжи.»
(Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Соб. сочинений. Т. 14. М., 1947. С. 130)
ВАРИАНТ № 5
Задание 1. Дайте развернутый ответ на теоретический вопрос: «Философия Демокрита».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Выберите правильное определения понятия «аксиология» | 1.1 Учение о бытии. 1.2. Учение о познании мира. 1.3. Отрицание познаваемости мира. 1.4. Учение о ценностях. | |
Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия | 2.1 плюрализм 2.2 деизм 2.3 пантеизм 2.4 релятивизм | |
Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии | 3.1 атман 3.2 дхарма 3.3 карма 3.4 брахман | |
Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется | 4.1 технофобия 4.2 техницизм 4.3 технология 4.4 технократия | |
К. Поппер является автором концепции | 5.1 научных революций 5.2 роста знания 5.3 эволюционной эпистемологии 5.4 научно-исследовательских программ | |
Древнейшей формой постижения реальности человеком является | 6.1 искусство 6.2 миф 6.3 наука 6.4 философия | |
И материальная, и духовная культура представляют собой | 7.1 преобразование окружающего мира 7.2 взаимоисключающие явления 7.3 результат творческой деятельности человека 7.4 продукты деятельности разума | |
Существенной чертой понимания является | 8.1 осмысление, выявление и реконструкция смысла 8.2 психологизм, не имеющий отношения к процессу познания 8.3 иррациональность 8.4 запоминание | |
Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализма, отождествившим добродетель со знанием, являлся | 9.1 Сократ 9.2 Анаксагор 9.3 Аристотель 9.4 Парменид | |
Картина мира, возникающая на основе абсолютизации законов механики, называется | 10.1 биологической 10.2 механистической 10.3 религиозной 10.4 социальной |
Задание 3. Решите упражнение.
Проанализируйте представление Г.В. Плеханова об истории философии и выявите его специфическую марксистскую позицию в этом вопросе.
«Материализм есть прямая противоположность идеализма. Идеализм стремится объяснить все явления природы, все свойства материи теми или иными свойствами духа. Материализм поступает как раз наоборот. Он старается объяснить психические явления теми или другими свойствами материи, той или другой организацией человеческого или вообще животного тела. Все те философы, в глазах которых первичным фактором является материя, принадлежат к лагерю материалистов; все же те, которые считают таким фактором дух, – идеалисты. Вот все, что можно сказать о материализме вообще, о «материализме в общефилософском смысле», так как время возводило на его основном положении самые разнообразные надстройки, которые придавали материализму одной эпохи совершенно иной вид сравнительно с материализмом другой.
Материализм и идеализм исчерпывают важнейшие направления философской мысли. Правда, рядом с ними почти всегда существовали те или другие дуалистические системы, признававшие дух и материю за отдельные, самостоятельные субстанции. Дуализм никогда не мог ответить удовлетворительно на неизбежный вопрос о том, каким образом эти две отдельные субстанции, не имеющие между собою ничего общего, могут влиять одна на другую. Поэтому наиболее последовательные и наиболее глубокие мыслители всегда склонялись к монизму, т.е. к объяснению явлений с помощью какого-нибудь одного основного принципа (monos по-гречески значит единый). Всякий последовательный идеалист есть монист в такой же степени, как и всякий последовательный материалист. В этом отношении нет никакой разницы, например, между Берклеем и Гольбахом. Один был последовательным идеалистом, другой не менее последовательным материалистом, но и тот и другой одинаково были монистами; и тот и другой одинаково хорошо понимали несостоятельность дуалистического, до сих пор едва ли не наиболее распространенного, миросозерцания.
В первой половине нашего столетия в философии господствовал идеалистический монизм; во второй половине его в науке, – с которой тем временем совершенно слилась философия, – восторжествовал материалистический монизм, далеко, впрочем, не всегда последовательный и откровенный».
(Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избранные философские произведения: в 5 т. М., 1956. Т. 1. С. 509-510).
ВАРИАНТ № 6
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Социально-исторические условия возникновения философии».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Индивидуальное духовное начало в философии Индии: | 1.1 атман 1.2 дхарма 1.3 карма 1.4 брахман | |
Онтология – это учение о: | 2.1 бытии; 2.2познании; 2.3ценностях; 2.4 нравственности. | |
Материализм – это | 3.1 признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц - атомов, молекул и т.п.; 3.2 практический, здравый взгляд на вещи; 3.3 признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания; 3.4 признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира | |
Античным философом, создавшим концепцию этического интеллектуализм, отождествившим добродетель со знанием, являлся | 4.1 Сократ 4.2 Анаксагор 4.3 Аристотель 4.4 Парменид | |
Создателем классического психоанализа является | 5.1 Э. Фромм 5.2 З. Фрейд 5.3 А. Адлер 5.4 К. Юнг | |
Философская позиция, представители, которой сомневаются в возможности познания мира, называется | 6.1. агностицизмом 6.2 скептицизмом 6.3 наивным реализмом 6.4 прагматизмом | |
Диалектика в своем развитии опирается, в первую очередь, на | 7.1 естествознание 7.2 философию 7.3 психологии 7.4 историю | |
Одним из проявлений противоречивого характера глобализации является | 8.1 угроза исчезновения национального разнообразия 8.2 использование информационных технологий 8.3 формирование демократических институтов 8.4 глобальное разделение | |
Философское течение ХХ века, уделившее большое внимание определению бытия и небытия, называется | 9.1 фрейдизмом 9.2 философией науки 9.3 прагматизмом 9.4 экзистенциализмом | |
Полилинейность общественного прогресса отстаивал | 10.1А Тюрго 10.2 Дж. Вико 10.3 Н.Я. Данилевский 10.4 Гесиод |
Задание 3. Решите упражнение.
В чем смысл жизни, с точки зрения В.С. Соловьева? Проанализируйте его аргументацию, согласны ли вы с ним? Есть ли изначально заданный смысл жизни, по вашему мнению?
«Нравственный смысл жизни первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне через нашу совесть и разум, поскольку эти внутренние формы добра освобождены нравственным подвигом от рабства страстям и от ограниченности личного и коллективного себялюбия. Здесь крайнее мерило всяких внешних форм и явлений. «Разве вы не знаете, – говорит апостол Павел верующим, – что мы будем судить и ангелов?» Если же нам подсудно и небесное, то тем более все земное. Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания; все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется. То, что оно ничем не обусловлено, оставляет его чистоту, то, что оно все собою обусловливает, есть его полнота, а что оно через все осуществляется, есть его сила или действенность.
Без чистоты добра, без возможности во всяком практическом вопросе различить добро от зла безусловно и во всяком единичном случае сказать да или нет жизнь была бы вовсе лишена нравственного характера и достоинства; без полноты добра, без возможности связать c ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и все добром исправить жизнь была бы одно-стороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможностей его окончательного торжества над всем, до «последнего врага» – смерти – включительно, жизнь была бы бесплодна.
Внутренними свойствами добра определяется жизненная задача человека; ее нравственный смысл состоит в служении Добру чистому, всестороннему и всесильному.
Такое служение, чтобы быть достойным своего предмета и самого человека, должно стать добровольным, а для этого ему нужно пройти через человеческое сознание. Помогать ему в этом процессе, а отчасти и предварять то, к чему он должен прийти, есть дело нравственной философии. Основатель ее как науки, Кант остановился на первом существенном признаке абсолютного добра – его чистоте, требующей от человека формально-безусловной, или самозаконной, воли, свободной от всяких эмпирических примесей: чистое добро требует, чтобы его избирали только для него самого; всякая другая мотивация его недостойна. Не повторяя того, что хорошо исполнено Кантом по вопросу о формальной чистоте доброй воли, я обратился в особенности ко второму существенному признаку добра – его всеединству, – не отделяя его от двух других (как сделал Кант относительно первого), а прямо развивая разумно мыслимое содержание всеединого добра из тех действительных нравственных данных, в которых оно заложено. Получились, таким образом, не диалектические моменты отвлеченной идеи (как у Гегеля) и не эмпирические осложнения натуральных фактов (как у Герберта Спенсера), а полнота нравственных норм для всех основных практических отношений единичной и собирательной жизни. Только такою полнотою оправдывается добро в нашем сознании, только под условием этой полноты может оно осуществить для нас и свою чистоту, и свою непобедимую силу.
(Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии // Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. СПб., 1903. Т. 7. C. 5-20)
ВАРИАНТ № 7
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Учение Платона об идеальном государстве».
Задание 2. Выполните тестовые задания.
Номер вопроса | Содержание вопроса | Код и вариант ответа |
Укажите имя философа, соответствующее периоду античной философии | 1.1.Кант 1.2. Спиноза 1.3. Аристотель 1.4. Декарт | |
Агностицизм – это | 2.1 признание принципиальной непознаваемости окружающего мира, 2.2 теория познания, 2.3 отрицание сотворения мира Богом, 2.4 признание относительности любого человеческого знания. | |
Под обществом в широком смысле слова понимается | 3.1 древнекитайское общество 3.2. любая совокупность людей 3.3 часть материального мира, отделенного от природы, но тесно связанного с ней 3.4 весь материальный мир в целом | |
Основоположником немецкой классической философии является | 4.1 Жан-Поль Сартр 4.2 Иммануил Кант 4.3 Рене Декарт 4.4 Уилсон Эдвард | |
Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для | 5.1 эвдемонизма 5.2 гуманизма 5.3 аскетизма 5.4 гедонизма | |
Кто автор утверждения: «Максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех людей друг перед другом (всё равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя»? | 6.1 Г. Гегель 6.2 Ф. Ницше 6.3 И. Кант 6.4 А. Шопенгауэр | |
Мыслитель и ученый, назвавший религию коллективным неврозом навязчивости: | 7.1 Э. Фромм 7.2 К. Лоренц 7.3 З. Фрейд 7.4 К. Маркс | |
Философское направление ХХ в., отвергающее возможности философии как теоретического познания | 8.1 неопозитивизм 8.2 постпозитивизм 8.3 прагматизм 8.4 эмпириокритицизм | |
Шопенгауэр полагал, что поступки людей продиктованы: | 9.1 разумом 9.2 инстинктом 9.3 волей 9.4 желаниями | |
Автор произведения «Диалектика природы» | 10.1 Ф. Энгельс 10.2 К. Маркс 10.3 Г. Гегель 10.4 И. Кант |
Задание 3. Решите задачу.
Почему Н.К. Михайловский скептически относится к идее коллективного, а не личностного прогресса? В чем, по его мнению, антиномия между личностным и общественным прогрессом?
«Пусть общество прогрессирует, но поймите, что личность при этом регрессирует, что если иметь в виду только эту сторону дела, то общество есть первый, ближайший и злейший враг человека, против которого он должен быть постоянно на страже. Общество самим процессом своего развития стремится раздробить личность, оставить ей какое-нибудь одно специальное отправление, а остальное раздать другим, превратить её из индивида в орган».
(Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Полн. соб. соч. СПб., 1906-1909.Т. 1. С. 477-478)
ВАРИАНТ № 8
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Онтология Аристотеля».
Задание 2. Выполните тестовые задания.