Назаретян Каринэ Акоповна
ПРОБЛЕМЫЭТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Автореферат)
Основное содержание работы
Во Введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена степень
разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, изложен теорети-
ческий контекст исследования, представлена использованная методология и
сформулирована научная новизна работы.
Первая глава – «Общая характеристика журналистской этики» – посвя-
щена разработке теоретической базы для дальнейшего этико-прикладного ис-
следования. В первом параграфе, «Ценностные приоритеты», на основании
анализа ряда нормативно-этических документов и большого пласта литературы
по журналистской этике составлен перечень основополагающих нравственных
ценностей современной журналистики. Глобального стандарта журналистской
этики пока не существует, и, по-видимому, его появление в ближайшее время
маловероятно в силу серьезных культурных и политических различий между
разными регионами. Поэтому за основу исследования взяты журналистские
ценности и стандарты, зародившиеся и развивавшиеся, главным образом, в
странах Западной Европы и в США, где существуют богатые традиции этиче-
ской рефлексии на тему журналистской деятельности и ее регуляции.
Материалом для анализа ценностного состава журналистики послужили
шесть журналистских этических кодексов. В каждом из них отражен разный
набор ценностей, и каждой из ценностей в них уделено разное внимание. Осно-
ванием для выделения конкретных ценностей стало то, что во всех кодексах с
выявленными ценностями соотносятся не меньше десяти этических требова-
ний.
Анализ шести выбранных кодексов позволил сделать вывод о том, что ос-
новные отраженные в них ценности – это ценности (в порядке убывания коли-
чества отраженных в кодексах этических требований, которые им соответству-
ют): правды, непричинения вреда, беспристрастности, свободы слова, честно-
сти, социальной ответственности и справедливости. В тексте параграфа приве-
дены положения кодексов, которые отражают каждую из этих ценностей. Далее
в параграфе рассмотрены шестнадцать работ исследователей СМИ, которые
предлагают свой перечень базовых нравственных ценностей журналистики. Как
показал анализ, подавляющее большинство обсуждаемых в литературе базовых
нравственных ценностей журналистики так или иначе соотносятся с выделен-
ными в диссертации на основе анализа этических кодексов семью ценностями.
В параграфе также анализируется феномен неоднородности нравственных
ценностей журналистики по ряду параметров и делается вывод, что разнопо-
рядковость ценностей не создает непреодолимых препятствий для того, чтобы
рассматривать их в качестве базовых.
Во втором параграфе, «Содержание базовых нравственных ценностей
журналистики», представлен аналитический обзор каждой из семи выявленных
ценностей.
Свобода слова рассмотрена как одна из первых и самых важных идей, кото-
рые сформировали современную журналистику. Традицию в философии СМИ,
истоки которой идут еще от Дж. Мильтона, в литературе чаще всего называют
либертарианской традицией. Это связано с тем, что Мильтон и его последова-
тели (в их числе – Дж.С. Милль) предложили идею практически ничем не огра-
ниченной свободы выражения мнений. Анализ современного содержания цен-
ности свободы слова позволил определить ее следующим образом: свобода
слова – это свобода говорить почти все, но с минимальными разумными огра-
ничениями (информация должна быть проверена по нескольким источниками,
журналист не должен намеренно говорить неправду и т. п.).
В 1940-х годах в США Комиссия по вопросам свободы печати исследовала
ситуацию со свободой слова и нравственностью в американских СМИ и подго-
товила доклад под названием «Свободная и ответственная пресса», выводы ко-
торого были названы теорией социальной ответственности прессы. Под влия-
нием этой теории было создано большинство современных систем журналист-
ской саморегуляции. Ценность социальной ответственности трактуется в дис-
сертации как ответственность журналиста перед обществом за последствия
своих действий в краткосрочной перспективе.
Ценность правды в журналистской этике – это не просто отсутствие лжи, но
представление по возможности наиболее полной картины произошедшего
(происходящего).
Беспристрастность в СМИ до середины XX века трактовалась, главным об-
разом, как объективность. Однако уже во второй половине XX века большинст-
во журналистов и обозревателей пришли к пониманию того, что последова-
тельная объективность в журналистике невозможна в силу специфики профес-
сии. Беспристрастность же подразумевает сбалансированность подачи инфор-
мации, отсутствие заинтересованности журналиста в представлении ситуации
тем или иным образом и четкое разграничения между фактами и мнениями.
Честность – вероятно, наименее специфическая ценность для журналисти-
ки, так как играет большую роль в любой профессии, как и в целом в жизни.
Кроме того, ее содержание в журналистике пересекается с содержанием других
ценностей: беспристрастности, правды, справедливости. Честность в журнали-
стике предполагает соблюдение договоренностей, по возможности отсутствие
обмана в процессе сбора информации и т. д.
Трактовка ценности справедливости в диссертации базируется, в основном,
на коммунитаристской концепции. Из нее вытекает, что справедливый журна-
лист должен, в первую очередь, уделять внимание проблемам наиболее уязви-
мых слоев населения. На взгляд диссертанта, в журналистике такое понимание
справедливости в наибольшей степени способствует снятию социальных на-
пряженностей и гармонизации общественных интересов и, таким образом, наи-
лучшим образом соотносится с ценностью общего блага как одной из ключевых
ценностей общественной морали.
Непричинение вреда подразумевает, что журналист должен задумываться о
последствиях своих действий для тех, с кем он взаимодействует процессе рабо-
ты, и для потребителей его материалов. В отличие от ценности социальной от-
ветственности, коррелирующей с благом общества в целом, непричинение вре-
да коррелирует с благом индивидуальных членов общества.
Третий параграф, «Проблема совместимости ценностей», посвящен анали-
зу противоречий между выделенными семью базовыми ценностями журнали-
стики. Показано, что основная линия противоречий проходит между двумя
группами, разделенными по основанию того, к чему относятся ценности: к пра-
вилам работы с информацией или к судьбам людей. В первую группу входят
свобода слова, правда, беспристрастность и честность, а во вторую группу –
социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. В парагра-
фе проанализированы противоречия внутри следующего комплекса пар ценно-
стей: свобода слова – социальная ответственность, свобода слова – непричине-
ние вреда, свобода слова – справедливость, правда – социальная ответствен-
ность, правда – непричинение вреда, беспристрастность – социальная ответст-
венность, беспристрастность – непричинение вреда, беспристрастность – спра-
ведливость. Единственная из выделенных семи базовых нравственных ценно-
стей журналистики, которая не вступает в противоречия с другими, – это цен-
ность честности. Выявленные противоречия между ценностями представлены в
параграфе в виде схемы.
Вторая глава – «Этическая регуляция освещения средствами массовой
информации межэтнических и межконфессиональных отношений (страно-
ведческий анализ)» – представляет собой собственно этико-прикладное иссле-
дование. На основе анализа освещения межэтнических и межконфессиональ-
ных отношений в СМИ четырех стран – Великобритании, Италии, Германии и
России, а также анализа ситуаций с этической регуляцией освещения этой темы
в названных странах выявляются основные проблемы этической регуляции
журналистской деятельности.
В первом параграфе, «Великобритания», кратко представлены история ме-
жэтнических и межконфессиональных отношений в Великобритании, история и
современное состояние освещения этих вопросов в британских СМИ, а также
история и современное состояние этической регуляции освещения этих вопро-
сов в британских СМИ. На предмет отражения выделяемых базовых нравствен-
ных ценностей журналистики проанализированы три британских нормативных
документа: специальный этический кодекс «Руководство по освещению расо-
вых вопросов» британского Национального союза журналистов (НСЖ), п. 9
Общего этического кодекса НСЖ и п. 5.4.38 редакционного этического кодекса
«Би-би-си».
В параграфе проанализирована дискуссия вокруг спорной ситуации с при-
глашением в эфир телекомпании «Би-би-си» лидера националистической Бри-
танской национальной партии Н. Гриффина на предмет ценностного содержа-
ния аргументации сторон.
В целом анализ показал, что этический кодекс, даже подробно проработан-
ный, не может помочь журналисту на практике, так как не содержит в себе ука-
заний на то, как разрешать противоречия между ценностями. Документы такого
рода дают только общие рекомендации по освещению межэтнических противо-
речий; в конкретных же спорных ситуациях каждый редактор и журналист
должен ориентироваться на собственные моральные ориентиры.
Во втором параграфе, «Италия», также кратко представлены история ме-
жэтнических и межконфессиональных отношений в этой стране, история и со-
временное состояние освещения этих вопросов в итальянских СМИ, история и
современное состояние этической регуляции освещения этих вопросов в италь-
янских СМИ. На предмет отражения выделенных базовых нравственных цен-
ностей журналистики проанализированы два нормативных документа: специ-
альный этический кодекс «Римская хартия» и избранные положения общего
итальянского этического кодекса «Хартия обязанностей журналистов».
В параграфе проанализирована ситуация с некорректным, по мнению мно-
гих наблюдателей, освещением в итальянских СМИ хода расследования пре-
ступления, в котором обвинялись иммигранты из Румынии. Высказано предпо-
ложение, что возникавшие нарекания в адрес СМИ были обусловлены тем, что
в рассматриваемых журналистских материалах фактически не была отражена
ни одна из семи базовых этических ценностей журналистики (кроме ценности
честности, оценить отражение которой в конечном материале представляется
проблематичным). Причина этого лежит, по-видимому, в расхождениях в по-
нимании содержания базовых нравственных ценностей СМИ между итальян-
скими журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов / иссле-
дователями, занимающимися этикой СМИ, с другой. Это предположение под-
крепляется рассмотрением того, в чем именно могут заключаться эти расхож-
дения.
В третьем параграфе, «Германия», по логике предыдущих параграфов пред-
ставлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в стра-
не, история и современное состояние освещения этих вопросов в немецких
СМИ и история и современное состояние этической регуляции освещения этих
вопросов. В отсутствие в Германии специального этического кодекса, который
регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отноше-
ний, на предмет отражения выделенных базовых нравственных ценностей жур-
налистики проанализирован только п. 12 общего Немецкого кодекса прессы.
В параграфе проанализирована дискуссия вокруг возможности принятия
языкового руководства для журналистов, которым они руководствовались бы
при создании материалов на темы межэтнических и межконфессиональных от-
ношений, и сделан вывод о наличии трех взаимосвязанных проблем этического
регулирования журналистской деятельности в рассмотренном случае: 1) недос-
таточности существующих в Германии кодифицированных этических правил,
касающихся освещения межэтнических и межнациональных отношений; 2) на-
личии противоречий между определенными базовыми нравственными ценно-
стями журналистики и 3) возможности множественного толкования определен-
ных базовых нравственных ценностей журналистики (т. е. наличии расхожде-
ний в их понимании).
В четвертом параграфе, «Россия», кратко представлены история межэтни-
ческих и межконфессиональных отношений в России, история и современное
состояние освещения этих вопросов в российских СМИ, история и современное
состояние этической регуляции освещения в них этих вопросов. В России так
же, как в Германии, не существует специального этического кодекса, который
регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отноше-
ний, поэтому на предмет отражения выделяемых нами базовых нравственных
ценностей журналистики проанализированы только касающиеся этой темы по-
ложения общего Кодекса профессиональной этики российского журналиста.
В параграфе рассмотрена ситуация с освещением в российских СМИ кон-
фликта в карельском городе Кондопога, произошедшего в августе – сентябре
2006 года. Анализ доступных обзоров освещения российскими СМИ тех собы-
тий позволяет сделать вывод о том, что в общей массе материалов СМИ не бы-
ла отражена ни одна из выделенных базовых нравственных ценностей журна-
листики (не считая ценности честности, оценить отражение которой в конечном
материале, как говорилось выше, представляется проблематичным), и высказа-
но предположение о том, что причина этого может лежать в расхождениях в
понимании содержания базовых нравственных ценностей журналистики между
журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов и исследовате-
лями СМИ, с другой.