Домузыкальные развивающие игры с детскими музыкальными инструментами. (Ложки).




Ни для кого не секрет, что все дети любят играть. Некоторые из них увлекаются настолько, что, взрослея, не оставляют подобных занятий, а порой даже и начинают делать это профессионально. Столь притягательным оказывается подчас взаимодействие с миром звучащих творений рук человеческих, именуемых музыкальными инструментами.

Часть из них прочно закрепилась в игровой практике дошколят и получила статус «детских». Детские музыкальные инструменты имеют отношение не только к музыкальному воспитанию ребенка. При грамотном применении они могут стать не менее эффективным средством решения многих актуальных задач развития дошкольников.

Так, например, освоение разнообразных приемов звукоизвлечения непременно окажет положительное воздействие на развитие моторики и координации движений исполнителей. А специально организованные ритмические игры с инструментами детского оркестра благотворно отразятся на совершенствовании слухового восприятия, внимания, памяти.

Включение же в инструментальную деятельность речевого сопровождения предоставит педагогам возможность решать также и задачи развития речевого дыхания, дикции, артикуляции, речедвигательной координации, а также формирования навыков интонационно-выразительной речи воспитанников.

Игры с детскими музыкальными инструментами, представленные в моем выступлении, помогут педагогам организовать процесс решения вышеописанных задач играючи и весело.

Ложки музыкальные

В качестве ударного музыкального инструмента всем нам знакомые ложки начали исполь-зоваться у древних славян. Восточные славяне употребляли всевозможные ударные инстру-менты в различных областях своей жизнедеятельности – в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и, конечно же, в качестве ритмического музыкального инструмента, со-провождающего пение или пляску.

Забавный факт – историки утверждают, что на славянских пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом любая утварь, способная издавать необходимые звуки. Но, несмотря на это, в народной традиции закрепились, приобрели устойчивую музыкальную функцию лишь самые достойные - ложки, коса и пила.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем выделяются среди обычных столовых деревянных ложек. Отличительной особенностью музыкальных является лишь то, что выделываются они из более твёрдых пород дерева, имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений.

Деревянные ложки как самый доступный простому люду музыкальный инструмент приобрели огромную популярность в народной музыкальной традиции славян. Каких-либо специальных записей, фиксирующих различные исполнительские приемы игры, ранее не существовало. Искусство исполнителя всецело зависело лишь от его фантазии или приемов, подсмотренных у других умельцев. Несмотря на это, игровой опыт, включающий в себя различные способы и приёмы игры на этом самобытном народном инструменте, накапливался и передавался из поколения в поколение.

Примечательно, что в наше время ложки, как инструмент, взяли на вооружение даже совершенно далекие от русской народной музыки коллективы. Например, их применяют американские фолк-певцы или музыканты, участвующие в шоу менестрелей. А в составе одной из наиболее популярных британских реггей-групп появился профессиональный музыкант-ложечник. Там же, в Британии, в композициях одной из арт-рок групп начали звучать электрические ложки – инструмент, снабженный устройством электрического усиления звука.

Как я уже упоминала, в нашей отечественной традиции игры на деревянных ложках существует множество приемов звукоизвлечения. Все они требуют определенного уровня развития не только ритмического чувства, но и моторики, а также координации движений. Необходимую для ложкарей ручную умелость и чувство ритма в дошкольном возрасте целесообразнее всего формировать в ритмических координационно-развивающих играх с ложками.

Вот пример одной из таких предмузыкальных игр под названием

СДЕЛАЕМ ВОТ ТАК.

Игроки с ложками сидят в одну линию. Водящий располагается перед ними.

Дети ритмично стучат ложками в соответствии с показом водящего.

Повторяют действие показанное водящим.

Тук, тук, туки-тук.

Деревянный слышен звук.

Тук, тук, туки-так.

Сделаем вот так!

 


 

 

Малышам педагог в роли водящего может предложить самые простые действия, детям постарше – более сложные. Старшие же дошкольники, имеющие достаточный опыт игры на ложках, уже сами могут сменять друг друга в роли водящего, используя для показа свои любимые приемы игры.

Кроме того, ритмический рисунок игры может так же варьироваться в зависимости от актуальных задач развития дошкольников. Он может состоять из одинаковых непрерывно повторяющихся ритмичных ударов и являться метроритмической основой речевого сопровождения. А может быть и более сложным, образованным из каких-либо эталонов ритмического рисунка.

А последнее предлагаемое водящим действие, следующее за призывом «сделаем вот так!», может быть абсолютно любым.

(Наиболее эффективными оказываются какие-нибудь шуточные задания, способные придать упражнению более игровой и непринужденный характер. Например, можно предложить показать рожки из черенков или ушки из черпаков. Или постараться подобно искусным циркачам удержать ложки, свободно лежащие на кончиках пальцев раскрытой ладони и т.п.)

 

Следующая игра поможет сформировать у детей как один из исполнительских приемов игры на ложках, так и получить дополнительное представление о темпе как средстве музыкальной выразительности.

Слон и мышь

Игроки сидят и держат в каждой руке по ложке, зажав полости черпаков в ладонях черенками вверх. Слон шагал, шагал, шагал. - ритмично ударяют черпаками ложек и слегка разводят руки в стороны,
А мышка бежала, бежала. - стучат одним черенком по другому,
Слон шагать уже устал. - ритмично ударяют черпаками ложек и слегка разводят руки в стороны,
А мышка бежать не устала. - стучат одним черенком по другому,
Слон встал, решил поспать. - дважды ударяют черпаками, - держат ложки перед собой,
А мышка бежала, бежала. - стучат одним черенком по другому,
Слон поспал, пошел опять. - держат ложки перед собой
дважды ударяют черпаками,
А мышка его догнала. - стучат одним черенком по другому, - складывают ложки таким образом, чтобы черпак одной касался черенка другой.


Еще один вариант предмузыкальной игры с ложками основывается на известной многим забаве,

Под названием ушки.

УШКИ

Стучать за маму, папу и прочих персонажей мы будем не в ладошки, как в оригинальной игре, а по ложкам. Только в заключительной части выполним традиционные, соответствующие тексту действия.

Ход игры: Дети с парой ложек в руках усаживаются в одну линию, водящий располагается перед ними. Каждые две строчки он предлагает детям новый прием игры на ложках, который повторяют все игроки.

Мама била, била, била, и все папе доложила!

Папа бил, бил, бил и все бабе доложил. –играют на ложках в соответствии с показом водящего.

Баба била, била, и все деду доложила.

Дед бил, бил, бил и все сестрам доложил.

Сестры били, били, били и все братьям доложили.

Братья били, били, били и в кадушку положили.- прячут ложки между коленок.

А в кадушке….(варианты продолжения)

- две лягушки. Закрывай скорее ушки! (Закрывают ладонями ушки).

-бегемот. Закрывай скорее рот. (Закрывают ладонями рот).

-жеребятки. Закрывай скорее пятки. (Закрывают ладонями пятки).

-блошки. Закрывай скорее ножки. (Накрывают руками ноги).

-были свечи. Закрывай скорее плечи. (Закрывают ладонями плечи).

С заключительными словами, которые при каждом повторе меняются, водящий пытается дотронуться до названой части детей прежде, чем они успеют ее спрятать.

Данная игра предназначена для закрепления уже имеющихся у детей навыков игры на ложках.

Новые исполнительские приемы отрабатывать с ее помощью не целесообразно, так как сам текст диктует достаточно быструю смену предлагаемых игрокам действий.

Этот процесс можно организовать по разному. Например, всем участникам расположиться по кругу и определить первого водящего, а также направление, в котором на каждые две строчки будет происходить смена водящих. Подобный конвейерный принцип организации процесса поможет вовлечь в игру всех, даже самых пассивных детей.

Отмечу еще раз, что представленные выше игры с ложками, носили предмузыкальный характер.

Подобные игры не только помогают в формировании необходимых для игры на музыкальных инструментах исполнительских навыков, совершенствуют моторику и координацию движений, но способствуют развитию рече-двигательной координации дошкольников. Кроме того, отсутствие музыкального сопровождения позволяет педагогу самостоятельно устанавливать необходимый, более удобный темп игры и выдерживать необходимые паузы.

Речевое же сопровождение, в свою очередь предоставляет дополнительную возможность поработать над развитием речевого голоса детей: речевым дыханием, дикцией, артикуляцией.

Навыками интонационно-выразительной речи т. п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: