2008 оценка | 2009 прогноз | |||
1а | 1 b | |||
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. | 94,6 | |||
Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м | 409,7 | 283,5 | 283,5 | 302,3 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 24,9 | 31-32 | 30,8-31,8 | 29-30 |
Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен, % | 13,4 | 10-12 | ||
Экспорт нефти, млн. тонн | 244,4 | 235,0 | 235,0 | 245,0 |
Экспорт природного газа, млрд. куб. м | 203,0 | |||
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей | ||||
темп роста | 106,0 | 99,5 | 102,4 | 100,8 |
Промышленность, % | 102,0 | 95,3 | 96,8 | 97,5 |
Инвестиции в основной капитал, % | 109,2 | 90,5 | 101,4 | 96,8 |
Реальные располагаемые доходы населения, % | 104,0 | 100,2 | 102,5 | 101,7 |
Оборот розничной торговли, % | 113,6 | 102,9 | 103,4 | 103,4 |
Торговое сальдо,млрд. долл. США | ||||
Экспорт товаров, млрд. долл. США | ||||
Импорт товаров, млрд. долл. США | 292,5 |
Основные меры по защите от кризиса и поддержке финансового и реального секторов экономики.
Общие меры для всех вариантов
1. Тарифные решения – снижение темпов роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов, что ограничит рост цен на коммунальные услуги для населения и повышение издержек энергоемких (газоемких) производств.
Предусматривается более плавное, чем планировалось ранее, повышение тарифов на газ в 2009 г.: 5% с 1 января, 7% с 1 апреля, 7% с 1 июля, 6,2% с 1 октября.
Снижение уровня среднегодового роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки в 2009 году до 12,4% (против ранее предполагаемых 18,7%). Проведение индексации тарифов в 2009 году в два этапа: с 1 января и с 1 июля.
Индексация тарифов на тепловую энергию на 18% (вместо ранее планируемых 22 процентов).
|
2. Налоговые стимулы (снижение налогообложения прибыли, введение повышенной амортизационной премии, совершенствование налогообложения добычи природных ресурсов и другие).
3. Поддержание ликвидности банковского сектора и его капитализации.
Объем ресурсов, направляемых на поддержание ликвидности банковского сектора (субординированные кредиты, беззалоговые аукционы, санация банков), к концу 2009 года составит до 4,7 трлн. рублей, или 11,2-11,5% ВВП.
4. Поддержка жилищного сектора (выкуп жилья эконом-класса для реализации социальных программ, поддержка строительных компаний, капитализация АИЖК, помощь заемщикам, потерявшим работу, поддержка спроса за счет увеличения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, создание возможности для использования материнского капитала на цели улучшения жилищных условий).
5. Социальная защита населения – повышение пособий безработным и активные программы поддержки занятости.
6. Предоставление государственных гарантий (до 300 млрд. рублей).
7. Увеличение субсидий на экспорт промышленной продукции, кредитов предприятиям АПК, субсидий оборонным предприятиям.
8. Дополнительная поддержка малого бизнеса (государственный бюджет – 10,5 млрд. рублей и ВЭБ – 30 млрд. рублей).
9. Повышение таможенных тарифов в целях защиты внутреннего рынка и изменение квот на импорт мяса.
Дополнительные меры в базовом варианте прогноза
10. Системообразующие предприятия – наряду с предоставлением государственных гарантий по кредитам этим предприятиям, поддержка через дополнительную капитализацию, кредитование на пополнение оборотных средств и финансирование инвестиционных проектов.
|
11. Неснижение общего объема расходов, поддержка государственных инвестиций на федеральном уровне при повышении их эффективности, поддержка инвестиций регионов за счет предоставления дополнительных трансфертов регионам.
12. Поддержка агропромышленного комплекса. Дополнительное фондирование банков, кредитующих сельское хозяйство (включая поддержку посевной и финансирование завершения инвестиционных проектов), субсидирование процентной ставки по отдельным видам кредитов до 80%. Дополнительная капитализация Росагролизинга (25 млрд. руб.) и Россельхозбанка (45 млрд. рублей).
13. Увеличение поддержки программ кредитования и инвестирования малого, а также инновационного бизнеса.
14. Дополнительное фондирование или капитализация ВЭБа и других системообразующих банков.
15. Поддержка выкупа «плохих» долгов или стрессовых активов.
16. Дополнительная поддержка жилищного строительства (АИЖК и Фонд реформирования ЖКХ).
Инерционный вариант (1а,1 b) предполагает снижение государственных инвестиций в 2009 году в номинальном выражении в результате сокращения ресурсов федерального и региональных бюджетов (относительно ВВП государственные капиталовложения снижаются с 4,3% в 2008 году до 3,6-3,7% в 2009 году). Базовый вариант (вариант 2) предполагает более активную инвестиционную политику государства и стабилизацию величины государственных инвестиций в 2009 году на уровне около 4% ВВП.
Прирост кредитования нефинансовых организаций и населения в 2009 году по инерционному варианту оценивается в 12% (т.е. стагнация в реальном выражении) и в базовом варианте – 18%. Отток капитала по обоим вариантам оценивается в 90 млрд. долларов США, а международные резервы могут снизиться на 110-140 млрд. долларов. В этих условиях резко возрастает потребность в рефинансировании со стороны Банка России, а бюджетная система характеризуется образованием дефицита.
|
Основные макроэкономические параметры инерционного варианта (вариант1а)
1. Динамика производства и спроса.
Из-за снижения мировых цен и физических объемов экспорта экспортные доходы понизятся в 2009 году на 35%. Это приведет к резкому сжатию инвестиционной активности при слабом росте торговли и стагнации реальных доходов населения. В результате ВВП сократится на 0,5%, при снижении инвестиций на 9,5% и росте торговли на 2,9%. Сокращение спроса и снижение курса рубля приведут к снижению импорта на 11% (5,6% в реальном выражении), особенно за счет инвестиционных товаров. Рост торговли будет поддерживаться снижением нормы сбережений населения при умеренном увеличении потребительского кредитования.
Падение промышленного производства охватит 1-3 кварталы, в 4-м квартале ожидается рост на 5,5 процента.
Динамика компонент ВВП в 2008-2009 гг. (вариант 1а)
1 кв | 2 кв | 3 кв | 4 кв | год | 1 кв | 2 кв | 3 кв | 4 кв | год | |
ВВП используемый | 108,4 | 107,3 | 106,2 | 102,3 | 106,0 | 96,5 | 99,2 | 98,2 | 103,7 | 99,5 |
Общее конечное потребление | 110,6 | 109,4 | 109,8 | 108,7 | 109,6 | 103,2 | 102,1 | 102,3 | 102,3 | 102,4 |
Домашних хозяйств | 114,1 | 112,2 | 112,4 | 110,4 | 112,1 | 103,8 | 102,2 | 102,4 | 102,4 | 102,7 |
Государственных учреждений и некоммерческих организаций | 102,2 | 102,2 | 102,9 | 103,9 | 102,8 | 101,9 | 101,9 | 101,9 | 101,9 | 101,9 |
Валовое накопление | 110,4 | 117,8 | 114,0 | 110,8 | 113,4 | 77,5 | 82,2 | 81,2 | 103,8 | 87,3 |
основного капитала | 119,4 | 112,9 | 109,8 | 103,2 | 109,4 | 83,5 | 86,0 | 89,0 | 98,0 | 90,6 |
изменение запасов | 81,2 | 149,9 | 126,0 | -230,0 | 137,9 | 50,0 | 65,0 | 82,5 | 51,0 | 70,1 |
Чистый экспорт товаров и услуг | 92,7 | 67,4 | 48,8 | 31,1 | 57,4 | 88,1 | 120,9 | 124,6 | 154,7 | 113,7 |
экспорт | 114,4 | 105,4 | 105,9 | 94,0 | 104,0 | 90,7 | 98,6 | 104,5 | 97,5 | |
импорт | 127,3 | 122,6 | 122,9 | 119,3 | 122,6 | 92,3 | 84,0 | 87,4 | 100,7 | 91,4 |
Снижение объемов инвестиций в основной капитал на 9,5% в реальном выражении в 2009 году вызвано сокращением кредитных источников (почти на половину), государственных инвестиций (на 15%) и снижением прибыли (на 12 процентов).
Инвестиционный спад охватит как отрасли, ориентированные на конечный спрос и производств сырья, так и сектор инфраструктуры и услуг. Рост сохранится только в транспорте. В электроэнергетике предполагаются инвестиции, обеспечивающие вводы генерирующих мощностей в размере 1,7 ГВт (в том числе 1 ГВт – Ростовская АЭС, 2 блок), против 1,9 ГВт в 2008 году. В целом инвестиции в электроэнергетике в условиях недостатка финансовых средств могут сократиться на 12 процентов.
Разнонаправленные тенденции прогнозируются для инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов. Объемы инвестиций в добычу нефти в 2009 году сократятся более чем на 20% в номинальном выражении при сокращении объемов добычи примерно на 2 процента. Прирост инвестиций в добычу газа оценивается на уровне более 50% (с учетом намечаемой реализации в инвестиционной программе ОАО «Газпром» проекта освоения Бованенковского месторождения) при увеличении объемов добычи в 2009 году – менее 1 процента. Прогнозируемые тенденции в инвестировании отразятся на объемах добычи полезных ископаемых в полном объеме через несколько лет.
2. ТЭК и экспорт.
Из-за падения рентабельности экспорта объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшается на 8 млн. тонн (до 480 млн. тонн), поставки нефти на экспорт сокращаются в 2009 году более чем на 8 млн. тонн.
Увеличение в 2009 году объема добычи газа на 5 млн. тонн связано с соответствующим увеличением экспорта (выполнение обязательств по долгосрочным контрактам) и обеспечением внутреннего потребления на уровне не ниже 2008 года.
3. Показатели инфляции в 2009 году снижаются до 10-12 процентов, однако это выше, чем предусматривалось ранее. Прежде всего рост цен будет связан с ослаблением курса рубля, сокращением импорта, а также с инфляционной инерцией и ростом процентных платежей компаний.
Сдерживающее воздействие на инфляцию будет оказывать снижение мировых цен на сырье (продовольствие, нефтепродукты, металлы и др.), снижение внутреннего спроса и монетарной инфляции, а также ужесточение тарифной политики в сфере естественных монополий.
Повышение цен на газ в среднем за год составит 16,3% против запланированных ранее 19,8% (в том числе населению – 25%). На тепловую энергию повышение тарифов с 1 января 2009 года уменьшается до 18% вместо 22%. Повышение тарифов на железнодорожные перевозки в среднем за год составит 8% вместо ранее запланированного 14%. Рост тарифов на услуги ЖКХ не превысит 17% за годовой период против 21-22%, прогнозируемых ранее.
Таким образом, за счет более сдержанной тарифной политики уровень потребительской инфляции будет снижен на 0,5-0,6 п. пунктов.
Прирост денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) прогнозируется в 2009 году на уровне 12-15%. Замедление динамики денежных агрегатов в 2008-2009 годах обусловит снижение монетарного давления на динамику потребительских цен в среднесрочной перспективе.
4. В 2009 году по варианту 1а прогнозируется спад промышленного производства на 4,7%, в том числе в обрабатывающих производствах – на 6 процентов.
Наиболее сильное снижение роста в 2009 году ожидается в металлургическом производстве, производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, обработке древесины и производстве изделий из дерева, и в меньшей степени в производстве электронного и оптического оборудования, текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, целлюлозно-бумажном производстве.
5. Социальная сфера. Занятость и безработица.
В результате сокращения занятых в экономике общая безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличится с 4,6 млн. человек до 5,6 млн. человек.
В 2009 году рост реальных доходов населения составит 100,2%. Это связано, прежде всего, со снижением доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательную активность населения.
Ожидается снижение реальной заработной платы до 99,8% по отношению к 2008 году. Большая часть доходов и возрастающая доля сбережений населения будет расходоваться на потребление. В результате темп роста розничной торговли в 2009 году составят 102,9 процента.
В 2009 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 670 рублей и, по прогнозу Минэкономразвития России, составит 5261 рубль.
Увеличение величины прожиточного минимума и низкие темпы роста доходов населения окажут сдерживающее влияние на темпы сокращения уровня бедности. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году сохранится примерно на уровне 2008 года (12,9 процента).
6. В инерционном варианте 1б благодаря меньшему снижению экспортных доходов (на 27%) ВВП может вырасти на 0,8%, при ограничении спада инвестиций до 3,2% и повышении темпов роста торговли до 3,4 процента.
Основные макроэкономические параметры базового варианта (вариант 2)
Базовый вариант прогноза предполагает, что уже принятые и планируемые дополнительные меры поддержки финансового и реального секторов экономики позволят переломить инерцию снижения производства и обеспечат к середине года рост экономики.
1. Динамика спроса и предложения
В 2009 году в базовом варианте прогнозируется рост ВВП на 2,4% при увеличении розничной торговли на 3,4% и инвестиций в основной капитал на 1,4 процента к уровню 2008 года. Преодолевается стагнация реальных доходов населения, они повышаются на 2,5%. Практически останавливается падение импорта.
Рост инвестиций в первую очередь связан с резким увеличением инвестиций в электроэнергетику (более чем на 35 процентов), преодолевается спад инвестиций в нефтедобычу. Вводы жилья оцениваются на уровне 52 млн. кв. м против 44 млн. кв. м в инерционном варианте.
Динамика компонент ВВП в 2008-2009 гг. (вариант 2)
ВВП используемый | 106,0 | 102,4 |
Общее конечное потребление | 109,6 | 103,1 |
Домашних хозяйств | 112,1 | 103,3 |
Государственных учреждений и некоммерческих организаций | 102,8 | 102,6 |
Валовое накопление | 113,4 | 99,1 |
основного капитала | 109,4 | 101,5 |
изменение запасов | 137,9 | 87,1 |
2. В 2009 году сохранится, но в существенно меньших масштабах, спад промышленного производства (на 3,2%), в том числе в обрабатывающих производствах – на 3,9 процента.
Предполагаемые стимулирующие меры в 2009 году позволят замедлить сокращение промышленного производства в металлургическом производстве до 3,1 п.п., производстве строительных материалов – 3,7 п.п., машиностроении – 4,3 п.п. (прежде всего за счет поддержки автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, оборонного комплекса). Более высокий уровень спроса населения в варианте 2 позволит увеличить рост производства пищевой промышленности на 0,5 п. пункта.
Дополнительный прирост сельского хозяйствав результате принимаемых мер в 2009 году оценивается в 2,5 процента.
3.Социальная сфера. Занятость и безработица.
Ограничение притока гастарбайтеров в Россию — стимул ускорения интеграции экономик стран СНГ с российской экономикой (В.Самарин).
На фоне множества новостей, привлекающих в эти дни к себе всеобщее внимание, почти незаметно прошло сообщение о том, что в России предпринимаются меры по ограничению притока так называемых гастарбайтеров, тех, кто приезжает в нашу страну в поисках работы и заработка…
Глава российского правительства Владимир Путин подписал постановление, разрешающее в 2009-ом году скорректировать квоты привлечения в Россию трудовых мигрантов в сторону уменьшения. Как известно, еще в начале декабря минувшего года Владимир Путин (во время прямого телевизионного общения с населением страны) говорил о целесообразности двойного сокращения квот для трудовых мигрантов в Россию…
Тема, согласитесь, чрезвычайно важная в контексте антикризисных мер, предпринимаемых российским правительством. И, можно сказать – жизненно важная для сотен тысяч граждан других стран СНГ, которые временно продолжают сейчас трудиться в России или собираются приехать в нашу страну на заработки. Конечно же, этих людей нельзя не понять. Нынешний глобальный кризис, вызывая сокращение производства и строительства в их странах, еще более увеличил там и без того немалую безработицу. Но нельзя не понять и Россию, которая озабочена тем, чтобы в условиях кризиса, прежде всего, сохранить рабочие места для своих собственных граждан. В 2008-ом году, напомню, квота для трудовых мигрантов в Россию изначально составляла около двух миллионов человек, но ближе к осени минувшего года она была увеличена почти до трех с половиной миллионов. Сейчас ситуация, как известно, существенно изменилась: в ряде отраслей российской экономики наблюдается процесс снижения темпов развития, работы или полной занятости лишаются многие россияне. Отсюда и вынужденное снижение востребованности в зарубежных трудовых ресурсах на российских предприятиях и фирмах…
Изменилась и сама система квотирования привлечения иностранной рабочей силы в Россию. Ранее сами наши хозяйствующие субъекты определяли такие квоты и затем утверждали их в правительстве. Теперь же само правительство и его соответствующие министерства и ведомства определяют необходимую численность приглашаемых в Россию рабочих и специалистов.
Еще я хотела бы в этой связи обратить ваше внимание на решение российского правительства обнулить квоту на иностранных работников для хозяйствующих субъектов в сфере торговли. Так что тем, кто рассчитывали приехать в Россию, чтобы обустроиться именно в этой нише – придется пересмотреть свои планы…
Но, по-моему, главное, о чем следует сейчас позаботиться властям в тех странах, откуда идут основные потоки трудовой миграции в Россию – то это о том, чтобы сообща с Россией искать оптимальные пути минимизации безработицы и подъема своих экономик. Один из этих путей, как считают многие экономисты, давно очевиден. Это привлечение российских инвестиций в развитие национальной промышленности, строительства, коммуникационной инфраструктуры…
Рост производства несколько увеличит спрос на труд. В результате общая безработица возрастет в меньшей степени и составит 5,4 млн. человек.
В связи с реализацией мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, в 2009 году рост реальных доходов населения составит 102,5%, а реальная заработная плата – 100,8 процента.
Следствием роста доходов населения станет ускорение темпов роста розничной торговли, которые в 2009 году составят 103,4 процента.
В результате роста доходов населения доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2009 году снизится до 12,8 процентов.
4. Базовый вариант прогноза предполагает устойчивый рост банковского сектора и банковского кредитования экономики (предполагается рост кредитов населению на 15-16%, предприятиям – на 18-19 процентов).
В целом базовый вариант прогноза предполагает, что российская экономика достаточно успешно адаптируется к мировому кризису, сохранит потенциал роста и к 2010 году подходит с более высокими параметрами конкурентоспособности. Это создает условия для возврата на траекторию динамичного инновационно-ориентированного развития.
Вывод
В данной работе рассмотрено понятие мировой экономики, исследованы международные экономические отношения на современном этапе, региональные процессы интеграции мировой экономики и деятельность основных субъектов интеграционных процессов.
В ходе выполнения работы автором использованы фактические и статистические данные и материалы, опубликованные Центробанком и Государственным таможенным комитетом.
При подготовке данной работы использованы также статьи ведущих экономистов, оценки, прогнозы и аналитические материалы исследователей из Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института экономики переходного периода, информационных агентств, аналитиков ряда, инвестиционных компаний и экономических журналов.
1.