Эмблематика литургических цветов в трактате Дж.Лотарио (папы Иннокентия III) «О святом таинстве алтаря»




А.А.Ткаченко

Социокультурные функции цвета представляют собой одну из наименее разработанных проблем как в социальной культурологии, так и в исторической антропологии. Вместе с тем, практически в каждой культуре можно выявить стремление к формированию символически упорядоченного мира. Поскольку объекты видимого мира обладают атрибутом цвета, цветовые различия выступают удобным средством для классификации. Однако в один цветовой класс всегда попадает бесконечное многообразие вещей. Поэтому любые социальные метафоры цвета потенциально многозначны. Даже когда цвет явно имеет символическое значение, мы не можем быть до конца уверены, что интерпретируем его правильно. В каждом случае необходимо знать контекст и учитывать традицию.

В этом отношении исследование хроматической реальности Средневековья является наиболее перспективным. Культурные установки этой эпохи позволяют абстрагироваться от психофизиологического восприятия цвета и рассматривать его как символическую сущность. Набор цветов достаточно ограничен, а их оттенки не играют никакой роли. Но даже при небольшом количестве основных цветов, в пределах одной макро-группы со строгой вертикальной системой иерархических связей и на протяжении ограниченного периода времени наблюдается бессистемность, граничащая с хаосом. Точнее сказать, для современного исследователя попытка систематизации может показаться бессмысленной на фоне разнообразного фактического материала.

Поэтому в качестве объекта изучения нами избрана только одна, но чрезвычайно значимая сторона жизни средневекового общества — церковное богослужение. Хотя исследования ученых-литургистов XX в., в частности, кропотливое изучение рукописной традиции, выявили потрясающую вариативность и локальное разнообразие средневекового богослужения, в настоящей статье основное внимание уделено не столько феноменологии литургических цветов, сколько причинам появления их классификации и способу ее функционирования.

Первое систематическое описание литургических цветов приводится в трактате «О святом таинстве алтаря»1 Джованни Лотарио Конти, графа Сеньи, будущего папы Иннокентия III (1198–16.7.1216). Этот папа — одна из самых выдающихся фигур на престоле св. Петра. Помимо небывалого укрепления авторитета и власти римского понтифика, на его счету множество преобразований в различных областях, активная внешняя и внутренняя политика. Он санкционировал IV Крестовый поход, закончившийся разграблением Константинополя (за что он сам отлучил всех его участников) и распадом Византийской империи, положившим конец надеждам на преодоление Схизмы между Западом и Востоком. При нем началась активная борьба с ересью альбигойцев, закончившаяся крестовым походом в земли Прованса. Иннокентий III первым из пап поддержал нищенствующие монашеские ордены, прежде считавшиеся опасными для Церкви. Он учредил и поддерживал Парижский университет. Созванный при нем в 1215 г. IV Латеранский Собор официально утвердил догматическое учение о пресуществлении (транссубстанциации) Даров в таинстве Евхаристии. В период его понтификата был издан новый Понтификал и сформирован классический вариант римского Бревиария.

Сочинение «О святом таинстве алтаря»2 (в 6 книгах) написано им в 1195–1197 гг., когда он был еще кардиналом-диаконом. Сам трактат посвящен не цветам, а последовательному истолкованию мессы. Но, поскольку служба начинается с облачения священнослужителей, вопросу о должном цвете их одеяний также уделяется внимание.

Чтобы понять причины появления и значимость трактата (перевод основной главы о литургических цветах публикуется в Приложении) для последующей традиции, необходимо рассмотреть предысторию и контекст, в котором он был написан.

Хорошо известно, что на протяжении первого тысячелетия христианской истории литургические цвета особым разнообразием не отличались3. С одной стороны, периоды литургического года, система постов и праздников, находились еще в стадии формирования. С другой, существование Церкви в языческом окружении способствовало культивированию антихроматических воззрений, осуждавших стремление к разнообразию цветов как суетное и греховное.

Единственным допустимым и присутствующим в богослужении в обязательном порядке, начиная с III в., являлся белый цвет. В первую очередь, его предписывалось носить во время больших праздников и на Пасху. С V–VI вв. черным цветом начинают выделяться периоды поста.

Рассуждения о связи цветов с сезонами или временами года встречаются уже в эпоху Ранней Римской империи. Так, Тертуллиан, один из наиболее известных раннехристианских писателей, в сочинении «О зрелищах» (ок. 198–206 гг.), говоря об эмблематике цирковых партий, со свойственным ему ригоризмом характеризовал цвета, в которые одеваются возницы и болельщики, как идолопоклоннические, поскольку они посвящены языческим богам, или, точнее, «мировым стихиям». Прослеживая их историю, Тертуллиан отмечал, что изначально использовалось лишь два цвета — белый и красный: «Белый был посвящен зиме, из-за белизны снега, а красный — лету, из-за красноты солнца»; позже к ним добавились зеленый, означающий землю и весну, и голубой, означающий небо, море и осень4.

Примеры ассоциирования цвета с христианскими реалиями встречаются у авторов IV–V вв. Например, свт. Амвросий Медиоланский отмечал, что фиолетовый цвет характеризует исповедников, красный — мучеников, а белый — дев5. Однако каких-либо свидетельств о том, что такая классификация применялась в литургической практике, до конца первого тысячелетия не известно.

В символических толкованиях мессы, которые стали появляться, начиная с эпохи Каролингов, указания на цвета облачений отсутствуют. Хотя экзегеты этого времени пытались истолковать аллегорически или исторически упоминания различных цветов в текстах Священного Писания, на богослужении их усилия никак не отражались. Вместе с тем, авторы этого времени свидетельствуют о черных или серых (fuscus) облачениях для литаний и Великой пятницы (например, Псевдо-Алкуин). В послании Теодомера, аббата Монтекассино (778–797), говорится, что за 14 дней до Пасхи цвет облачения алтаря меняется на черный6. Красные облачения на праздник Входа Господня в Иерусалим фигурируют уже в гимнах Теодульфа Орлеанского (†821)7. В одной рукописи из Жамблу (1092) на праздник св. ап. Петра предписывается голубой (iacintinum) цвет облачений алтаря8. Целый комплект цветов выявляется среди подарков аббату монастыря Кройленд Эгельрику II (984–994): упоминаются белые, красные, зеленые и черные облачения9.

Интерес к цвету резко возрастает в XII в. Достаточно упомянуть труды Хильдегарды Бингенской (1098–1179), переполненные цветовыми аллегориями10. Аллегорическое и мистическое значение отдельных облачений и их цветов указывает в своем «Сакраментарии»11 Гонорий Августодунский (†1145–1152)12. Но он, очевидно, стоит ближе к традиции физиологов и лапидариев, не касаясь литургической стороны вопроса. Так, в 29-й главе «Об одеяниях пресвитера» Гонорий пишет следующее: «Зверь пантера имеет семь цветов: черный, белый, серый, желтый, зеленый, небесный, красный…» Под пантерой подразумевается пресвитер, который имеет семь облачений и семь добродетелей. Черный цвет — смирение, белый — непорочность, серый — способность различения, желтый — мудрость, зеленый — вера, небесный — надежда, красный — любовь»13. Ни указанное им число цветов, ни выявление их связи с различными добродетелями не соотносятся ни с современной Гонорию с литургической практикой, ни с последующей традицией.

Отсутствие систематических изложений отнюдь не говорит о том, что литургия до XII в. была одно- или двуцветной. О реальном положении дел можно судить как на основании иконографических материалов, которые для этого периода немногочисленны и фрагментарны, так и из ряда нарративных источников.

Самые ранние примеры письменной фиксации употребления различных цветов в литургических облачениях встречаются в так называемых Ordines Romani (букв. «римские чины») — богослужебных указаниях для отдельных праздников или периодов литургического года. Самые ранние из них датируются VII–VIII вв. и отражают как особенности богослужения Римской Курии, так и галликанскую традицию.

Связь цвета облачений с периодами литургического года впервые встречается в собрании Ordines, сохранившемся в единственной рукописи (Paris. Bibl. Nat. lat. 974, IX в.) из аббатства Сент-Аман (Сев. Франция). Оригинал, судя по языку и другим признакам, появился между 770 и 790 гг., видимо, в связи с литургическими преобразованиями при Каролингах. В частности, в Ordo XXI14 предписывается ношение темных облачений во время Литаний 25 апреля, а в Ordo XX15 — черных во время процессии на праздник Пурификации Девы Марии16 (2 февраля).

Другая группа источников — монастырские Consuetudines, то есть уставы, описывающие разные аспекты монашеской жизни, и, в том числе, богослужение. Их расцвет приходится на период X–XII вв. В отличие от Ordines Romani, их место происхождения и регион распространения определяются очень четко: это крупные монастыри (Флёри, Фульда, Клюни, Санкт-Эммерам, Санкт-Галлен, Монтекассино, Кентербери), создававшие вокруг себя зоны влияния.

Самая обширная группа — это Ординарии кафедральных и монастырских церквей. Они появились в XI–XII вв. и просуществовали до позднего Средневековья. Ординарии в большей мере, чем Consuetudines сосредоточены на литургических вопросах. Кроме того, они описывают обряды с точки зрения священно- и церковнослужителей, а не общины. Именно Ординарии играли кодифицирующую и унифицирующую роль в литургической жизни отдельных местностей (прежде всего, в диоцезах) средневековой Европы.

Ни одна из перечисленных групп источников не позволяет составить полное представление о литургических цветах. В любом случае получается очень дробная картина (в лучших традициях Средневековья).

Например, в некоторых памятниках говорится только о ношении пурпурных облачений в большие праздники17. В других приводятся цвета облачений только для времени от Адвента18 до Пятидесятницы, так что оставшаяся часть литургического года и памяти святых (Sanctorale) остаются вне поля зрения19. В третьих основное внимание уделяется только дням памяти местночтимых святых20. Среди наиболее интересных памятников можно назвать Ординарий кафедрального собора Магдебурга (копия XVI в., но отражает период XIII–XV вв.), в котором описываются не только цвета облачений священнослужителей для каждой мессы в течение года, но и цвета облачений алтаря и хоругвей21.

Кроме белого и черного цветов22, в течение IX–XII вв. входят в употребление золотой и серебряный. Согласно клюнийским Consuetudines, они назначаются для праздников Рождества Христова и Пятидесятницы23.

До XIII в., действительно, сложно говорить о каком-либо единстве в отношении цветовой символики. Например, на праздник Рождества Христова по одним памятникам полагалось облачаться в белое (мон-рь Флёри)24, по другим — в красное (мон-рь Бек)25, по третьим — в золотое (мон-рь Фруттуариа)26. Хотя в Великую пятницу большинство источников X–XII вв. предписывают носить черное27, встречаются примеры указания иных цветов — красного (мон-рь Флёри)28, что, в общем, естественно в связи со Страстями, и желтого (мон-рь в Лане)29, что не объяснимо и не имеет аналогов.

Возвращаясь к трактату Иннокентия, следует отметить, что он многое заимствовал у своих предшественников, в частности, у Руперта Дойцского (†1129/1130)30. При этом параллелей к главе о цветах пока не найдено. В некоторых местах можно усмотреть влияние трудов вышеупомянутого Гонория Августодунского. Например, когда Иннокентий сопоставляет с различными добродетелями четыре цвета (пурпур, виссон, гиацинт и червленый (или кошениль — лат. coccum)), он использует облачения ветхозаветных Первосвященников. Пурпур, по определению Иннокентия, означает царское достоинство епископской власти, которая «должна шествовать царским путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево, дабы не связывать достойных и не разрешать недостойных». Белизна виссона означает добрую славу, гиацинт «небесного цвета» — чистую совесть, а кошениль — огонь, воспламеняющий сердца и сожигающий грехи.

В основной главе о литургических цветах Иннокентий указывает иной набор — белый, красный, черный, зеленый. Объяснить это противоречие можно только тем, что Иннокентий опирался на римскую практику (в начале главы он заявляет о том, что будет говорить о цветах облачений, принятых в Римской Церкви). Но определить, где именно пролегает граница между его собственными размышлениями над тем, какой цвет подходит для данного праздника, и устойчивой традицией невозможно.

С одной стороны, для всех последующих поколений трактат «О святом таинстве алтаря» служил наилучшей репрезентацией обычаев Рима. Например, согласно Ординарию Эксетера 1337 г., употреблять цвета, указанные Иннокентием, — значит облачаться «juxta morem curie Romane»31.

С другой, он в некоторых случаях явно стремится отмежеваться от практики Римской Курии (см. в переводе о празднике Всех святых) или, по крайней мере, пытается ее скорректировать. Заметно, что Иннокентий, зная о вариативности практики и ее диахронном развитии (см. о празднике Вифлеемских младенцев), пытается отыскать в каждом случае некое правильное или, лучше сказать, универсальное решение, в основании которого лежал бы больший авторитет, чем тот, которым пользуется Рим, то есть Священное Писание.

Что касается объяснений, которые Иннокентий приводит для каждого цвета, то он, скорее, просто компилирует и обобщает информацию. Такие же объяснения встречаются, например, в Ординарии кафедрального собора Магдебурга32. Белый цвет облачений на праздник Богоявления символизирует свет звезды, которая вела волхвов33. На Пасху его носят в связи с явлением ангелов женам-мироносицам34. Красный цвет на Пятидесятницу должен напоминать явление языков огня апостолам (ср. Деян 2. 3)35. Однако в Ординарии встречаются и более изощренные аллегорические толкования. Так, период Адвента проходит в черных облачениях, так как означает время «под Законом»36, а канун Рождества Христова в фиолетовом или синем, поскольку язычники и иудеи к тому времени еще не узрели Света Истины37. Последовательная смена цветов (черный — пурпурный или красный — белый) указывает на «три времени мира» — время господства естественного закона, затем — Закона Моисеева, и, наконец, благодати38.

Хотя предложенная в сочинении Иннокентия схема цветов применяется уже в Ordo Romanus XIII (Caeremoniale Romanum), изданном по распоряжению папы Григория X (1271–1276), заметны и явные отступления от нее. Например, Ordo предписывает носить фиолетовый в период Адвента вместо черного, указанного Иннокентием39. О цветах праздника Входа Господня в Иерусалим в этом памятнике говорится, что «Gallicana rubeis utatur vestibus, Romana tamen violaciis utitur»40.

Интересно, что цвета облачений, хранившихся, согласно Инвентарю, в папской сокровищнице в период «Авиньонского пленения» (1309–1378), абсолютно не соответствуют канону Иннокентия. Упоминаются «разноцветный» (diversorum colorum), «синеватый» (lividus), «огненный» (ardens), «розоватый»41, «красно-зеленый» и «красно-белый»42, в большом количестве «золотой»43. «Синий» (indicus, indeus)44 часто предстает аналогом «черного» или «фиолетового»45, однако были бы ошибкой однозначно причислить его к траурно-покаянным цветам, так как он иногда называется «azurinus» или «celestinus»46.

Смешение «черного», «фиолетового» и «синего» происходит только в Ordo XV Петра Амелия (†1389): «modernis temporibus Romana Ecclesia istis tribus utitur quasi pro uno colore»47. Вариативность прослеживается и в отношении других цветов. Например, на Вход Господень в Иерусалим можно облачаться как в фиолетовый, так и в зеленый48. Согласно дневнику папского церемониймейстера Иоанна Бурхарда (1493–1506), папа Бонифаций VIII на этот праздник носил облачения черно-зеленого цвета49. Он также сообщает о ношении другим папой, Александром VI, белого цвета вместо фиолетового во время покаянных процессий50, красного с золотым вместо белого на праздник Богоявления51 и т.п.

В упоминавшемся эксетерском Ординарии, непосредственно санкционировалось употребление разных цветов, а право выбора оставлялось за местными властями: «Если же случайно окажутся в наличии какие-либо иные облачения разных и неопределенных цветов, по суждению старейших, пусть будут в употреблении в соответствии с их красотой и ценностью, тогда как иные облачения должны сохраняться»52.

Современный Иннокентию Ординарий Премонстрантов игнорирует любые предписания относительно литургических цветов и, наоборот, велит носить одноцветные казулы (unius coloris)53. Правда, в следующей редакции этого памятника подобных предписаний уже нет54.

Канонизация литургических цветов произошла только после Тридентского Собора (1545–1547, 1551–1552, 1562–1563). Одна из глав трактата о правилах совершения служб суточного круга, мессы и таинств, который печатался во введении к соответствующим литургическим книгам, была посвящена цветам облачений (Rubricae generales Missalis. XVIII. De Coloribus Paramentorum). Она дает полное представление об официально утвержденных цветах, использовавшихся в Католической Церкви с начала XVII века и до реформ Ватиканского II Собора (1962–1965).

Согласно ей, основных цветов пять. Белый (albus) используется в Рождественский и Пасхальный периоды, в господские и богородичные праздники, праздники ангелов, Всех святых, и на памяти святых, кроме мучеников. Красный (ruber) — на праздники Крови Христовой, Святого Духа, Креста, апостолов и мучеников. Зеленый (viridis) — в воскресные и будние дни после праздников Богоявления и Пятидесятницы. Фиолетовый (violaceus) — в периоды постов, Семидесятницы55 и на бдениях (кроме праздников Вознесения и Пятидесятницы). Фиолетовый используется и на праздник Вифлеемских младенцев (28 декабря), кроме тех случаев, когда тот падает на воскресенье (тогда он заменяется на красный). Черный (niger) — в Великую пятницу и на заупокойных мессах. При служении вне Алтаря — вместо черного может использоваться фиолетовый. Розовый (color rosaceus), согласно Caerimoniale Episcoporum, используется в кафедральных соборах вместо фиолетового в 3-е Воскресение Адвента (Gaudete) и Преполовение Поста (Laetare) (в связи с обычаем благословлять золотые розы для королевских особ). Белый может заменяться серебряным, а красный и зеленый — золотым.

Таким образом, трактат папы Иннокентия III действительно явился важной вехой в истории формирования системы литургических цветов. Конечно, допустимо возражение, что влияние этого сочинения на современную ему литургическую практику было весьма ограниченным, однако его появление, все же, стало важным симптомом происходящих изменений. Так или иначе, трактат оказался первым шагом на пути к унификации внешних форм богослужения, завершившейся только после Тридентского Собора.

Среди характерных черт хроматической концепции Иннокентия следует отметить отсутствие иерархического построения цветов. Стремление к достоверности и практической целесообразности в его трактате проявляются сильнее.

Не следует также забывать, что сочинение Иннокентия было значимым не только для внутрицерковной жизни. Ведь Церковь в Средние века являлась самой авторитетной инстанцией в деле формирования культурных традиций. Поэтому трактат Иннокентия мог способствовать созданию стереотипного восприятия цвета и в других социальных группах. Не случайно время его составления совпадает с периодом геральдизации знати. Видимо, в ту эпоху все сословия, а не только milites или nobiles, оказались заинтересованными в эмблематизации своей социальной деятельности, поскольку само наличие особой цветовой атрибуции маркировало социальную значимость индивида и резервировало для него место в эмблематическом пространстве средневекового универсума56.

Приложение

Дж.Лотарио (Иннокентий III). О святом таинстве алтаря (фрагмент) 57

(перевод А.А.Ткаченко)

[…] Глава LXV. О четырех основных цветах,

по которым должны различаться облачения

в соответствии со своеобразием дней.

Существует четыре основных цвета, по которым Римская Церковь, в соответствии со своеобразием дней, различает священные одеяния, — белый (albus), красный (rubeus), черный (niger) и зеленый (viridis). Ибо сказано, что и в законных58 одеяниях было четыре цвета: виссон и пурпур, гиацинт и червленый59.

В белые одежды облачаются на праздники исповедников и дев, в красные — на праздники апостолов и мучеников. Поэтому говорит невеста в Песни песней: «Возлюбленный мой бел (candidus) и румян (rubicundus), лучше десяти тысяч других»60.

В белые — на [праздники] исповедников и мучеников, в «румяных» — на [праздники] мучеников и апостолов. Те и другие суть цветы роз и лилии долин. Посему, белые одеяния следует использовать на праздники исповедников и дев по причине их чистоты и непорочности. Ведь белы становятся назореи Его и ходят с ним всегда в белом. Девы же потому, что таковы и есть, и следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел61.

Думаю, что по этой причине белые [облачения] должны использоваться и в следующие праздники: а именно, на праздники ангелов, о сиянии которых Господь говорит Люциферу: «Где ты был, когда прославляли Меня утренние звезды»62.

[Белые облачения носят] на Рождество Спасителя и Предтечи, поскольку и Тот, и другой родились чистыми, то есть не имея первородного греха. Взошел же Господь на облако легкое, то есть воспринял плоть, свободную от греха, и вошел в Египет63, то есть пришел в мир, почему и ангел говорит Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»64. Иоанн же, хотя и был зачат во грехе, однако был освящен в утробе, по тому пророчеству: «Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя»65. Ведь и ангел говорит Захарии: «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей»66.

На Богоявление [белые облачения носят] из-за блеска звезды, которая вела волхвов, по тому пророчеству: «И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию»67.

На [праздник] Сретения — из-за чистоты Девы, которая по песни Симеона принесла «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»68.

На Трапезу Господню69 — в связи с приготовлением мvра, которое освящается для очищения души. Ведь и евангельское чтение в этот праздник особенно рекомендует чистоту: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь»70, и еще: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною»71.

На [праздник] Воскресения — из-за ангела, свидетеля и провозвестника воскресения, который явился облеченным в белую одежду72; о котором говорит Матфей, что вид его был, как молния и одежда его бела, как снег73.

На [праздник] Вознесения из-за белого облака, на котором Христос вознесся. Ведь «предстали им два мужа в белой одежде», которые «и сказали: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» и т.д.74

Не праздности ради надо отметить, чтобы и при посвящении во епископа такие же облачения использовались, а посвящающими и служителями (ведь посвящаемым всегда используются белые) — те [облачения], которые соответствуют дню; однако при освящении церкви всегда должны использоваться белые, сколько бы дней ни праздновалось освящение. Поскольку на посвящение во епископа поется месса дня, а на освящение базилики — месса освящения. Ведь и Церковь именем девы нарицается по сказанному Апостолом: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою»75. О чем Жених говорит в Песни: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе. Со мною с Ливана невеста! Со мною иди с Ливана!»76.

Красные же одеяния должны использоваться на праздники апостолов и мучеников из-за страдальческой крови, которую они пролили за Христа. Ведь они — те, «которые пришли от великой скорби; омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца»77.

[Красные облачения полагаются и] на праздник Креста, на котором Христос за нас пролил Свою Кровь; отчего и пророк [говорит]: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?»78. Или пусть лучше на праздник Креста используется белое, так как не Страстей праздник, а Обретения или Воздвижения.

[Также красные] на Пятидесятницу из-за горения Духа Святого, Который на апостолов сошел в огненных языках. Ведь «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них»79. Отчего и пророк [говорит]: «Послал Он огонь в кости мои»80.

Пусть же на Мученичество Петра и Павла используются красные, а на Обращение81 и Кафедру82 — белые.

Хотя на Рождество Иоанна [Предтечи] принято использовать белые [облачения], на Усекновение [главы] его должны использоваться красные.

Когда же празднуется праздник того, кто равно и мученик и девственник, мученичество ставится выше девства, так как является знаком более совершенной любви, в согласии с тем, что говорит Истина: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»83. Поэтому и на поминовение Всех святых, конечно, красные одеяния используют, но другие [носят], подобно Римской курии, белые; так как не столько по этой [причине84] Церковь объявляет торжество, а по той, что святые, согласно Откровению Иоанна [Богослова], стояли «перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих»85.

Черные (nigris) же одеяния должны использоваться в день скорби и поста, из-за грехов и [памяти об] умерших86.

От Адвента, разумеется, и вплоть до кануна Рождества (Natalis vigiliam) и от Семидесятницы (Septuagesima) и до Субботы Пасхи. Ибо невеста говорит в Песни песней: «Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня»87.

На праздник же [Вифлеемских] младенцев (Innocentum) —, конечно, черные; [однако] другие настаивают, что должны использоваться красные облачения (rubeis). Первые — из-за скорби, так как «голос слышен в Раме и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет»88. Ведь из-за этого и радостные песни (cantica lætitiae) отменяются и не носят митру с шелковым покрывалом, расшитым золотом (aurifrigio). Вторые [т.е. красные облачения] — по причине [их] мученичества, о чем особенно вспоминая, Церковь говорит: «Под престолом Божиим святые восклицали: Отмсти за кровь нашу, которая пролита, Боже наш»89. Следовательно, из-за той скорби, которая отмечается умолканием радостных песней, и митра носится непокрытой, а красные облачения используются из-за мученичества. Ныне же мы используем фиолетовые [облачения], как на «Веселися, Иерусалиме» (Lætare), [когда] из-за радости, которую символизирует золотая роза, Римский понтифик носит митру с покрывалом, а из-за воздержания — черные [облачения], но вернее использовать фиолетовые одеяния.

Остается, следовательно, то, во что [облачаются] в будние дни (in diebus ferialibus) и общие памяти (communibus): пусть используются зеленые (viridibus) облачения, так как зеленый цвет является средним между белизной (albedinem), чернотой (nigredinem) и краснотой (ruborem). Этот цвет подразумевается, когда говорится: «Киперы с нардами, нард и шафран»90.

С этими [цветами] соотносятся четыре других. С красным цветом (rubeum) — алый (coccineus), с черным (nigrum) — фиолетовый (violaceus), с зеленым (viridem) — желтый (croceus). Хотя никоим образом не относятся розы к мученикам, шафран (crocum) к исповедникам, а лилии к девам. […]

1 PL. 217. Col. 799ff.

2 Из новейших работ см.: Ypenga A. Innocent III's De missarum mysteriis Reconsidered: A Case Study on the Allegorical Interpretation of Liturgy // Innocenzo III — Urbs et Orbis: Atti del Congresso Internazionale Roma, 9–15 settembre 1998 / a cura di Andrea Sommerlechner (Istituto storico Italiano per il medio evo). Roma, 2003. (Nuovi studi storici, 55; Miscellanea della Società Romana di storia patria, 44).Vol. 1. P. 323–339.

3 Классическая работа: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient nach Ursprung und Entwiklung: Verwendung und Symbolik. Freiburg, 1907. S. 728–760. Из недавних работ: Pastoureau M. Ordo Colorum: Notes sur la naissance des couleurs liturgiques // La Maison-Dieu: Revue de Pastorale Liturgique. 1989. Vol. 176. P. 54–66.

4 De spectaculis. 9 // CSEL. 20. P. 11.

5 Ambrosius. In Luc. 7. 131 // Analecta Bollandiana. 1963. Vol. 81. P. 31.

6 “operimus ea tegumentis lineis nigris”; см.: Hallinger K. Initia consuetudinis benedictinae. Siegburg, 1963. S. 129. (Corpus consuetudinum monasticarum; 1). Согласно Миссалу Леофрика (1075), этот обряд совершался в Великий четверг: Hope W.S.J., Atchley E.G.C.F. English Liturgical Colours. London, 1918. P. 222.

7 См.: Gräf H.J. Palmenweihe und Palmenprozession in der lateinische Liturgie. Siegburg, 1959. S. 91. (Veröffentlichungen des Missionspriesterseminars St. Augustin; 5).

8 Lehmann-Brockhaus O. Schriftquellen zur Kunstgeschichte des 11. und 12. Jahrhunderts für Deutschland, Lotharingen und Italien. Berlin, 1938. N. 2679.

9 Idem. Lateinische Schriftquellen zur Kunst in England, Wales und Schottland, vom Jahre 901 bis zum Jahre 1307. München, 1955–1960. N. 1159.

10 См.: Meier C. Die Bedeutung der Farben im Werk Hildegards von Bingen // Frühmittelalterliche Studien. 1972. Bd. 6. S. 245–355.

11 Этот тип литургической книги к тому времени уже был вытеснен другим — Миссалом и Понтификалом. Гонорий, видимо, употребляет это слово, исходя из его этимологии: лат. sacramentum — значит «тайна/таинство».

12 PL. 172. Col. 737–806.

13 Ibid. Сol. 763.

14 Ordo VI по изданию: Mabillon J. Complectens antiquos libros rituales sanctae Romanae Ecclesiae cum commentario praevio in Ordinem Romanum // Museum Italicum. Paris, 1689. Vol. 2. (репр.: PL. 87. Col. 851–1408).

15 Ibid. Ordo IX.

16 Сретение Господне в восточно-христианской традиции.

17 См.: Kurzeja A. Der älteste Liber Ordinarius der Trierer Domkirche. Münster in Westfalen, 1970. (LQF; 52).

18 Подготовительный период к празднованию Рождества Христова (25 декабря), начинающийся в день св. Мартина (11 ноября). В древней галло-испанской традиции — строго поста перед праздником Богоявления (6 января), «зеркальное отражение» Великого поста (Четыредесятницы).

19 См.: Farrenkopf E.K. Breviarium Eberhardi Cantoris. Münster in Westfalen, 1969. (LQF; 50).

20 См.: Brou L. The Monastic Ordinale of St. Vedast’s Abbey (Arras). Bedford, 1955–1957. 2 vols. (HBS; 86, 87).

21 См.: Kroos R. Niedersächsische Bildstickereien des Mittelalter. Berlin, 1970. S. 183ff.

22 Напр.: Albers B. Consuetudines monasticae. Montecassino, 1912. Bd. 5. S. 94.

23 См.: Albers B. Consuetudines monasticae. Stuttgart, Wien, 1900. Bd. 1. S. 10, 73.

24 Idem. Consuetudines monasticae. Montecassino, 1912. Bd. 5. S. 173.

25 Dickson M.P. Consuetudines Beccenses. Sieburg, 1967. S. 14. (Corpus consuetudinum monasticarum; 4).

26 Albers B. Consuetudines monasticae. Montecassino, 1911. Bd. 45. S. 23.

27 Монтекассино: Leuterman Th. Ordo Casinensis hebdomadae maioris. Montecassino, 1941. P. 109. (Miscellanea Cassinense; 20); Полироне: van Dijk S.A. The Customary of St. Benedict’s of Polirone // Miscellanea liturgica in honorem L. Cuniberti Mohlberg. Rome, 1948. Vol. 2. P. 456. (BEL; 22); Рим (Ординарий ц. Сан-Джованни-ин-Латерано, 1145 г.): Fischer L. Bernhardi ordo officiorum ecclesiae Lateranensis. München, Freising, 1916. S. 55. (HFQ; 2, 3); Йорк: Missale ad usum insignis ecclesiae Eboracensis / Ed. W.G.Henderson. London, 1872–1874. (Surtees Society; 59). Vol. 1. P. XX.

28 Albers B. Consuetudines monasticae. Montecassino, 1912. Bd. 5. S. 145.

29 Chevalier U. Ordinaires de l’église cathédrale de Laon. Paris, 1897. P. 113.

30 Liber de divinis officiis // PL. 170. Сol. 9–332.

31 Cм.: Dalton J.N. Ordinale Exoniense. London, 1909. (HBS; 37). Vol. 1. P. 12.

32 Kroos R. Niedersächsische Bildstickereien des Mittelalter. Berlin, 1970. S. 183ff.

33 Ibid. S. 184.

34 Ibid. S. 185.

35 Ibid.

36 Ibid. S. 184.

37 Ibid.

38 Ibid.

39 PL. 78. Col. 1114.

40 Ibid. Col. 1117.

41 Hoberg H. Die Inventar des päpstlichen Schatzes in Avignon. Vatican, 1944. (ST; 111). P. 187, 218, 288, 453.

42 Ibid. P. 439, 459, 514.

43 Ibid. P. 63ff., 92ff., 98, 191, 421ff., 436, 480ff.

44 Ibid. 119, 204, 210, 286, 288, 311, 315, 348, 358, 477ff., 525.

45 Ibid. 22, 170.

46 Ibid. 217, 421. Ср.: Pastoureau M. Bleu: histoire d’une couleur. Paris, 2000.

47 PL. 78. Col. 1288; ср. 1283, 1292, 1301, 1315, 1328.

48 Ibid. 1204.

49 Johannis Burchardi Diarium / Ed. L.Thuasne. Paris, 1883. Vol. 1. P. 143.

50 Ibid. Vol. 2. P. 252ff.

51 Ibid. Vol. 1. P. 442.

52 Dalton J.N. Ordinale Exoniense. London, 1909. Vol. 1. P. 14.

53 Lefèvre Pl.F. L’Ordinaire de Prémontré d’après des manuscripts du XIIe et du XIIIe siècles. Louvain, 1941. P. 6, 18.

54 См.: van Waefelghem M. Le “Liber Ordinarius” d’après un manuscript du XIIIe–XIVe siècles. Louvain, 1913. P. 28.

55 Подготовительный период перед началом Великого поста.

56 Более того, указанные тенденции приводили и к принудительная идентификации нек-рых групп. Так, например, согласно 68-му канону IV Латеранского Собора (1215), обозначением евреев с этого момента должен был служить желтый цвет, см.: Cutler A. Innocent III and the distinctive clothing of Jews and Muslims // Studies in medieval culture / Ed. J. Sommerfeldt. 1970. Vol. 3. P. 92–116; Warr C. De indumentis: The Importance of Religious Dress during the Papacy of Innocent III // Innocenzo III — Urbs et Orbis: Atti del Congresso Internazionale Roma, 9–15 settembre 1998 / a cura di Andrea Sommerlechner (Istituto storico Italiano per il medio evo). Roma, 2003. Vol. 1. P. 489–502.

57 PL. 217. Col. 779–802.

58 Т.е. ветхозаветных.

59 Ср. Исх 28. 15.

60 Песн 5. 5.

61 Откр 14. 4.

62 Иов 38. 7.

63 Ср. Ис 19. 2.

64 Лк 1. 35.

65 Иер 1. 5.

66 Лк 1. 15.

67 Ис 60. 3.

68 Лк 2. 32.

69 В Великий четверг, когда вспоминается Тайная вечеря и установление Евхаристии (Трапезы Господней).

70 Ин 13. 10.

71 Ин 13. 8.

72 Мк 16. 5.

73 Мф 28. 3.

74 Деян 1. 10–11.

75 2 Кор 11. 2.

76 Песн 4. 7–8.

77 Откр 7. 14.

78 Ис 63. 2.

79 Деян 2. 3.

80 Плач 1. 13.

81 Обращение св. ап. Павла празднуется 25 января.

82 Кафедра св. ап. Петра — 22 февраля. Праздник восходит к древнеримской традиции в день поминовения усопшего члена семьи оставлять для него свободное место за столом. В отношении ап. Петра, считающегося в католической традиции первым епископом г. Рима, свободный стул был истолкован как епископский трон (кафедра), а поминовение — как празднование возглавления им Римской Церкви.

83 Ин 15. 13.

84 Т.е. из-за мученичества.

85 Откр 7. 9.

86 Черный цвет выступает символом смерти, греховности и тьмы уже у раннехристианских авторов (Послание Варнавы. 4. 10; Ерм. Подобия. 9. 19. 1; 1 Клим 8. 3). Однако, например, сщмч. Киприан Карфагенский (О смертности. 20), наоборот, запрещает ношение черного в знак траура и рекомендует носить белое как символ небесного блаженства усопшего (см.: Rush A. C. The Colours of Red and Black in the Liturgy of the Dead // Kyriakon: Festschrift Johannes Quasten. / Hrsg. P.Granfield, J.A.Jungmann. Münster, 1970. Bd. 2. S. 698–708). Такую же позицию по этому вопросу занял II Ватиканский Собор (Конституция о священной литургии. 81 (1963 г.)).

87 Песн 1. 4–5.

88 Иер 31. 15.

89 Ср. Откр 6. 10.

90 Песн 4. 13–14.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: