УДК 657 (075)
ББК 65.052я7
З 88
Рецензенты:
В.В. Михайлов, д.э.н., профессор;
В.И. Бувальцева, д.э.н., профессор
Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Рекомендовано Сибирским региональным учебно – методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Зотов, В.П.
З 88 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие (часть 2) / В.П. Зотов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2008. – 540с.
Оглавление
Раздел III Управленческий анализ …..……………………..6
Глава 9. Анализ объемов производства и продаж…………7
9.1. Задачи анализа и источников информации….………...7
9.1.1. Показатели объемов производства и продаж:
их формирование и взаимосвязь……………………………9
9.2. Анализ ассортимента и структуры продукции............10
9.3. Анализ положения товаров на рынках сбыта...……...14
9.4. Товарная продукция, товарность отдельных
видов продукции в АПК ………………………...………..17
9.5. Анализ ценовой политики предприятия …...…..........20
9.5.1. Анализ конкурентоспособности продукции ………22
9.6. Факторный анализ объема продаж ……...…………...25
9.7. Анализ ритмичности производства...………….........30
9.8. Анализ качества продукции...…………………..........32
Глава 10. Анализ трудовых ресурсов,
производительности и оплаты труда……………..….......37
10.1. Задачи анализа и источники информации …..........37
10.2. Анализ состава, структуры и движения трудовых
ресурсов ………………………………………………........38
|
10.3. Анализ обеспеченности предприятия рабочей
силой ………………………………………………………..42
10.4. Методика определения влияния трудовых
ресурсов на объем производства
продукции ………………………………………...………..43
10.5. Анализ формирования абсолютных
и относительных показателей использования
фонда оплаты труда………………………………………...47
10.6. Анализ производительности труда
и эффективности использования трудовых
ресурсов……………………………………………………..51
10.7. Анализ трудоемкости продукции …………………..59
10.8.Анализ соотношения темпов роста
производительности и оплаты
труда……………………………………...............................62
Глава 11. Анализ эффективности использования
основных фондов …………………………………………..66
11.1. Задачи анализа и источники информации...………..66
11.2. Показатели обеспеченности основными
производственными фондами...…………………………...67
11.3. Анализ движения основных фондов………...……...71
11.4. Анализ использования энергетических
ресурсов в АПК………………...…………………………..75
11.5. Анализа использования машинотракторного
парка в АПК………………………………...………….......77
11.6. Анализ использования транспортных средств..........82
11.7. Анализ использования оборудования по
времени и мощности………………………...……………..86
11.8. Показатели эффективности использования
основных производственных фондов……………………..93
Глава 12. Анализ эффективности использования
материальных ресурсов………...………………………...102
12.1. Задачи управления материальными ресурсами…..102
12.2. Задачи анализа, источниками информации...…......109
|
12.3. Система показателей эффективности и
обеспеченности использования
материальных ресурсов………………………………......109
12.4. Анализ эффективности управления
запасами и затратами……………..………………………120
Глава 13Анализ себестоимости продукции
(работ, услуг).......................................................................125
13.1. Понятие и содержание управления
себестоимостью на предприятии…..…………………….125
13.2. Задачи анализа и система показателей
себестоимости продукции………………………………..128
13.3. Анализ выполнения плана по показателю
полной себестоимости продукции……….………………131
13.4. Факторный анализ затрат на рубль объема
продукции…………………………………………………134
13.5. Анализ себестоимости продукции в разрезе
статей калькуляции………………………………….........139
13.6. Анализ прямых материальных затрат…...………...143
13.7. Анализ прямых трудовых затрат...………………...146
13.8. Детализация факторов
измерения амортизациемкости продукции…………......151
13.9. Анализ комплексных статей затрат………..………151
13.9.1. Анализ потерь от брака……………………..…….157
13.9.2. Анализ расходов на продажу……...…………......158
13.10. Анализ затрат с целью управления
безубыточностью производства………………………….161
Глава 14. Анализ себестоимости продукции в АПК……168
14.1. Анализ выполнения плана себестоимости
продукции…………………………………………………168
14.2. Анализ себестоимости по статьям затрат……........169
14.3. Анализ себестоимости продукции
растеневодства затрат на производство…………………171
14.4. Анализ себестоимости продукции
животноводства ………………………………………......178
|
Список используемой литературы ………………..…….188
Раздел III
Управленческий анализ
Глава 9. Анализ объемов производства и продаж
9.1. Задачи анализ и источники информации
Анализ деятельности предприятий (организаций) начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектми их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыли рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации.
Цели управления производством и реализацией продукции связаны с решением таких основных вопросов, как:
- выбор продукции (работ и услуг), которую предприятие может производить;
- определение видов продукции, наиболее перспективных для предприятия, организация продвижения товара на рынке и рекламы;
- формирование портфеля заказов и обоснование планов по объему производства;
- поиск рынков сбыта и способов распространения
продукции;
- оценка безубыточности объема продаж;
- принятие решения о мерах повышения качества и конкурентоспособности продукции;
- выбор ценовой политики предприятия.
Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе обработанной и систематизированной информации. Цели анализа могут быть следующими:
1) оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности для подведения итогов работы и обоснованного ее стимулирования;
2) анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса;
3) анализ выполнения производственной программы для прогнозирования возможных результатов.
Данные анализа могут быть использованы для принятия конкурентных управленческих решений:
• при формировании портфеля заказов;
• построении уточненного плана производства и увязке его с производственными мощностями;
• разработке сметы затрат на производство;
• формировании плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;
• оценке потребности в трудовых ресурсах.
Основными задачами анализа являются:
• оценка выполнения плана и динамики показателей производства и реализации продукции, изменений в ее составе и качестве;
• выявление и определение влияния факторов на изменение показателей;
• определение внутрихозяйственных резервов увеличения производства и реализации продукции;
• разработка мероприятий по мобилизации выявленных резервов.
Источниками информации для анализа являются:
• бизнес-план организации, оперативные планы производства и отгрузки продукции;
• отчетность по форме № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Главный блок фактической информации — это данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку ^продукции, счета-фактуры и т.д.
Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, сроках договора, санкциях за нарушение условий.
На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.
Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой.
9.1.1. Показатели объемов производства и продаж; их формирование и взаимосвязь
Для характеристики объемов производства и продаж применяют следующие показатели: валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция (объем продаж).
Валовая продукция (ВП) характеризует общий объем промышленного производства предприятия за определенный период.
Товарная продукция (ТП) характеризует объем продукции, подготовленный предприятием для передачи в народнохозяйственный оборот. Она отличается от валовой продукции тем, что в нее не включаются изменения остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства, а также внутрихозяйственный оборот.
Реализованная продукция (РП) характеризует объем продукции, отгруженной покупателям, выручка по которой признана в бухгалтерском учете. Все перечисленные показатели взаимосвязаны следующим образом:
ВП = ТП + (НЗП Н.П - НЗПК п),
где НЗПН п, НЗПК п — остатки незавершенного производства, полуфабрикатов и инструментов собственного производства соответственно на начало и конец периода;
РП = ТП + (ОГПН.П - ОГПК п),
где ОГПН п, ОГПК п — остатки готовой продукции на складах соответственно на начало и конец периода.
Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели:
1.стоимостные;
2.натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.);
3. условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.);
4. трудовые (нормо-часы затрат труда).
9. 2. Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Для оценки выполнения плана по ассортименту рассчитывают одноименный коэффициент:
Выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
Кас=------------------------------------------------------------------- =
Выпуск продукции по плану
25200 + 33264 + 19200 + 14400 92064
=-----------------------------------------------= ------------
96000 96000
= 0,959
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение ассортимента и структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели', объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства продукции на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл.68), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
ВП усл1 = ∑(Vф.общ.*Уdiф*Цiпл) = 100 800 тыс. руб.;
ВП усл2 = ∑(Vф.общ.*Уdiпл*Цiпл)= 98 500 тыс. руб.;
Таблица 68
Анализ структуры товарной продукции
Изделие | Оптовая цена 1туб, руб. | Объем производства продукции, туб | Структура продукции, % | Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. | Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | фактически при плановой структуре | факт | |||
А В С D | 35,95 34,95 17,12 11,98 | 30,66 33,72 19,27 16,35 | 33 600 | 33 264 22 176 20 160 | -4350 -1211 +2476 +5385 | ||||
Итого | — | 100 800 | +2300 |
ΔВПстр = ВП усл1-Вп усл2 = 100 800 - 98 500 = +2300 тыс руб.
Данные графы 7 получены следующим образом:
ВП усл1 = ∑(Vф.общ.*Уdiпл*Цiпл)= 98 500 тыс. руб. Эти же данные можно получить умножением показателя графы 6 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (можно в трудозатратах) (КВП):
КВП= 16 440 / 16 023 = 1,026025.
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 тыс. руб. При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст = 100 800 / 96 000 = 1,05) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах) (Кн=16 440 / 16 023 = 1,026025), умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр = (К ст-К н)*ВПпл= (1,05 - 1,026025) • 96 000 = +2300 тыс. руб.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены единицы продукции (ΔЦстр) за счет структуры (табл. 69).
Таблица 69
Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора
Изделие | Оптовая цена 1 туб, руб. | Структура продукции, % | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
план | факт | +, - | |||
А В | 35,95 34,95 | 30,66 33,72 | -5,28 -1,23 | -264,0 -73,8 | |
С D | 17,12 11,98 | 19,27 16,35 | +2,15 +4,36 | + 150 5 +327,3 | |
Итого | - | - | + 140,0 |
Умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔВПстр = ΔЦстр*VВПф.общ. = 140 руб. • 16 440 туб = +2300 тыс. руб.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
∑(Цiпл*Уdiф) ∑(Цiпл*Уdiпл)
ΔЦстр= ------------------------------ - ----------------------------
100 100
5000-30,66+6000-33,72 7000*19,27+7500*16,35
ΔЦф= ------------------------------ + -------------------= 1631 руб.
100 100
5000-35,95+6000-34,95 7000*17,12+7500*11,98
ΔЦпл= ------------------------------ + -------------------------------------=
100 100
-=5991 руб.
ΔВПстр = ΔЦстр*VВПф.общ. = (6131-5991)*16440 туб = +2300 тыс. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл.70).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 тыс. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Таблица 70
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие | Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. | Объем реализации, туб | Выручка по плановым ценам, тыс. руб. | Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс. руб. | |||
план | факт | план | фактически при плановой структуре | факт | |||
А В С D | 5,0 6,0 7,0 7,5 | 28 500 33 600 18 900 | 28 250 33 305 18 735 14 125 | 31 800 21 350 | -4000 -1505 +2615 +5075 | ||
Итого | — | 15 760 | 95 250 | +2185 |
9.3Анализ положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3—5 лет (табл.71).
Таблица 71
Анализ динамики рынков сбыта продукции
Показатель | Внутренний рынок | Экспорт | ||||
ххх1 | ххх2 | ххх3 | ххх1 | ххх2 | ххх3 | |
Изделие А Объем реализации продукции, туб Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % | 4,6 4,0 | 4,8 4,2 12,5 | 5,0 4,4 | 8,0 5,2 | 8,0 5,4 32,5 | 7,77 5,78 25,6 |
Изделие В Объем реализации про-дукции, туб Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % | 5,5 4,7 14,5 | 5,8 4,9 15,5 | 6,1 5,12 | - - - - - | - - - - - | - - - - - |
Изделие С Объем реализации продукции, туб Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, % | 6,5 5,0 | 6,7 5,2 22,4 | 7,0 5,4 | - - - - - | 8,0 6,0 | 8,4 6,0 28,5 |
Изделие П Объем реализации продукции, туб Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. 1 Рентабельность, % | 6,0 4,7 28,3 | 6,5 5,0 30,0 | 7,2 5,5 30,9 | 8,0 5,2 53,8 | 8,1 5,6 44,6 | 8,3 6,0 38,3 |
Из табл.71 видно, что за последние два года спрос на продукцию А начал падать, особенно на внешних рынках. Дополнительные затраты на повышение конкурентоспособности данного вида продукции на внешнем рынке не принесли успеха: объем продаж и уровень рентабельности значительно снизились. По изделию В наблюдаются стабильный объем продаж и стабильный доход, а по изделиям С и D — рост объема продаж и рост доходности.
По данным, приведенным в табл. 72 можно изучить структуру рынков сбыта и уровень их доходности.
По результатам анализа выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
Таблица 72
Анализ структуры рынков сбыта и их доходности
Вид | Структура рынков сбыта, % | Доходность продукции на рынке сбыта, % | |||
внутреннего | экспорта | итого | внутреннем | внешнем | |
А В С D | 92,8 100,0 75,4 45,3 | 7,2 — 24,6 54,7 | 12,0 16,0 23,0 30,9 | 25,6 — 28,5 38,3 |
«доходные коровы» — переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
«трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
«мертвый груз» или «неудачники» — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», в поддержке достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «доходных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать еще, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия характеризуется изучением и апро-бацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на ко торой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысокая, так как значительные средства идут на амортизацию исследований, продвижение товара на рынок;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж, на которой товар начинает приносить прибыль, быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж снижается незаметно, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам: товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителям, или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять. Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим.
9.4. Товарная продукция, товарность отдельных видов продукции в АПК
Для того чтобы определить уровень товарности, необходимо знать объем валовой и товарной продукции (табл.73,74).
Определяем товарность отдельных видов продукции животноводства. Абсолютный уровень товарности находится как отношение товарной продукции к валовой и определяется по формуле:
Тп
Ут = ------- х 100%,
Вп
где Тп – товарная продукция; Вп – валовая продукция.
Абсолютный уровень товарности отдельных видов продукции и животноводства в целом дан в табл.73.
Таблица 73
Товарная продукция животноводства, млн. руб.
Товарная продукция | Годы | ||
Всего реализовано | 135,07 | 665,82 | 959,44 |
Мясо | 65,47 | 161,25 | 372,28 |
Молоко | 69,6 | 504,57 | 587,16 |
Таблица 74
Объем валовой продукции животноводства, млн. руб.
Валовая продукция | Годы | ||
Всего по животноводству, | 246,3 | 1219,5 | 1933,8 |
в т.ч.: | |||
Мясо | 117,5 | 518,0 | 1024,1 |
Молоко | 128,8 | 701,5 | 909,7 |
Таблица 75
Абсолютный уровень товарности отраслей животноводства
Абсолютный уровень товарности,% | Годы | ||
Животноводство в целом | 54,8 | 54,6 | 49,6 |
в т.ч.: | |||
Мясо | 55,7 | 29,1 | 36,0 |
Молоко | 54,3 | 71,9 | 64,0 |
Из анализа абсолютного уровня товарности видно, что в 2005 и 2006гг. уровень товарности был почти на одном уровне, а в 2007г. он снизился на 5%. В 2005 г. уровень товарности мяса и молока почти на одном уровне. В 2006г. уровень товарности мяса упал на 26,6%, а в 2007г. он увеличился на 6,9%. Уровень товарности молока в 2006г. составил 71,9%, а в 2007г. снизился на 7,9% по сравнению с 2006г.
Относительный уровень товарности рассчитывается как отношение внешнего товарооборота к валовой продукции в процентах. Он определяется по формуле:
То
Уо = ------,
Вп
где То – внешний товарооборот – продукция, реализованная вне хозяйства.
В анализируемом хозяйстве внешний товарооборот отличается от товарной продукции на величину стоимости продукции, выданной в счет оплаты труда.
Внешний товарооборот (продукция, реализованная вне хозяйства) приведен в табл. 76.
Таблица 76
Внешний товарооборот в динамике, млн.руб.
Реализованная продукция | Годы | ||
Всего по животноводству, | 97,6 | 576,7 | 767,9 |
в т.ч.: | |||
Мясо | 30,1 | 82,2 | 189,6 |
Молоко | 67,5 | 494,5 | 578,3 |
Расчет относительного уровня товарности отдельных видов продукции и животноводства в целом дан в табл.77.
Из анализа относительного уровня товарности видно, что в 2005г. и в 2007г. он находился почти на одном уровне, а в 2006г. он увеличился на 7,7%. Уровень относительной товарности мяса значительно ниже, чем у молока. Рассмотрим уровень товарности в растениеводстве (табл.78).
Таблица 77
Относительный уровень товарности
Относительный уровень товарности | Годы | ||
Животноводство в целом | 39,6 | 47,3 | 39,7 |
в т.ч.: | |||
Мясо | 25,6 | 15,9 | 18,5 |
Молоко | 52,4 | 70,5 | 63,6 |
Таблица 78
Уровень товарности зерновых культур
Показатели | Ед. изм. | Годы | ||
Товарная продукция | млн руб. | 132,6 | 306,3 | 740,3 |
Валовая продукция | млн руб. | 100,4 | 449,6 | 929,9 |
Абс. уровень товарности | % | 132,1 | 68,1 | 79,6 |
Реализовано вне хозяйства | млн руб. | 118,0 | 272,6 | 659,6 |
Относит. уровень товарности | % | 117,6 | 60,6 | 70,9 |
Абсолютный уровень товарности особенно высок в 2005г. (132,1%). В 2006г. он снизился до 68,1%, но остался выше, чем в животноводстве (2005 – 54,8%, 2006– 54,6%). В 2007г. уровень товарности возрос до 79,6%. Из сравнения относительного уровня товарности растениеводства и животноводства видно, что зерна идет меньше в счет оплаты труда, мяса же – от 51% в 2006 и 2007гг. до 46% - в 2005г.
Из проведенного анализа видно, что товарность растениеводства выше товарности животноводства. Это следствие того, что емкость рынка позволяет увеличивать объем продаж зерновых в отличие от продукции животноводства.
Рассмотрим товарность в целом (табл.79).
Таблица 79
Товарность анализируемого хозяйства в целом, млн.руб.
Показатели | Годы | ||
Товарная продукция | 267,68 | 972,15 | 1699,73 |
Валовая продукция | 432,11 | 2490,84 | 4099,33 |
Абс. уровень товарности,% | 61,95 | 39,03 | 41,46 |
Внешний товарооборот | 215,68 | 849,38 | 1427,53 |
Относит. уровень товарности,% | 49,91 | 39,10 | 34,82 |
Из анализа уровня товарности хозяйства видно, что в 2005 г. уровень товарности (абсолютный) был на уровне 61,95%, затем уменьшился на 22,92% (39,03), а в 2007г. увеличился на 11,51, что значительно ниже уровня 2005г. Снижение в 2006г. уровня товарности в основном связано со снижением товарности мяса.
Из анализа уровня товарности видно, что в 2006 и 2007гг. он ниже 50%. Это является следствием низких цен реализации, а также снижения объемов.
9.5. Анализ ценовой политики предприятия
Одним из наиболее существенных направлений маркети-нгового анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).
В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию предприятия необходимо выяснить следующие вопросы:
• насколько цены отражают уровень издержек;
• какова вероятная реакция покупателей на изменение цен (эластичность спроса);
• используется ли политика стимулирующих цен;
• привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов;
• чем отличается политика ценообразования на данном предприятии от ценовой политики конкурентов;
• как действует предприятие при изменении цен конкурирующими фирмами;
• какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары?
Ценовая политика предприятия должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров, конъюнктуры рынка, поведения конкурентов и т.д. (табл.80).
Сравнительный анализ уровня цен (табл. 80) показывает, что, анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке.
Таблица 80
Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
Вид продукции | Уровень цены за 1 туб, тыс. руб. | ||||
на внутреннем рынке | в стране-импортере | ||||
анализируемого предприятия | в среднем по отрасли | конкурирующего предприятия | анализируемого предприятия | средняя на рынке | |
А В С D | 5,0 6,1 7,0 7,2 | 5,0 6,0 6,7 7,0 | 5,5 6,4 6,8 7,0 | 7,7 — 8,4 8,3 | 10,0 — 12,0 12,0 |
Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на первые два вида продукции, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия, одновременно подняв цены на продукцию, которая пользуется повышенным спросом.
В итоге предприятие сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.
9.5.1. Анализ конкурентоспособности продукции
Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
-техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
-эстетическим (внешний вид товара);
-эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
-нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
-экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Задачи анализа:
-оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
-изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
-разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 3).
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
Где g — единичный параметричесий показатель;
Р— уровень параметра исследуемого изделия;
P100— уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.
Рис.3. Структурно – логическая схема анализа конкурентоспособности продукции
Групповые показатели (G) объединяют единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:
G=∑ аi*gi.
Интегральный показатель (I) представляет собой отно-шение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
I= Gэ/Gт= 0,962/ 0,911 = 1,056.
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1,то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам. В данном примере (табл. 81) по техническим параметрам оцениваемый холодильник уступает базовому образцу, но превосходит по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным.
Таблица 81
Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников