Практическая работа. Философская, религиозная и научная истина: сравнительный анализ.




Практическая работа

Философская, религиозная и научная истина: сравнительный анализ.

Цель работы

1.1 обобщить знания по основным направлениям в философии в области гносеологии;

1.2 научиться соотносить философские идеи и понятия к рассматриваемой картине мира: научной, философской, религиозной;

 

Теоретическое обоснование

Проблема истины является центральной в гносеологии. Принято различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и гносеологический. Наиболее древний – онтологический, в котором истина рассматривается как особого рода бытие. Примером такого подхода может послужить теологическое представление о Боге как единственной истине. Суть данной концепции: истина есть независящая от субъекта реальность.

Гносеологическое понимание истины заключается в представлении истины как особого рода знания, то есть истина есть характеристика знания. Общепризнанной является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности.

Такого понимания истины придерживались: Дж.Локк, Б.Спиноза, Г.Гегель, философы-просветители. В этой концепции истине приписывается ряд характеристик: объективность – то есть независимость содержания знания от познающего субъекта; субъективность – истинное знание существует только через человека и выражается в индивидуальной форме; абсолютность – то есть полнота истины, то есть то знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху; относительность истины – в истине есть такие компоненты, которые меняются и усовершенствуются в процессе развития знания; динамичность – единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности истины; процессуальность – истина существует только в движении.

Например: какое-либо утверждение может соответствовать действительности или не соответствовать и быть таким образом истинным или ложным. Практический опыт свидетельствует о наличии двух вариантов, один из которых правилен.

Например, дождь идет или не идет. Одно из утверждений, верно, другое — нет. Если дождь идет, то можно использовать зонтик, если нет — он не нужен.

Мы знаем, что такой дуальный подход по принципу «да — нет» не всегда верен, хотя бы потому, что существуют промежуточные состояния, когда мы сомневаемся, есть дождь или нет и раскрывать зонтик или нет.

Порой мы сомневаемся так же, кончился дождь или нет, выставляем руку из-под зонтика, чтобы это определить; решаем, что дождь кончился, складываем зонтик, потом открываем его снова... Мы можем ошибиться, но цель остается неизменной — найти истину, и мы верим, что это возможно.

Так мы поступаем в сфере практики, к которой достаточно приспособились. Сложнее дело с истиной обстоит в том случае, если познание выходит за сферу практики. Недаром говорят, что практика — критерий истины.

Вот мы вышли за сферу обычной практики в область теории, и здесь может оказаться, что истины этих двух сфер противоречат друг другу. То, что в одной сфере привычно считается истиной, не является таковой в другой.

Например, люди считали истиной, что Солнце вращается вокруг Земли, видя, что каждый день Солнце всходит и заходит. И вот Н. Коперник создает гелиоцентрическую систему мира, в которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.

Истина теоретическая оказывается противоречащей истине практического опыта. Утверждение, признававшееся истинным, оказывается ложным.

Истина с течением времени обнаруживает свою ложность, если мы вынуждены признать истинным иное утверждение. Неизменным остается только стремление познать истину.

Человек, конечно, стремится познать истину в абсолютном смысле — как неизменную и ни от чего не зависящую, но он должен себе ясно представлять, что все конкретные результаты познания представляют собой истину относительную, причем на бесконечном пути познания относительная истина может не только уточняться и усовершенствоваться, но и быть отброшена как ложная. Это относится и к философским утверждениям.

Можно сделать вывод: познание бесконечно в смысле стремления к абсолютной истине.

Порядок выполнения работы

3.1 Изучить теоретический материал по теме.

3.2 Получить задание у преподавателя.

3.3 Выполнить задание.

3.4 Оформить отчёт о работе.

4. Варианты заданий:

1. Задание 1. Заполнить таблицу, используя информацию из различных источников: материалы лекции № 15 «Методы философии», методическое пособие, учебника в библиотеке ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru, https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1, гл. 4, 4.1 и 4.2.

Философский словарь. Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru

Метод Что является источником истины Из чего выводится необходимый характер знания Слабые места в концепции
Эмперизм Бэкона      
Сенсуализм Д.Локка      
Рационализм Р. Декарта      
Трансцендентализм И. Канта      

 

2. Задание 2. Заполнить таблицу № 2, используя информацию из различных источников: материалы лекции № 13 «Методы философии и ее внутреннее строение», методическое пособие, учебника в библиотеке ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru, https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1, гл. 4, 4.1 и 4.2.

Философский словарь. Цифровая библиотека по философии https://filosof.historic.ru

Таблица № 2 Исторические типы научной картины мира

Исторические типы картины мира Периоды Основные открытия Методологические принципы Содержательные принципы
Аристотелевская        
Ньютоновская        
Эйнштейновская        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: