Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ.. 5
1.1 Нормативно-правовая база налогообложения НДФЛ.. 5
1.2 Сущность налога на доходы физических лиц и его значение в экономике страны 10
2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СИТИСТРОЙ». 19
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия. 19
2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии. 23
3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ООО «СИТИСТРОЙ» ПО НДФЛ 29
3.1 Определение налоговой базы по НДФЛ.. 29
3.2 Особенности применения налогоплательщиком налоговых льгот. 31
3.3 Порядок исчисления и уплаты НДФЛ.. 33
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ООО «СТИСТРОЙ». 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 44
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления и развития рыночной экономики актуальной является система экономического поощрения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов, главным звеном которой являются налоги.
Налоги представляют собой один из важнейших финансовых инструментов экономической политики государства, являясь основным источником доходов государства. Именно за счет налоговых поступлений государство выполняет возложенные на него функции.
Налог на доходы физических лиц в соответствии со ст. 13 Налогового Кодекса РФ относится к федеральному налогу. Несмотря на то что НДФЛ - федеральный налог, этот платеж наиболее важен для региональных и местных бюджетов, поскольку согласно Бюджетному Кодексу РФ этот налог хотя и является федеральным налогом, но в итоге поступает в региональные и местные бюджеты. Таким образом, НДФЛ имеет огромное значение в социальном развитии нашей страны и повышении качества уровня жизни населения на местах.
|
Необходимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации доказана временем, т.к. за всю историю своего существования он показал себя как эффективный фискальный и регулирующий инструмент, являющийся важным элементом налоговой политики многих стран. Этот налог охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Он является формой изъятия части вновь созданной стоимости, распределяемой в пользу физических лиц.
Во вновь созданной налоговой системе Российской Федерации налог на доходы физических лиц занял место основного налога с физических лиц. Его устойчивость в российских условиях доказана двадцатилетним опытом взимания на территории Российской Федерации. Налоговые ставки, механизмы предоставления налоговых вычетов, а также другие элементы налога, заложенные в 1991 г., в дальнейшем изменялись. Все это диктовалось поиском оптимальной роли, которую должен играть налог на доходы физических лиц в социально-экономической ситуации в стране. С течением времени стало очевидно, что в России 90-х гг. данный налог не имеет такого фискального и регулирующего значения, какое он имел на Западе.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ), являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы как фискального, так и регулирующего характера, в полной мере не отвечает реалиям современности.
|
Объектом рассмотрения в курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью «СитиСтрой».
Предметом курсовой работы является порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц ООО «СитиСтрой».
Актуальность темы предопределяет цель курсовой работы –рассмотреть особенности расчета с бюджетом организации при выполнении обязанностей налогового агента по НДФЛ.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование и теоретическое обоснование исчисления НДФЛ;
- изучить порядок исчисления и уплаты НДФЛ;
- определить мероприятия по совершенствованию расчетов с бюджетом по НДФЛ.
Для решения поставленных задач планируется изучение нормативного законодательства РФ, научных трудов различных авторов, судебную практику, а также бухгалтерской финансовой отчетности ООО «СитиСтрой» за 2012-2014 годы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДФЛ
Нормативно-правовая база налогообложения НДФЛ
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Нормативно-правовой базой взимания налога на доходы физических лиц являются следующие нормативные акты:
|
1. Конституция РФ [1].
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоговый кодекс РФ, глава 23, статьи 207-233 [2, 3].
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются две категории физических лиц:
- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
- физические лица, которые не являются налоговыми резидентами России, но получают доходы от источников в Российской Федерации.
Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.
Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговым резидентом является физическое лицо, которое фактически находится на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
В рамках сложившейся практики применения главы 23 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода признаются:
- граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания;
- иностранные граждане:
а) получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство;
б) временно пребывающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке.
Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:
- фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году;
- следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;
- отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России.
Согласно положениям статьи 6.1 НК РФ, фактическое нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.
3. Федеральный закон от 25.11.2009 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
С 2010 г. доходом налогоплательщика в виде материальной выгоды признается не только выгода от приобретения ценных бумаг, но и от приобретения финансовых инструментов срочных сделок (пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ).
Налоговой базой является превышение рыночной стоимости ценных бумаг или финансовых инструментов над суммой фактических расходов на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ).
Изменениям подверглась ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, в которой сказано про налог на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Причем изменение сразу двойное: первая новая редакция данной статьи распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. и действующие до 1 января 2010 г. Сначала прокомментируем данную редакцию.
Кроме того, само определение финансовых инструментов срочных сделок не ограничивается словами «фьючерсные и опционные биржевые сделки», а ссылается на ст. 301 Налогового кодекса РФ, в которой дается расширенное определение срочных сделок в целях налогообложения прибыли организаций.
Также доход (убыток) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок должен определяться по каждой операции, указанной в п. 1 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Ранее такого жесткого требования к учету каждой операции с финансовыми инструментами не было.
С 2010 г. ст. 214.1 Налогового кодекса РФ полностью «перекроили». В целях применения НДФЛ из договоров, предусматривающих производные финансовые инструменты (ст. 51.4 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), исключили договоры, зависящие от статистических величин, от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участников договора, а также от непредвиденных обстоятельств.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 г № 229 –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, соборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».
Поправки, внесенные в Налоговый кодекс, были предопределены задачами, обозначенными в основных направлениях налоговой политики.
Из норм Налогового кодекса исключена обязанность Минфина по утверждению форм налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядка заполнения налоговых деклараций (новая редакция п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Указанные полномочия предоставлены ФНС в силу п. 7 ст. 80 НК РФ. С 01.01.2011 формы и порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются ФНС и лишь согласовываются с Минфином.
С 01.01.2011 возврат излишне удержанной суммы НДФЛ производится налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика в счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Установленный срок возврата налога - в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом указанного заявления. При этом налоговый агент обязан информировать налогоплательщиков о каждом факте излишнего удержания НДФЛ в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится непосредственно налоговым агентом исключительно в безналичной форме.
5. Приказ ФНС РФ от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/611. «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников» (с изменениями и дополнениями).
Данным нормативным актом утверждена новая форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ). Это обусловлено внесением изменений в НК РФ. Налоговые агенты представляют ее ежегодно не позднее 1 апреля.
Появилось дополнительное поле - признак. В нем проставляется цифра 1 или 2. Последняя - в случае, если справка подается, чтобы сообщить о невозможности удержать налог.
Ранее в разделе 4 отражались сведения только о стандартных вычетах, а также об одном из имущественных. Теперь приводятся также данные о социальном вычете в сумме взносов, уплаченных по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольного пенсионного страхования.
Установлен формат для передачи сведений о доходах физического лица в электронном виде.
Утверждены новые справочники кодов, используемые при заполнении справки.