Пункт (Основные проблемы малого предпринимательства в России )




основные проблемы малого предпринимательства в России. Рассмотрены возможные варианты решения проблем. Ключевые слова: малое предпринимательство, проблемы малого предпринимательства, предпринимательство в России. Доля малого и среднего бизнеса в экономике России в 2019 году составит 23 %. Такие цифры озвучил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства 16 января 2019 года [9]. В 2018 году доля малого предпринимательства в ВВП(валовый внутренний продукт) достигала 20 %, а к 2024 году планируется увеличить до 34 %. Предприниматель — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства [8]. Какой бизнес в России относится к малому предпринимательству? Согласно ФЗ (федеральному закону) № 209-ФЗ от 24.07.2007 в микропредприятиях должны работать до 15 человек, в малых — до 100; выручка должна составлять 120 млн и 800 млн соответственно. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот показатель равен 60 %, в США-50 %, в Австрии-44 %, Казахстане и Бразилии-30 %. В 2018 году Счетная палата провела проверку реализации госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Согласно выводам ведомства малый бизнес в РФ развивается медленнее, чем ожидалось, а ключевые показатели программы не достигнуты. На январь 2018 года занятость в малом и среднем бизнесе составила 19,3 млн. человек против заявленных 20 млн. человек [10]. На наш взгляд причинами столь низких показателей могут быть следующие проблемы: Крупные ротвейлеры Ретейлер — это компания, занимающаяся розничной торговлей. Сетевой ритейл — сеть одно форматных (реже разно форматных) магазинов, объединенных одним владельцем, единой системой логистики, закупки, единой товарной политикой [2]. Крупные розничные сети, работающие на территории Российской Федерации, постепенно вытесняют малый бизнес. Сети могут предложить лучшую цену и ассортимент за счет своих объемных заказов и влияние на поставщиков, работу 24 часа в сутки и возможность делать покупки через интернет. 80 % малого бизнеса сосредоточено в розничной торговле, где по итогам 2018 года реальные располагаемые доходы показали отрицательную динамику изменения (-1,4 %), низкие темпы инфляции в пределах 2,5 %, позволили продемонстрировать рост объемов торговли, но всего на 1 % примерно до 28 трлн рублей по данным портала https://expert.ru. Рост объема торговли произошел как раз из-за крупных сетей. Времена рынков и небольших магазинов уходит, малый бизнес не в состоянии конкурировать с крупными игроками, и предпринимателям придется реагировать на эти изменения. Оставшиеся 20 % занимает малый бизнес в части торговли и услуг. По нашему мнению, в ближайшие 2019–2022 годы будет наблюдаться постепенное перераспределение процентного соотношения сфер занятости в малом бизнесе. На первое место вероятней всего выйдет электронная коммерция, т. к. уже сейчас наблюдается устойчивый спрос на такие услуги как: разработка интернет-магазинов, продвижение в Интернете, разработка индивидуальных онлайн сервисов и т. д. На втором месте кейтеринг(отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках [6]), который показал рост в 2017 году на 106,5 % по сравнению с 2016 годом [11]. Далее следует образование и онлайн обучение. Спрос на эти услуги также достаточно высок и продолжает расти. Неустойчивое законодательство и недостаточное информирование об изменениях в нем В России законы разрабатываются, меняются и принимаются в большом количестве и скорости. Только за последние годы были разработаны, изменены или внесены поправки в такие законы как: № 303-ФЗ от 03.08.2018(повышение НДС(налог на добавленную стоимость) до 20 %) [14], ст.44 в федеральном законе 44-ФЗ от 01.10.2018(требование иметь спец счета для участников госзакупок) [12], 54-ФЗ от 22.05.2003(обязательное применение онлайн касс) [13] и т. д. Российским предпринимателям стоит все время быть в курсе происходящих или готовящихся законодательных изменений. Единого электронного ресурса с доступного с информацией о всех изменениях, которое выпускает правительство, сейчас нет. Если информация и появляется, то язык изложения (как он и свойственен законодательным документам) сложен для понимания неспециалистам. Комментарии, если и даются, то могут ввести в заблуждение т. к. написаны все тем же языком. По нашему мнению, если исходить из постулата что законы пишутся для людей, то и язык изложения должен быть соответствующий. Либо комментарии должны быть представлены на общедоступном языке. Также наличие единого информационного бизнес-портала существенно уменьшило бы время реагирования бизнеса на изменения. Существующие электронные порталы, например https://pravo.gov.ru/ (официальный интернет-портал правовой информации), https://regulation.gov.ru/ (Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения), имеющие сложную структуру и поиск информации. Сейчас что бы получить информацию и комментарии, а также опыт реальной работы с учетом какого-либо закона, представители бизнеса обращаются к профильным форумам в Интернете. По нашему мнению, инициатива по созданию единой информационной бизнес-платформы должна исходить от самих представителей бизнеса, т. к. со стороны государства уже существуют электронные порталы и поддержку здесь будет сложно получить. Финансовая поддержка Формально в России существуют различные программы государственной поддержки для начинающих предпринимателей. Но недостаточная информированность со стороны государства о таких программах, критериях участия в них приводят к тому, что предприниматели не обращаются за помощью. Программы поддержки, как и их суммы, разняться от региона к региону. Лидерами по использованию возможностей таких программ являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, республика Татарстан. Приоритетными направлениями, для которых высока вероятность получить господдержку, в 2019 году являются [7]: – производственная сфера, – туризм, – инновации и технологии, – народные промыслы, – социальная предпринимательская деятельность. Особенно остро недостаток информации по программам господдержки стал ощущаться после того, как Россия оказалась под санкциями США и Евросоюза: 40 % представителей малого бизнеса ничего не знают о мерах поддержки, а 48 % считают, что стоимость привлечения внешнего финансирования излишне высокой [4]. В тоже время частные банки не активны в плане выдаче кредитов. По данным РБК в 2017 году было выдано 6,1 трлн руб. кредитов — это на 15 % больше, чем в 2016 году [5]. Такой рост эксперты связывают с тем, что доступ к кредитам с господдержкой получили индивидуальные предприниматели, также для малых предпринимателей, работающих в приоритетных областях, правительство утвердило новую программу субсидирования из федерального бюджета. Главным поставщиком кредитов стал государственный банк Сбербанк. На него пришлось около 60 % выданных кредитов. Однако для большинства малых предпринимателей банковское кредитование до сих пор остается недоступным. Одной из причин является то, что такие предприятия являются самыми неблагонадежными заемщиками. Поэтому представители малого бизнеса продолжают полагаться только на собственные финансовые возможности и прибегают к кредитам в самых редких случаях. Госрегулирование и фискальная нагрузка Регулярные проверки надзорными органами ФНС(Федеральная налоговая служба), ФСС(Фонд социального страхования), ПФР(Пенсионный фонд России) и прочее, большой объем необходимых разрешительных документов, сроки их согласования все это приводит к тому, что предприниматели заняты не развитием бизнеса, а подготовкой необходимой документации. В России существует около 160 различных видов контроля и надзора, а за год выходит несколько новых законодательных актов (возвращаясь к п.2 данной статьи). При этом в некоторых областях продолжают действовать устаревшие нормативные акты. Это приводит к тому, что в итоге действуют 2–3 законодательных акта противоречащих друг другу, что опять же создает для предпринимателей различные проблемы. В соответствии с федеральным законом № 246 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 13.07.2015 в России был введен 3-х летний мораторий на проверки малого бизнеса. Сейчас мораторий планируется продлить до 2022 года. По словам главы ФНС РФ Михаила Мишустина с ведением моратория количество налоговых проверок в 2018 году снизилось до 30 % по сравнению с 2017 годом [15]. Рост НДС с 18 % до 20 %, увеличение страховых взносов с 20 % до 30 % за наемных сотрудников для предприятий с льготным режимом налогообложения, обязательное использования онлайн касс, регулярное обновление программного обеспечения (от 800 руб. до 2000 руб. за единицу техники) и фискального наполнителя для них, специальная оценка условий труда(от 1000 руб.), которая должна быть выполнена специализированной компанией и т. д. — все это итоге, по нашему мнению, может привести к уходу малого бизнеса “в тень”. Последние исследования НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики) показали, что объем “теневой экономики” составляет около 22–23 % и возможен его дальнейший рост. Стоит отметить, что и сами предприниматели не всегда знают свои права при проведении проверок госорганами, не всегда владеют информацией по нормативным актам ввиду их разнообразия и большого количества (возвращаясь к п.2 данной статьи). По нашему мнению, предпринимателям стоит усиливать свою гражданскую позицию в плане защиты своих интересов и прав. Сейчас существует достаточное количество разнообразных бизнес-объединений, где можно получить консультативную помощь по тем или иным бизнес-вопросам. Доступность госзаказов Госзакупки — это закупки товаров, работ и услуг для нужд государства, регионов и муниципалитетов (порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Специфичные заказы от государства вполне могут быть выполнены малыми предприятиями, т. к. для крупных игроков рынка они не представляют интереса. С 1 января 2018 была увеличена доля предприятий малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок до 15 %, но 40 % представителей малого бизнеса не планируют работать с госзаказами. Это связано с непрозрачной процедурой участия в торгах, сложной процедурой заявок, требования иметь спецсчета, постоянно меняющихся законов. Одним из серьезных барьеров является требование иметь представителю малого бизнеса финансовое обеспечение на весь период выполнения контракта [1]. Фонды содействия развития малого бизнеса выдают банковские гарантии. Основной смысл получение такой гарантии- возможность получить банковский кредит. Как было указано в п.3 данной статьи банки даже в таком случае очень осторожно кредитую малый бизнес. Второй барьер — это коррупционная составляющая проводимых конкурсов. В 86,5 млрд. рублей в 2018 году обошлась коррупция в госзакупках России. № 44-ФЗ направлен на то, чтобы это устранить. На деле конкурсы по закупкам проводятся с такими условиями, что победить может только одна компания, существует система “откатов”, которая совершенствуется параллельно принятию законов по борьбе с коррупцией, общественное обсуждение закупок практически не работает из-за неактивной гражданской позиции общества. Все это приводит к тому, что представители малого предпринимательства не очень активно участвуют в государственных закупках. По нашему мнению, коррупцию не так просто победить. Там, где есть человек-всегда будет место этому явлению. Вероятно, здесь необходимо подходить не только со стороны государственного контроля, но и гражданского-общественное порицание данного деяния и неприятие его обществом. Санкции Санкции продолжают оказывать давление на российский бизнес в целом. Около 37 % представителей малого бизнеса отмечают негативное влияние санкций, 57,6 % считают, что санкции не оказывают влияния на их бизнес [4] Это связано с тем, что малый бизнес в отличии от среднего не так интегрирован в мировую экономику. Запрет на ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции против нашей страны, продлили на весь 2019 год. Первоначально контрсанкции распространялись на США, Европейский союз, Канаду, Австралию и Норвегию. Позже добавилась Украина. Эмбарго также распространяется на Албанию, Черногорию, Исландию и Лихтенштейн [3]. Программа импортозамещения была призвана с одной стороны восполнить образовавшуюся нехватку товаров для потребителя, с другой- тем самым обеспечить малый бизнес заказами на такой товар, т. е. способствовать его росту. В реальности из-за того, что под санкциями оказались ряд крупнейших банков России, это привело к росту ставок по кредитам (до 25 %), которые стали вновь неподъемными для бизнеса. В итоге качество импортозамещенного товара не соответствует его отпускной цене для потребителя. Товар оказывается слишком дорогим для такого уровня качества. По нашему мнению, здесь ответственность лежит и на предпринимателях, и на государстве. Первые не всегда поставляют действительно качественную продукцию, но при этом выставляют завышенный ценник мотивируя это тем, что государство каждый год повышает различные платежи, а вторые, в свою очередь, продолжают политику по усилению санкции, особо не задумываясь о последствиях для экономического климата в стране. Ни та ни другая сторона не могут договориться в итоге страдает самое слабое звено-потребитель. Подводя итоги заметим, что проблемы малого предпринимательства повторяются из года в год. Это все больше напоминает замкнутый круг — одни проблемы становятся источником для других, т. к. они не решаются. Круг, по нашему мнению, может быть разорван, если будет формироваться здоровое деловое общество в стране. Сейчас бизнес сообщество разрозненно и нет единой движущей силы. Малые предприниматели всех регионов должны взаимодействовать, помогать друг другу в решении бизнес-вопросов, принимать активное участие в разработке и продвижении законов, направленных на рост бизнеса и улучшение экономического климата в России. Не стоит рассчитывать только на государственные программы для развития бизнеса, необходимо самим строить бизнес-сообщество в стране, к которому государство вынужденно будет прислушиваться и проводить соответствующие реформы. Литература: Адамчук О. Госзакупки закроются для малого бизнеса // Ведомости, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/04/27/768041-goszakupki-malogo-biznesa Берман Б., Эванс Д. Р. Розничная торговля: стратегический подход: Пер. с англ. Т. В. Клекоты и др. — 8-е изд. — М.: Вильямс, 2003. — 1184 c. Гайва Е., Кривошапко Ю. Январь. Законы вступили в силу//Российская газета, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2019/01/08/chto-izmenitsia-v-zhizni-rossiian-v-pervyj-mesiac-2019-goda.html Каледина А. Малый бизнес полагается только на себя //Известия, электронная газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/news/645153 Литова Е., Пашутинска Е., Перемитин Г. Кредитование малого и среднего бизнеса выросло впервые с 2013 года//РБК, электронная версия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/04/04/2018/5ac365be9a794702896c9f29 Погодин К. Кейтеринг: 20 лет в России. Истории успеха. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 153 с. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями)// Портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70940868/ Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2007. — 495 с. Силуанов: доля малого и среднего бизнеса в экономике России составит 23 % в 2019 году// ТАСС, информационное агентство. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6304 Счетная палата: доля малого бизнеса в ВВП РФ может не вырасти до 40 % к 2024 году//Вести.Экономика, сетевое издание. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/107684 Тимашова Н. Ремесло в Сети //Известия, электронная газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/782214/natalia-timashova/remeslo-v-seti Федеральный закон N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/083f22d0158bada73e7c5c86ecafb0a0171925f1/ Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 03.08.2018 N 303-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/ ФНС: число проверок предпринимателей в РФ 2018 году снизилось на 30 %//Вести. Экономика, сетевое издание. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/109017

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Абазьева, М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России / М. П. Абазьева. — Текст: непосредственный, электронный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3 (19). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/126/4124/ (дата обращен
России.ассмотрены возможные вариантырешенияпроблем.Клюпма экономике России в 2019 году составит 23 %. Такие цифры озон Силанов на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства 16 января 2019 года [9]. В 2018 году доля малого предпринимательства в ВВП(валовый внутренний продукт) достигала 20 %, а к 2024 году планируется увеличить до 34 %. Предприниматель — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства [8]. Какой бизнес в России относится к малому предпринимательству? Согласно ФЗ (федеральному закону) № 209-ФЗ от 24.07.2007 в микро предприятиях должны работать до 15 человек, в малых — до 100; выручка должна составлять 120 млн и 800 млн соответственно. По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот показатель равен 60 %, в США-50 %, в Австрии-44 %, Казахстане и Бразилии-30.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: