Тема Исторический аспект происхождения государства.




 

Общество, власть и общественные отношения. Причины и пути возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Исторические типы государства: понятия и общая характеристика.

ТЕМА: ОБЩЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие общества и общественных отношений.

2. Строение общества.

3. Два подхода к развитию общества.

4. Прогресс и регресс в развитии общества.

 

1. Существует много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

В широком смысле – общество – часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В любом значении общество понимается как система (целое, составленное из частей, взаимодействующих между собой), подвергающаяся постоянной эволюции и изменению. Это можно представить логической цепочкой: общество первобытных охотников и собирателей – общество земледельцев и скотоводов – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют несколько:

1. экономическая (её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2. социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3. политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

 

4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а так же внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни называются общественными отношениями. Различают материальные и духовные общественные отношения.

 

2. Общество можно рассматривать с разных позиций. Его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, тогда мы будем иметь дело прежде всего с населением.

Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, где все люди выстроены по критерию богатства и объёма власти.

Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование и религия.

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.Брак, семья, моральные нормы, образование, частная собственность, рынок, государство, армия, суд – всё это социальные институты. С их помощью упорядочиваются и стандартизируются связи и отношения между людьми, регулируются их деятельность и поведение в обществе. Тем самым обеспечиваются определённая организованность и устойчивость общественной жизни.

Структура социальных институтов представляет сложную систему и состоит из элементов.

1.Духовно – идеологические элементы (семья – любовь, преданность, семейный очаг, воспитание детей; бизнес – личная выгода, престиж фирмы, доходность)

2. Материальные элементы (семья – дом, квартира, машина, мебель; бизнес – завод, оборудование, офис, транспорт, склад)

3. Поведенческие элементы (семья – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь; бизнес – профессионализм, ответственность, исполнительность, законопослушность)

4.Культурно – символические элементы (брачный ритуал, обручальные кольца; религия – крест, иконы, свечи, религиозные праздники)

5. Организационно – документальные элементы (семья - регистрация брака, свидетельство о браке и рождении детей; бизнес – уставы, договоры, контракты).

Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка возник институт полиции. Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией. Институционализациясостоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.

Среди огромного разнообразия институциональных форм в зависимости от сферы их действия можно выделить четыре основные группы социальных институтов. Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняют свои определённые функции.

1. Экономические институты призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях её эффективного развития. Например, отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определённым хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход; деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, а заработная плата- вознаграждение работнику за его труд.

2. Политические институты связанны с установлением определённой власти и управлением обществом. Политические институты – это государство, суд, армия, политические партии.

3. Духовныеинституты – связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.

4. Институтсемьи – это первичное и ключевое звено всей социальной системы. Семья задаёт повседневный тон всей общественной жизни.

Все институты общества тесно взаимосвязаны. К примеру, государство действует не только в «своей» политической области, но и во всех остальных сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.

Складываясь веками, социальные институты не остаются неизменными. Они развиваются и совершенствуются вместе с движением общества вперед.

Важную роль в науке играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи(например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида.

 

3. Наибольший интерес ученых вызывает различение обществ по социально – экономическим признакам. Популярны два подхода: марксистская (формационный подход) и теория трех стадий (цивилизационный подход)

Формация – стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой. Признаки – формы собственности на средства производства и классовая структура общества. Выделяют пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационная теория выдвинута на рубеже 50-60 годов 20века западными социологами – Даниел Белл, Уолт Ростоу.

Цивилизация – ступень общественного развития, уровень развития материальной и духовной культуры общества.

Три типа общества:

1. Доиндустриальное (аграрное, традиционное)

2. Индустриальное (промышленное)

3. Постиндустриальное (интеллектуальное, информационное).

 

4. Прогресс – это движение общества вперед, развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется в новых достижениях науки и культуры, в росте производительности, улучшении условий жизни людей.

Регресс – обратное движение, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он проявляется в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе пьянства, наркомании, увеличении смертности, падении уровня нравственности людей.

 

Власть и властные отношения в обществе

Власть как социальное явление. Сущность власти

Власть -- одно из основных понятий политической науки и практики. Политика и власть неразрывны: власть -- организационное и контрольно-регулятивное начало политики. Борьба за власть и осуществление власти -- один из основных аспектов политической жизни общества. Власть как центральная категория политологии обусловливает характер политических процессов, отношений, систем, институтов.

Власть, следовательно, является необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы и одним из условий самой этой жизнедеятельности. Всякое общество предполагает властное руководство им. Оно нуждается во власти как необходимом условии функционирования социальной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в сфере общих интересов.

Власть в качестве «сущности» означает, во-первых, предположение, что существует некая абстрактная природа власти, а во-вторых, власть может быть представлена как некая вещь или некая сила, владельцем которой является индивид или группа лиц. В такой трактовке власть может обозначать некую энергию, исходящую от личности или заложенную в принципах, принятых обществом.

Феномен власти -- важнейшая и наиболее древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Тем не менее разнообразные подходы к проблеме власти обнаруживают общие признаки и связи. В итоге складывается относительно целостное учение о власти, ее важнейших аспектах и проявлениях.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. В повседневной жизни мы говорим, например, о власти денег, власти мафии, власти моды, власти обстоятельств, власти родителей, власти традиций, власти церкви и т.д. и т.п. Различные науки по-разному трактуют понятие власти. Естествоиспытатели, например, говорят о власти над природой, философы -- о власти объективных законов общества, социологи -- о власти общественной и др.

С учетом многоаспектности власти можно дать лишь самое общее ее определение. Власть в общем смысле есть способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств -- права, авторитета, принуждения, воли, убеждения. В словаре В. И. Даля власть определяется как «право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление... Властвовать -- управлять властью, господствовать, повелевать, распоряжаться...».

Власть -- это право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле.

Таким образом, власть как общественное явление предполагает наличие следующих элементов:

  • а) власть -- это отношение не менее двух партнеров, причем ими могут быть как отдельные лица, так и группы лиц;
  • б) необходим приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной таким образом воле;
  • в) власть проявляется тогда, когда тот, над кем осуществляется власть, подчиняется тому, кто ее осуществляет, т.е. имеет место подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть;
  • г) власть предполагает общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.

Таким образом, власть представляет собой систему отношений господства и подчинения, главная цель которого состоит в обеспечении выполнения директивы, приказа, воли и т.д. с помощью влияния, авторитета, разного рода санкций и прямого насилия.

Исторически понятие "власть" ("cratos" по-древнегречески) связано с административным управлением древнегреческих городов государств-полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами - "политами", регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием "политика". Исторически и логически между понятиями "власть" и "политика" возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле "политическая власть".

Различают политическую и неполитическую власть. Политическая власть -- это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые присущи власти как общественному явлению.

Политическая власть -- это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Государственная и политическая власть имеют разное поле для реализации своих полномочий. Во-первых, полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления реализации политической власти, полем действия власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Во-вторых, различие между этими видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти. В-третьих, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер.

Государственная власть доминирует в обществе, это власть верховная, распространяющаяся на все формы общественной власти, на все общество. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти.

Неполитическая власть -- это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих непосредственного отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Особенно активно она проявляется на местном уровне и в мелких социальных системах (семья, религиозная община, жилой комплекс). Важное место она занимает и в процессе производства, в торговых, хозяйственных и иных отношениях, связанных с экономикой.

Нетрудно видеть, что политическая власть как созидатель социального порядка не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но лишь одну из ее форм.

Политическая власть наделена свойством полиресурсности. Это означает, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам (экономическим, военным, культурным, информационным и т. д.), имеющимся в распоряжении общества.

Отличительная особенность политической власти определяется амбициозными устремлениями элиты общества, которая наделяет власть некой социальной энергетикой. История полна примеров того, как честолюбивые и даже эгоистические устремления лидеров становились причинами крупных политических событий, оказавших влияние на историю целых государств и народов.

Политическая власть неразрывно связана и характеризуется той или иной, но вполне определенной идеологией. С ее помощью власть и проводимая ей политика получают идейно концептуальный характер. Идеология обосновывает цели и характер принуждения людей во имя достижения этих целей. Это с одной стороны. А с другой -- идеология может рассматриваться и как средство расширения властных прерогатив правящей группы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: