Структура индустрии MICE-туризма




 

MICE – термин и акроним (англоязычная аббревиатура) широко применяются в международной практике делового туризма для обозначения четырех ключевых слов, характеризующих сферы делового туризма – Meetings-Incentive-Conferences-Events:

· Meetings — переговоры, презентации, встречи;

· Incentives — программы и туры для мотивации персонала, праздники, тимбилдинги;

· Conferences — семинары, съезды, конгрессы, конференции;

· Exhibitions — пресс-туры, имиджевые мероприятия, выставки и подобное.

Специфика индустрии MICE:

внесезонность,

прогнозируемость,

плановость мероприятий,

ориентация на клиента с высоким уровнем доходов.

Термин MICE часто заменяется еще одним и более академичным термином - встречи (meetings, meeting Industry). Помимо этого, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями наравне с термином MICE можно использовать следующие термины: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч.

Понятия «бизнес-туризм», «деловой туризм», «MICE-технологии» все чаще встречаются в туристических пакетах, предлагаемых крупными туроператорами и event-компаниями (организаторами мероприятий событийного характера). По рекомендации международных отраслевых ассоциаций делового туризма, термин «индустрия встреч » используется большинством специалистов как общий описательный рабочий термин, термин «MICE» также используется, и в лексическом отношении не имеет различий, однако его употребление снижается и заменяется термином «индустрия встреч».

Для обеспечения эффективного управления МІСЕ-туризмом его дифференцируют:

- по численности группы путешественников (индивидуальный - деловая поездка одного человека и коллективный - связан с деловыми поездками группы людей);

- по форме организации (неорганизованный - деловая поездка в командировку на предприятие, организацию, учреждение; организованный - связан с поездками на заранее запланированные мероприятия в рамках MICE);

- по продолжительности пребывания (краткосрочный - 1 день, индивидуальный деловой туризм; среднесрочный - 2-3 дня, инсентив - туризм, конгрессный туризм; долгосрочный - более 3 дня, инсентив-туризм, выставочный туризм);

- с удаленностью от места постоянного проживания (внутренний - путешествия деловых туристов в пределах той страны, где они постоянно проживают; выездной - путешествия деловых туристов в пределах той страны, где они постоянно проживают; въездной - путешествия в пределах данной 12 страны деловых туристов, не проживающих постоянно на ее территории).

По основному содержательному компоненту мероприятия в рамках МІСЕ-туризма можно разделить:

- политический компонент - визиты, съезды;

- научный компонент - форумы, конференции, конгрессы, симпозиумы, семинары;

- коммерческий компонент - выставки, ярмарки, презентации;

- профессиональный компонент - командировки с профессиональными целями, инсентив-туры, поездки спортивных команд на соревнования, поездки на гастроли;

- общественный компонент - встречи, сборы.

Индустрия встреч/MICE –индустрия по внутренней структуре и целевым установкам ориентирована на следующие цели:

- расширение деловой коммуникативной среды – Встречи (Meetings);

- мотивацию бизнес, персонала – Инсентив (Incentives);

- образование, обмен опытом, информацией – конференции (Conferences);

- презентацию, экспозицию и продажу конкретных продуктов, услуг, программ – выставки (Exhibitions).

Рынок встреч. Встречи могут иметь коммерческие и некоммерческие, производственные, исследовательские, научные, экспериментальные и иные цели, могут быть многочисленными и немногочисленными (от нескольких человек до нескольких десятков участников), иметь краткосрочный (в течение нескольких часов) и продолжительный (несколько дней, недель, месяцев) характер. Целями деловых туров могут быть поиск партнера, потенциальных инвесторов, поставщиков, изучение опыта работы, переговоры. Основной характеристикой, по которой они могут относиться к рынку делового туризма, является потребление услуг индустрии туризма при условии проведения их вне помещения организации, осуществляющей встречу. В частности, для организации таких деловых поездок может использоваться транспорт для осмотра достопримечательностей, услуги розничной торговли для покупки туристического снаряжения, сувениров, путеводителей, услуги по обеспечению питания, проживания. Индивидуальные деловые поездки становятся фактором привлечения инвестиций в экономику региона, города, влияют на экономический рост и имидж как центра делового туризма.

По характеру приема визиты подразделяются на государственные, официальные, рабочие, неофициальные, визиты проездом. Иногда отдельно выделяются визиты делегаций и государственных деятелей по приглашению на юбилейные торжества. Визитеров поселяют в заведениях размещения, однако, в большинстве случаев это не гостиничные заведения. Во время неофициальных, рабочих и отдельных официальных визитов делегации могут размещаться в гостиницах, где для проведения мероприятий используют конференц-залы гостиниц. Визиты являются средством реализации многих других форм дипломатической деятельности, таких как международные конгрессы, конференции, форумы, съезды.

Съезд - это собрание представителей каких-либо организаций или общественных групп населения, которые имеют общую цель, например, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Конгресс – это съезд, собрание или совещание, как правило, международного характера; формальная встреча делегатов, обычно относятся к определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченные в определенной сфере для обсуждения различных вопросов. Симпозиум – это совещание, конференция по специальному научному вопросу; совещание по какому-либо научному вопросу (часто международное); мероприятие, сопровождающееся беседой в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных между собой или научное совещание, часто международная. Форум – массовое представительное собрание, съезд.

Круглый стол — мероприятие имиджевое. Это площадка для дискуссии ограниченного количества человек на различные темы, затрагивающие интересы бизнес-сообщества. Цель круглого стола — предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения, а в дальнейшем либо сформулировать общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Ключевой элемент любого круглого стола — модерация. Задача ведущего — держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Ведущий должен уметь четко сформулировать проблему, четко выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следя за регламентом.

Бизнес-форум — одно из масштабных бизнес-мероприятий, охватывает большую аудиторию. На форумах можно громко заявить о себе даже тем, кто только начинает деятельность, установить важные контакты. Но масштаб и структура мероприятия чрезвычайно сложны в организации и требуют много времени для подготовки и высокого профессионализма организаторов, которым надо найти площадку, участников, разработать рекламную кампанию и информационную поддержку, забронировать жилье для участников, организовать их трансфер из аэропортов и с вокзалов, питание, составить культурно-развлекательную программу.

Активными форматами общения в бизнес-кругах стали деловые завтраки и ланчи. Они предполагают проведение мероприятий в дневное время и соблюдение определенного этикета. Деловой завтрак, как правило, может быть ранним (в 9.00 или 10.00 утра) или поздним с 12.00 до 15.00 (бранч, т. е. совмещающим в себе поздний завтрак и обед). Организатор выбирает место проведения, которое бы устраивало всех участников (чаще всего это кафе или ресторан). Деловой завтрак может являться как внутрикорпоративным мероприятием, так и нетворкинговым мероприятием, на котором могут присутствовать представители различных бизнес-структур. В любом случае это событие, в котором совмещается обмен информацией и опытом заинтересованных людей с приемом пищи. На бизнес-завтрак обычно высылаются приглашения заинтересованным лицам (клиентам, партнерам, людям из одной отрасли или профессии). Не всегда соблюдается дресс-код (только на крупных мероприятиях). Что касается самого завтрака, то он может быть организован как континентальный завтрак, включающий в себя чай, кофе, соки, ассорти выпечки, а также йогурты, сезонные фрукты, сыр или мясную нарезку. Еще один вариант — завтрак в виде шведского стола, представленный большим количеством блюд, включающих закуски и десерты.

Деловой обед — важная часть деловых переговоров, от которой часто зависит результат сделки. Поведение во время обеда может многое рассказать об имидже человека и его умении входить в деловые круги. Деловой обед подразумевает соблюдение определенного этикета. Во-первых, необходимо в письменной форме уведомить о дне, времени и месте проведения мероприятия всех, кого сторона-организатор хочет видеть на данном мероприятии, чтобы это устраивало всех. Ответить на приглашение нужно обязательно в такой же форме. Участникам делового обеда нужно тщательно продумать свой костюм. Организаторам желательно заранее зарезервировать столы и ознакомиться с меню того ресторана, где будет проходить мероприятие. Важно, чтобы это заведение с точки зрения расположения и меню устраивало всех. Организаторам нужно поинтересоваться вкусами и предпочтениями гостей. Решать деловые вопросы начинают, как правило, после подачи первого блюда. Повестку желательно заранее продумать.

Инсентив-туризм. Понятие «инсентив» переводится с английского языка как «побудительный, поощряющий». Под этим видом делового туризма подразумеваются поездки, которыми коммерческие компании награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или стимулируют их более производительный труд в будущем. Особенность организации инсентив-туров заключается в том, что их заказчиками выступают не отдельные туристы, а крупные корпоративные клиенты. Мотив заказа инсентив – поощрение за выполненную работу, стимулирование повышения производительности труда сотрудников.

Анализ реализации инсентив-туров выявил следующие цели подобных поездок: 1. Презентация и продвижение нового продукта (услуги). 2. Повышение уровня продаж за счет создания благоприятных условий работы инсентив-группы. 3. Рост производительности труда и качества работы сотрудников. Исследования подтверждают, что инсентив-туры повышают производительность труда сотрудника до 25–30 %, а всей команды до 35–40 %. 4. Создание дилерской и агентской сети. 5. Выявление лидерских качеств сотрудников и их влияния на развитие предприятия.

Таким образом, в зависимости от целей рекомендуется выделять три вида инсентив-программ: поощрительные программы; мотивационные программы; формирование команды (teambuilding). Основные форматы инсентив-туризма показаны на рис. 1.

Рисунок 1 - Форматы инсентив-туризма, реализуемые российскими организациями

 

Инсентив-туризм в основном является частью инсентив-программ, которые разрабатываются туроператорами либо специализированными фирмами. Российские потребители ориентированы на следующие виды туризма: 1) семейный отдых (25 % потенциальных туристов в основном предпочитают проводить отпуск в странах Южной Европы); 2) пассивный отдых (23 % потенциальных туристов); 3) туризм для любителей природы (15 %); 4) отдых для инноваторов (8 %), которые ожидают увидеть новые места, установить тесный контакт с другими людьми, прикоснуться к культурному наследию; 5) туризм для приверженцев традиций (13 %); 6) деловой туризм (11 %); 7) активный отдых на море (5 %).

Форматы инсентив-туров:

Развлекательные (корпоративные вечеринки, посещение шоу, концертов, спортивных событий).

Туристический и пляжный отдых (отдых и знакомство с культурными и историческими особенностями стран).

Тематические (например другой Нью-Йорк, пираты, путешествие по сценам известных фильмов и т.д.).

Приключения (рафтинг, дайвинг, сафари, веревочный курс, парки экстремальных развлечений и т.д.).

Спорт (гольф, конный спорт, стрельба из лука, рыбалка, парусный спорт и яхты, велоспорт, футбол, волейбол, альпинизм, автомобильные гонки и т.д.).

Анти-стресс (созерцание уникальных природных явлений и завораживающих пейзажей).

Агро, эко и экзотика (посещение поселений и фермерских угодий для ознакомления со старинными традициями и обычаями местных жителей)

Квесты (игры со сценариями, в сочетании с элементами экскурсионного тура).

Гастрономические (посещение усадеб с винным погребом, производителей деликатесов с дегустацией).

Шоппинг-туры.

Большинство российских фирм ранее выбирали курорты Турции, Египта, Кипра. Однако есть заказчики, которые проводят мероприятия в экзотических уголках мира: ЮАР, Австралии, на островах Карибского бассейна. В связи с внешнеполитическими факторами основная группа туристов в 2015 году переориентировала свои взгляды на курорты Крыма, Сочи и другие более безопасные направления. Подобная ситуация создает почву для развития внутреннего туризма и реализации основных крупных проектов в России при поддержке федерального и местного бюджетов.

Тимбилдинг – это тренинг, направленный на сплочение коллектива, создание атмосферы неформального общения, совершенствование командного духа и умения работать в команде, выявление лидеров и т.п.

Бизнес-тренинга ми называют краткосрочные мероприятия преимущественно обучающего и воспитательного характера. В ходе тренинга отрабатывают конкретные узкие навыки, умения, получают новые знания, меняют поведенческие модели. Большим спросом пользуются тренинги по продажам и деловому общению, деловые ролевые игры. Для их проведения приглашают бизнес-тренеров, выбирают площадку, оформление, составляют программу мероприятия. Бизнес-тренинги могут помочь научиться техникам эффективных переговоров с потенциальными партнерами; сформировать сплоченную и работоспособную команду; повысить уровень продаж; разработать оптимальную стратегию формирования и развития организации; выработать собственный оптимальный стиль работы в своей должности, научиться грамотно и профессионально распоряжаться собственными рабочими ресурсами. Можно выделить несколько разновидностей бизнес-тренингов: 1. Тренинги для тех, кто хочет организовать собственный бизнес. 2. Тренинги эффективного управления, адресованные руководителям предприятий. 3. Тренинги, посвященные гибкому реагированию на изменяющуюся обстановку. 4. Тренинги, направленные на формирование конкретных бизнес-навыков. Их тематика может быть различной: эффективные продажи; искусство проведения переговоров; проведение презентаций; управление финансами на предприятии и бухгалтерский учет. Кроме того, тренинги могут быть открытыми и корпоративными. На открытых тренингах могут присутствовать представители разных организаций. Корпоративные тренинги проводятся внутри компании и полностью адаптированы под потребности данной организации.

Конференции, форумы, семинары, собрания (Conventions). Данная категория – это формы объединения заранее приглашенных участников, которые имеют общие цели, единую программу действий, способы обеспечения гостиничными, транспортными и иными услугами, требуют развитую инфраструктуру сервисных услуг. Организаторами конгрессов и выставочно-конгрессных мероприятий могут выступать: органы исполнительной государственной власти, выставочные организации, торгово-промышленные палаты, общественные и прочие организации различных форм собственности.

Конференция – собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов, то есть подразумевает формальный обмен мнениями на встрече для обсуждения общих для всех участников вопросов. Международные конференции (конгрессы) являются традиционной формой дипломатии и представляют собой совещания или встречи делегаций разных стран, которые созывают с целью изучения и решения проблем. Термины международный конгресс и международная конференция считаются идентичными, хотя ранее использовались как разные или как равнозначные.

Международные конференции классифицируются по различным признакам в зависимости от цели, задач встречи, сферы деятельности участников, их ранга, формы организации и проведения и тому подобное:

1. По предметному содержанию: политические; технические.

2. По цели: совещательные; законодательные; информационные.

3. По форме организации и проведения: двусторонние или многосторонние; специальные или обычные.

4. По рангу участников: высочайшего, высокого, среднего уровня.

5. По сфере деятельности участников: общие (генеральные); закрытые.

6. По оперативной цели проведения: дипломатические или полномочные; предыдущие или экспертные.

В современной науке практикуют следующие виды семинаров:

- семинар вопросов и ответов;

- семинар - развернутая беседа, предполагающая основательную подготовку участников из рассматриваемых вопросов;

- семинар, предполагающий устные ответы с последующим их обсуждением;

- семинар-дискуссию по принципу круглого стола;

- семинар, предусматривает обсуждение и оценка подготовленных рефератов;

- семинар-конференцию;

- семинар - решение проблемных задач;

- семинар - занятие на производстве;

- семинар - пресс-конференцию;

- семинар - “мозговую атаку”;

- специальные семинары - научные семинары по специальности.

Собрание - совместное присутствие где-нибудь человек чем-нибудь объединенных, заседание членов какой-либо организации. Встреча - собрание, которое устраивается с целью познакомиться, провести беседу с кем-нибудь.

Выставки (Exhibitions). Выставочный туризм представляет собой организацию посещений выставок, торговых ярмарок, бирж для презентации продуктов и услуг с целью стимулирования продажи. Выставки, являясь частью индустрии делового туризма, стимулируют путешествия двух различных категорий людей: обслуживающих выставку, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции, и посетителей выставки (предпринимателей, закупочных и торговых организаций), осуществляющих покупки, заключающих договоры-поставки. Выставки используют в процессе проведения конференций, семинаров, симпозиумов, форумов, конгрессов. Они повышают визуальное и практическое восприятие, обеспечивают дополнительные доходы организаторам конференций. В мировой практике выставки решают задачи открытого и профессионального бенчмаркинга (англ. «Benchmarking»), то есть сравнения эффективности своих бизнес-процессов с эталонными показателями с целью продвижения их на рынок.

Презентация — это официальное представление созданной фирмы, проекта, продукции кругу приглашенных лиц. Она проводится в рекламно-коммерческих целях, для того чтобы о компании или ее продукте узнали потенциальные потребители. Организатору презентации нужно тщательно разработать рекламу события — промоматериалы, подарки, освещение в медиапространстве, найти помещение с техническими условиями для проведения данного мероприятия. Презентации могут быть стандартными и концептуальными, классическими и креативными.

Выставка - это показ, основная цель которого заключается в предоставлении потенциальным клиентам полной информации путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении общества для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив. Выставки проводятся с целью демонстрации продукта, его продажи, создания и поддержания репутации и имиджа компании. Для проведения выставки необходимо подходящее помещение, его оснащение стендами и оборудованием. В ходе выставки устраиваются семинары, тренинги, конференции, мастер-классы, фуршеты, шоу и другие мероприятия. Но чаще сама выставка является мероприятием-партнером для другого бизнес-события — форума или конференции. Успех организации выставки зависит от того, где экспонируются компании, каковы состав участников, насыщенность деловой и развлекательной программ. Примерами деловых выставок в сфере туризма могут служить московские выставки Leasure (проводимая в сентябре), MITT и Intourmarket (проводимые в марте). Компании по организации выставки должны разработать креативную идею-концепцию, на которую станут ориентироваться потенциальные участники.

Ярмарка - это экономическая выставка образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, на территории которой находится, представляет собой значительный рынок товаров или услуг, действует в установленные сроки в течение ограниченного времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах.

Выставочно-ярмарочные мероприятия классифицируются по признакам:

- с целью проведения: торговые; информационно-ознакомительные;

- по частоте проведения: периодические; ежегодные; сезонные;

- по характеру предложения экспонатов: универсальные; многоотраслевые; отраслевые; специализированные;

- по составу участников: региональные; межрегиональные; национальные; международные.

Современный рынок делового туризма (рис. 2) представляет собой обширный и разнонаправленный комплекс услуг по организации различных мероприятий бизнес-направленности.

 

Рисунок 2 – Современная система международного бизнес-взаимодействия

 

С учетом проведенного анализа многообразия бизнес-услуг и взаимосвязанных структур и элементов, обеспечивающих международный деловой туризм, целесообразно сегментировать деловой туризм на два сектора и рода деятельности: индустрию встреч (Meetings Industry/MICE) и корпоративную трэвел-индустрию (Travel Industry).

Корпоративная трэвел-индустрия. Под корпоративной трэвел-индустрией понимается непосредственная работа по обеспечению деловых поездок (командировок) и предоставлению соответствующих сопутствующих услуг:

- предоставление комплексных услуг по организации бизнес-поездок (командировок); оформление авиационных и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, паспортно-визовое сопровождение, организация трансфертов, переводческие, кейтеринговые, охранные услуги;

- подготовка отчетности для клиентов по структуре и процедуре расходов, а также консультирование по возможностям оптимизации корпоративного бюджета на бизнес-поездки (т.н. Expense Management).

Особо важным фактором развития современной экономической системы в эпоху процессов глобализации и интернационализации является фактор инновационности развития отрасли. Инновационный характер MICE-индустрии оказывает существенное благоприятное воздействие на развитие продвижения региональной экономики.

Структура рынка индустрии встреч (MICE) представляет собой комплекс из трех основных участников рынка: покупатели, поставщики и посредники рынка, задействованные в процессе предоставления бизнес-туристам услуг MICE. Структура мирового рынка индустрии встреч (MICE) представлена на рис. 3.

Рисунок 3 – Структура рынка MICE

 

На сегодняшний момент на мировой арене насчитывается более 40 глобальных отраслевых ассоциаций делового туризма, представляющих на международном, региональном и национальном уровнях интересы всех категорий работников и структур, занятых в сфере организации и обслуживания отрасли. Крупнейшими международными отраслевыми ассоциациями делового туризма и индустрии встреч являются Международная ассоциация конгрессов и съездов (International Congress and Convention Association, далее ICCA), Международное объединение профессионалов встреч (MPI), Ассоциация работников корпоративных поездок (ACTE), Международная ассоциация менеджмента дестинаций (DMAI), Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессов (IAPCO), Общество работников инсентив и туристических поездок (SITE). Вышеуказанные участники международного рынка делового туризма и индустрии встреч являются главными игроками в сфере создания, развития и распространения мирового потенциала профессиональных знаний об индустрии. Именно отраслевые объединения заявляют о себе как о действенном механизме коммуникации бизнеса. Ими формируются современные правила игры на рынке, ведется наиболее успешное лоббирование интересов агентств и компаний, продвижение конкретных отраслей, в том числе делового туризма и индустрии встреч. В свою очередь, встречи, организуемые под эгидой международных ассоциаций, играют все более важную роль для научного прогресса, развития медицины, поиска эффективных решений проблем общества и окружающей среды.

Международная ассоциация делового туризма, основанная в 1974 г, объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии, являясь ведущей международной организацией данного направления. Большим авторитетом пользуется Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок, в которой зарегистрированы свыше 2400 специалистов в области организации деловых поездок, а также поставщики необходимых для этого услуг из 29 стран мира. Особую роль в развитии делового туризма играют так называемые организации маркетинга дестинаций (destination marketing organizations-DMO), или конгресс-бюро (конвеншн), визит-бюро (convention visit bureau CVB). Эти участники MICE-индустрии обладают полной информацией об инфраструктуре делового туризма, компаниях, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, и всех мероприятиях, проходящих в данном месте.

Интересы российского рынка делового туризма продвигает и защищает единственное отраслевое объединение — Российская ассоциация агентств делового туризма (ВТАА), основанная в 2004 г. ВТАА активно содействует укреплению позиций отраслевых агентств, ассоциаций и родственных структур на международном и российском рынке, концентрирует свои усилия на лоббировании интересов отрасли в целом, решении текущих оперативных задач, продвижении конкретных целевых проектов по выставочному бизнесу, подготовке кадров, оказании содействия в подборе качественного и добросовестного персонала, его трудоустройстве. ВТАА вступило в крупнейшие предпринимательские объединения России - Российский союз туриндустрии (РСТ) и Ассоциацию туроператоров России (ATOP). ВТАА рассматривает свое участие в деятельности родственных объединений как инструмент дальнейшего создания единого информационного пространства профессионалов отрасли, продвижения мировой концепции делового туризма, развития просветительской, образовательной и консалтинговой деятельности. ВТАА оказывает существенное, действенное содействие профессиональному развитию участников национального рынка делового туризма, она нацелена на укрепление деловых и партнерских связей корпоративных покупателей и поставщиков и способствует определению тенденций развития и формирования отрасли в России и ее регионах. BTTA – это примерно 7% доли в общем российском рынке делового туризма (20 % на московском рынке), 70 офисов в различных регионах России, 570 млн долл. продаж в год билетов на регулярные авиарейсы российских и зарубежных авиакомпаний, а также железнодорожных билетов, более 2750 высококвалифицированных сотрудников. Прямыми участниками Ассоциации являются ведущие компании рынка корпоративного туристического обслуживания и услуг индустрии встреч: Ист-Лайн, Городской Центр Бронирования и Туризма, Макс-Авиа, СТБ Турс, Демлинк, Evrokontakt Plus Lufthansa City Center, HRG Russia, Jenico Travel, Travel Management Consulting, UniFest Travel, VIP Сервис, Zelenski Corporate Travel Solutions (ZCRS). Ключевыми направлениями деятельности BTAA являются: разработка системы ведения и сбор данных статистической отчетности по деловому туризму, выездов российских граждан за границу и прибытий иностранных граждан в Россию со служебной целью; разработка профессиональных стандартов компаний индустрии делового туризма; организация профессиональной подготовки кадров для индустрии делового туризма и корпоративной трэвел индустрии совместными усилиями Ассоциации и компаний отрасли; ведение работы по официальному признанию специальности работника отрасли, организации обучения будущих специалистов при ВУЗах России; разработка основных составляющих понятийного аппарата и дефиниций индустрии делового туризма.

Еще одной из наиболее преуспевающих, динамично развивающихся и перспективных организаций на российском рынке делового туризма является Ассоциация Бизнес Туризма. Ассоциация Бизнес Туризма (АБТ) - это объединение, участниками которого являются корпоративные покупатели: представители служб закупок, тревел-менеджеры и другие специалисты, связанные с организацией командировок и мероприятий. Партнерами ассоциации являются поставщики услуг - компании рынка делового туризма. Ассоциация содействует формированию рынка бизнес туризма в России и позиционированию его как сферы современного бизнеса, охватывающей всех участников и партнеров. Одним из направлений деятельности АБТ является проведение для своих участников Образовательных сессий (4 раза в год), каждая из которых посвящена определенной теме сферы делового туризма. Помимо Образовательных сессий Ассоциация проводит и другие мероприятия: пресс-конференции, совместные мероприятия (например, совместный ежегодный Форум с международной ассоциацией ACTE), организует поездки на тематические выставки и др. Ассоциация предоставляет возможность встречаться с коллегами из других компаний, обсуждать актуальные вопросы в независимой обстановке, первыми узнавать о нововведениях отрасли делового туризма, изучая более детально основные составляющие Профессионального Управления поездками. Сотрудничество АБТ с другими международными партнерскими ассоциациями позволяет использовать мировой опыт.

Разделяя деловой туризм на индустрию встреч (MICE) и корпоративную трэвелиндустрию (Travel Industry), в структуре делового туризма России доминируют определенные сегменты (обеспечивающий сектор: ж/д-, авиатранспорт; средства размещения; информационное сопровождение), в то время как некоторые из них занимают незначительную долю (MICE: инсентив, встречи). Особенностью развития российского делового туризма является доминирование присутствия элементов корпоративной трэвел-индустрии.

Рассматривая распределение российского рынка туризма по видам услуг, можно увидеть, что пассажирские авиаперевозки формируют более половины объема рынка; четверть объема приходится на средства размещения, около 13% — на пассажирские перевозки ж/д транспортом. Это говорит о развитости транспортной инфраструктуры и логистических цепей, однако, в свою очередь, показывает слабую развитость гостиничного комплекса, средств размещения по всей России. Признанными лидерами гостиничного сектора на сегодняшний день остаются Москва и Санкт-Петербург, региональные крупные административные центры: Екатеринбург, Сочи, Казань, Ростов-на-Дону, Новосибирск. На рынке делового туризма, как и в гостиничном секторе, наиболее активную позицию занимают Москва и Санкт-Петербург, что объясняется наличием необходимой инфраструктуры и транспортной доступности. Востребованными становятся такие города как Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток.

Положительной динамике рынка туристического сектора в России способствуют следующие факторы:

- рост платежеспособности населения;

- планомерное, поступательное развитие туристской инфраструктуры;

- распространение дистанционных (банковских, страховых, и др.), электронных услуг, интернет-сервисов.

Начальный этап формирования индустрии деловых встреч и MICE, ознаменованный образованием институциональной структуры, выбор специализации компаний и выделением лидеров отрасли, послужил катализатором бурного развития современной деловой инфраструктуры, в том числе – высококачественных объектов для проведения бизнес-мероприятий и обслуживания потребностей российских и зарубежных бизнесменов на территории страны. Сегодня рынок MICE и ИДВ стал важной сферой деятельности для отечественных и международных поставщиков услуг путешествий. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 г. в США и охвативший в последующем (2008-2010 гг.) весь мир, MICE и ИДВ продемонстрировали свою конкурентоспособность среди всех секторов туристского бизнеса, закрепив за собой нововведения докризисного периода, на этапе расцвета культурной экономики. В условиях экономического спада операторы делового туризма все больше задумываются о сохранении своих позиций, вкладываясь в продуктовые и процессные технологии: начиная от разработки и предложения новых бизнес-продуктов и заканчивая нововведениями в процессах управления компанией и ее взаимодействия с внешней средой. Современный рынок MICE и обязательных сопутствующих услуг (переводческие, кейтеринговые и транспортные услуги, обеспечение безопасности и другие виды бизнес-сервиса) является одним из наиболее быстро развивающихся секторов экономики, как внутри страны, так и за рубежом. Для успешной организации и достижения позитивных результатов функционирования сегмента MICE в системе туристского бизнеса, существует реальная необходимость кадрового обеспечения национального туризма: от гостиничного бизнеса, транспортных услуг, услуг по визовому сопровождению поездок, риэлторского сопровождения до услуг по обеспечению безопасности, развлечений участников мероприятий и др.

Согласно проводимым исследованиям, рынок делового туризма в России только начинает формироваться. По оценкам компании Step by step, в структуре российского рынка делового туризма около 80% составляют мероприятия, связанные с организацией командировок, и только 20% – с MICE-мероприятиями. Индустрия MICE, являясь наиболее динамично развивающимся направлением современного рынка туризма, оказывает благоприятное воздействие на общее развитие региональной экономики, и отдельного мегаполиса в частности. Развитие делового туризма благоприятно сказывается и на социальной сфере. Увеличение оборота на один миллиард долларов приводит к созданию 100 тыс. новых рабочих мест. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что бизнес-туризм как подотрасль туризма обладает высоким мультипликативным эффектом. Являясь продуктом культурной экономики, рынок MICE внес существенные изменения в институциональную структуру социально-экономической системы мировой экономики, способствуя появлению новых региональных организаций. Наряду с этим, отрицательное сальдо баланса выездного бизнес-туризма может быть компенсировано существенным положительным эффектом от внедрения зарубежных инноваций в российскую экономику посредством участия в международных мероприятиях. Именно при таком подходе выездной туризм с целью развития национального бизнеса будет приносить выгоды на макро- и микроуровне.

Национальные поставщики услуг делового туризма, MICE-услуг разделяются на определенные категории: «бизнес-ориентированная», «бутик-отели», «категория эконом-класс» (низкозвездочные гостиницы). Схематически представим комплекс данных категорий, формирующих структуру делового тури



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: