Проект
«Музыка красок и радуга звуков!»
Подготовила муз. руководитель:
Полежаева М.В.
Устинкино 2020
Характеристика проекта:
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
По длительности: краткосрочный с 12.10.2020г. по 16.10.2020г. Участники проекта: воспитатели и дети разновозрастной группы с 5 до 7 лет.
Актуальность:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
• адекватно воспринимать визуальный мир информации;
• ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
• осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе;
• общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный проект.
|
Цель проекта: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить слушать и понимать музыку;
- учить определять характер музыки, ее настроение;
- учить воплощать музыку в рисовании;
- учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму;
- знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д.Кабалевский, Ф. Шуберта).
Развивающие:
- развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения;
- развивать мышление и воображение, познавательную активность;
- развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
Воспитывающие:
|
- воспитывать культуру поведения средствами музыкально-эстетической деятельности;
- приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор;
- поощрять инициативу, самостоятельность.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
3. Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
4. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
5. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Формы реализации проекта:
1. Музыкальная гостиная.
2. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки».
3. Творческая мастерская.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Беседа с родителями, выставка работ детей.
Предварительная работа:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
5. Составить план мероприятий.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах. | Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) |
Подготовительный | ||
Подбор материала для комплексных нод: составление плана мероприятий, изготовление карточек и наглядных пособий, поиск фонограмм и песен, составление беседы с детьми. | ||
Основной, деятельный | ||
Музыкальная гостинная «Музыка красок»: В ходе мероприятия, вся прозвучавшая музыка, в зависимости от характера отправлялась в домики разных цветов – красный, темно синий и белый. 1.Слушание фрагментов: «Снежинки» А.Стоянова, Д.Кабалевский «Клоуны», П.И.Чайковский «Болезнь куклы». 2. Творческая мастерская «Радуга звуков». В ходе мероприятия, дети, прослушали сказку про холодные и теплые цвета. Далее детям были предложены для прослушивания два произведения – «Вальс цветов» и «Гроза» П.И.Чайковского. В ходе слушания дети определили, какому произведению подходят холодные цвета, какому теплые. Рисуя, соответствующими цветами на листе придуманный рисунок, дети определяли к какому музыкальному произведению соответствует тот или иной цвет, настроение. | релаксация: «Вальс си минор» Ф.Шуберт | Задание, нарисовать картину, по прослушанным пьесам «Клоуны» Д. Кабалевский, «Снежинки» А.Стоянова, П.И.Чайковский «Болезнь куклы». |
Заключительный | ||
Организация выставки художественных работ, заключительная беседа «Музыка красок и радуга звуков». |
|
Заключительный
Задание на дом: Нарисовать рисунки к прослушанной на занятии музыке.
Музыкальная гостиная «Музыка красок»
Вся музыка живет в трех домиках! В синем, красном и белом. В красном домике звучит веселая, задорная, быстрая музыка. В синем домике – грустная, печальная, медленная музыка. В белом домике живет нежная, легкая, светлая музыка. А в каком домике живут песни и танцы?
Слушание:
Д.Кабалевский «Клоуны» - в красном домике.
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» - в синем домике.
А.Стоянова «Снежинки» – в белом домике.
Пение песен:
«Снежная песенка» Д. Львова – Компанейца - в белом домике, «Пестрый колпачок» Г. Струве – в красном домике.