Тема: «Становление и развитие гувернерства как социально - педагогического явления»




 

Задание: составьте развернутый план лекции с целью самопроверки изученного материала

 

Развитие и становление системы воспитания в любом государстве тесно связано с его историей. Исторические периоды развития российского государства характеризуются определенными взглядами на обучение и воспитание детей, влияющие на состояние образовательной системы.

Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о семейном и домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны. Начиная с глубокой древности, народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к практической деятельности, к жизни. Как правило, семья была многодетной, и поэтому не нуждалась в воспитателях со стороны. Старшие дети в семье заботились о младших, беря на себя все хлопоты по уходу и воспитанию. Повзрослев, дети привлекались к посильному труду по дому, отвечая за хозяйство и быт.

Первым поколением русских образованных людей, получивших церковное образование, можно справедливо считать членов княжеской семьи. Обучение при княжеском дворе отличалось основательностью и глубиной феодальной Руси. Здесь сложилась система обучения, типичная для стран Западной Европы, получившая название «семи свободных искусств». Изучение философии, астрономии, геометрии, грамматики, диалектики, риторики, музыки позволяло детям княжеских родов, боярства и воеводства получать всестороннее образование, по завершении которого молодые княжичи вступали в права владения уездными княжествами. Все это требовало не только овладение предписанным, но и достижительным социальным статусом, на что подчас ресурсов одной семьи не хватало. В этой связи дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Такая форма воспитания детей получила название «кормильство».

Кормильство - социально-культурное явление на Руси X - XII в. характеризовалось как наставничество. Сохранившиеся после нашествия монголов монастыри служили на Руси в тяжелые времена очагами культуры и образованности. Дети из семей, относящихся к высшим и знатным сословиям, имели возможность получить образование в монастырях у наставников-священников. Незнатные и небогатые отдавали своих детей в обучение учителям-мирянам - «мастерам» и «мастерицам».

Образование на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось привилегией российских учителей-наставников. Со времен Ивана Грозного и Бориса Годунова при дворе в качестве послов и торговых людей было много иностранцев, однако в учителя иностранцы не допускались.

В эпоху Петра I домашнее образование получило новое направление. В обществе стали складываться новые мировоззренческие ориентиры. Обучение этикету, иностранным языкам, и приобщение к западноевропейской моде повлияло на быт и сознание людей. Восхищение и преклонение перед всем иноземным не могло не сказаться на изменении подходов к воспитанию и образованию юношества. Параллельно с развитием церковного и домашнего воспитания, начинает складываться обучение в государственных учебных заведениях.

Вообще в XVIII в. знание и образование, отражавшие достижения науки, постепенно распространялись и в России. Развитие таких областей деятельности, как государственное управление, промышленность, финансы, торговля, транспорт, военная сфера, требовало определенного (пусть даже и минимального) уровня образования. Реформы Петра I, сформировавшие характер целой серии последующих трансформаций российского общества, потребовали европейского типа образованности не только от аристократии, но и от прочих социальных групп, связывавших свою деятельность и карьеру с государственной службой.

В начале XVIII в. в России остро ощущалась нехватка специальной литературы, издателей, издательских предприятий и типографий, государственных и частных учебных заведений, преподавательских кадров. Почти все соответствующие усилия государства, носившие характер ускоренной и административной модернизации (создание Академии наук, университета при Академии, других учебных заведений и институтов) ожидаемого быстрого результата не приносили.

Вот почему для подавляющего большинства дворян приблизительно до 70-х гг. XVIII в. в русской культуре домашнее образование оставалось практически единственным способом получения знаний. Именно оно в основном обеспечивало трансляцию и воспроизводство социальных, культурных норм, идеалов и ценностей. Но по мере расширения сети различного рода государственных и частных учебных заведений (гимназий, пансионов и т.д.) домашнее образование все чаще стало рассматриваться в качестве подготовительной ступени для дальнейшего обучения.

Как правило, нанимали гувернеров-иностранцев, немцев или французов, которые должны были обучать, прежде всего, иностранным языкам, арифметике, древней истории; английские воспитатели встречались значительно реже. Выбор заграничных гувернеров в основном был связан с тем, что если со времен правления Петра I основным иностранным языком был немецкий, то затем, в царствование Елизаветы Петровны, более распространенным стал французский, превратившийся, по сути, в официальный язык при дворе Александра I. Русские учителя, из крепостных или отставных военных, обучали гражданскому чтению и началам грамматики. В идеале обучение должно было сочетаться с воспитанием.

Родители в дворянских семьях прекрасно понимали, что от уровня начального образования может зависеть судьба их детей, и, даже не получившие хорошего образования матери, старались найти самых лучших воспитателей. Исторические обстоятельства, особенно в конце XVIII в., этому способствовали: после французской революции многие аристократы, дворяне и вообще все те, кто стремился избежать потрясений, связанных с переворотами, частой сменой политических режимов и войнами, вынужденные покинуть свою страну, искали работу за рубежом. Иногда получалось так, что француженка, в юности покинувшая свою страну, сначала работала в Англии (что было достаточно характерно для второй половины XVIII и первой половины XIX в.), а затем уже прибывала в Россию, где ее считали "англичанкой". "Английскими" гувернантками в России считались и собственно англичанки, но также шотландки и ирландки (эта путаница довольно естественна).

Кроме современных, дети учили "мертвые" языки - латынь и греческий. Английский в этом списке языков встречался редко: даже славившаяся своими языковыми познаниями княгиня Екатерина Романовна Дашкова, впоследствии Президент Российской Академии наук, английский освоила уже в зрелом возрасте. Правда, для своего сына Павла она посчитала английский язык необходимым, и образование ее сын завершал в Англии и Шотландии, а самыми близкими подругами Е.Р. Дашковой (и не только в годы ее славы, но и в период опалы) стали ирландки, сестры Вильмот, часто и подолгу гостившие у нее в России и оставившие свои записки об этой стране.

В России сложились свои стереотипы в отношении того, чему могут научить воспитатели, представлявшие различные европейские культуры и традиции. Так, французские гувернантки и гувернеры легче находили работу в России, поскольку французская культура воспринималась в качестве образца в моде и хороших манерах. Богатые российские родители приглашали французов, не проверяя их навыки, знания и умения, не читая рекомендательных писем. Порой это были, особенно сразу после революции во Франции, представители знатнейших фамилий, вынужденно оказавшиеся в эмиграции.

29 апреля 1757 г. был выпущен Указ, согласно которому гувернеры и учителя-иностранцы должны были иметь аттестаты Академии наук или Московского университета (с 1804 г. аттестаты выдавали также гимназии). Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей - очень немалые по тем временам деньги. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академий, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения.

Интересную оценку французским гувернерам и их влиянию на русское общество дал В.О. Ключевский. Первых французских гувернеров, появившихся в елизаветинскую эпоху, он называл "очень немудреными педагогами". В отличие от них, французские учителя, приезжавшие в царствование Екатерины II и позднее, представляли иную картину: "некоторые из них, стоя на высоте своего призвания, знакомы были с последними словами тогдашней французской литературы"; более того, среди известных французских гувернеров нередко встречались и те, кто принадлежал к "крайнему течению тогдашнего политического движения". К числу последних историк относил наставника великого князя Александра - Лагарпа, а также, например, Ромма (воспитателя графа Строганова).

Немецкие гувернеры и гувернантки чаще привлекались в семьи военных и купцов. Они были известны своей аккуратностью, педантизмом, редкостной организованностью, что импонировало дисциплинированным русским. Гувернантки-немки, как правило, готовили девочек как домохозяек, а эти качества особенно ценились в купеческой среде. Однако именно гувернеры-немцы были грубее остальных воспитателей и не брезговали использовать розги. Великий князь Николай Павлович, будущий Николай I, воспитывался М.И. Ламсдорфом, который "наказывал тростником весьма больно среди самых уроков", а иногда "пускал в ход линейку и даже оружейный шомпол".

Английские воспитатели и гувернеры появлялись в семьях российских дворян, если прежде семья долго жила в Англии, что зачастую приводило к англофильству. Так, Н.П. Голицына, прототип знаменитой пушкинской старой графини из "Пиковой дамы", все детство провела в Англии. Дети графа Семена Романовича Воронцова, известного англомана, посла в Британии, также выросли в английской среде и следовали обычаям этой страны. Графиня А.А. Толстая, блестяще владевшая французским, английским, немецким и обладавшая глубоким знанием традиций и обычаев Англии, стала фрейлиной великой княгини Марии Николаевны (1819-1876), любимой дочери Николая I, и в 1859 г. жила с ней в Торкузе, имении Марии Николаевны на берегу Ла-Манша. Затем А.А.Толстая стала воспитательницей великой княжны Марии Александровны (1853-1920); влияние английского воспитания своеобразно сказалось в том, что Мария Александровна впоследствии вышла замуж за принца Эдинбургского, младшего сына английской королевы Виктории.

Иностранных гувернеров часто привлекали в тех случаях, когда воспитание русских нянь и воспитательниц не давало желаемых результатов и не вносило упорядоченности в развитие детей. П.Я. Чаадаев писал в "Философических письмах" о подобной неустроенности русской семейной и домашней жизни: "Мы живем в стране, столь бедной проявлениями идеального, что если мы не окружим себя в домашней жизни некоторой долей поэзии и хорошего вкуса, то легко можем утратить всякую утонченность чувства, всякое понятие об изящном... Одна из главных причин, замедляющих у нас прогресс, состоит в отсутствии всякого отражения искусства в нашей домашней жизни". Поэтому иностранные гувернеры и воспитатели в первую очередь устанавливали четкий и правильный порядок повседневной жизни (включая обучение, прогулки, питание, отдых и т.д.), сильно отличающийся от "барства" и неряшливости русского помещичьего дома.

Вставать надо было рано утром, и это правило действовало и зимой, когда позднее пробуждение было привычным для усадебной жизни. Далее следовал завтрак, чаще всего утреннее чаепитие - как правило, в полном одиночестве (девочки часто завтракали в компании с гувернанткой), поскольку другие члены семьи вставали гораздо позднее. Затем проводились занятия: часто они начинались с уроков музыки (музыка своей упорядоченностью и дисциплиной помогала окончательно "собраться" перед занятиями), после которых следовали остальные.

Гувернеры, особенно английские, тщательно следили за температурой (она должна была быть низкой в спальне и в учебных комнатах) и проветриваемостью помещений. Хорошо известно, что в английской системе воспитания придавалось особое значение температуре воздуха в помещении и физическим упражнениям - они считались важнейшими средствами как сохранения и улучшения здоровья, так и морального воспитания. Физические упражнения, прогулки и катание на лодке занимали вторую половину дня. При этом гувернеры и воспитатели (опять же в особенности английские) меняли и порядок питания. Так, британские гувернеры вводили завтрак в 12 часов дня, то есть собственно "второй" завтрак. Специфика физических упражнений особенно проявлялась зимой. Софья Васильевна Ковалевская (урожд. Корвин-Круковская) писала в "Воспоминаниях": "Если термометр показывает менее 10° мороза и притом нет большого ветра, мне предстоит скучнейшая полуторачасовая прогулка вдвоем с гувернанткой взад и вперед по расчищенной от снега аллее. Если же, на мое счастье, сильный мороз или ветрено, гувернантка отправляется на неизбежную, по ее понятиям, прогулку одна, меня же, ради моциона, посылает наверх, в залу, играть в мячик".

После обеда в классной комнате под присмотром гувернера готовились задания на завтрашний день. Остальные члены семьи проводили вместе время перед вечерним чаем - читали, музицировали, дети играли. Гувернер, напротив, часто стремился отделить воспитанника от семейной среды. Однако гувернеры и гувернантки были инициаторами устройства домашних вечеров, театральных представлений. В выборе пьес и танцев они руководствовались своими вкусами и понятиями о "семейной" литературе.

Телесные наказания гувернеры и воспитатели (особенно английские и французские) не практиковали, но зато использовали гораздо более изощренные методы морального контроля и раскаяния. В случае с гувернерами, придерживавшимися "французской" модели воспитания, это объясняется влиянием просветительской и руссоистской педагогики. Известно, например, что будущий Александр I очень переживал, когда его швейцарский воспитатель Лагарп заставлял его публично анализировать свои проступки и вел "Архив стыда Великого Князя Александра ". С.В. Ковалевская отмечала строгий нрав своей английской гувернантки: "Если я в чем-нибудь провинюсь, она пришпиливает к моей спине бумажку, на которой крупными буквами значится моя вина, и с этим украшением я должна являться к столу. Я до смерти боюсь этого наказания". В том случае, когда проступок требовал особо сильного и запоминающегося морального раскаяния, гувернантка использовала своеобразную исповедь-отчет, которую провинившаяся должна была изложить отцу: "гувернантка прибегала к крайнему средству: она посылала меня к отцу с приказанием самой рассказать ему, как я провинилась. Этого я боялась больше всех других наказаний..., но гувернантка неумолима и, взяв меня за руку, подводит или, вернее, протаскивает через длинный ряд комнат к двери в кабинет и тут предоставляет меня моей участи, а сама уходит... Вернуться назад в классную, не выполнив приказания гувернантки, я не решалась. Это значило бы усугубить вину явным непослушанием".

Влияние иностранных гувернеров и домашних учителей на интеллектуальные традиции дворянской, а впоследствии и разночинной молодежи несомненно. Влияние немецких и французских воспитателей и учителей связано с четко определенными эпохами. Так, влияние французских гувернеров началось с елизаветинский эпохи и достигло определенного пика в екатерининскую: дворянин этой эпохи являлся, по словам В.О. Ключевского, homme de letters, вольнодумцем, масоном, вольтерьянцем.

В конце XVIII в. преобладали французы-эмигранты, придерживавшиеся консервативно-католической и одновременно романтической ориентации.

Влияние немецких домашних учителей максимально проявилось в первые десятилетия XIX в., благодаря тому, что традиционно высокое качество образования выпускников немецких университетов соединилось с интеллектуальным и общекультурным воздействием немецкой философии и литературы.

Влияние британских гувернеров в наибольшей степени усиливается со второй половины XIX в. В общих чертах оно связано с популярностью позитивизма. Это было обусловлено сменой образовательных парадигм - помимо объяснимого роста интереса к естествознанию, в число наиболее перспективных наук входили социальные дисциплины, такие как история (особенно история фактов), политическая экономия (т.е. первые системы теоретической экономической науки) и социология. " Русские девушки вместо романов зачитывались Джоном Стюартом Миллем, вместо заучивания стихов для писания в альбомы засели за математику и естественные науки ", - писала одна из современниц, А.Н. Шабанова.

Итак, в XVIII-XIX столетиях и в начале XX в. домашнее (гувернёрское) образование в России существовало в качестве вполне естественной, хорошо знакомой и привычной формы обучения для подавляющего большинства дворян. Однако социальные и политические трансформации XX в. привели к существенным изменениям. Государственная власть активно вмешивалась в данную сферу, причем это вмешательство имело единственную цель - ограничить или вообще запретить домашнее образование.

После 1917 г. домашнее образование стало своеобразным способом компенсации недостатков основной образовательной системы.

В восьмидесятые годы прошлого столетия домашнее образование в России снова оказалось в центре общественного внимания. Еще более интерес к нему повысился в 1997 г. в связи с принятием Закона РФ "Об образовании", где пункт 1 10-й статьи гласит: "С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования".

Согласно опросам, состоятельные родители, обратившиеся за помощью к гувернерам, в качестве основных причин выделяют: нежелание отправлять детей в детский сад (30% респондентов); стремление обеспечить детям хорошую дошкольную подготовку (27%); занятость родителей, невозможность полноценно заниматься с детьми (22%); желание, чтобы дети приобретали специальные навыки в таких областях, как иностранные языки, музыка, хореография и пр. (21%).

Таким образом, современное общество характеризуется значительным расслоением по экономическим, социальным, образовательным возможностям. В результате профессия домашнего педагога вновь стала востребованной, поэтому сегодня значительно растет спрос на гувернеров. Особенно велика их роль на дошкольном этапе обучения и воспитания ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: