Охарактеризуйте основы криминалистического исследования письма и письменной речи




Оглавление

Почерк экспертиза следственный эксперимент

Теоретический вопрос - Охарактеризуйте основы криминалистического исследования письма и письменной речи

Теоретические вопросы - Тест

Задача

Список использованной литературы


 

Охарактеризуйте основы криминалистического исследования письма и письменной речи

 

Криминалистическое исследование письма - раздел криминалистического исследования документов, включающий систему научных положений и основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Письмо - средство запечатления мыслей человека с помощью специальных знаков, передающих элементы речи (звуки, слоги, слова). Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания и обеспечивают возможность общения людей, получения информации.

Почерк - зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Формирование такого навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается до поступления ребенка в школу и заканчивается примерно в 20 - 25 лет. Физиологической основой формирования почерка является система временных связей, образующихся в результате многократных упражнений, что приводит к возникновению соответствующего динамического стереотипа.

Факторы, влияющие на формирование почерка:

субъективные - анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и т.п.); психофизиологические особенности обучающегося письму (восприятие письменных знаков, запоминание строения письменных знаков в целом и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память;

объективные - посадка и условия письма, методика обучения письму.

Возможность решения диагностических и идентификационных задач при исследовании рукописных документов обусловлена следующими свойствами почерка:

а) устойчивость и в то же время вариационность, то есть наличие у пишущего нескольких вариантов почерка (основного и дополнительных);

б) индивидуальность, выражающаяся в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной стандартной (школьной) прописи. На формирование у каждого человека индивидуального почерка оказывают влияние вышеуказанные факторы объективного и субъективного характера;

в) отображаемость, которая реализуется при выполнении каких-либо письменных текстов (документов).

Признаки письма подразделяются на:

признаки письменной речи;

признаки почерка.

Признаки письменной речи отражают навык владения человеком культурной речью и выражают смысловую сторону письма. Можно выделить общие и частные признаки письменной речи.

Общие признаки:

общий уровень грамотности - степень владения правилами письма на определенном языке. Уровень развития грамматических навыков может быть высоким, средним и низким;

степень развития лексических навыков, характеризующаяся объемом словарного запаса, особенностями построения изложения, наличием навыков акцентирования и др. Объем словарного запаса может быть обширным, средним или ограниченным;

степень развития стилистических навыков, которая определяется особенностями использования различных стилей (официально-делового, научного, публицистического, производственно-технического, разговорного).

Частные признаки: наличие аналогичных устойчивых лексических и грамматических ошибок, особенности авторской лексики, способа акцентирования, использования символов, сокращений и т.п.

Общие признаки характеризуют почерк в целом как систему движений, а также отражают:

преобладающую ориентацию (размещение) движений* - размещение самостоятельных фрагментов (заголовков, дат, подписей и т.п.), наличие или отсутствие полей, красной строки, интервалов и их характеристики и др.;

степень и характер сформированности почерка, в зависимости от которых различают высоко-, средне- и маловыработанный почерк. Степень выработанности почерка определяется темпом письма и координацией движений;

структуру движений по их траектории, которые проявляются в преобладающей форме и направлении движений, наклоне, размере, разгоне почерка, нажиме.

Частные признаки отражают особенности письменно-двигательного навыка конкретного человека: сложность, форму, направление, протяженность, количество и вид соединения, последовательность и относительное размещение движений при выполнении письменных знаков и их элементов.

Совокупность общих и частных признаков письменной речи и почерка используют для решения идентификационных и диагностических вопросов, возникающих в ходе расследования преступлений. С этой целью назначается почерковедческая экспертиза, на которую вместе с постановлением следователя о назначении соответствующей судебной экспертизы направляется исследуемая (спорная) рукопись, а также образцы для сравнительного исследования (свободные, условно-свободные и экспериментальные).

В ходе почерковедческих исследований решаются диагностические и идентификационные вопросы.

Диагностические вопросы:

не выполнена ли рукопись умышленно искаженным почерком;

не выполнена ли рукопись с переменой пишущей руки;

не выполнена ли рукопись с подражанием почерку определенного лица;

не выполнена ли рукопись в непривычной позе;

не выполнена ли рукопись лицом в необычном состоянии (усталости, волнения, алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии и т.п.);

какова предположительная давность выполнения рукописи;

кем (мужчиной или женщиной) выполнена рукопись.

Идентификационные вопросы:

кем из числа проверяемых лиц выполнена спорная рукопись;

не выполнены ли спорные рукописи одним и тем же лицом.

Для установления автора конкретного текста назначается автороведческая экспертиза, в основе которой лежит анализ и оценка признаков письменной речи. Необходимость в установлении авторства возникает в тех случаях, когда анонимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на пишущей машинке, принтере или другим способом.

В ходе автороведческой экспертизы также решаются диагностические и идентификационные вопросы.

Диагностические вопросы:

каков образовательный уровень автора текста;

является ли данный язык родным для автора текста, если нет, то какой язык, предположительно, является его родным. Носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор текста;

составлен ли исследуемый документ лицом, обладающим навыками определенного (научного, делового, публицистического и др.) стиля письменной речи;

составлен ли данный текст с намеренным искажением письменной речи или лицом в необычном психофизиологическом состоянии.

Идентификационные вопросы:

является ли данное лицо автором текста;

является ли данное лицо автором нескольких спорных текстов.

Объекты автороведческой экспертизы - документы рукописные, машинописные, изготовленные полиграфическим способом, их копии. При исследовании установление авторства документов возможно лишь при наличии не менее 500 слов в документе.


 

2. Выберите из предоставленных вариантов один правильный ответ:

1.Не является предметом криминалистической тактики:

а)тактика следственных действий;

б) принятие тактических решений;

в)тактика оперативно-розыскных мероприятий;

г) тактика обыска.

2. Выбор цели воздействия на следственную ситуацию и приемов ее достижения называется:

а) тактической рекомендацией;

б) тактическим решением;

в) тактической комбинацией;

г) тактическим приемом.

 

. Сущность обыска заключается:

а) в принудительном обследовании помещений и иных мест;

б) в требовании выдать похищенное;

в) в требовании выдать орудия преступления;

г) в требовании выдать предметы, изъятые из гражданского оборота.

 

. Обязательной стадией допроса является:

а) подготовительная;

б) стадия свободного рассказа;

в) вопросно-ответная;

г) заключительная.

 

5. Не относится к общим признакам почерка:

а) стиль.

б) связность????

в) выработанность.

г) разгон.

д) размер

 

6. Сущность следственного осмотра заключается:

а) в непосредственном восприятии и изучении объекта осмотра;

б) в изъятии доказательств;

в)в установлении личности преступника;

г)в установлении личности потерпевшего.

7. Осмотр места происшествия подразделяется на следующие этапы (укажите в логической последовательности):

а)подготовительный, рабочий, заключительный;

б)начальный, исследовательский, заключительный;

в)подготовительный, заключительный, рабочий;

г)рабочий, заключительный, подготовительный.

 

. Целями следственного освидетельствования являются:

а)установление на теле следов преступления и особых примет;

б)установление тяжести телесных повреждений;

в) установление повреждений одежды;

г) все ответы правильные.


 

Задача

 

июля 2011г., в 24 часа, житель деревни Кленовое Василенко Петр из окна своей комнаты увидел убегавшего от дома соседей Семеновых человека с бидоном в руке. Через пять минут дом Семеновых был объят пламенем. В результате пожара сгорел дом и надворные постройки Семеновых. На допросе Василенко Петр заявил, что, несмотря на темное время, он узнал человека, который незадолго до возникновения пожара убегал от дома Семеновых. Это был односельчанин Крохоборов, пьяница и хулиган, с которым у него давно сложились крайне неприязненные отношения. Осмотром места происшествия было установлено, что расстояние от дома Василенко до дома Семеновых составляет 20 м., из всех окон дома Василенко хорошо просматривается та часть улицы, где стоял дом Семеновых.

Задание. Решите, есть ли необходимость в проведении следственного эксперимента для проверки показаний свидетеля Василенко Петра. Если да, то определите вид эксперимента, цель, порядок производства. Составьте протокол следственного эксперимента по данной фабуле.

Следственный эксперимент это процессуальное действие, предусмотренное ст. 181 УПК РФ, производимое в целях проверки данных, имеющих значение для расследуемого уголовного дела, путем совершения различных опытных действий после реконструкции обстановки и иных обстоятельств произошедшего. В приведенном примере проведение следственного эксперимента необходимо для проверки сведений, полученных в ходе допроса Василенко Петра с целью выяснить возможность визуального восприятия им криминалистически значимого факта, а именно, возможности увидеть и опознать в темное время суток с расстояния 20 м раннее знакомого им человека, а именно Крохоборова.

Достоверность результатов следственного эксперимента обеспечивается его проведением в условиях, максимально сходных с теми, в которых происходило проверяемое событие, а также неоднократностью и вариационностью опытов. Последнее необходимо для того, чтобы удостовериться, что полученные результаты закономерны, а не случайны.

Таким образом, подготовка к проведению данного следственного действия сводится к двум этапам:

До выезда на место эксперимента следователь должен опре­делить:

• цель эксперимента, в данном случае цель - установить возможность Василенко увидеть и опознать в темное время суток с расстояния 20 м раннее знакомого им человека, а именно Крохоборова. Для проверки данного факта необходимо, чтобы Василенко стоя у окна своего дома, смотря в сторону дома Семеновых смог опознать бегущих на улице людей, в темное время суток. Местом проведения следственного эксперимента является дом Василенко, а так же часть улицы около дома Семеновых. Время- поздний вечер, при условии слабого естественного освещения. Участниками данного эксперимента являются следователь, свидетель Василенко, подозреваемый Крохоборов, 2 стажера внешне по физическим данным похожие на Крохоборова, понятые, специалист для осуществления фотосъемки, сотрудники полиции для охраны места поведения эксперимента. Стоит заметить, что до проведения следственного эксперимента необходимо подробно допросить Василенко по следующим вопросам: по каким именно приметам и чертам он узнал Крохоборова, есть ли у последнего особые приметы, например хромота, отсутствие какой-либо части тела и другие.

После уяснения всех этих вопросов следователю необходимо составить план эксперимента, в котором он отразит указанные выше вопросы, а также содержание опытных действий, их последовательность и возможные варианты; меры по обеспечению явки участников.

Как только следователь и остальные участники следственного эксперимента приедут на место, следователь должен:

а) объявить о начале производства следственного действия и установить личность каждого из его участников;

б) разъяснить им их права и обязанности;

в) предупредить участников эксперимента об ответственности за разглашение данных предварительного следствия по делу;

г) уведомить участников об использовании технико-криминалистических средств фиксации в ходе следственного эксперимента;

д) зафиксировать в протоколе факт выполнения процессуальных предписаний, а также время начала экспериментальных действий;

е) дать задание сотрудникам полиции удалить с места проведения следственного эксперимента посторонних лиц, а при необходимости приостановить движение транспортных средств и обеспечить личную безопасность всех участников следственного действия;

ж) провести инструктаж участников эксперимента, в ходе которого разъяснить его цель, содержание и последовательность выполнения опытных действий, определить место нахождения каждого участника и маршруты передвижения, установить способы связи, конкретизировать точки съемки, а также опытные действия и фрагменты обстановки, которые должны быть зафиксированы с помощью технико-криминалистических средств.

Сам следственный эксперимент может проходить по следующему сценарию: Василенко, стоя у окна своей квартиры должен увидеть и опознать(или не опознать) лицо, выбегающие из дома Семеновых. Следователь находится рядом со свидетелем, используя средства связи, подает сигнал сотруднику полиции, находящийся с подозреваемым и двумя стажерами на улице. В это время от дома Семеновых начинает бежать человек с бетоном в руке (в произвольном порядке, подозреваемый или один из двух стажеров. Действие должно повториться несколько раз, для того, чтобы убедится, что это не случайность. Василенко, наблюдая за улицей, должен комментировать, что он видит, и в случае опознания лица, должен подробно указать по каким именно чертам он его узнал.

Ход и результаты проведенного эксперимента протоколируются и фиксируются с помощью технико-криминалистических средств.


 

 

 

Список литературы

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 02.07.2013 г.) // СЗ РФ от 24 декабря 2001 г., № 52 (часть I).

. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ “Об оружии” (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ от 16 декабря 1996 г., № 51.

. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования преступлений: научно-практическое пособие / Бастрыкин А. И. - М.: Юридический центр Пресс, 2010. - 495 с.

. Баев О.Я. Основы криминалистики / О.Я. Баев. - М.: Издательство «Эксмо», 2009. - 288 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: