Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.




Практическое занятие

Тема: «Методика изучения массы предмета в курсе математики в начальных классах»

Вопрос 1. Какие житейские понятия использует учитель, формируя у детей представления о массе предметов? Приведите примеры заданий, которые целесообразно предложить ученикам с целью уточнения представлений детей о массе как о величине. Какие иллюстрации в учебнике можно использовать для этого? Какие пословицы, поговорки, сказки, стихи и т.д. можно использовать на уроке с этой же целью?

Учитель на уроке может использовать не только современные понятия, но и житейские, такие как:

· золотник (всего 4 грамма);

· фунт (примерно половина килограмма);

· пуд (16 кг);

· берковец (10 пудов);

· ласт ( 72 пуда).

М2Ач1 стр.25

 

 

М1М ч.2 с.36

 

 

М1И ч.2 с.100

 

М1И ч.2 с.101-106

 

 

 

М2Ач1 стр.6-9

Пословицы и поговорки:

· Мал золотник, да дорог.

· Зёрнышко пуд бережет.

· Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

· Свой золотник чужого пуда дороже.

· Узнать, почём фунт лиха.

Вопрос 2. С какими способами сравнения предметов по массе знакомят детей в первую очередь? Как ввести способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений?Приведите примеры таких заданий. Используйте материал учебников, а также придумайте свои задания.

На уроке ознакомления проводим беседу. На столе у учителя две коробки, внешне одинаковые. Предлагаем сравнить их (по цвету, форме, размеру, материалу и т.д.). Ученики говорят, что они одинаковые. Учитель утверждает, что они отличаются. Учитель разрешает взять коробки в руки, ученики убеждаются, что одна из них легче, другая тяжелее. Учитель говорит, что это свойство предметов называется массой. Правильно сказать, что масса одной коробки больше, чем масса другой коробки.

Доказываем, что способ сравнения «на глаз» в данном случае не подойдет: (пример с коробками или шарик и арбуз).

1. Вводим способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений.

Используют предметы, контрастные по массе (учебник и рюкзак, карандаш и учебник). Развиваем математическую речь, учим правильно говорить: масса одного предмета больше массы другого предмета. После нескольких примеров подводим к проблемной ситуации. Показываем, что «на руку» сравнивать бывает сложно. Подводим ко 2 способу сравнения.

2. Знакомим детей с чашечными весами.

 

На этот урок учитель должен принести весы. Их можно взять в кабинете физики. Располагаем эти предметы на чаши весов и смотрим: какая чаша опускается ниже, тот предмет тяжелее. Далее проводится несколько опытов по сравнению масс предметов. В жизни не всегда можем расположить сравниваемые предметы на чаши одних весов. Предположим, мы принесли ягоды и будем варить варенье, а сахара надо столько же купить в магазине. Нужно нести ягоды в магазин, но это неудобно.

3. Есть способ сравнения с помощью «мерок», т.е. измерение.

В качестве мерок сначала можно использовать спичечные коробки с песком или кубики. Используя эти мерки, сравниваем массы предметов и затем показываем неудобство этого способа в жизни, т.к. нужна единая мера массы.

М1М ч.2 с.36

 

М1И ч.2 с.100

 

 

М1М ч.2 с.37

 

 

 

М1И ч.2 с.101-106

Вопрос 3. Каким образом можно познакомить учеников с чашечными весами? Составьте беседу, в процессе которой вы объясните назначение этого прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе. Приведите примеры заданий для этой беседы.

- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника)

 

- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника)

 

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов)

 

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради… (меньше массы учебника)

 

- Если масса ручки меньше массы учебника, то …(масса учебника больше массы ручки)

 

- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника)

 

- Ребята, а кто знает, каким прибором измеряют массу предметов? (Весами)

 

- Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы»)

 

- Давайте прочитаем это слово по слогам.

 

- Весы придумали древние торговцы, когда обменивались товаром. На разные чашечки весов они клали свои товар, и при равновесии чашек весов сделка считалась состоявшейся. Перед вами фрагмент фрески из Древнего Египта. Уже в 5 тысячелетии до н. э весы существовали.

 

- А какие виды весов вы знаете? (Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические)

 

- Где в жизни вы встречали весы? (Дома, в магазине)

 

- Правильно! Ребята, сейчас я раздам вам чашечные весы и мы с вами попробуем научиться ими пользоваться. (На каждую парту ставятся весы)

 

- Перед тем как начать с ними работать, ответьте на вопросы:

 

а) Куда мы будем ставить предметы, чтобы сравнить их массу? (Один предмет в первую чашу, второй – во вторую)

б) Если чаши будут на оном уровне, какой вывод мы сделаем? (Что предметы равны по массе)

в) Если предметы различаются по массе, то… (чаши весов будут на разном уровне)

Задания:

- А теперь, ребята, приступим к самому главному-взвешиванию. У вас на столах есть весы с двумя чашами и грузы-предметы, вес которых нам нужно сравнить.

 

1. Сравним вес кусочка бумаги и скрепки. (На одну чашу весов кладём кусочек бумаги, а на другую скрепку) Что мы видим? (Чаши весов стоят на одном уровне, значит массы кусочка бумаги и скрепки одинаковы)

2. Сравним вес гвоздя и винта. (Чаша весов с гвоздём опустилась вниз, а чаша весов с винтом поднялась вверх. Это означает, что масса гвоздя больше, чем масса винта).

3. Сравним вес медной пластинки и стеклянного шара. (Чаша весов с медной пластинкой поднялась вверх, а чаша весов со стеклянным шаром опустилась вниз. Это означает, что масса медной пластинки меньше, чем масса стеклянного шара)

- Молодцы! А теперь выполните ещё одно задание: у вас на столах есть гирька и кубики. Вес гирьки 10 грамм. Вам нужно узнать, сколько кубиков уравновесят гирьку и сколько весит один кубик?

- Для этого поставьте гирю на одну чашу весов, а на другую выкладывайте кубики по одному до тех пор, пока чаши весов не будут находиться на одном уровне. Сколько кубиков вы положили (10 кубиков). Значит сколько весит один кубик (1 грамм).

Вопрос 4. Как познакомить учащихся с единой мерой массы – килограммом. Какое оборудование должно быть на уроке? Продумайте серию обучающих заданий для этого урока, которые предполагают фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с учащимися.

На столе стоят чашечные весы и 1 пачка муки (1кг) и 1 пачка сахара (1кг)

- Ребята у вас на столе стоит 1 пачка муки и 1 пачка сахара. Давайте сравним их массу. (К доске выходят два ученика и с помощью весов сравнивают их массу)

- Что у вас получилось? (Чаши весов стоят на одном уровне, значит массы одинаковы)

- Давайте внимательно рассмотрим пачку муки и пачку сахара, что вы на ней видите? (Надписи, состав, указание массы)

- Действительно, на каждой пачку указана масса продукта. Масса муки – 1 кг и масса сахара – 1 кг.

- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется масса - это Килограмм. (На доске вывешивается слово «килограмм»)

- Килограмм – это единица измерения массы. Сокращенно это слово записывают «кг». (На доске вывешивается Кг)

 

Задания:

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

1. Предлагает рассмотреть иллюстрации и выполнить устно № 1с.36.

 

– Узнайте, что легче: арбуз или гиря? (Гиря)

– Узнай массу пакета с мукой. (3 кг)

- Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг? (Ответы детей)

2. Организует решение задачи №2. Спрашивает: «Какая гиря привела весы в равновесие, если масса одной дыни 3кг, а масса арбуза 5 кг?» (Гиря массой 2 кг)

3. Представь, что твои руки это чаши весов. Определи, какая из чаш опустится ниже, если:

· на левой чаше весов - 3кг огурцов, на правой чаше – 5 кг помидоров;

· на левой чаше весов - 2кг сахара, на правой чаше – 1 кг риса;

· на левой чаше весов - 4кг ваты, на правой чаше – 4 кг железа.

4. Определи массу каждого животного в килограммах.

 

Вопрос 5. С какими другими единицами измерения массы предметов знакомят учащихся по различным программам? В каком классе? Какие методические приемы используют для этого? Приведите примеры различных заданий из учебников математики на перевод величин из одной единицы измерения в другую.

Моро М.И. УМК «Школа России»

В 3 классе детей знакомят с единицей измерения массы – граммом.

Создают проблемную ситуацию. На весах кочан капуст. Задают вопрос, какова его масса? По рисунку видно, что его масса больше 1 килограмма, но меньше двух.Тогда учитель сообщает: «Чтобы узнать точнее массу предметов, используют не только килограмм, но и более мелкую единицу - грамм».

М3М ч.2 с.54

 

 


В 4 классе вводят новые единицы измерения массы – тонну и центнер. Учитель сообщает, что для измерения массы больших грузов удобно использовать более крупные единицы.

М4М ч.1 с.45-46

Задания.

М4М ч.1 с.45

М4М ч.1 с.46

М4М ч.1 с.55

 

Чекин А.Л. УМК «Перспективная начальная школа»

Во 2 классе помимо килограмма вводят новую единицу измерения массы - центнер. Происходит это при прочтении диалога Миши и Маши. Учитель: «Ребята, у Миши возник вопрос, давайте поможем ему ответить на него. Миша услышал, что мешок цемента весит ЦЕНТНЕР, а мешок сахарного песка – 50 кг. Миша думает, какой же из мешков тяжелее?» Кто знает, как ответить на этот вопрос? (дети предполагают, но затрудняются с ответом) Учитель: «А вот Маша, точно знает, как правильно ответить на этот вопрос, давайте прочитаем!» Дети читают ответ Маши и знакомятся с новой единицей измерения.

М2Ч ч.1 с.95

В 3 классе вводят ГРАММ и ТОННУ.

Когда вводят грамм, учитель спрашивает у детей: что общего в словах «кило метр» и «кило грамм»? Дети, уже зная, что в 1 километре 1000 метров, могут предположить, что в этих словах общая приставка «кило», что означает 1000. Тогда учитель спрашивает, сколько ГРАММОВ в одном килограмме?

М3Ч ч.1 с.50

 

При вводе ТОННЫиспользуют диалог Миши и Маши. Учитель: «Миша обращается за помощью, давайте поможем ему. Бабушка попросила Мишу заготовить 5 тонн сена на зиму. Но он не знает, сколько это. Обратившись за помощью к Маше, он узнал, что в 1 тонне 1000 кг. Так сколько килограмм сена нужно заготовить Мише? (5000) Молодцы! Сегодня мы познакомились с новой единицей измерения массы, которую удобно использовать для измерения массы больших грузов.

М3Ч ч.1 с.52

Далее автор приводит сравнение ранее изученного центнера и тонны.

М3Ч ч.1 с.54

Задания.

М2Ч ч.1 с.96

М3Ч ч.1 с.50-51

М3Ч ч.1 с.52


М3Ч ч.1 с.53

М3Ч ч.1 с.54

М3Ч ч.1 с.55

М3Ч ч.1 с.56-57

Демидова, Козлова, Тонких УМК «Школа 2100»

В 3 классе детей знакомят с единицей измерения массы – центнером. Детям дают задание. Назовите «лишнее» слово: метр, килограмм, сантиметр, дециметр, миллиметр. (килограмм) Единицу измерения какой величины вы назвали? (массы) А какие еще единицы измерения этой величины вы знаете?

М3ДКТ ч.2 с.24

В 4 классе вводят грамм и тонну.

М4ДКТ ч.1 с.86

Задания.

М4ДКТ ч.1 с.86-87

М4ДКТ ч.1 с.88

 

Петерсон Л. Г. УМК «Перспектива»

В 3 классе вводят грамм, центнер и тонну.

М3П ч.1 с.101

М3П ч.1 с.104

Задания.

М3П ч.1 с.101

М3П ч.1 с.102

М3П ч.1 с.104

М3П ч.1 с.105

 

Дорофеев Г.В. УМК «Перспектива»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: