10.1 Понятие и основные направления кадровой политики
В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы.
Данным определением подчеркивается интегрированность сферы управления персоналом в общую деятельность организации, а также факт осознания правил и норм кадровой работы всеми субъектами организации.
В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работников и организации.
Под кадровой политикой подразумевается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных рыночных условиях на том или ином этапе развития организации.
Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.
Назначение кадровой политики — своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей.
Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места; разработка программ занятости и социальных программ; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности; управление нововведениями в кадровой работе; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала; анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда; разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
|
10.2 Принципы кадровой политики
Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
|
Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики организации. Из главной цели кадровой политики можно вывести подцели для управления персоналом, например, предоставить трудовые ресурсы определенного качества и количества к установленному сроку, на установленный период, на определенные рабочие места. На основе таких целевых установок можно определить содержание кадровой политики в организации.
Индивидуальное задание
Содержание целей (подцелей) управления персоналом
1. Внешние цели, связанные с отношением фирмы с окружающей средой (рынок труда, охрана окружающей среды, взаимоотношения с государственными и местными властями, профсоюзами и т. п.).
1.1 Рост производительности труда.
1.2 Разработка перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу. Составление должностных инструкций по новым должностям.
1.3 Повышение мотивации труда.
1.4 Повышение уровня профессионализма сотрудников.
2. Внутренние цели, реализация которых направлена на улучшение отношений фирмы со своими сотрудниками (участие их в управлении фирмой, совершенствование стиля руководства, углубление профессиональных знаний, решение социальных вопросов и т. п.).
2.1 Поддержание обратной связи: контроль – поощрение.
2.1.1 Составление общего графика работы на основе выбранного работниками графика.
2.1.2 Развитие премиальной системы поощрения.
2.1.3 Повышение квалификации и переподготовка сотрудников.
|
2.2 Групповые тренинги.
2.2.1 Дополнительные надбавки за квалификацию.
2.2.2 Выявление потребностей работников для создания системы мотивации.
2.3 Развитие института наставничества.
2.4 Подбор персонала с точки зрения психологической совместимости.
2.4.1 Формирование системы отбора сотрудников для повышения квалификации.
2.4.2 Проведение мероприятий по устранению конфликтов.
2.4.2.1 Разработка систем ненадежной мотивации.
2.4.2.2 Доведение целей компании до сотрудников, создание общих ценностей.
2.4.3 Формирование привлекательного образа компании в глазах общественности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мною были закреплены теоретические знания, полученные при изучении дисциплин: Основы управления персоналом, Системы управления персоналом, Организация труда персонала, Экономика и социология труда и др.; получили развитие и накопление творческие навыки по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.
Также были выполнены основные задачи производственно-профессиональной практики:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин специальности и получении практических навыков в области управления персоналом;
- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;
- сбор необходимых материалов и документов для выполнения анализа в соответствии с заданием;
- разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов [Текст] / Б.М.Генкин. – Изд. 5 -е, доп. - М.: Норма, 2003. – 416 с.
2. Егоршин А.П. Управление персоналом. [Текст] / А.П.Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2004. – 607 с.
3. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. [Текст] / П.В. Журавлев [и др.]. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.
4. Никитина И.А. Управление персоналом: Учебное пособие. [Текст] / И.А.Никитина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.- 207 с.
5. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности [Текст] / Ю.Г.Одегов, Л.В.Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 256 с.
6. Управление персоналом организации: Учебник [Текст] / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.:ИНФРА-М, 2003. – 512 с.