ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Назаретян Каринэ Акоповна

ПРОБЛЕМЫЭТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Автореферат)

Основное содержание работы

Во Введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена степень

разработанности проблемы, сформулированы цель и задачи, изложен теорети-

ческий контекст исследования, представлена использованная методология и

сформулирована научная новизна работы.

Первая глава – «Общая характеристика журналистской этики» – посвя-

щена разработке теоретической базы для дальнейшего этико-прикладного ис-

следования. В первом параграфе, «Ценностные приоритеты», на основании

анализа ряда нормативно-этических документов и большого пласта литературы

по журналистской этике составлен перечень основополагающих нравственных

ценностей современной журналистики. Глобального стандарта журналистской

этики пока не существует, и, по-видимому, его появление в ближайшее время

маловероятно в силу серьезных культурных и политических различий между

разными регионами. Поэтому за основу исследования взяты журналистские

ценности и стандарты, зародившиеся и развивавшиеся, главным образом, в

странах Западной Европы и в США, где существуют богатые традиции этиче-

ской рефлексии на тему журналистской деятельности и ее регуляции.

Материалом для анализа ценностного состава журналистики послужили

шесть журналистских этических кодексов. В каждом из них отражен разный

набор ценностей, и каждой из ценностей в них уделено разное внимание. Осно-

ванием для выделения конкретных ценностей стало то, что во всех кодексах с

выявленными ценностями соотносятся не меньше десяти этических требова-

ний.

Анализ шести выбранных кодексов позволил сделать вывод о том, что ос-

новные отраженные в них ценности – это ценности (в порядке убывания коли-

чества отраженных в кодексах этических требований, которые им соответству-

ют): правды, непричинения вреда, беспристрастности, свободы слова, честно-

сти, социальной ответственности и справедливости. В тексте параграфа приве-

дены положения кодексов, которые отражают каждую из этих ценностей. Далее

в параграфе рассмотрены шестнадцать работ исследователей СМИ, которые

предлагают свой перечень базовых нравственных ценностей журналистики. Как

показал анализ, подавляющее большинство обсуждаемых в литературе базовых

нравственных ценностей журналистики так или иначе соотносятся с выделен-

ными в диссертации на основе анализа этических кодексов семью ценностями.

В параграфе также анализируется феномен неоднородности нравственных

ценностей журналистики по ряду параметров и делается вывод, что разнопо-

рядковость ценностей не создает непреодолимых препятствий для того, чтобы

рассматривать их в качестве базовых.

Во втором параграфе, «Содержание базовых нравственных ценностей

журналистики», представлен аналитический обзор каждой из семи выявленных

ценностей.

Свобода слова рассмотрена как одна из первых и самых важных идей, кото-

рые сформировали современную журналистику. Традицию в философии СМИ,

истоки которой идут еще от Дж. Мильтона, в литературе чаще всего называют

либертарианской традицией. Это связано с тем, что Мильтон и его последова-

тели (в их числе – Дж.С. Милль) предложили идею практически ничем не огра-

ниченной свободы выражения мнений. Анализ современного содержания цен-

ности свободы слова позволил определить ее следующим образом: свобода

слова – это свобода говорить почти все, но с минимальными разумными огра-

ничениями (информация должна быть проверена по нескольким источниками,

журналист не должен намеренно говорить неправду и т. п.).

В 1940-х годах в США Комиссия по вопросам свободы печати исследовала

ситуацию со свободой слова и нравственностью в американских СМИ и подго-

товила доклад под названием «Свободная и ответственная пресса», выводы ко-

торого были названы теорией социальной ответственности прессы. Под влия-

нием этой теории было создано большинство современных систем журналист-

ской саморегуляции. Ценность социальной ответственности трактуется в дис-

сертации как ответственность журналиста перед обществом за последствия

своих действий в краткосрочной перспективе.

Ценность правды в журналистской этике – это не просто отсутствие лжи, но

представление по возможности наиболее полной картины произошедшего

(происходящего).

Беспристрастность в СМИ до середины XX века трактовалась, главным об-

разом, как объективность. Однако уже во второй половине XX века большинст-

во журналистов и обозревателей пришли к пониманию того, что последова-

тельная объективность в журналистике невозможна в силу специфики профес-

сии. Беспристрастность же подразумевает сбалансированность подачи инфор-

мации, отсутствие заинтересованности журналиста в представлении ситуации

тем или иным образом и четкое разграничения между фактами и мнениями.

 

Честность – вероятно, наименее специфическая ценность для журналисти-

ки, так как играет большую роль в любой профессии, как и в целом в жизни.

Кроме того, ее содержание в журналистике пересекается с содержанием других

ценностей: беспристрастности, правды, справедливости. Честность в журнали-

стике предполагает соблюдение договоренностей, по возможности отсутствие

обмана в процессе сбора информации и т. д.

Трактовка ценности справедливости в диссертации базируется, в основном,

на коммунитаристской концепции. Из нее вытекает, что справедливый журна-

лист должен, в первую очередь, уделять внимание проблемам наиболее уязви-

мых слоев населения. На взгляд диссертанта, в журналистике такое понимание

справедливости в наибольшей степени способствует снятию социальных на-

пряженностей и гармонизации общественных интересов и, таким образом, наи-

лучшим образом соотносится с ценностью общего блага как одной из ключевых

ценностей общественной морали.

Непричинение вреда подразумевает, что журналист должен задумываться о

последствиях своих действий для тех, с кем он взаимодействует процессе рабо-

ты, и для потребителей его материалов. В отличие от ценности социальной от-

ветственности, коррелирующей с благом общества в целом, непричинение вре-

да коррелирует с благом индивидуальных членов общества.

Третий параграф, «Проблема совместимости ценностей», посвящен анали-

зу противоречий между выделенными семью базовыми ценностями журнали-

стики. Показано, что основная линия противоречий проходит между двумя

группами, разделенными по основанию того, к чему относятся ценности: к пра-

вилам работы с информацией или к судьбам людей. В первую группу входят

свобода слова, правда, беспристрастность и честность, а во вторую группу –

социальная ответственность, справедливость и непричинение вреда. В парагра-

фе проанализированы противоречия внутри следующего комплекса пар ценно-

стей: свобода слова – социальная ответственность, свобода слова – непричине-

ние вреда, свобода слова – справедливость, правда – социальная ответствен-

ность, правда – непричинение вреда, беспристрастность – социальная ответст-

венность, беспристрастность – непричинение вреда, беспристрастность – спра-

ведливость. Единственная из выделенных семи базовых нравственных ценно-

стей журналистики, которая не вступает в противоречия с другими, – это цен-

ность честности. Выявленные противоречия между ценностями представлены в

параграфе в виде схемы.

Вторая глава – «Этическая регуляция освещения средствами массовой

информации межэтнических и межконфессиональных отношений (страно-

ведческий анализ)» – представляет собой собственно этико-прикладное иссле-

дование. На основе анализа освещения межэтнических и межконфессиональ-

ных отношений в СМИ четырех стран – Великобритании, Италии, Германии и

России, а также анализа ситуаций с этической регуляцией освещения этой темы

в названных странах выявляются основные проблемы этической регуляции

журналистской деятельности.

В первом параграфе, «Великобритания», кратко представлены история ме-

жэтнических и межконфессиональных отношений в Великобритании, история и

современное состояние освещения этих вопросов в британских СМИ, а также

история и современное состояние этической регуляции освещения этих вопро-

сов в британских СМИ. На предмет отражения выделяемых базовых нравствен-

ных ценностей журналистики проанализированы три британских нормативных

документа: специальный этический кодекс «Руководство по освещению расо-

вых вопросов» британского Национального союза журналистов (НСЖ), п. 9

Общего этического кодекса НСЖ и п. 5.4.38 редакционного этического кодекса

«Би-би-си».

В параграфе проанализирована дискуссия вокруг спорной ситуации с при-

глашением в эфир телекомпании «Би-би-си» лидера националистической Бри-

танской национальной партии Н. Гриффина на предмет ценностного содержа-

ния аргументации сторон.

В целом анализ показал, что этический кодекс, даже подробно проработан-

ный, не может помочь журналисту на практике, так как не содержит в себе ука-

заний на то, как разрешать противоречия между ценностями. Документы такого

рода дают только общие рекомендации по освещению межэтнических противо-

речий; в конкретных же спорных ситуациях каждый редактор и журналист

должен ориентироваться на собственные моральные ориентиры.

Во втором параграфе, «Италия», также кратко представлены история ме-

жэтнических и межконфессиональных отношений в этой стране, история и со-

временное состояние освещения этих вопросов в итальянских СМИ, история и

современное состояние этической регуляции освещения этих вопросов в италь-

янских СМИ. На предмет отражения выделенных базовых нравственных цен-

ностей журналистики проанализированы два нормативных документа: специ-

альный этический кодекс «Римская хартия» и избранные положения общего

итальянского этического кодекса «Хартия обязанностей журналистов».

В параграфе проанализирована ситуация с некорректным, по мнению мно-

гих наблюдателей, освещением в итальянских СМИ хода расследования пре-

ступления, в котором обвинялись иммигранты из Румынии. Высказано предпо-

ложение, что возникавшие нарекания в адрес СМИ были обусловлены тем, что

в рассматриваемых журналистских материалах фактически не была отражена

ни одна из семи базовых этических ценностей журналистики (кроме ценности

честности, оценить отражение которой в конечном материале представляется

проблематичным). Причина этого лежит, по-видимому, в расхождениях в по-

нимании содержания базовых нравственных ценностей СМИ между итальян-

скими журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов / иссле-

дователями, занимающимися этикой СМИ, с другой. Это предположение под-

крепляется рассмотрением того, в чем именно могут заключаться эти расхож-

дения.

В третьем параграфе, «Германия», по логике предыдущих параграфов пред-

ставлены история межэтнических и межконфессиональных отношений в стра-

не, история и современное состояние освещения этих вопросов в немецких

СМИ и история и современное состояние этической регуляции освещения этих

вопросов. В отсутствие в Германии специального этического кодекса, который

регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отноше-

ний, на предмет отражения выделенных базовых нравственных ценностей жур-

налистики проанализирован только п. 12 общего Немецкого кодекса прессы.

В параграфе проанализирована дискуссия вокруг возможности принятия

языкового руководства для журналистов, которым они руководствовались бы

при создании материалов на темы межэтнических и межконфессиональных от-

ношений, и сделан вывод о наличии трех взаимосвязанных проблем этического

регулирования журналистской деятельности в рассмотренном случае: 1) недос-

таточности существующих в Германии кодифицированных этических правил,

касающихся освещения межэтнических и межнациональных отношений; 2) на-

личии противоречий между определенными базовыми нравственными ценно-

стями журналистики и 3) возможности множественного толкования определен-

ных базовых нравственных ценностей журналистики (т. е. наличии расхожде-

ний в их понимании).

В четвертом параграфе, «Россия», кратко представлены история межэтни-

ческих и межконфессиональных отношений в России, история и современное

состояние освещения этих вопросов в российских СМИ, история и современное

состояние этической регуляции освещения в них этих вопросов. В России так

же, как в Германии, не существует специального этического кодекса, который

регулировал бы освещение межэтнических и межконфессиональных отноше-

ний, поэтому на предмет отражения выделяемых нами базовых нравственных

ценностей журналистики проанализированы только касающиеся этой темы по-

ложения общего Кодекса профессиональной этики российского журналиста.

В параграфе рассмотрена ситуация с освещением в российских СМИ кон-

фликта в карельском городе Кондопога, произошедшего в августе – сентябре

2006 года. Анализ доступных обзоров освещения российскими СМИ тех собы-

тий позволяет сделать вывод о том, что в общей массе материалов СМИ не бы-

ла отражена ни одна из выделенных базовых нравственных ценностей журна-

листики (не считая ценности честности, оценить отражение которой в конечном

материале, как говорилось выше, представляется проблематичным), и высказа-

но предположение о том, что причина этого может лежать в расхождениях в

понимании содержания базовых нравственных ценностей журналистики между

журналистами, с одной стороны, и авторами этических кодексов и исследовате-

лями СМИ, с другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: