Воспитатель: Савина О.Е.




Цель создания лаборатории:

ü Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, любознательности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Ø Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Ø Формирование навыков проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Ø Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Ø Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Ø Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Дата Совместная работа Самостоятельная работа Работа с родителями Развивающая среда Оборудование
С Е Н Т Я Б Р Ь 1.НОД «Весёлая лаборатория». Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные люди, познакомить с понятиями "наука", о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Словарная работа: лаборатория, наука, учёный, гипотеза, криосфера, учёный Ломоносов. 2.«Влияние состава почвы на жизнь растений». Цель: выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести в разных средах обитания, влияние света и влаги на прорастание семян и развитие проростков. 3.«Тайна дрожжей». Цель: выяснить работу дрожжей в тесте. Узнать, что такое дрожжи. Исследовать, как работают дрожжи Узнать, что помогает работе дрожжей. Определить, какой газ делает тесто воздушным. Понаблюдать, как дрожжи работают в тесте. Гипотеза: тесто становиться мягким и воздушным, если в него добавить дрожжи.   1.Ситуативный разговор «Живая и неживая природа» Цель: уточнить представления детей о признаках живого; развивать умение сравнивать живой и неживой объекты. 2. Д.игра «Почему грибы так называются?». Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов. 3.«Хватает ли света» Задачи: Выявить причину того, что в воде мало растений. Подвести детей к пониманию, что для роста растений необходим свет. (Свет через воду проходит плохо, поэтому в воде растений мало и растут они ближе к поверхности). 1.Папка-передвижка: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах». 2.Подобрать и познакомить ребенка с пословицами и поговорками об осени. 3.Составление схемы «Сбор грибов и ягод». 4.Предложить дома приготовить любой сок или овощное блюдо. 1.Предметы и приборы лаборатории. 2.Растения, семена. 3.Дрожжи, вода, термометры для воды. 4.иллюстрации по теме. 5.Картинки «Грибы». 6.Лампа, вода в емкости.
О К Т Я Б Р Ь 1.«Фильтрация воды. Как очистить воду». Цель: Познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов. Уточнить представления детей о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. 2.Эксперимент с обувными материалами «Какая обувь лучше?». Цель: уточнить представления детей о разных видах обуви и о ее характеристиках. Сравнить обувные материалы по прочности. 2.Наблюдение за одеждой людей, взрослые и дети надели теплые вещи. Спросить, с чем это связано. Закрепить названия теплой одежды. Настольно-печатная игра«Что сначала, что потом» Цель: закрепить последовательность одевания на прогулку. 1.Консультация для родителей «Маленький исследователь». 2. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору). 1. лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки) 2.кусочки натуральной кожи, кожзаменителя, джинсовой ткани, резины; ножницы, таблица для записи результатов. 3. Коллекция ткани. Лекала, линейки, карандаши, газеты, листы бумаги.
Н О Я Б Р Ь 1.«Что загрязняет воздух». опыт «Пламя загрязняет воду». Цель: Обобщить знания о воздухе и его свойствах; Формировать интерес к экспериментальной работе; Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; Развивать аналитическое мышление в ходе поисковой деятельности; Расширять знания об источниках загрязнения; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 2. «Учимся сравнивать: какая у зверей шерсть?» Цель: создать условия для участия детей в исследовательской деятельности, их творческого развития, закрепления, расширения и углубления полученных знаний о зверях. 3.«Увлекательные опыты со светом в лаборатории». Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца; понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета. 1.Опыт: «Волшебные дощечки» Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. 2.Опыт «Живые камни». Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. 3. Опытно-экспериментальная деятельность: Как определить вес предмета. Использование разных весов для измерения.   1.Консультация «Игровые технологии в экологическом воспитании». 2.Просмотреть и обсудить мультфильмы о животных; придумать загадки о животном, подобрать иллюстраций для группового альбома. 3.Мини- сообщения «Интересные факты о животных» 1.освежитель воздуха, слайды, что и как загрязняет воздух, 1 опыт: целлофановые пакеты (прозрачные); 2 опыт: свеча, спички, стекло.   2.Предметы и приборы для опытов 3.Камни разные. 3.Глобус, настольная лампа, фонарик, лист бумаги, прозрачный лист пластика; небольшое зеркало, черная бумага.
Д Е К А Б Р Ь 1.П-Ид «Тайны снега и льда». Цель: Продолжать знакомить детей с физическими с свойствами воды, снега и льда. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы. Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом. 2.«Снег для Деда Мороза». Задачи: - Способствовать закреплению у детей конкретных представлений о свойствах снега. - Активизировать и расширить словарный запас детей: бесцветный, хрупкий, рыхлый, непрозрачный. Познакомить детей с новым способом создания искусственного снега. - Развивать логическое мышление детей путем создания проблемных ситуаций и их решения - Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. 1.Игра-эксперимент «Изготовим бетон»- сформировать конкретные представления об изготовлении и свойствах бетона. 2. Исследовательская деятельность: «Что легче?».Цель: предложить при помощи весов сравнить вес двух одинаковых ёмкостей, одна из которых наполнена снегом, а другая песком. Обобщить и уточнить ответы Презентация «Детское экспериментирование в детском саду». Консультация для родителей «Играя, познаем природу». 1.Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав. 2.Оборудование для опытов: пластиковая посуда, ложки (металлические), целлофановые пакеты, соль, ножницы, палочки, поднос, вода, вата.  
Я Н В А Р Ь 1.«Необычное в обычном». Задачи: - учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование; - закрепление знаний детей о вулкане; - дать детям возможность почувствовать красоту природы через удивление. 2.«Магнит и магнетизм». Задачи: Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы. - Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком. - Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения. - Ввести в речь детей понятие «магнетизм». 1.Эксперимент “Чудо-причёска”. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.   2.Экспериментирование. «Вода двигает камни». Цель: Узнать, как замёрзшая вода двигает камни. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. 1.Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». 2.Создать дома условия для исследовательской деятельности детей (игры с водой, помощь в приготовлении обеда, выпечки). 1.макет вулкана, сода, моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы); морские камушки. 2. Предметы для экспериментирования. приборы для опытов. 3.Магниты, трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой. 1 большой поднос и 2. Лейка с водой, тазик, полиэтиленовый пакет, клипса, остро заточенные карандаши.
Ф Е В Р А Л Ь 1. “Почему рыбы не тонут и не всплывают на поверхность?” Задачи: - Расширить знания детей о рыбах. - Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Материалы: картинки с изображение рыб (щука, ёрш, окунь, пескарь), ёмкость с водой, камень, резиновый мячик, деревянные рыбки, удочки, ватман, покрашенный в голубой цвет с изображением речного дна, клей, клеёнка. 2.«Интересное рядом». Задачи: - развивать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание самим – - провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и исследования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, - - познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.     1. «Опыты с солью». Задачи: Показать, как можно использовать обычную соль в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с сверстниками. 2.«Отражение. Зеркало» Задачи: Познакомить детей с понятием «отражение», «тень». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей. Воспитывать наблюдательность, самостоятельность мышления, эмоционально – положительное отношение к занятиям экспериментированиям. Памятка «Домашняя лаборатория». Соль разного вида, вода, приборы – емкости.     Оборудование: зеркала различной формы и размера, картина, карточки для индивидуальной работы (по количеству детей, фольга, ложки, игрушки, ткань, бумага, карандаши.
М А Р Т «Тайны воздуха». Цель: - Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах; - Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования; - Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. - Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде. 2.«Бумага в нашей жизни». Задачи: - Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. - Развивать у детей внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. - Продолжать развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. 1.«Имеет ли воздух вес?». Цель: показать, что воздух имеет вес.   2.Танцующее конфетти. 1.Консультация для родителей «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно — экспериментальной деятельности». Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары). - прозрачная пластиковая коробочка с мелко нарезанной разноцветной бумагой.
А П Р Е Л Ь 1.Звездные часы ». Задачи: дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах, - пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия, - формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса, - Узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу. 2.«Плавающее перо». Задачи: Дать представление о строении водоплавающих и не водоплавающих птиц на примере домашних курицы и утки. Активизировать познавательно-исследовательский интерес, дать положительную мотивацию к деятельности по экспериментированию в дальнейшем. 1.«Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. 2.«Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.   Консультация для родителей: «Экспериментируйте с детьми дома». 2.Несколько советов по развитию поисково-исследовательской активности детей. 1.Оборудование: зонтик темного цвета, белый мелок. 2.Воронка Берлиза для почвенных паразитов 2.Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем
М А Й 1.«Что за стёкла в оптических приборах?» Задачи: - Посредством исследовательской деятельности познакомить детей с линзами, которые способны увеличивать и уменьшать предметы. - Рассказать об использовании линз в различных оптических приборах: в очках, подзорной трубе, в бинокле, микроскопе, телескопе. - Развивать у детей умение сравнить и обобщать, находить сходные признаки приборов, предметов. 2.«Опыты с растениями». Задачи: - Уточнять и расширять представления детей о цветах, их строении, местах произрастания. - Обогащать лексическую сторону речи умениям выражать мысли фразами, составленными из двух – трех предложений. – - Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта. 1.«Чудеса в микроскопе!». Цель: Организовать детское экспериментирование с микроскопом; Познакомить с понятием «клетка» и «клеточное строение» Обогащать детей новыми, интересными знаниями; Развивать любознательность, пытливость, терпение, умение доводить начатое до логического конца; 2. Рассматривание готовых образцов. Цель: Закреплять умение обращать внимание на структуру и цвет приготовленных для опыта образцов, сравнивать, делать выводы. 1.Памятка: «Что можно предложить ребенку рассмотреть в микроскоп?». 2.Памятка «Клетки лука под микроскопом». Как провести исследование — инструкция. 1.фрукты, овощи, вода, волос; микроскопы, лупы. 2.готовые образцы. 3.Растения, рассады, семена, емкости.
 

Литература:

ü Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2015.-333с.

ü Тугушева,Т.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Т.П.Тугушева, А.С.Чистякова.С-П.:2008. – 128с.

ü Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-320с.-(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)

Интернет – ресурсы:

https://naukaveselo.ru/eksperimenty

https://vslime.ru/25-nauchnyh-opytov-dlja-detej/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: