Самостоятельная работа студентов к занятию.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра философии

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Оренбург -2016


УДК 2 (091) (075.8)

ББК 86.2 я 73

П 56

Пономаренко Н.В.

П 56 История и теория религии: учебно-методическое пособие для студентов факультета клинической психологии /Н.В. Пономаренко; ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава РФ, 2016.- 80 с.

 

Учебно-методическое пособие по истории и теории религии для студентов разработано в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности 37.05.01 «Клиническая психология». Включает тематический план изучения дисциплины, методические указания, краткое содержание лекций, вопросы и список литературы по подготовке к семинарским занятиям, тесты по дисциплине, примерный перечень вопросов к зачёту.

Предназначено для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология».

Рецензенты: заведующий кафедрой философии науки и социологии Оренбургского государственного университета, доктор философских наукХаджаров Магомед Хандулаевич
   
  доцент кафедры общей психологии Оренбургского государственного медицинского университета, доцентВиктория Васильевна Неволина

 

УДК 2 (091) (075.8)

ББК 86.2 я 73

СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка  
  Перечень формируемых элементов компетенций  
  Методические разработки лекций по дисциплине «история и теория религии»  
  Планы семинарских занятий  
  Материалы по организации самостоятельной работы студентов, реализуемой в рамках всей дисциплины«История и теория религии»    
  Тематика рефератов  
  Вопросы к зачёту по дисциплине «История и теория религии»  
  Тесты для самоконтроля студентов  
  Приложение. Методические указания для студента по изучению дисциплины «история и теория религии»  
  Список использованной литературы  

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета клинической психологии, для изучения дисциплины «История и теория религии», в течение одного семестра.Состоит изкраткого содержания курса лекций, вопросов для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям с соответствующими ссылками на литературу для углубленного обучения, набора дополнительных заданий для самообразования иметодическихуказаний для студента.

Цель учебно-методического пособия:

Основная его цель - направить на ознакомление с историей возникновения и формирования основных религиозных течений мира. Учебно-методическое пособие по дисциплине создано для студентов факультета клинической психологии, чья подготовка в области теории и истории религии может стать базисной мировоззренческой основой для их будущей профессиональной деятельности. Эти знания позволят вам, будущим клиническим психологам ориентироваться в сложнейшей религиозной, политико-культурной и иной обстановке, характеризующей специфику духовной среды различных частей света в разные периоды истории человечества, и на научной базе прогнозировать характер и направленность своей профессиональной деятельности.

В рамках изучения истории и теории религии, создаётся необходимость освоения основных законов и закономерностей развития мифолого-религиозного сознания как стадии человеческой культуры мышления. Анализ и преемственностьеёидей и традиций- необходимый вклад в становление специалиста клинической психологии. Помимо этого, данный курс сориентирован на раскрытие многообразия подходов к интерпретации основной религиозной литературы, пониманию значения теологического и философского мировоззрения, осмысления роли религии в становлении менталитета человека. Выявление важности традиции и религиозных практик в современной культуре, религиозной компаративистике.

Для ознакомления с дисциплиной «История и теория религии» необходимо изучить: терминологический аппарат религиоведения, основные религиозные концепции, основы форм ранней религии;рассмотреть исторические особенности формирования, специфику и культурно-этический компонент ранних и поздне национальных религий, мировоззренческие основы авраамических религий и мировых религий. Данное пособие поможет рассмотреть религию с позиции глобализации и конфликтов, современной религиозной культуры, психологии религии. Для этого необходимо ознакомится со спецификациями религиозного сектантства и малых церквей, их психотехниками воздействия на массы людей.Актуализация религиозных факторов развития человечества во многом происходит ввиду общецивилизационных сдвигов, где религиозно-духовный компонент играет, вероятно, самую важную роль. В наши дни прошлое и настоящее религий привлекают к себе внимание исследователей и психологов, ввиду их значительного влияния на мировые процессы, на социум, на личность, на сознание масс.

История и теория религии какнаука имеет междисциплинарный характер, возникла на стыке истории, антропологии, культурологии, психологии и других обществоведческих дисциплин.Учебно-методическое пособие отражает современный уровень развития данной науки, а также предлагает авторское видение содержания и направленности развития религиозно-духовных процессов в мире. При изложении учебного материала предусматривается использование необходимых технических средств обеспечения учебного процесса, позволяющих легче осваивать учебный материал.


ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМИРУЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ:

Шифр компетенции № компетенции Содержание компетенции
  ОК ОК-1 1.1 Компонент – понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации 1.2 Компонент – совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
ОК-2 1.1 Компонент – понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения. 1.2 Компонент – овладение достижениями естественных и общественных наук, культурологии
ОК-3 3.1 Компонент – владение культурой мышления. 3.2 Компонент – владение обобщением, анализом, синтезом фактов и теоретических положений.
  ОК-7 7.1 Способность и готовность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня. 7.2 Компонент – способность и готовность к нравственному и физическому совершенствованию своей личности.
ПК ПК-22 1.1 Компонент – владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ».

 

ЛЕКЦИЯ №1

 

Тема 1. История и теория религии как научная и учебная дисциплина: понятие, структура, функции, генезис науки. Определения религии. Религия как историко-культурный и социальный феномен.

 

Краткое содержание лекции:

Религия являетсячастью духовной культуры человечества, формой общественного сознания. История религии повествует нам не толькоо формах мировоззрения, но и разном мироощущении, раскрывает каузальные вопросы происхождения феномена религии, ранних форм верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.). Истоки, механизмы её развития, распространения, способны влиять на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли.Данные знания позволяют изменятьболее ранние, устаревшие религиозные традиции, создавать новую мировоззренческую картину современных религиозных учений и церковных организаций.

Специфика ориентации в массе современных религиозных и псевдорелигиозных течений состоит в умении рассматривать религию как особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное. Из признания наличия этого сверхъестественного начала возникает: свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, особая ментальность человека. От представления сверхъестественного зависит появление разновидностей религиозных организаций (церковь, религиозная община); возникновение философских, социологических и психологических проблем, которые можно разрешить путём изучения близкой по менталитету или чужой религии. Основные подходы к изучению истории и теории религии позволяют психологу лучше понять сущность богословско-теологического подхода к изучаемой религии. Применение философского подхода к изучению религии, знакомство с особенностями научного метода её познания, делает этот пласт мировоззрения особой формой гуманитарного знания.

Важный мировоззренческий компонент в изучении дисциплины - психология религии, которая изучает природу религиозного феномена. Психологиярелигиипозволяет применить психологические исследовательские методы к интерпретации различных религиозных традиций, и к их носителям, стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Для формирования данной компетенции необходимо изучить законы формирования, развития и функционирования религиозной психологии и основные её направления. Общая теория психологии религии (изучает содержание и структуру религиозного сознания), специфику религиозных чувств. Психологические функции религии имеют большое значение в духовной жизни личности и общества. Дифференциальная психология религии может быть применена как способ изучения религиозного сознания и чувств верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи; психологии религиозных групп и социально- психологическую структуру религиозных общин. Особое значение здесь имеет понимание механизмов общения, подражания, внушения, установок и их воздействия на сознание верующего, его чувства и поведение. Посредством методов педагогической психологиивозможно изучить принципы и особенности формирования религиозного и атеистического мировоззрения.

Религия как исторически закономерный способ духовно-практического освоения действительностиставит вопросы её происхождения и типологии. Богословские и философско-религиоведческие подходы к проблеме происхождения религии являются частью теологической концепции происхождения религии. Социальные, психологические, гносеологические и др.детерминанты религии породили как социологическую, так и психологическую концепции происхождения религии. Результатом осмысления генезиса религии посредствомфилософско-гносеологических теорийстало выделение множества религиоведческих концепции происхождения религии: прамонотеистическая (Э.Лэнг, В.Шмидт), мифологическая (М.Мюллер, А.Н.Афанасьев), анимистическая (Э.Тайлор), преанимистическая (Дж.Фрэзер, В.Г.Богораз, С.А. Токарев). Богословская и научно-религиоведческая типологии религии. Формационный и эволюционный подходы к типологии религии. Культурно-цивилизационная типология религии изучает вопросы соотношения религии и этносов, цивилизаций, всей духовной истории человечества с его типологиями, которые ставят следующие проблемы изучения: формирование первобытной мифологии, проблемы происхождения религии, особенностей мифологического сознания. Выделяются его основные понятия: синкретизм, генетизм, символизм, миф, ритуал, религия, религиозные элементы в структуре мифологической культуры, как элементарные формы религиозной жизни. Изучение первобытных форм религиозных верований является определяющей ролью в становлении этносов и государств.

 

ЛЕКЦИЯ №2

 

Тема 2. Религия и вера как историко-культурный феномен. Мифолого-религиозное сознание. Религиозная эсхатология.

Краткое содержание лекции:

В данной лекции раскрываются основные концепции, объясняющие сущность и происхождение ранних и поздних религий. Феномен ранних религий. Для рассмотрения предлагается два основных вопроса на пути к вере. Вопрос о существовании разумного творца. Вопрос – о происхождении религии из природы человека. Схема происхождения религии из первобытной магии Джорджа Фрезера в работе «Золотая ветвь». Опыт Чикагской школы о существовании объекта религиозного опыта и в человеческом переживании и вне его. Древнейшая форма религии: политеизм или монотеизм. Религиозные представления доисторического человека. Вопрос о всеобщности веры. Феномен религиозного сознания и религиозная вера. Почему человек верит в Бога. Эзотерическая концепция происхождения высших знаний. Эзотерическая и экзотерическая составляющие духовных знаний. Интегральная концепции происхождения и сущности Высших Знаний. Основные этапы истории эзотеризма. Учение Гермеса Трисмегиста, карты Таро и каббала как основа "западного эзотеризма". Учения Шамбалы, буддизма, веданты (Индия) и даосизма (Китай) как основа "восточного эзотеризма". Эзотеризм и религия. Эзотеризм и философия. Эзотеризм и парапсихология. Сверхчувственная информация и её интерпритация. Трактовки происхождения Высших Знаний и возникновения религий в различных эзотерических учениях. Традиционализм как эзотерическое учение, основывающееся на Примордиальной (Изначальной)

Традиции основа всеобъемлющего знания, данного человеку Творцом в начале космического Цикла. Проблема выделения доанимистических форм религии. Магия как действия, основанные на вере в сверхъестественные связи между естественными предметами. Виды магии. Фетишизм как вера в сверхъестественные свойства естественных предметов. Тотемизм в родовом обществе, его социально-психологические основания. Тотемические табу и ритуалы. Особенности анимизма как формы религии. Многообразие анимистических верований и культов: культы жизненного цикла (инициационные, брачно-семейные, погребальные), культ святынь и покровителей, культ предков, шаманизм, нагуализм, культ вождей, культ тайных союзов, промысловые и аграрные культы, культ племенного бога. Эволюция анимистических религий и превращение религии в самостоятельный компонент общества на стадии разложения родо-племенного строя. Устойчивость ранних религий, их функционирование в превращенной форме в условиях современного общества.

Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии: объективно-идеалистическая концепция как философская основа всякой теологии. Аксиома обращенности всех актов духа к абсолютной сфере В. Зенъковского. Тезис о существовании Бога теологов томистов. Рациональные доказательства бытия Бога (католическийтеологизм). Иррациональное обоснование бытия Бога в современной теологии и религиозной философии (Карл Барт). Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущности религии в трудах немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера и датского философа и психолога Г. Геффдинга в книге «Философия религии». Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии. Система табу Зигмунда Фрейда. Преодоление преодолеть дихотомии души и тела по Э. Фромму. Теория американского религиоведа Р. Бэрхоу о связи религиозных символов с биохимическими процессами мозга. Атеистическая концепция религии К. Маркса.

Национальные религии. Феномен возникновения национальных религий как неотъемлемый процесс становления, развития и существования нации. Идеологическая роль религиозной системы для формирования национальных религиозных образований. Два этапа развития национальных религий. Роль ранних национальных религии— религиозных верований в обосновании идеологического противостояния различных слоев населения в рамках одного национального государства. Характерные черты национальных религий. Отторжение от официального культа низов общества и недолговечность существования политеизма. Зарождение учения о посмертном воздаянии (наличии причинной связи между поведением человека в земной жизни и его судьбой в потустороннем мире) и обязательность культа жертвоприношений.

Феномен ранних и поздних национальных религий. Данный вопрос предполагает знакомство с основными чертами древнеегипетской, хеттской, фригийской, халдейской, древнеиндийской, древнееврейской, древнегреческой, древнеперсидской, древнеримской, древнегерманской ранних религий и религия народов Древнего Междуречья. Необходимо выделить пласт поздних национальных религии, возникших в результате становления феодальных отношений. Большие масштабы влияния и развитие учения о посмертном воздаянии в индуизме, джайнизме, конфуцианстве, даосизме, синтоизме, иудаизме и др. Данным религиям свойственно - единство политеизма и монотеизма и упрощение культов жертвоприношений.

ЛЕКЦИЯ №3

Тема 3. Мировыеи авраамическиерелигии, их современные течения.

Краткое содержание лекции:

В данной лекции раскрываются социокультурные предпосылки становления мировых религий и предлагаются для изучения этико-религиозные основы каждой религиозной системы, специфика мировых религий и их происхождения.

История происхождения буддизма. Это единственная пока официально признанная мировая религия не относящаяся к авраамическим. Мировоззренческая основа данной религии складывалась на базе элементов брахманизма, даосизма и других более ранних религий. Принцип свободы и отсутствия авторитетов. Учение о четырех благородных истинах. Восьмеричный путь избавления от страданий. Этапы пути: правильная вера, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли и правильное сосредоточение. Культ Будды и бодхисатв. Сангхи (монашеские общины). «Четырёхчастнаясангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Махаяна (большая колесница) – северный буддизм (Китай, Япония). Черты терпимости и этического учения буддизма. Идеал бодхисатвы. Нирвана как абсолютная реальность, Органическая общность всех вещей – Дхармакайя (космическое тело Будды). Основные философские школы: йогагары и мадхьямика. Хинаяна (малая колесница) – южный буддизм (Цейлон, Бирма, Лаос, Таиланд). Нирвана как форма личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Учение о дхармах. Основные школы: саутрантика, вайбхашика. Тибетско-монгольская форма буддизма - Ламаизм или Тибетский буддизм как комплекс учений и медитативных техник, включающий традиции Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. (Непал, Индия, Монголия, Китай, Бурятия, Тува, Калмыкия). Объединение духовной и светской власти в линии Далай-лам (с 16 в.).

Социокультурные предпосылки возникновения христианства. Христианские источники о происхождении Иисуса Христа. Образ Христа и его апостолов. Возникновение и эволюция христианства. Этико-религиозная концепция. Основная идея Нового Завета. Разделение Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Фундаментальные мировоззренческие принципы православия и католицизма: теоцентризм (Бог – источник бытия, блага, красоты), креационизм (все изменяемое сотворено Богом из ничего и все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству), провиденциализм (Бог единолично правит созданным им миром, историей и каждым отдельным человеком), персонализм (человек – персона – неделимая личность, обладающая разумом и свободой воли, сотворенная по образу и подобию Бога и наделенная совестью), ревеляционизм (способ познания всех истин лежит в постижении смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение). Основы христианства: Священное писание и Священное предание. Основы католического вероучения. Резиденция Папы. Культовая и обрядовая часть католицизма. Утверждение католичества о том, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Догмат о чистилище. 16 автокефальных (самостоятельных церквей). Православие: вероучение и культ. Богословские основы православия. Основы вероучения: Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов 4-8 веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). Семь таинств христианства у православных. Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа. Мартин Лютер и евангелически-лютеранская церковь. Кальвинизм.

Ислам: особенности вероучения и культа. История и предпосылки зарождения ислама. Ранняя форма арабского монотеизма – учения халифов. Муххамед (Магомет) – глава первого мусульманского теократического государства. Распространение ислама на Ближнем и Среднем Востоке, познее на Дальнем Востоке, Юго-Восточной Азии, Африке. Главные принципы Корана. Коран как собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произенсенныхМуххамедом в Медине и Мекке. Основной догмат – поклонение единому богу – Аллаху и признание Муххамеда посланником Алаха. Адам как единый первопредок всех людей, все люди братья. Отсутствие различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. 7 догматов веры: вера в Аллаха; вера в ангелов и демонов; вера в святость Корана; вера в пророков и посланничествоМуххамеда; вера в рай и ад; вера в божественное предопределение; вера в бессмертие души. Пять «столпов веры»: исповедание веры (произнесение шахады «Нет Бога кроме аллаха и Муххамед – посланник его»; ежедневный пятикратный намаз, с ритуальным омовением перед намазом; соблюдение поста в месяц рамазан; закят – обязательная уплата налога в 1/40 часть годового дохода; хадж – паломничество в Мекку. Культ каабы (мусульманского храма в Мекке в форме куба, существовавшего еще до ислама). Поклонение святым местам – мазарам. Главные праздники: ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют. Основные направления ислама – суннизм, шиизм и хариджитизм.

 

ЛЕКЦИЯ №4

Тема 4. Современные нетрадиционные культы, течения религиозного характера, их роль в мировом пространстве культуры и социума, экономики и политике.

Краткое содержание лекции:

Какова роль современных нетрадиционных культов и течений религиозного характера в мировом пространстве культуры и социума, экономики и политике? Рассмотрим на базе современной социо-культурной ситуации процессы секуляризации и сакрализации, динамику уровня и характера религиозности. Современная тенденция характеризуется быстрой сменой теологического мировоззрения, множественными разветвлениями в вероучениях, значительным расширением религиозной деятельности, появлением огромного количества религиозных организации.

Культурный модернизм и фундаментализм, являются следствием усиления социально-политической активности религиозных организаций и верующих. Рассмотрим некоторые общие для всех особенности, попробуем составить классификацию нетрадиционных культов. Регламент внутренней жизни: уставы и правила, предусматривающие процедуру вступления и обязательства перед общиной. Новые аморфные религиозные образования с отсутствием жестких институальных структур. Коллективный культ в новых общинах. Использование психотехнологий, психотерапии, пристальное внимание к прозелитам, их адаптированию в группе. Неоориенталистские культы. Неохристианские объединения. Сайентологическое направление. Новая магия, спиритизм. «Сатанинские» группы.

Тоталитарные режимы и их экономическое и психологическое влияние на менталитет российских граждан: мармонов, массонов, комитета трёхсот. Судьбы религиозного сознания в современном мире.Религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях; участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности; образование синкретических религиозных движений; интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии"; экуменическое движение; международные религиозные организации и форумы.

 

ЛЕКЦИЯ №5

 

Тема 5. Судьбы религиозного сознания в современном мире. Эзотерическая и экзотерическая составляющие духовных знаний.

 

Краткое содержание лекции:

Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. В данной лекции раскрывается роль религиозного сознания в современном мире. На лекции рассматриваются участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности. Образование новых Религиозных Движений (НРД) - нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. Синкретические религиозные движения и интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии", например «Бахаи»; экуменическое движение; международные религиозные организации и форумы.Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные корни. Социальные причины ее возникновения - это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений).

На ранних стадиях развития общества религия была связана с мифом и мифологией. К числу древнейших принадлежат мифы о животных, о происхождении различных природных явлений и объектов. Особое место в мифологии занимают сюжеты о происхождении мира, вселенной и человека.В религии мифология связана с религиозно-мистическими обрядами. По Лосеву, миф дает их идейное обоснование и объяснение характерным для мифологии способом: он возводит учреждение данного обряда к глубокой мифологической древности и связывает его с мифическими персонажами. Так развитие культуры сопровождалось возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Случилось это с мифологией, религией, искусством и наукой - произошло смешение религии с этими явлениями культуры.

Современное состояние человечества, сменившее времена скептицизма и атеизма, стало принято называть духовным возрождением. Подтверждением истинности такого суждения считается возросший интерес к религии и участию в религиозной жизни. Между конфессиями вновь разгорается борьба за умы людей; у многих появляется стремление к самостоятельным духовным поискам.

В религиоведческой литературе весь этот процесс (или совокупность процессов) обычно получает самое общее обозначение в термине «секуляризация», который имеет весьма широкое распространение, но не имеет сколько-нибудь строгих определений.Согласно рационалистической концепции XVII—XVIII вв. «Если незнание природы дало начало богам, то познание не должно уничтожить их. С ростом просвещения человека растут его силы и его средства; науки, искусства, ремесла несут ему свое помощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познал их. Одним словом людские страхи рассеиваются соответственно степени просвещения людей. Просвещенный человек перестает быть суеверным»,– писал Гольбах.

Это типичное и классически четкое выражение интересующей нас позиции. Выделим два ее момента. 1. Знание, которое торжествует над «незнанием». Религия ассоциируется с ложным знанием. 2. Проблема секуляризации, освобождения от религии сводится к избавлению человека от некоего внешнем груза, устранению внешних препятствий для деятельности «естественного» разума, «естественной» морали и т. д. Предполагается существование «готового» «естественно-атеистического» человека под религиозной оболочкой. Отсюда, секуляризация является сугубо «отрицательным» процессом освобождения человека («свобода от» чего-либо, а не «свобода для» чего-либо), чисто разрушительной задачей.

Научная революция XX в. изменила представление о способах решения «мировой загадок». Современное научное мышление включило в свой состав признание бесконечной, не исчерпываемой никаким данным способом описания, сложности и многообразия действительности. Показателен разрыв научного мышления с антропоморфными «замкнутыми» моделями мира и познания, являющимися наследством примитивных форм культуры. Одно из основных методологических достижений современной науки — умение не только «смотреть в глаза неизвестности», но и оперировать с характеристиками этой «неизвестности» (бесконечные величины, случайные процессы, принцип дополнительности и т. д.). Вывод: эта черта современного научного знания широко используется в религиозной апологетике как формальный повод для заявлений в том духе, что неисчерпаемость природы означает сохранение «места для творца». Но за этими внешними количественными показателями роста остается незамеченным существующий на деле глубокий кризис, как отдельных религиозных учений, так и религии в целом как мировоззрения.

О разрушительном воздействии научной мысли на религиозность людей говорят открытия Дарвина, Эйнштейна, которые дают новую физическую картину мира, отрицающую взгляды, освященные религиозным авторитетом (гелиоцентризм против геоцентризма, астрономическое и геологическое время против библейской хронологии н т. Д.), или естественное объяснение «чудесных» феноменов (спор о природе окаменелостей, психотерапии и т. д.).

Низкий уровень современного религиозного сознания в обществе имеет объективные причины, которые обуславливают, обрекая массы на невежество и суеверие. Это состояние характерно как для тех, кто принадлежит к религиозным общинам, так и для объявляющих себя неверующими. В основе его лежит прочно укоренившееся, искусственно созданное трудом многих поколений идеологов современной цивилизации представление о противоречии между верой и разумом. Объявив разум и веру несовместимыми, противостоящими друг другу, человечество допустило логическую ошибку, повлекшую за собой дальнейшие недоразумения. Следующим шагом на этом порочном пути было отождествление религии - с верой, а науки - с разумом. Так был заложен фундамент мнимого конфликта - конфликта между наукой и религией, породившего не только кризис религии, но и общий кризис всей цивилизации.

Вывод: действительно, вера в религии играет немаловажную роль; прежде всего это касается исторической достоверности тех или иных сверхъестественных событий, происходивших в далеком прошлом. Но и в науке господствует ряд умозрительных теорий, не подтвержденных ни эмпирически, ни логически, и являющихся предметом веры многих ученых. Тем не менее, в своей сущности и религиозные, и научные воззрения подконтрольны разуму. Логика как инструмент познания имеет решающее значение, как в истинной науке, так и в истинной религии.В обыденном же сознании религия представляется как нечто иррациональное, не имеющее и не требующее никаких доказательств, и до тех пор, пока не будет преодолен этот невежественный взгляд на религию, она так и останется для большинства людей сборником сказок и суеверий.

Внутренняя сущность человека такова, что во все времена и эпохи он не может удовлетвориться одной лишь деятельностью в материальном мире, и неизменно обращается к миру духовному. В этом проявляется двойственность человека как вместилища духовной сущности, иначе называемой бессмертной душой. Именно она стремится к своему источнику в процессе познания абсолютной истины, бесконечности и вечности, которые являются атрибутами Бога


ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рассчитано на 30 часов

Семинарское занятие №1.

История и теория религии как научная и учебная дисциплина: понятие, структура, функции, генезис науки. Определения религии. Специфика религиозных верований и их особенная религиозная философия.

Цель: рассмотреть основные виды религии человечества с позиции их историко-культурного значения, для психологии религии.

Вопросы для самоподготовки:

1. Ознакомьтесь с определениями понятия религии. Изучите вопрос возникновения и развития науки о религии.

2. Что изучает история религии как раздел религиоведения? Каковы основные функции теоретического религиоведения, исторического религиоведения?

3. Изучите четыре основных направления религиоведческих исследований: теоретическое и нравственное богословие, религиозная философия; историческое богословие и история религиозных объединений; практическое богословие; прикладное религиоведение.

4. Религиозная философия и её основные виды. Специфика и основные идеи буддийской религиозной философии. Специфика и основные идеи исламской религиозной философии. Основы христианской религиозной философии.Индуистская религиозная философия. Религиозная философия -иудаистская. Синкретическая религиозная философия.

Основные понятия темы:

1. вопрос: религия, космос, бытие, бог, человек, психология религии, картина мира

2. вопрос: история религии, теория религии, религиоведение

3. вопрос: теоретическое и нравственное богословие, прикладное религиоведение

4. вопрос: религиозные системы, богословие, религиозная философия, теология

Основная литература:

1. Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., Бурлуцкий А.Н. История религий. /под. Ред. Яхиной А. - Феникс, 2014, 318с.

Литература для углубленного изучения:

1. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с

2. История религии В.С. Поликарпов, Лекции и хрестоматия / В.С.Поликарпов. - Москва: Экспертное бюро: Гардарика, 2007, 164с.

3. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, В. Ю. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 629 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

4. Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Лобазова О. Ф. - Москва: Дашков и К, 2012. - 488 с. (электр. учебн.)

5. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни (в 7 томах) (Москва, 2001—2002)

6. Писманик М. Г. Религиоведение: Учебное пособие / Писманик М. Г. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 279 с.

7. Тузов Н. В. Религиоведение: Учебное пособие / Тузов Н. В. - Москва: Палеотип, 2012. - 260 с. (электр. учебн.)

8. Яблоков И.Н. История религии. В 2 тт. - М.: Высшая школа, 2004, 464с.

Самостоятельная работа студентов к занятию.

Подготовьте сообщения устно, презентацию, либо сделайте конспект ответа на следующие вопросы темы:

1. Объективно-идеалистическая концепция, объясняющая сущность и происхождение религии.

2. Субъективно-идеалистическая концепция объяснения сущности религии. Труды немецкого протестантского священника и богослова Фридриха Шлейермахера. Датский философ и психолог Г. Геффдинг«Философия религии».

3. Натуралистическая (биологизаторская) концепция религии. З. Фрейд, Э. Фромм, К. Г. Юнг.

4. Специфика и основные идеи буддийской религиозной философии.

5. Специфика христианской религиозной философии.

6. Специфика индуистской религиозной философии.

 

Семинарское занятие №2.

Психология религии. Первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении этносов и государств.

 

Цель: рассмотреть основные зачатки религии человечества с позиции их историко-культурного значения для психологии религии.

Вопросы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: