Методы нравственного воспитания




 

Общие представления о методах, приемах и средствах воспитания. Методы – это способы, с помощью которых реализуются как общие цели воспитания, так и частные задачи, решаемые в процессе воспитания; с помощью методов совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение и чувства воспитанников. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение задач воспитания личности.

Методы имеют ярко выраженную внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона заключается в последовательности действий воспитателя и адекватных действий воспитанников. Внутренняя сторона определяет состояние воспитанника и мотивацию его поведения.

Кроме метода в педагогике различают еще два понятия: прием и средство воспитания. Прием воспитания понимается как частное выражение метода, например, беседа – метод воспитания, но он включает ряд приемов: составление плана беседы, определение вопросов, использование примеров и др. Все они в беседе выступают как частные приемы данного метода.

Средство же воспитания по сравнению с методом является более широким понятием. Средства воспитания – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и иных условий, с помощью которых происходит процесс воспитания. В качестве средств воспитания могут выступать книги, картины, Интернет-средства и другие. Средства воспитания подчас не зависят от воспитателя, что же касается методов воспитания – они полностью зависят от профессионализма воспитателя. Различая эти понятия, однако, следует помнить, что в реальном воспитательном процессе между ними нет четкой границы, так как методам свойственна подвижность и изменчивость. Методы воспитания имеют многоаспектную характеристику, что позволяет их классифицировать по разным основаниям. Классическим является деление методов на: формирования нравственного сознания, нравственного поведения и методы коррекции (рис. 1).

Рис. 1. Система методов воспитания

Методы формирования нравственного сознания. Эту группу методов называют еще методами убеждени я. Они связаны с нравственным просвещением воспитанников. Используя эти методы, воспитатель добивается усвоения воспитанниками, как мы отмечали ранее, знаний о морали и ее нормах, формирования нравственных понятий и их оценки.

Нравственные знания – это отражение воспитанником требований общества к личности. Нравственные убеждения – это психологическое качество личности, выражающееся в сознательности взглядов, мыслей, позволяющее воспитаннику занять твердую позицию и отстаивать ее.

Убеждение как метод воспитания – это воздействие воспитателя на сознание, на чувства и волю воспитываемых с целью формирования и закрепления у них положительных нравственных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении.

К методам этой группы относятся: беседа, рассказ, диспут, лекция, положительный пример.

Путем рассказа (в дошкольном образовании, начальных классах), лекции (в средних и старших классах) педагог формирует у воспитанников нравственные понятия. Рассказ непродолжителен по времени (10-15 минут), основан на ярких красочных примерах, фактах. Лекция ставит своей целью раскрытие теоретических знаний. В лекции рассказ может выступать как прием.

Беседа – вопросно-ответный метод, используемый постоянно в детском саду, школе и даже системе профессионального образования. Беседа занимает определенное место в общей системе воспитательной работы. Функция бесед ограничена, нельзя ждать от проведенной беседы обязательного переноса ее в практику поведения. Требования, предъявляемые к беседе:

актуальность выбранной темы для воспитанников;

опора на имеющийся опыт учащихся;

тщательный отбор содержания беседы;

интересная постановка вопросов;

положительный эмоциональный фон беседы;

оснащение бесед различными видами наглядности.

Распространенным методом формирования нравственных суждений является дискуссия. В дискуссияхколлективно обсуждаются нравственные, политические, научные, профессиональные и другие проблемы, которые не имеют общепринятого однозначного решения. Этот метод импонирует старшим подросткам и молодежи, которые с одной стороны испытывают интерес к проблемам мировоззрения, с другой – склонны к спорам. Дискуссия выявляет противоречивость подходов к решению наиболее актуальных проблем современности, оценок значимых событий и явлений; она помогает участникам разобраться в них, подвести к определенным выводам. В дискуссиях воспитывается не только умение аргументировать свои взгляды, но и умение выслушивать собеседника.

Дискуссия требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и воспитанников. Важно ознакомить их с характером вопросов. Сложная роль руководителя дискуссии требует от воспитателя доказательных ответов на поставленные вопросы, оперативного направления хода дискуссии, обобщения и анализа ответов участников.

Одной из разновидностей дискуссии является диспут. Его особенность заключается в том, что обсуждаемая проблема не предполагает однозначного решения. В процессе спора, высказывая и аргументируя собственные мнения, участники находят ее решение. Диспут может проходить весьма эмоционально. Поэтому при его проведении педагогу вместе с учащимися необходимо выработать определенные правила и следить, чтоб они неукоснительно соблюдались. Например, «укладываться в определенное для выступления время», «внимательно слушать выступление каждого участника, не перебивая его», «быть вежливым», «обсуждать только выдвинутую проблему» и т. п.

На первый взгляд, стратегия и тактика дебатов, кажется простой. Однако для аргументации ответов, необходимы специальные знания и умения, которыми должны обладать участники. Поэтому данный метод ориентирован на определенную возрастную аудиторию – старших подростков и молодежь. Успех дебатов во многом определяется выбором темы, которая предполагает две разноречивые позиции. Она должна быть актуальна и интересна для участников, затрагивать вопросы, на которые у них нет однозначных ответов. В процессе проведения дебатов необходимо создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе.

В настоящее время публичные дебаты широко применяются в СМИ. Однако проводятся они обычно с нарушением правил, главное из которых – готовность каждого участника не успеть, во что бы то ни стало, высказать свое мнение, а услышать оппонента, понять его точку зрения и, либо поддержать ее, либо опровергнуть, основываясь на объективных аргументах.

Этот метод пока не очень часто используется в воспитательной работе в школах, объясняется это сложностью проведения и необходимостью высокого уровня подготовленности участников. Но при этом дебаты постепенно приобретают популярность в системе высшего образования, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Создаются клубы дебатов, устраиваются соревнования, в том числе международные, в которых принимают участие разновозрастные команды.

Метод положительного примера. Процесс нравственного воспитания личности происходит не только в результате воздействия на нее слова и мысли. Чем ярче, нагляднее, ощутимее нравственный идеал, тем сильнее его воздействие на воспитанника. Воспитательная сила примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые, с их точки зрения кажутся значительными и укрепляют их достоинство.

Хотя пример как метод нравственного воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое воздействие не сводится к стимулированию их приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и нравственных чувств учащихся.

Методы формирования нравственного поведения. Наиболее распространенными являются: приучение и упражнение, игры, воспитывающие ситуации и т. п. Характерная черта всех этих методов заключается в том, что они находят свое конкретное воплощение в деятельности воспитанника – общественной, игровой, трудовой и других видах деятельности. Человек совершает нравственный или безнравственный поступок, выполняя какую-либо конкретную деятельность, в конкретном акте поведения. Для успешного применения этих методов необходимо:

выдвинуть конкретную задачу, которая может быть решена воспитанниками в ходе определенной деятельности;

смысл деятельности и ситуация ее достижения должны увлекать воспитанника или вызывать положительное отношение;

организовать деятельность на основе нравственного образца, которому они естественно и добровольно следуют;

вызвать активную самостоятельную позицию каждого воспитанника, предупреждать пассивность, безучастность исполнения чужих поручений. Рассмотрим подробнее методы этой группы.

Приучение. Ребенка не столько нужно поучать необходимости разумно и правильно поступать, сколько приучать к разумному поведению. В этом смысле необходима организация жизни детей, приучающая их к общепринятому порядку, к последовательному и четкому алгоритму действий в определенной ситуации. Всякое неорганизованное хаотическое действие, бесцельное времяпровождение разрушает здание воспитания. В основе приучения лежит выполнение ребенком практического действия – упражнения.

Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков воспитанниками в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Упражнения применяются для решения самых разных педагогических задач, начиная от воспитания у детей привычки правильно сидеть, стоять, обращаться к сверстникам, педагогам, взрослым и кончая выработкой таких нравственных качеств как принципиальность, честность, сознательность и другие.

Эффективность применения метода упражнения зависит от выполнения следующих требований:

постановка воспитательной задачи;

разъяснение правил и возбуждение потребности и стремления их выполнить;

практический показ;

организация практической тренировки;

контроль за выполнением упражнений школьниками.

В особенности метод упражнения эффективен в воспитании у детей аккуратности, дисциплинированности, пунктуальности и т. п. Поэтому обычно педагоги используют его в дошкольном образовании и в начальной школе.

Одним из чрезвычайно значимых методов воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. Игра как метод воспитания находит широкое применение практически для всех возрастных групп учащихся. При этом если в дошкольном и младшем школьном возрасте она является одним из основных методов воспитания, то в средних и старших классах она используется значительно реже. Различные аспекты игры как метода воспитания рассматривались в многочисленных педагогических сочинениях классиков педагогики и современных педагогов.

В процессе игры решаются следующие воспитательные задачи:

развитие познавательной деятельности воспитанника;

развитие эмоционально-волевой сферы;

обогащение представлений об окружающем мире;

формирование коммуникативных навыков;

формирование культуры поведения.

Игра как метод воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом. Ценность этого метода заключается в том, что в игре собственными потребностями ребенка становятся те нормы, к следованию которым мы хотим его приучить.

Создание воспитывающих ситуаций – метод по своему существу является эффективным средством нравственного воспитания, который силой сложившихся обстоятельств незаметно входит в жизнь воспитанника и оказывает существенное влияние на формирование его положительных действий, поступков, отношений с людьми. В силу своей специфики данный метод может использоваться, начиная со старшего дошкольного возраста, но наиболее эффективен он в нравственном воспитании школьников.

Воспитывающая ситуация содержит основные компоненты воспитательного процесса: наличие содержательной деятельности, обусловленной главной и конкретной ее задачей и участие в ситуации группы воспитанников. Главный же смысл создаваемой ситуации состоит необходимости разрешения учащимися значимой воспитательной проблемы.

Методы коррекции в воспитании являются необходимым элементом профессиональной деятельности педагога. К ним относятся поощрение и наказание, хорошо знакомые каждому, простые и понятные на первый взгляд, но при этом являющиеся весьма тонким инструментом прикосновения к личности.

Поощрения направлены на эмоциональное подкрепление положительных действий и поступков школьников. Успехи, замеченные и поощряемые другими, всегда сопряжены с чувством удовлетворения личности собственной деятельностью. Это закрепляет положительные поступки, стимулирует его к новым. В основе поощрения лежит ситуация успеха. Однако при неверном использовании поощрения могут привести к противоположному эффекту – порождать тщеславие, чувство исключительности, зазнайства и др.

Виды поощрений могут быть разнообразны от устного одобрения, похвалы, до письменных отличий – грамота, благодарность в приказе, благодарность родителям за воспитание детей и т. п.

Наказания оказывают сдерживающее влияние на негативное поведение воспитанников. Наказание всегда сопряжено с отрицательным самочувствием человека, неприятными переживаниями, которые должны оказывать тормозящее влияние на негативное поведение воспитанников. Этот метод должен использоваться не часто, тем более не применяться к одним и тем же ученикам. Иначе он может стать либо нейтральным, не оказывать нужного действия вообще, либо стать причиной возникновения эмоционального барьера между воспитателем и воспитанником, формирования неуверенности воспитанника в своих силах.

В практике воспитания используются самые разные виды наказаний: замечание, выговор, снижение оценки за поведение, вызов родителей и др. Виды поощрений и наказаний невозможно записать в виде какого-то нормативного документа. Эти методы требуют творческого подхода воспитателя, необходимость учитывать возраст детей, их жизненный опыт, обстоятельства, в которых применяются поощрение или наказание.

Эффективность использования поощрения и наказания зависит от ряда условий:

поощрение и наказание больше, чем какой-либо другой метод, имеют непосредственное соприкосновение с личностью, однако воспитатель должен помнить, что поощряется и наказывается не воспитанник, а действие, поступок, проступок, который он совершил;

поощрения и наказания должны быть мобильны и индивидуальны: учитывать обстоятельства совершенного поступка или проступка, его мотивы, возрастные и личностные особенности воспитанников, их нравственный опыт;

сила воспитательного влияния поощрений и наказаний зависит от того, кто оперирует ими: авторитетный или малоавторитетный педагог;

частые поощрения и наказания к одному и тому же лицу ослабляют их влияние на воспитанника и создают дополнительные трудности в воспитании;

поощрения и наказания должны сочетаться с уважением к человеку. Педагогом не могут применяться меры физического или психического насилия по отношению к учащимся, – это запрещено законом «Об образовании в РФ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: