Пословицы поговорки о массе




М1М ч2, стр.36 М1Д ч2, стр.78

Гиря весом один килограмм,
Значит в гире тысяча грамм,
Один килограмм равен тысяче грамм.
А грамм мы разделим на миллиграммы.
1 килограмм = 1000 граммов.

Кирсановва Юлия

*****

Не понимать то — было б срам:
тысяча граммов — килограмм.
Глянь, килограмм нарисован там,
двум с половиною равен фунтам.

Владимир Маяковский

Пословицы поговорки о массе

Два вершка от горшка и один – от смерти.

У него в кулаке пуд. У него пудовый кулак.

Съел полпуда — сыт покуда.

Свой золотник чужого пуда дороже

По чарке говядины, по фунту вина

Сам худ, голова в (с) пуд

За это можно и пудовую свечку поставить.

Вот так фунт! (выражает разочарование или удивление)

Меди рубль, да бумажек с пуд.

Пуд муки по три рубли; во что обойдется пятачная булка?

Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.

Для бешеной собаки семь вёрст — не круг.

Свой золотник чужого пуда дороже.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

От слова до дела целая верста.

Беды кульем валятся, а счастье золотниками.

Мал золотник, да дорог, велика фигура, да дура.

Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог.

Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.

Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).

Зернышко пуд бережет.

Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься.

Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.

Узнать, почём фунт лиха.

Сено на пуды, золото на золотники — т.е. каждая вещь имеет свою определенную ценность.

Мал, да дорог золотник, а и велика куча, да вонюча.

Мал золотник, да дорог.

Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь.

Мерить на свой аршин.

Худое валит пудами, хорошее каплет золотниками.

Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным).

Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят.

Это тебе не фунт изюму (шутливое выражение о каком–нибудь непростом деле)

Старичок с кувшин, борода с аршин.

Мал золотник, да дорог; велик пень, да дуплист.

Чем пуд ума, лучше фунт счастья.

2 ВОПРОС С какими способами сравнения предметов по массе знакомят детей в первую очередь? Как ввести способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений? Приведите примеры таких заданий. Используйте материал учебников, а также придумайте свои задания.

Сравнение предметов по массе.

1 способ - сравнение «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений. Используют предметы, контрастные по массе (учебник и рюкзак, карандаш и учебник). Развиваем математическую речь, учим правильно говорить: масса одного предмета больше массы другого предмета.

2 способ - 1 способ «на руку» сравнивать бывает сложно. Знакомим детей с чашечными весами. На этот урок учитель должен принести весы. Их можно взять в кабинете физики. Располагаем эти предметы на чаши весов и смотрим: какая чаша опускается ниже, тот предмет тяжелее. Далее проводится несколько опытов по сравнению масс предметов.

3 способ - В жизни не всегда можем расположить сравниваемые предметы на чаши одних весов. Предположим, мы принесли ягоды и будем варить варенье, а сахара надо столько же купить в магазине. Нужно нести ягоды в магазин, но это неудобно. Есть способ сравнения с помощью «мерок», т.е. измерение. В качестве мерок сначала можно использовать спичечные коробки с песком или кубики. Используя эти мерки, сравниваем массы предметов и затем показываем неудобство этого способа в жизни, т.к. нужна единая мера массы.

Задания по 1 способу сравнения “на руку”, то есть с помощью мускульных ощущений.

На столе учителя стоят два одинаковых по цвету и размеру кубика. Никаких внешних признаков различия учащиеся обнаружить не могут. Но один кубик бумажный, а другой деревянный.

Учитель подчеркивает, что различие между кубиками все-таки существует. Учащиеся пытаются разгадать, в чем же различие. У некоторых учеников возникает желание рассмотреть кубики поближе, взять их в руки. Взяв кубики в руки, они обнаруживают, что один из них тяжелее другого. Таким образом, понятие масса учитель вводит, опираясь на ощущения детей, которые выражаются словами тяжелее, легче. Учитель уточняет, что учащиеся познакомились еще с одним свойством предметов, которое называется масса. Вместо слов тяжелее, легче можно употреблять слова больше, меньше: масса одного предмета больше или меньше массы другого (Методика Н. Б. Истоминой).

Учитель дает обучающимся две книги, которые очень незначительно отличаются по массе, и спрашивает, какая книга легче? Какая тяжелее? (Масса какой книга больше или масса какой книги меньше?) Мнения учащихся, естественно, не совпадают. Возникшие разногласия учитель использует для того, чтобы познакомить учащихся с весами. Оказывается не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения масс пользуются простейшими чашечными весами. Учитель знакомит учащихся с весами, рассказывает об их устройстве, зарисовывает схематическое изображение весов. Затем учащиеся с помощью весов наглядно сравнивают величины (массы).

­ Обучающиеся берут в одну руку учебник, в другую – тетрадь. Что тяжелее?

­ Что легче? Как же узнать, какой предмет легче, какой тяжелее?

­ Может ли нам в этом помочь линейка? Почему?

­ Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

­ Да, правильно, мы сравниваем массы предметов.

­ И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)

­ Если масса ручки меньше массы учебника, то… (масса учебника больше массы ручки).

­ А теперь возьмите в каждую руку по учебнику исравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?

3 ВОПРОС Каким образом можно познакомить учеников с чашечными весами? Составьте беседу, в процессе которой вы объясните назначение этого прибора и правила его использования при сравнении предметов по массе. Приведите примеры заданий для этой беседы.

Беседа:

Учитель: Ребята, обратите внимание на мой стол. На нём расположены две коробки. (На столе учителя стоят две одинаковые по цвету и форме коробки (могут быть спичечные коробки), но одна коробка пустая, а в другую положен какой-то тяжелый предмет.)

Как вы думаете, какая коробка тяжелее. а какая легче?

Дети: (разглядывают, думают. Никаких внешних признаков различия учащиеся, естественно, обнаружить не могут.) Но ведь они одинаковые!

Учитель: Поразмышляйте, различие между ними всё таки есть!

Дети: ((учащиеся заинтересованы, они пытаются разгадать, в чем же это различие).
- Можно подойти и взять в руки?

Учитель: Конечно!

Дети: Взяв в руки коробки, учащиеся обнаруживают, что одна коробка тяжелее другой.

- Первая коробка такая лёгкая! А вторая тяжёлая!

 

Таким образом, учитель вводит понятие массы, опираясь на восприятие детей, которое выражается в терминах: “легче”, “тяжелее” (масса одной коробки больше, масса другой коробки меньше).)

Учитель: -А теперь сравните следующие предметы.(Учитель предлагает ученикам две книги, которые очень незначительно отличаются по массе.)

-Перед вами две книги, какая из них легче, какая тяжелее?

Дети:
- Можно просто взять в руки! (Ребёнок подходит, берет в одну руку первую книгу(900г), а в другую руку вторую книгу(1100г))
-Первая легче.
(Другой ребёнок подходит и начинает измерять)
-Вторая легче. Или нет...
(Мнения учеников разошлись)

Учитель: Вот видите, оказывается, не всегда можно определить, какой предмет легче, а который тяжелее, особенно если предметы отличаются по массе незначительно. Для этого нужны весы.
Дети: Весы?

Учитель: Да! Этот вопрос можно решить, воспользовавшись для этой цели весами.(ставит на стол чашечные весы)

Дети увлёчённо слушают учителя

Учитель: (знакомит детей с весами)

Что такое весы? Это устройство, позволяющее определить массу объекта. Обычно взвешивают продукты, посылки, строительные материалы. Каждый прибор имеет свое предназначение, поэтому он может отличаться от других.

Чтобы сравнить массу предметов или узнать массу предметов можно использовать чашечные весы.

Перед тем как начать пользоваться ими вам не обходимо усвоить правила их использования.

 

Убедимся,что весы уравновешены.
Если две чащи весов находятся на одном уровне, это значит что весы уравновешены!

 

Итак. Давайте ответим на вопрос что тяжелее ТЫКВА или ЯБЛОКО?

Чаща с тыквой опустилась ниже, чем чаща с яблоком. Значит тыква тяжелее чем яблоко.

Что легче, 2 яблока или 4 груши?

Чаща с 2 яблоками выше, чем чаща с грушами. Значит два яблока легче, чем 4 груши.

Давайте же теперь взвесим наши две книги!
Вторая чаша ниже значит вторая книга(1100г) тяжелее, чем первая(900г).
В процессе упражнений закрепляются необходимые навыки в сравнении масс предметов. Обращается внимание учеников на положение стрелок при пустых чашках весов, а затем после того, как на них положены предметы. Дети делают вывод: не всегда можно сравнивать массы предметов, просто взяв их в руки.

 

4 ВОПРОС Как познакомить учащихся с единой мерой массы – килограммом. Какое оборудование должно быть на уроке? Продумайте серию обучающих заданий для этого урока, которые предполагают фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу с учащимися.

На уроке ознакомления проводим беседу. Во время которой предлагаем сравнить предметы (по цвету, форме, размеру, материалу…).

Учитель: Возьмите в одну руку учебник, а в другую – тетрадь. Сравните, что легче, а что тяжелее?

Дети:Тетрадь легче учебника, учебник тяжелее тетради.

Учитель:Сравните, что легче линейка или тетрадь?

Дети:Линейка легче тетради.

Учитель:Ребята, кто догадался, что мы сейчас сравнивали?

Дети:Вес предметов.

Учитель:Вес предметов иначе называют массой.В таких случаях говорят, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…

Дети: Меньше массы учебника.

Учитель:Если масса линейки меньше массы тетради, то…

Дети:Масса тетради больше, чем масса линейки.

Учитель:Возьмите 2 учебника математики и сравните их массы.

Дети: (делают вывод)Масса одного учебника равна массе другого.

Учитель:Кто знает, каким прибором измеряют массу предметов?

Дети:Весами.

 

Даем определение, что такое весы. Спрашиваем у учащихся, где они встречали весы в повседневной жизни.Сообщаем, что единая мера массы – килограмм (кг)

Показываем килограммовые гири, даем их подержать в руках. Далее учим определять массу в кг с помощью весов. Приносим несколько предметов массой 1, 2, 3 кг и показываем, как найти массу с помощью весов. Используем разные гири.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: